Бог управляет миром. Это очевидно!

Клухорский перевал

Клухорский перевал

Сегодня народ на авто часто переезжает Главный Кавказский хребет по М4 и никто не придает этому значения. А в годы освоения Кавказа каждый переход ознаменовывался салютом из ружей или пушек, у кого что было. Да и сейчас медленно передвигающиеся туристы не пропускают этого момента. Велосипедисты, кто поагрессивней, выпивают стопку имбировки, а миролюбивые съедают шоколадку на пятерых.

Седло Клухорского перевала


Поскольку я люблю пересекать ГКХ в разных направлениях, то заинтересовалась темой дорог, которыми пользовались народы, жившие прежде нас. Последние годы внимание туристов Кавказа приковано к Клухорскому перевалу, который постоянно обещают открыть. Ведь здорово было бы пройтись из прекрасной Теберды в героический Сухум, лишь показав паспорт где-нибудь над облаками!


Но как оказалось, проблема Военно-Сухумской дороги началась отнюдь не с грузино-абхазского конфликта...


Военно-Сухумской дорога стала называться после Кавказской войны, очевидно, в связи с последовавшими Русско-турецкими войнами. До того она называлась "турецкой тропой", а в античные времена, когда Цебельда была не руинизированным посёлком, а приличным военным анклавом, - Даринским путём.

Туристы на Клухорском, довоенные годы. Женщины - в юбках!


Удобство пути через Клухорский перевал еще в начале КВ было подмечено Россией. С тех пор трижды брались за лопаты: в 1820, 1867 и 1897 гг. Но всё никак.
В 1914 г разработали проект железной дороги с тоннелем под Клухорским перевалом. Помешала Первая мировая.

1968г, через перевал - на мотоцикле. На фото - Вячеслав Резунов


После Гражданской проект жд снова поднялся и снова лёг.
В 1942г немецкие офицеры были сбиты с толку нарисованной через Клухорский перевал дорогой, которая на деле оказалась разбитым просёлком, а местами и вовсе пешей тропой.
Строительство шоссейной дороги началось лишь в 1944. На перевал Клухор-баши она забиралась по ущелью р. Клыч, как сейчас и обозначено на всех картах. Некоторое время по ней даже ездили.

Велопереход через Клухорский. Фото из блога киевского велотуриста.

В 70-х годах всерьез взялись за усовершенствование Военно-Сухумской дороги, спроектировали четырёхкилометровый тоннель у перевала. Но дело так и не пошло, у ВСД оказалось много конкурентов со стороны дальновидной Грузии: конфликт с Абхазией уже назревал, поэтому лишняя связь последней с Россией была некстати.

Спуск в Клухорского на юг.


В наши дни к вопросу строительства дороги возвращаются снова: одного Новороссийско-Сухумского шоссе для связи с Россией по побережью стратегически недостаточно (в Абхазии его называют "Сухум-Новороссийское шоссе).

Гора Чотча (район Клухорского перевала)


В 2012 уже совсем было собрались, но тут кризис, санкции и т.п.
В 2016 году должен был состояться первый туристический поход из верховьев Кубани в Абхазию. Мероприятие широко анонсировалось, группа уже была набрана. Но в последний момент российская сторона всё же решила границу не открывать.
Последний из принятых проектов обещает завершить строительство дороги Сухум - Черкесск к 2025 г. Надеюсь, ноги еще будут меня носить...
 

Перевальная дорога

 

По материалам статьи А. Скакова "Придет ли время дороге Сухум - Черкесск?"

Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
23 февраля 1943 года Туапсе, «Ульянов»
Похоронен: рейд Туапсе

Комментарии