По дорогам нартов

По дорогам нартов 01 окт 2014 22:31 #1

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
Не знаю, куда положить этот рассказ. Это попытка осуществления интересного маршрута по археологическим достопримечательностям равнинной Адыгеи. Но работа еще не закончена, так что пусть пока полежит здесь.





Собирались в Афапостик, но вдохновились статьёй А. Това про адыгейские курганы и соборно решили отправиться по дорогам нартов. Основная поездка назначена на завтра, но уже сегодня мы слегка "потренировались" по близлежащим аулам. Поездка получилась не столько археологическая, сколько ... экологическая. И вот почему.
Начали как обычно. Обычно мы заезжаем в Адыгею по индотелеграфной дороге в Тахтамукай. На его северной окраине располагается большое меотское городище, о котором я не знала раньше. Но в этот раз мы рассмотрели его со спутника и решили завернуть. Плоские холмы были вытянуты в цепочку вдоль низины, точь-в-точь как в Елизаветинской. Визуально я насчитала три укрепленных поселения, два из которых были уже застроены частными домами и плохо просматривались, а одно, посередине, было свободно и использовалось местными жителями для отдыха, следовательно, было сильно замусорено. С цитадели открывался вид на поля и Краснодар. В центре холма разрыта глубокая яма. Я понимаю, Н.В. Анфимов - знаменитый археолог, но за собой закапывать надо! Едва пнув ногой кротиную кучу, мне удалось найти несколько кусочков керамики, красная глина.

Меотское городище и виды окрестностей:










Далее мы отправились к могиле нарта Саусэрыко, одинокому кургану на южной окраине Тахтамукая. Но при ближайшем рассмотрении предполагаемого места, внушительного кургана не обнаружили. К тому же, с запада надвигались чернющие тучи. Решив, что Саусэрыко недоволен нашим присутствием, мы рванули от дождя в южном направлении, в аул Шенджий. В Шенджие нужно было осмотреть еще одно меотское городище, первых веков до н.э. Улица поселка, по которой мы заехали, так же располагалась вдоль низины и сначала я подумала, что дорога проходит как раз по холмам городища. Но уже при выезде, случайно, я заметила характерной формы холм далеко в поле. Заезжать в поле без дороги нам не захотелось, тем более, заходил дождь. Но при случае, этот холм следует осмотреть. Скорей всего, это они, меоты!

Четукские плавни:







Дождь быстро кончился и мы решили ехать по плану. Выехав за северную околицу, покатили к плавням вдоль р. Четук. Плавни сильно обмелели и походили на марсианский пейзаж. Полевая дорога, красиво поднимаясь и опускаясь, привела к х. Четук и небольшому шлюзу, перегородившему речку. Тут-то мы стали свидетелями экологической катастрофы: большое количество мальков карася пыталось преодолеть шлюз, чтобы продолжить движение по реке. Но никому из них это не удавалось. Особо сильные рыбки выскакивали из воды и падали на берег. Весь мост был усеян мертвыми мальками! Многие из пытавшихся пробиться через бетонную трубу против течения, обессилевали и умирали в воде. Это печальное зрелище наблюдали сидевшие здесь же рыбаки и только вздыхали: по руслу построено несколько шлюзов, даже если выловить рыб сачком и перекинуть выше по течению, они так же застрянут возле следующего... Человек вот, тоже таков! И всё-то ему хорошо, живи себе спокойно в своём болоте! Так нет же, надо куда-то плыть против течения, биться головой о преграды.

Ладно, поехали дальше. Миновали Четук, выехали на трассу Дон. Опять заморосил дождь. Но коль уж мы добрались почти до Адыгейска, поехали что-нибудь поесть и посмотреть памятник затопленным аулам и перезахоронение героев Отечественной войны. Нашли, посмотрели. Еще в Адыгейске имеется закладной камень в честь жертв Кавказской войны, но мы его не обнаружили..





