Бог управляет миром. Это очевидно!

И снова в Абхазии

Итак, зов древностей снова увлек меня в Абхазию.

Погода стояла сами знаете какая: Краснодарский край заливали дожди, по Абхазии все российские прогноы также рисовали дождь, наверное, из зависти. Заготовив необходимое количество непромокаемых вещей, мы с моей единственной спутницей Олесей выдвинулись-таки в путь. Схема была обычная: ночной поезд до Адлера, далее - своим ходом. В Адлере нас встретил серьезный дождь, по которому мы экстремально добрались до границы. Все непромокаемые вещи промокли, естественно, до нитки. Пограничники смеялись над нашими безумными намерениями, опять-таки, из зависти!

Тут Олеся проявила чудеса организации: напросилась на хвост огромному автобусу, который вез туристов смотреть дождливую Абазию. Безгранично добрые водитель и экскурсовод любезно разрешили закинуть велики в багажник, а самим отогреваться в теплом салоне и слушать бесплатно экскурсионный текст. По дороге в Гагру автобус заехал на дачу Сталина, и нам пришлось смотреть и слушать еще и про скромную жизнь Иосифа Виссарионовича. Дача была спрятана в горах так удачно, чтобы никакой мерзкий шпион не мог заметить ее с дороги. При всем скромном убранстве, небольшой зеленый дом стоил миллионы: внутренняя отделка из разного дорогого дерева и многочисленные подарки от коммунистов разных стран. В общем, с экскурсией нам повезло.

Тем временем дождь кончился, но напуганные неблагоприятным прогнозом, мы остались жить в Гагре, чтоб если что, быстро сделать ноги. Но бежать не пришлось, ибо все остальное время погода стояла отличная.

Далее началась поисковая деятельность. Как я уже писала, основным моим путеводителем по Абхазии уже не первый год выступает известный абхазский археолог Ю.Н. Воронов с его книгой "Аритектурные памятники Абхазии". Его описания настолько доступны и увлекательны, что любой, прочитавший их, устремляется на поиски. Но вполне доверяться подробно дающимся Вороновым ориентирам не стоит: на практике все оказывается не так просто. Многие памятники уже полностью разрушились, хотя описывались они всего-то 20 лет назад. Думаю, основной причиной стала война. Абхазы говорят, что какой-то грузинский летчик целенаправленно летал бомбить именно древние постройки. К тому же, местные жители не особо интересуются историей, потому зачастую не знают, что у них в поселке стоят или стояли какие-то древности. Таким образом, нам оставалось рассчитывать только на удачу.

В первый же день поехали в Пицунду "не по трассе", через поселок Алахадзы, а затем по берегу моря, через какое-то заброшенное предприятие. "Заброшки" Абхазии, конечно, впечатляют своей былой мощью и красиво оформленными двориками.

Дикая набережная, Алахадзы

Вход на пирс

Знаменитый Пицундский собор я уже видела и описывала раньше, а теперь решила поближе рассмотреть стены Питиунта. Сия крепость великолепна: огромная (по античным меркам) территория была огорожена неплохо сохранившейся круглой в плане стеной с выступающими башнями. С одной стороны стена уже подверглась реконструкции: ее восстановили на предполагаемую высоту, скрепляя камни цементом. Получается весьма красиво. Внутри же двора пока ничего не тронуто, можно свободно пройти и осмотреть фундамент большой базилики.

Пицундские сосны

Старая аллея

Стены Питиунта

Базилика внутри двора

По описаниям Воронова, рядом находились еще храмы, но я не успела их найти, так как дело было к вечеру. На обратном пути осмотрели возрождающийся "цитрусовый совхоз" и аккуратные виноградники. Производство, слава Богу, воскресает.

