Бог управляет миром. Это очевидно!

Снова на Шебше

Снова на Шебше

Сегодня мы продолжали носиться с моими книжками, как с писаными торбами. Собственно, раздача экземпляров "Дороги на Джубгу" по поселкам этой самой дороги - только повод знакомиться с новыми людьми. Библиотекари Джубги, Горячего Ключа и Дефановки хоть и благодарили за подарок, но признавались честно, что в библиотеки нынче никто не ходит. И тогда я решила немного сменить ориентацию и вручать книги адресно местным краеведам и собирателям истории.


В Тхамахе нас ждала Зоя Николаевна (привет, старые добрые времена поисков шапсугов на Шебше!)), заведующая детским садом и коренная жительница поселка в чертвертом поколении! Это просто какой-то стержень времён: она живет в хате, где сама родилась в 1956 году и где жили все её предки-молдоване, принявшие от неудачливых казаков Тхамахинскую станицу в 60-е годы 19 века.


Хата и двор Зои Николаевны полны исторических вещей. Мы были усажены за стол с национальной молдованской лепешкой и парным молоком от "горной" коровы, в углу потрескивала печь на дровах.
"Корова у меня горная, потому что домой приходит сама, раз в три дня, на дойку" - рассказывает Зоя Николаевна. Далее мы углубляемся в историю. Одна за другой следуют местные легенды про Ивана-Герцевана, погибшего от рук старухи-черкешенки и хитросплетённую военную операцию казаков по взятию "турецкой крепости", где даже после Отечественной войны находили "очень много пушек".


"Турецкая крепость" помещалась местными на вершине холма, отрога высоты 141,5 сразу за мостом через Шебш. В доказательство были показаны несколько среднего размера ядер, найденных именно там.


Я не стала раскрывать страшного секрета, что "Герцевана" звали не Иван, а Алексей и он в добром здравии после Тхамахинской станицы правил Афипской-Смоленской, чему имеются документальные доказательства. Потому что эта легенда свята и объединяет всех героических молдаван, сумевших покорить своему труду трущобы Тхамахинских лесов.
На прощание Зоя Николаевна показала настоящую молдаванскую сушилку для диких плодов и груду "стаканов" от индотелеграфных столбов.


В Шабановке мы получили адрес местных историков - супругов Памадьяло (фамилию еле вспоминаю). Я уже выкладывала где-то рукопись их дяди - воспоминания старожилов Шабановки и легенду о ЗКР. Мы вручили экземпляр книги Татьяне Памадьяло, завучу шабановской школы. Она также обрадовалась и пообещала докладывать нам обо всех школьных мероприятиях, где будет фигурировать наш подарок. Попутно Алексей ToyFan вспомнил, что обещал установить в Шабановке ИТ-столб с памятной табличкой.


На обратном пути решили заехать во двор, где давно были запримечены нами разные старинные предметы, развешенные на выбеленной стене. Рассчитывали встретить еще одного любителя истории. Но мужик оказался подозрительный, судя по всему, коллекционер "тильки для сЭбЭ". Об Индотелеграфе знал, но клялся, что "уже ничего не осталось". Нашел кому вешать...


Напомнили ему про камень с турецкой надписью, найденный местными жителями на черкесском могильнике буквально год назад. "Ничего уже нет" - продолжал твердить коллекционер. Ну да и Бог с ним! Поехали мы в лес, немного покопались. Хотя честно сказать, после этого четырехдневного отдыха я уже была без сил.

 

В экспедиции принимали участие главный телеграфист ToyFan, тенгинский активист Борис Debon и начинающий естествоиспытатель Димон. Всем огромная благодарность!

Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
155 лет окончанию Кавказской войны
Гюэнос - Ачандара

Добавить комментарий

Защитный код

Комментарии