Бог управляет миром. Это очевидно!

Увидеть Фишт. Недорого

В очередной раз, решив проверить, есть ли еще порох в пороховницах, я решила принять участие в предложенном старым безбашенным велотоварищем Димой ГТ велопоходе на гору Пшехо-Су. Понятно, что велосипеды были не роскошью, а средством передвижения от Краснодара до базы Верхняя Чуба в Апшеронском районе. Сам Майкопский перевал и Пшехо-Су брались пешком.

"Аххах! - сказали егеря, узнав, на чем мы приехали, - рассказывайте нам!.."

Из Краснодара выехали в 20.00, около 4 утра были в Апшеронске, в 6 - в Черниговской, откуда по грунтовой дороге, ведущей к "даче Путина" и пос. Отдалённому поехали набирать высоту. Где ехали на низкой передаче, где толкали пешком, но к 17.00 достигли поворота на базу Верхняя Чуба, стоящую под Майкопским перевалом. До базы надо было толкать круто вверх еще 2 км, но из-за отсутствия сил решили упасть прямо возле дороги, на развезенной бульдозерами поляне.

Надо сказать, что мест для стоянки с палатками в этих местах не найти: везде крутые обрывы, скалы, густой подлесок, а всё более-менее горизонтальное занято пасеками. Природа крайне сурова и неприветлива.

В полвторого ночи Диме приспичило идти на штурм Пшехо-Су. Я сказала, что даже на Эверест позже встают, но всё-таки стали собираться. Велосипеды и вещи надёжно прячутся в кустах и мы с налобными фонариками идем наощупь искать тропу на перевал. Спасибо навигатору, поплутав, вышли куда надо. На подъеме наблюдали волшебные картины рассвета, сфотографировать которые не удалось из-за несовершенства фототехники.

На перевале были около 6 утра, дул сумашедший ветер. Обстановка не располагала к отдыху, решили сразу карабкаться на вершину. Тропа начинается прямо с точки перевала, туда же приходит другая тропа, по которой мы должны были вернуться, если останемся живы.

Подъем на гору существенно осложнился штормовым ветром. Я наблюдала за Димой: если его 64 кг не сдувало в пропасть, то и мне с моими 80 бояться было нечего. Фотографировать было страшно, от высоты даже кружилась голова. Зрелища открывались потрясающие! Медленно вырастал Фишт, внизу волновалось море из гор и островков поселений.

Наконец появилась увенчанная поломанным тригопунктом каменистая вершина Пшехо-Су. Укрывшись за ней от ветра, стали рассматривать окрестности. На часах - около 9 утра. Прямо перед нами громоздилось каменное тело Фишта.

Тропа, отмеченная турами, уходила куда-то в скалы. Казалось, еще метров 10 и она сорвется в бездну. Но подойдя к краю воображаемой пропасти, можно было увидеть удобный проход, снова упирающийся в неизвестно что. Так, щекоча себе нервы, спустились к Фишт-Оштенскому перевалу. Там стояла группа таких же дурней, как и мы, которые собирались лезть на Оштен по совершенно отвесной тропке. Я не могла на это смотреть и мы поспешили на озеро Псенодах, к которому вела уже старая, всесоюзная тропа 30-го маршрута.

Конечно, Псенодах - это вам не Кардывач и не Рица, но всё равно оно прекрасно. Создает впечатление скромности и нежности, словно черкесская девушка. Вода очень прозрачная, рыбы по-моему нет. Да и откуда ей взяться, коли озеро питает лишь один холодный ледниковый ручей?

Пообедали, полюбовались, двинули обратно к Майкопскому. Ветер давно утих, можно было спокойно фотографировать постоянно открывающиеся пейзажи. Около 14.00 спустились на дрожащих ногах к базе, где были взяты тёпленькими охраной заповедника. Но билеты у нас были в порядке, поэтому мы удостоились подвоза до велосипедов на уазике.

В этот же день решили спускаться в Черниговскую, ибо ночью, как уверял Дима, вокруг ходил медведь. Подгоняемые воображаемым медведем, спустились к вечеру в Черниговскую, где легли спать в одной из лесных беседок.

Хвала армянам за хорошую традицию устанавливать беседки со столами и скамейками возле магазинов и в живописных природных местах! Я наблюдаю это по всему Апшеронскому району, когда как в Горячеключевском, например, совершенно негде присесть.

В два часа ночи стал накрапывать дождь. Сна не было, поэтому собрались, сели на велики и, досыпая на ходу, поехали домой. Конечно, было тяжело, но мы люди привычные. Вспоминая великолепие гор, которое словно было во сне, прикатили в Краснодар в 15.00.

Дома я завалилась и проспала 12 часов. После такого гомерического отдыха у меня стала совершенно свежая голова! Полезно всё-таки иногда...

Почему увидеть Фишт недорого? Потому что для того, чтобы узреть красоты нашего заповедника, нужно не только добраться до Черниговской на машине или общественном транспорте, но еще и нанять подготовленный автомобиль для заброски на базу. Затем заплатить еще 300 р за день пребывания в заповеднике и еще неизвестно сколько за ночеку на базе, без чего не обойтись. Итого получается сумма, сравнимая с посещением оперы в Ла-Скале. Хотя это всего лишь Краснодарский край! Что-то здесь неправильно...

За счет средств передвижения и диких условий ночевок мы сэкономили значительную часть. А на 300 р пусть егеря погуляют, не жалко!

Поставьте свой рейтинг этой записи блога:
Хуже, чем в войну
Бермамыт: там, где нас нет