На следующий день у меня значился поиск "церквей", обозначенных на карте Генштаба крестиками в поселках Звандрипш и Апшанхвара (Куапа). Какие названия - такие и места! В Апшанхвару нам настоятельно не рекомандовали ехать женщины, торговавшие на трассе, у поворота на поселок:"Куда вы без мужчин? Пропадете там!", "Нет и не было у нас никаких храмов!". Заманчивая метка стояла в 7 км от трассы... Наверное, там какие-то очень интересные руины, о которых никто не знает! Но из уважения к предупреждениям женщин, мы решили туда не ехать в этот раз. Тем более, что следующая метка значилась гораздо ближе к трассе. Зажмурившись от страха, мы свернули в незнакомый Звандрипш. Абхазские поселки похожи один на другой: два домика, затем асфальтированный серпантин километров пять через лес, опять два домика, опять серпантин вверх-вниз, и вдруг - огромная новая школа среди зеленых лужаек. " Крестик" был отмечен где-то здесь. Мы вкрутили на пригорок, вокруг открывались воситительные пейзажи, цвели ярко-красные цветы гранатовых деревьев, гуляли белоснежные овцы. Казалось, что плохого может произойти в таких местах? Как среди этой природы могут возникнуть у кого-то коварные мысли?

Звандрипш, окрестности

Гранатовый цвет

Не заметив ничего, похожего на храм, я своим "проницательным" умом решила, что церковь была деревянная и уже разрушилась. Полюбовавшись красотой, спустились со свистом вниз. И тут навстречу вышел старик... Я на всякий случай спросила про церковь, на что получила неожиданный ответ: "Да там она, возле школы!". Пришлось снова вкручивать на пригорок. Вдоволь налазившись по колючим кустам и змеиным гнездам, окружавшим школьный двор, я снова проницательно решила, что старик нас обманул. Пофоткавшись, опять слетели вниз. И тут навстречу вышла группа мужчин в черном, очевидно, собравшихся на поминки... "А что это вы тут ищете наверху?" - "Да вот, церковь должна была быть"- "Да вон же она, возле школы!" Блин... Опять пришлось вкручивать на пригорок. И верно, на третий раз мы догадались войти во двор школы, где полностью заросшая бамбуком и инжиром, показалась маленькая каменная церковь. Вернее, руины без крыши, но с двумя сохранившимися окнами. С трудом я продралась через заросли, чтоб оказаться внутри. Фантазии рисовали праздничную службу в средневековые времена, где присутствовал десяток прихожан (больше бы не поместилось), маленький алтарь, освещаемый лучами света из трех высоких окошек. Думаю, это была очень древняя постройка, хотя у вездесущего Воронова об этой церкви нет упоминаний. В общем, надо выяснять.

Руины Звандрипша

Поблагодарив информаторов, быстро спустились к трассе. На обратном пути заехали еще раз в форелевое хозяйство на Мчиште. Всем рекомендую его посетить, это красивые и удивительные места. Мчишта - река, не похожая ни на какую другую. Кроме косяков форели разных цветов и размеров, можно увидеть реликтовый самшитовый лес (увы, ныне полностью погибший от пронессшейся года два назад "моровой самшитовой язвы"), грозную пещеру, из которой с грохотом вырывается Мчишта, а над ней - выдолбленный в скале замок с аркой. Вот, кстати, одна из вороновских "загадок". Этот замок назван им "  Мугудзырхвский храм" и помещен почему-то "на холме, увенчанном огромной липой" "справа от дороги Сухум-Новороссийск". В общем-то правильно, но с большой натяжкой. На храм абсолютно не похоже, и не на "холме", а на здоровой горе, сплошь заросшей лесом, среди которого разглядеть "огромную липу" стоит больших усилий воображения. Подойти даже к подножью этих сооружений сейчас невозможно без специального снаряжения. Так говорят и пишут на табличках, хотя Воронов 20 лет назад, как говорится в его описаниях, попадал туда запросто.

Форель на Мчиште

Мчишта, пещерная река под кисеей тумана.