На обратном пути решили заехать в знаменитый Казазов, где в своё время были обнаружены богатые могильники. Но могильников не нашли, ибо все поля у них заросли мелколесьем, за которым шла старая бетонка, ведущая к дамбе водохранилища. Немного тряски по плитам - и мы видим перед собой фантастический пейзаж! Тяжелое, пасмурное небо отражается в узкой полосе воды, которая отступила далеко, обнажив совершенно ровный, пустынный пляж. Плотно слежавшийся песок так тверд, что даже можно ехать на велосипеде. В песок вросли раковины мидий и перья чаек. И больше - ничего! Как будто мы в пустыне, и только далеко на горизонте блестит водой мираж.









Понаблюдав еще за жизнью водохранилища, поехали по домам. Надеюсь, во второй части нашей экспедиции будет больше нартов, чем экологических ужасов!
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 01 окт 2014 22:42 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец, Bender

По дорогам нартов 02 окт 2014 23:10 #2

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
Итак, наутро второго дня мы оперативно прицепили велики Саше на фаркоп, загрузились в удобный транспорт, где не надо крутить педали, и по утречку выехали в Рязанскую. Номером первым значился пока что не археологический объект - главный шлюз Тщикского водохранилища. Напомню не помнящим, что это маленькое водохранилище было построено прямо перед войной руками колхозников Кубани, а затем, уже в 1972 году, объединено с вновь построенным Краснодарским. Красивое и величественное сооружение, Тщикский шлюз, оказался окруженным водой и подобраться к нему можно было только на лодке. Но теперь, после засушливого сентября, у нас был шанс подъехать к нему аки по суху.

По пути в Рязанскую мы заострили внимание на двух малозаметных плоских курганчика по обеим сторонам трассы. По преданиям, в них похоронены два кровожадных нарта - Шечеч и Бэуч. Тут же родилась дополнительная легенда, будто на этом месте трассы чаще всего бывают аварии. Это действительно так, даже стоит милиция. Здесь сложный участок дороги. Аварии породили Шечеча или Шечеч - аварии? Оба кургана распаханы и думаю, скоро совсем исчезнут.

Оставив машину в Рязанской, двинулись по пути к шлюзу. Нас сопровождала хорошо укатанная гравийка. Вскоре от неё отделилась грунтовка влево, где Миша отметил "руины х. Коша". Этот хутор был затоплен водохранилищем, но вода уже давно ушла оттуда, обнажив высокие наносы песка, выглядящие на спутнике как руины. По территории бывшего хутора в разные стороны разбегались песчаные дороги, по которым ехалось легко и мягко. Все они приводили на берег большого лимана, где было полно рыбаков. Одна из дорог привела нас к большому гидротехническому сооружению, ныне заброшенному, назначение которого осталось для нас непонятным, а взять языка было негде.
Затем мы вернулись на основную дорогу, заметив по пути свежевыбеленный памятник партизанкам, сестрам (позже фамилию вспомню). Памятник изрядно зарос, но видимо, кто-то пытается поддерживать его в хорошем состоянии.

Дорогу к шлюзу неожиданно перекрыл шлагбаум... Бесплатного становится всё меньше! Бывшую подтопляемую территорию водохранилища, заросшую мелким ивняком вперемешку с камышом, вдруг объявили ПАРКОМ и берут по 200 р за сутки. Видимо, даже самого сторожа смущало данное обстоятельство, поэтому денег он с нас не взял. Мы покатились дальше. Местность становилась всё более безлюдной, появились дикие птицы, очень красивые цапли и гуси сидели в плавнях. Фотографировали на всё, что только нашлось в карманах. Вскоре ехать стало невозможно, дорогу преграждали завалы ветвей. Но до цели оставалось уже совсем немного... И наконец, среди ивняка, болот и камышей, перед нами открылось целое произведение архитектурного искусства! Здесь лучше смотреть, чем говорить... Умели люди строить! Не жалели труда и средств, чтоб было не только добротно, но и красиво.


Назад долетели минут за сорок. На выезде из Рязанской стали высматривать цепь курганов - могил сыновей нарта Лэгуц-Жачэ, которые на этом самом месте героически поубивали друг друга. В описании они значились как "высокие", но действительно высоким был лишь один из семи, остальные еле-еле возвышались над пашней. Там же мы заметили большой курган Бгэбзыуа, возле которого располагалось меотское поселение. Сейчас там располагается только чисто поле, но поскольку в легендах адыгов это мето называется именно "селением нарта Бгэбзыуа", то возможно, что черкесы еще застали здесь руины меотов! Взобраться на курган не удалось по причине зарослей терновника.




Вернулись в Рязанскую, пообедали и выдвинулись к следующему номеру программы - аулам Понежукай, Нешукай и Джиджихабль. Согласно описаниям, там находится красивый обзорный курган Пляпэ, меотское городище "Кизиловый курган", еще какое-то поселение и курганы братьев Пцехатлевых (тоже героев эпоса). По пути к Понежукаю попытались разглядеть здание кирпичного завода справа от трассы. Предание гласит, что именно на этом месте, на берегу Пшиша, в пещере (нет там никакой пещеры) дымилась кузница Тлепша, наковальня которой была вмонтирована чуть ли не в седьмой круг ада. Образ эпического кузнеца-великана заставляет трепетать даже научно подкованного современного человека.

Опять проехав между Шечечем и Бэучем, прибыли в Понежукай. Закупили продукты на случай пикника и двинули на велосипедах в Нешукай, шукать курган Пляпэ. Найти его оказалось несложно, едва мы выехали на восточную окраину, как увидели возвышенность, увенчанную тригопунктом. Под самым курганом стояла покосившаяся самодельная табличка на адыгейском языке. Из надписи и так было понятно, что это - курган Пляпэ ("место обозрения") и является археологической ценностью. Под курганом располагалось невидимое меото-скифское поселение, на месте которого торчал какой-то навес и темнело болотце.






Полюбовавшись на окрестности, поехали дальше по полевой дороге, вдоль реки Марты. Вскоре долина Марты изрядно понизилась, а мы ехали по высокому её берегу - любимому ландшафту меотов. Они обожали строить свои городища на возвышенных берегах долин! Здесь мы наблюдали могилы братьев Пцехатлевых , должно было быть два одинаковых курганчика, а за ними - городище. Два распаханных кургана мы благополучно переехали, а городище так и не индифицировали. Может, оно сильно заросло деревьями, или находилось на месте нынешнего кладбища? Так или иначе, прибыли в Джиджихабль.


На часах уже исполнилось 17.00, надо было сворачивать экспедицию, несмотря на кучу невыполненных планов. Напоследок мы снова выехали на берег Марты в том месте,где она уже впадает в водохранилище. Перед нами открылся завораживающий пейзаж! Здесь мы и устроили полдник на траве, любуясь на то, как в прошлом затопленные водой территории вновь начинают жить.


Несмотря на недостаток времени, мне очень хотелось посмотреть гатлукайское городище Ошхануко, равного которому, согласно А.Тову, нет на всём Северо-Западном Кавказе. Это было по пути и мы решили заехать в Гатлукай на машине. Благодаря точным координатам, мы быстро оказались рядом с целью. Сооружение действительно было эпическим! Такого огромного и хорошо сохранившегося меотского городища я не видела в наших краях. Высокая цитадель была обнесена двойным рвом, заполнявшимся водой из р. Дыш, к которой примыкала крепость. Сейчас это не река а так, болотистый ручеек... Но строение просто восхищает! На склонах цитадели мы нашли несколько красивых черепков с орнаментом.




Добрый человек Саша подвез нас до самого Яблоновского моста, когда уже стемнело. До завершения разработки маршрута нужен еще один выезд, или два. Надо найти еще несколько интересных объектов, принадлежавших эпохе бронзового века... Пардон! Не бронзовому веку, а великим героям - нартам!
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По дорогам нартов 02 окт 2014 23:12 #3

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
Еще немного гатлукайского городища:









Вот так оно выглядит со спутника:

"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 02 окт 2014 23:18 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По дорогам нартов 03 окт 2014 00:01 #4

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
Еще немного восхитительных фоток от моих спутников:

"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 03 окт 2014 00:06 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

По дорогам нартов 03 окт 2014 00:45 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7626
  • Спасибо получено: 3610
  • Репутация: 188
Суперски! Что еще сказать! klass!
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По дорогам нартов 03 окт 2014 10:16 #6

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3100
  • Спасибо получено: 898
  • Репутация: 122
Немного сведений о городище Ошхануко с майкопского туристического форума:
а) Кубанский археолог Анфимов Н. В. в своей публикаций называет его 1-м Гатлукайским городищем. Жители селения Гатлукая называют этот памятник двояко: «1ошъхьэныкъо» — полкургана или половинный курган из-за степени сохранности и «Сыраежъ|уашъхьэ» — древнее курганное укрепление.
б) Находится на западной окраине селения Гатлукай Теучежского района.
в) Расположено на террасе левого берега р. Дыш (Дышъэ—золотая).
г) Исследовался этот памятник экспедицией Адыгейского НИИ языка, литературы и истории под руководством Н. В. Анфимова в 1957—1958 гг. Результаты археологических исследований опубликованы в статье Н. В. Анфимова «Новые археологические памятники в бассейне рек Марта, Пчас и Псекупс».// Материалы по археологии Адыгеи. Майкоп, 1972.
д) В памятник входит: остаток центрального холма, два рва и вал между ними, грунтовый могильник в северо-западной части поселения за вторым рвом.
е) Городище «Ошхануко» представляет собой остаток центральной части смытой водами р. Дыш полосу, шириной 10 м и длиной 37 м, 1-й ров, окружающий с трех сторон центральную часть, длиной 60 м, шириной 12 м, глубиной 5 м; вал, шириной 7 м, высотой 5 м; 2-й ров шириной 15 м, глубиной 1—2 м. Общая протяженность памятника вдоль р. Дыш 130 м. Ширина его в настоящее время около 50 м.
Используется в качестве пастбищной поляны. Сохранность едва удовлетворительная, поскольку кроме смыва рекой, центральная часть еще попорчена небольшими карьерами, из которых жители брали почву на огороды.
Рельеф 2-го рва сильно сглажен распашкой. Мощность культурного слоя — 2 м.
ж) Этническая принадлежность определена и убедительно аргументирована исследователем Н. В. Анфимовым.
Это памятник адыгско-меотской культуры с переходным слоем (Анфимов Н. В. Ук. соч.).
з) На городище исследователем выявлено три горизонта культурного слоя. Нижний горизонт датируется I—II вв. н. э. (позднемеотский период); средний горизонт — III—IV вв. н. э. (заключительный этап меотской культуры); верхний горизонт — V—VII вв. н. э. (зихский период раннего средневековья). Могильник датируется I—II вв. н. э. —■ Анфимов Н. В. (Ук. соч.).
и) Собственник территории городища Ошхануко — администрация Пчегатлукайского округа Теучежского района.
к) Памятник был поставлен на охрану местного значения постановлением Краснодарского крайисполкома в 1973 году.
л) Федеральное значение городища Ошхануко состоит в его монументальности, несмотря на полуразрушенность (сохранившаяся часть позволяет мысленно восстановить весь его первоначальный облик). Масштабная значимость этого памят¬ника археологии и оборонной архитектуры заключается в его историко-генетической роли. Он показывает непрерывную жизнь и функционирование основных конструктивных элементов в заключительную фазу раннего железного века и в начальную фазу средневековья одного и того же адыгского этноса.
Таким образом, городище Ошхануко составляет научно-археологическую базу непрерывного этногенеза адыгов, обозначенного в настоящее время с XI в. до н. э.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Alexander