Самшитовая роща

Назавтра был еще один день и мы отправились в Новый Афон и Лыхны. Для экономии времени решили туда прокатиться на поезде Москва-Сухум, проходящем через Гагру в 8.12, а обратно - своим ходом. После Адлера, как говорят, в поезде уже нет контролеров и проводники за умеренную плату везут велосипедистов куда угодно. Но! Поезд движется со скоростью велосипеда... Мы успели выпить кофе и выспаться, пока дотянулись до Нового Афона в жаре и дизельном дыме. Время не сэкономили, зато сэкономили силы. Немного посидев в Афоне, поехали в Лыхны и по пути я вспомнила, что у Воронова описана некая крепость "Мушба" с "царской лестницей", которая находится где-то "в 3 км к северу" от поселка Абгархук. Границы поселков в Абхазии, как я уже писала, весьма размыты, поэтому определить "три километра от поселка" - задача стратегическая. Опять-таки, понадеялись на удачу и поехали.

В Абгархуке находятся две крепости, одну из них "Абахуамца", мы посещали в какой-то из заездов. Весьма неплохо сохранившаяся, поддерживаемая местными жителями с целью экскурсионных сборов. Но в этот раз нам нужна была другая, о которой местные знали только понаслышке и никто не мог указать точно. Редкие жители, которых мы расспрашивали, проявляли живое участие: звонили знакомым, приглашали на чай. Говорили, что крепость давно разрушена и найти ее невозможно. Но мы решили крутить до последнего, тем более, что асфальт был приличный, а впереди красиво выделялась гряда снежных гор. Пролетели уже и три километра, и шесть, а крепости все не было. Наконец мы въехали в поселок ранее называемый Ачагдара, а сейчас вообще неизвестно как. Дорога уперлась в огромный зеленый ипподром с традиционно новым, белоснежным зданием школы сбоку, а позади уже тянулся высокий горный хребет. Людей - ни души.

Школа в безжизненном Ачагдаре

Вдруг, на склоне горы я разглядела каменную башню. Ура! Вот она, Мушба! Рванулись вперед, но по пути решили расспросить местных. Как раз в одном из дворов закопошились хозяева. "Здравствуйте! А что у вас там на горе виднеется?". Молодой абхаз сделался серьезным, подошел к воротам и почти шепотом произнес: "Это - нельзя... Это наше самое святое место!" - "А хоть поближе посмотреть?" - "Нельзя. Только в сопровождении жреца" - "А как давно оно построено?" - " Очень давно. И строили его не люди!" - "Кто ж строил?" - "Это долгая история. Заходите во двор, я позову человека, который вам все расскажет". Заходить в глубину двора мы отказались, немного постояли в ожидании у калитки. Затем чувство осторожности побудило нас сбежать и мы уехали, не дождавшись, и может быть, обидев хозяина. Но думаю, он нас поймет, все-таки мы в данной ситуации находились в зоне риска. На обратном пути, для проверки, остановили еще одного, старого жителя, и спросили о том же. И услышали в ответ то же самое: "Нельзя говорить, это наше святилище. Зайдите в дом, расскажу подробнее." И снова пришлось отказаться. В общем, историй мы так и не услышали, но я почти уверена, что это и есть наша искомая крепость, оборудованная под место поклонения. Хотя, это тоже надо выяснять.

Глазастые рассмотрят белую башню между тополями...

Хотя и вечерело, но мы-таки заехали в Лыхны. Успенский собор,8 -10 века постройки, так и стоит под временными крышами и по этой причине не представляет собой красивого зрелища. Но место замечательное еще и тем, что в нем похоронен Сефер-Бей, известный нам по историям о Кавказской войне.

Замок князей Чачба, Лыхны

Скаковой круг на Лыхнашта, сзади виднеется восстановленная часовня, изначально построенная на могиле русского генерала Коньяра, убитого во время абхазского восстания в 1866г, а ныне она посвящена погибшим во время грузино-абхазского конфликта казакам.

На следующий день надо было собираться домой и от этого было грустно. Абазия только начала открывать свои тайны! Но жизнь отдыающего там нынче стала дорога. Бюджет надо планировать тщательно, экономить на всем. А так хотелось попробовать в ресторанчиках и того, и другого... В общем, деньги кончились - кончились и поездки. До границы я ехала медленно, нагруженная подарками для родственников и постоянно пробивая колеса. Слава Богу, не случилось дождя!

Поставьте свой рейтинг этой записи блога: