ГАЗ-69 электроусилитель руля

ГАЗ-69 электроусилитель руля 25 март 2017 15:14 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7859
  • Спасибо получено: 3807
  • Репутация: 189
Я создал отдельную тему, потому что вопрос для многих газоводов актуален. Кроме того, тема будет пополняться решениями, обсуждениями, и наверняка - вопросами.

Я не буду перечислять тут преимущества ЭУР, все это можно почитать в сети. Тема не теоретическая, а практическая. Хотя толика теории будет.
В интернете есть масса отчетов и рассказов об установке ЭУР на УАЗы, «Буханки» - техника и матчасть отработаны и проверены. И фактически нет ничего путного об установке этой полезной штуки именно на ГАЗ-69. При долгих поисках в сети, мне попался единственный отчет с несколькими фото. Все остальное, что удалось найти – из цикла «Я поставил», «У меня работает», да пару видео – «Глядите, крутится одним пальцем».
Большинство уазоводов идут давно проторенным путем. А именно – установке ЭУР от Тойоты Короллы в 120 кузове (ну и аналогов).



Кто то когда то сумел разобраться в немудреной электрике и входных сигналах блока управления от этого электроусилителя, выложил в сеть. Прибавились легкие доработки, «трещетки» вместо сигнала оборотов двигателя, и в общем этот комплект стал вариантом отработанным. И прикручивался почти ко всем машинам. Даже когда я на разборке покупал свой, продавец узнав, куда я его беру, удивился, а чего я не беру от Тойоты-120 – «Все берут»!
Стереотипы. Если бы пионер эуроприкручивания к УАЗу сделал бы старт с ЭУР от «Ниссана», то уже несколько лет все приделывали бы себе именно ниссановские комплекты. Но, собственно говоря, все это лирика. А мы тут говорим о симбиозе ГАЗ-69 с ЭУРом.

Так вот. ЭУР Тойоты-120 не удобен для установке в 69-й. Особенно тем, у кого сделаны «верхние» педали и прикручен вакуумный усилитель тормозов. Слишком сильно торчит из рулевой колонки электромотор. Кое как вкорячить удается. Перед тем, как сделать выбор типа ЭУР, я примерял к своему ГАЗу тойотовский-120. Выходило очень уж колхозно и трудозатратно. А ведь у меня обычные, нижние педали. И места, соответственно, больше. Все одно, мотор ЭУРа торчал вкось и куда то в бок. Либо вообще, вниз. Кроме того, в жертву установке приносится неоспоримое удобство – регулировка руля по высоте.
По этому, перебрав (в сети) всякие ЭУРы, выбор был сделан иной. В пользу компактности, мощности и… прогрессу.

Не надо бояться человека c ружьем шины CAN.


Да, да. ЭУР был взят от более современного авто. От TOYOTA RAV4 2016 года. С управлением по CAN-шине. Но мы про нее пока забудем. И можем даже не вспоминать. Кто вообще не знает, что это такое – то ему лучше и не знать. Спать спокойнее! А начнем с механической части.
Вот он, электроусилитель руля с Тойоты РАВ 4. В довесок к нему был прикуплен рулевой кардан.



Что я заимел? Более мощный и компактный ЭУР. Все же – РАВ-4 тяжелая машина, кроссовер, а не хлипкая пузотерка «Королла». И то. Все шлицевые, кардан, валы, имеют диаметр раза в полтора больше. Крестовины монументальны и основательны. Крепления к кузову то же не игрушечные.
Далее – свободу в маневрах при установке. Кроме того что рулевой кардан имеет ход по шлицевой части (защищенной сальником-пыльником), около 60 мм, так и еще верхняя часть рулевой колонки двигается относительно самого корпуса мотора-редуктора на то же расстояние, и как угодно крутится относительно оси вала.







Выступающий мотор можно повернуть при установке куда угодно.

Компактность. Отсоединив блок управления (всего два болта) я получаю колонку ЭУР с низким мотором, высота которого миллиметров на 50 меньше «королловского». Он уже не упрется в печку или моторную перегородку.



Блок управления спокойно можно закрепить отдельно, в самой верхней части подпанельного пространства. Прикидка на свое место в ГАЗ-69 показала, что нижняя часть ЭУРА спокойно ставиться «штатно» - то есть мотором строго вверх.
Ну и здоровские полезности. Рулевая колонка РАВ-4 регулируется не только по высоте, но и по вылету. И никакой сложности с креплениями к кузову для сохранения этой функции – не будет.



Электрическая часть незамысловата. Шесть проводов. Два силовых – питание и масса, и четыре на маленькой колодке. Из этих для работы ЭУР нужен будет всего один. Об этом – в следующей части, о подключении.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Anton_T, Mikhail_96

ГАЗ-69 электроусилитель руля 25 март 2017 23:33 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7859
  • Спасибо получено: 3807
  • Репутация: 189
Часть вторая. Электрическая.

Но сначала допишу то, что забыл упомянуть ранее. Кроме всего прочего, эта рулевая колонка травмобезопасная.
Крепления, обозначенные красным кружком срываемые при сильном продольном ударе.



Когда водитель попытается сломать ребра о руль, то у него ничего не выйдет. Верхняя часть рулевой колонки оторвавшись от креплений просто поедет по трубе вперед, а ось вращения на самом моторе-редукторе (нижнее крепление), позволит уйти всей колонке вниз. Зубы и грудина - целы. Но, как говориться, не дай Бог.

Теперь немножко теории. ЭУР Тойоты, как и большинство современных, работает вот так:



То есть, в него "все включено", а для оптимизации работы устройства, по шине CAN к контроллеру приходят два сигнала - оборотов двигателя (двигатель запущен), и сигнал вращения колеса (датчик скорости). Его роль как правило выполняют все или один из датчиков антиблокировочной системы тормозов.
По сути, то же самое, что в простом, "деревянном" ЭУР предыдущего поколения.
Ну и конечно, по этой же шине туда-сюда бегают другие команды и сигналы. Например - индикатор неисправности ЭУР (лампа) на щитке приборов, сигнал нажатия кнопки спорт-режима (руль тяжелее).

Вроде бы, тут и проблема. Ну откуда взять мудреные сигналы CAN-протокола для запуска ЭУР в ГАЗ-69, где самое сложное электическое устройство - обычное реле?
Но вот как раз тут рассматриваемый ЭУР и его собратья выгодней ЭУР предыдущего поколения, которые просто не будут работать без сигнала с коммутатора или "трещетки"-заменителя.

Большинство устройств современного авто ориентированы на работу без всякого обмена по шине CAN. Упрощенно говоря она для них второстепенна. Это и вопрос безопасности и живучести авто. Сдохла шина? Оборвался или замкнул один из проводов? "Я все равно поеду"!.

Вот и это ЭУР является вещью самодостаточной и автономной. С собственным умным контроллером и собственными датчиками. И он будет работать даже без сигнала о запуске двигателя. Не говоря уже о датчике скорости, который так же не используют умельцы, прикручивая ЭУР от "тойоты-120".
Вот электросхема подключений блока EPS Тойота РАВ-4.



И как я писал выше, нужно нам всего три провода. Толстый красный - питание. Толстый черный - масса. И тонкий красный - зажигание.
Подключаем. ЭУР - работает! sovok
Конечно, работает он по собственному алгоритму, понимая, что у него нет входных сигналов. Используя максимальное, не регулируемое от скорости авто усилие.
Впрочем, как и любой другой ЭУР предыдущего поколения, лишенный датчика скорости. А именно так и устанавливают большинство доработчиков УАЗов.

В следующем сообщении, я остановлюсь на нюансах подключения (а при всей простоте они есть!), ну и немного об "идеализации" работы ЭУРа посредством шины CAN.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 25 март 2017 23:37 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 26 март 2017 17:33 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7859
  • Спасибо получено: 3807
  • Репутация: 189
Ну и про РАВ-4 12-16 годов вообще. Это, блин, тебе не "королла"!

Полная масса – 2190 кг
Размер шин – 225/65 R17 или 235/55 R18


Вот почему я категорически отказался от ЭУР с королл, фитов, гольфов, и прочих игрушек. Пусть те, кто прикрутил эти, снимают видео, как у них колеса крутятся "одним пальцем"... на грунтовке.

И тихо молчат, как ведет себя такой ЭУР хотя бы с 31-ми колесами, да в говнище.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 26 март 2017 18:00 #4

  • Benja70
  • Benja70 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 571
  • Спасибо получено: 47
  • Репутация: 8
Да ЛешаК окакал весь клуб говномесов!! valyaka valyaka valyaka
Размышления над прошлым могут послужить руководством для будущего... У.Черчиль.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 26 март 2017 18:55 #5

  • Sind
  • Sind аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 149
  • Спасибо получено: 107
  • Репутация: 8
Так их, Леха, так их rgaka klass! klass!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 26 март 2017 18:58 #6

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2184
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Да, Лёха, хотел бы я посмотреть, как твой КП-мобиль будет грязюку месить, скажем, где-нибудь в Холодной щели. Причём говорю на полном серьёзе, без подъ..ба.
Сам немесился этой грязюки не раз и не два, но всё приходит с опытом. Посмотреть на других, что-то хорошего у них позаимствовать, к себе пришпандорить уже по своему вкусу - и ДА ЗДРАВСТВУЮТ настоящие вездеходы-гряземесы и их опытные водители!!! klass!

Эх, дорожка, да ты лесная!!!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 26 март 2017 19:01 #7

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 562
  • Спасибо получено: 135
  • Репутация: 17
Да не нужен тебе усилитель на руль. В колее поставишь колеса поперек, газанешь и конец полуосям. Лучше по старинке, уперевшись ногой в панель, руль крутить.
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…
А.С. Пушкин
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 26 март 2017 20:21 #8

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2184
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Вот мы и посмотрим, какая школа: по старинке или с ЭУРами, более приспособлена к "выживанию" на лесных трассах.
Я очень, очень, очень хотел поставить ГУР на свой чУмАЗик, после того, как съездил на Наужи. 12 км по сплошному каменному руслу, где "шешарики" только хорошо,НАВЕРНОЕ, себя чувствуют, оставили кучу синяков на локтях, особенно левом, и нехорошие воспоминания о дрожи в руках плюс погнутая поперечная рулевая тяга и два разбитых наконечника рулевых тяг!
Но самое главное то, что я услышал от местных после выезда из речки: а был бы ГУР - выкинул бы и его на х...! crayzi
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 27 март 2017 00:50 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7859
  • Спасибо получено: 3807
  • Репутация: 189
Сами ногами упирайтесь! rgaka Нихрена вы не понимаете, в высоких технологиях! chitat
Все делается по уму, анализируя чужой опыт и ошибки.
Но, однако, ЭУР от РАВ-4 впервые в мире устанавливается на ГАЗ-69. Так что я - пионер! pioner

Ладно, тема вообще то серьезная. И я продолжу.

Механическая часть, установка.


Тут просили у меня парт-номера. Вот они.





На рулевом кардане никаких цифирей нет. Так что, если заказывать, то по машине.

Для начала я отсоединил контроллер от редуктора. Блок будет стоять отдельно.



Шины то, а? Не то что два проводка у легковых эурчиков. ulybka

Потом было сделано нижнее крепление.



Тут момент важный. При установке ЭУР, присутствует иное распределение усилий. Если в стоке, или с ГУРом, мы крутим редуктор относительно рамы, то с ЭУР мы по сути крутим кузов относительно рамы и редуктора. Так что крепление я сделал с боковой полкой, дабы усилить лобовину в месте крепления ЭУР.



Вот оно на месте. Правда, пришлось снять и немного переделать. Я совершенно забыл, что родной рулевой вал ГАЗ-69 идет не под прямым углом к моторной перегородке, а скошен влево. "Уши" же, я приварил под прямым углом. Пришлось корректировать.
Потом я развернул сам мотор на 180 градусов относительно редуктора. Чтобы три контакта-шины не смотрели в печку и не упирались в нее. Потом к ним я припаяю толстые провода с клеммами на конце, и точно так же привинчу к блоку управления.



Повернуть мотор не сложно. Окручиваем два болта на 12, и не снимая мотор, аккуратно поворачиваем его относительно червяка в редукторе.



Теперь, даже если установить контроллер на место, весь ЭУР становится еще компактней.

Единственное, чем пришлось пожертвовать в конструкции рулевой колонки - это ушами-креплениями. Травмобезопасные вставки пришлось отрезать, чтобы верх рулевого вошел на штатное место крепления. Если бы кузов у меня не был покрашен, я бы конечно, переварил бы место крепления, чтобы вообще не трогать всю рулевую колонку.

Ну и вот, все уже на месте. Вылет и угол относительно приборной панели - точно такой же, как и на штатной рулевой палке.



Но! Красота! dance Колонка регулируется, уходя на 4 см вниз в точке крепления, и задвигаясь-выдвигаясь с общим ходом 5 см.





Вот так снизу. Ничего не торчит, ничему не мешает. Да и выглядит скромно. Справа - куча места для установки верхних педалей и ВУТа (это кому захочется).



Ну и с правой стороны. Мотор не мешает установке отопителя.



Направление и угол рулевого кардана полностью соответствуют штатной "палке".

Вот и все. Завтра все будет разобрано, крепления зачищены и покрашены. Останется закрепить блок управления, удлинить некоторые провода, и поставить уже все окончательно.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: serg141-9

ГАЗ-69 электроусилитель руля 27 март 2017 21:48 #10

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 527
  • Спасибо получено: 74
  • Репутация: 9
Алексей,а демпфер при усилителе нужен или нет?
За горами гори, хмарою повиті,
Засіяні горем, кровію политі.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 27 март 2017 22:10 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7859
  • Спасибо получено: 3807
  • Репутация: 189
При ЭУР - нет. По сути он сам является демпфером. Кроме всего прочего, в него заложена функция возврата колес в "нейтральное" положение, в помощь тому, что заложено в конструкции рулевого управления (кастор).
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 27 март 2017 22:56 #12

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 527
  • Спасибо получено: 74
  • Репутация: 9
Слава коленвалу! Шобянепережывал.
За горами гори, хмарою повиті,
Засіяні горем, кровію политі.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ГАЗ-69 электроусилитель руля 29 март 2017 16:18 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7859
  • Спасибо получено: 3807
  • Репутация: 189
Окончательная и бесповоротная установка

Сначала, про верхнее крепление, про которое я забыл написать раньше. Его по сути нет. Ну то есть в изготавливаемом состоянии.



Просто от родного крепления отрезаны "уши", просверлено два отверстия, в них вставлены две шпильки 8 мм, изнутри они приварены. Ну и то что получилось - окрашено. Третью, родную шпильку, я убирать не стал. К ней у меня будет привинчено крепление для жгутов подпанельных проводов. Очень эта шпилька кстати.

Далее, я забраковал идею отдельного размещения блока управления. По двум причинам.
Первая - это то, что колонка регулируемая. А значит движется вверх-вниз. И провода идущие от колонки к блоку хоть и не часто, но будут подвержены периодическим изгибам.
Вторая - совершенно не хотелось удлинять штатные жгуты от рулевого редуктора и мотора к блоку, от датчиков усилия и поворота.
Отвинтив мотор и эбу от рулевой, я вновь поставил блок на место, к развернутому на 180 градусов по своей оси мотору.





И теперь с ЭБУ слева а не справа от мотора, прикинул всю колонку на место установки. Вышло кисло. Ставится то ставится, но сильно торчащий вверх ЭБУ потребовал бы серьезного удлинения ушей моего изготовленного нижнего крепления, чтобы отодвинуть весь редуктор от моторной перегородки. Это мне не понравилось.
И тогда, я принял иное решение.
Пусть блок будет справа от мотора, но не вертикально, а горизонтально.



Тут же прикинул и сделал крепление, и удлинять пришлось только три провода от ЭБУ к мотору.



Вышло очень даже здорово.



А родные жгуты от датчиков, без всяких натяжек и неправильных перегибов, удлинения, так же стали в свои разъемы.
И вот, полностью подготовленная колонка готова к окончательной установке.



Встало все компактно и без проблем. Положенный на бок ЭБУ слева от мотора, не съел дополнительного пространства в подпанельном. Слева от него - так и осталось место для желающих установить верхние педали и ВУТ.





Даже при полностью поднятой рулевой колонке, от торца ЭБУ до воздуховода обдува стекла - около 4 см, что спокойно позволит надеть шланг. И в общем, вся конструкция ни чему не мешает из того, что стоит на ГАЗ-69 штатно. (Отопитель, воздуховод, ручка открывания жалюзи).
Пока возился со всем, за сущие копейки добылся руль от Марковника.



По шлицам и посадки подходит один в один, и как временное явление - вполне пойдет. Приборы не перекрывает, не большой и не маленький, ухватистый.



Позже, его шлицевая часть послужит донором для руля более аутентичного.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 29 март 2017 16:28 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, serg141-9

ГАЗ-69 электроусилитель руля 03 апр 2017 23:25 #14

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7859
  • Спасибо получено: 3807
  • Репутация: 189
Как я и задумывал, для состыковки тойотовского рулевого карданчика с рулевой ГАЗ-69 было применено простое и эффектное решение.
Без использования более современного рулевого редуктора от УАЗ-469, перепрессовке его же крестовин, удлинений, резиновых муфт и прочих сомнительных плясок.
Использован родной рулевой редуктор ГАЗ-69, с обрезанной трубой-рулевым валом.
На фото червяк спрессован (червячная пара будет установлена новая).



Сама труба в торце противоположному червяку слегка развернута на токарном станке изнутри, на глубину около 100 мм, для обеспечения посадки шлицевого вала-переходника.
Сама шлицевая часть подходящая к тойотовскому карданчику подобрана на разборке. Это так же был рулевой вал от какого то Исудзу, приобретенный по цене четырех пачек сигарет.
Когда подбирал, выяснилось, что шлицы подходят со многих разных авто, так что трудностей не было. Выбрал что больше всего подходило и понравилось.
Купленный вал был обрезан, а ниже шлицевой части проточен под посадку в родную трубу ГАЗ-69 с натягом.



Ну и запрессован "на горячую" - разогрев до малинового цвета трубу газовского вала.
По очень хорошему совету коллеги Джона, в двух точках в месте посадки вала в трубу, была сделана засверловка-заглубление, и обе части дополнительно зафиксированы друг относительно друга точками сварки.

Всё. Останется перебрать родной рулевой редуктор, да прикрутить его на место. И механическая часть установки ЭУР полностью завершена
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Anton_T

ГАЗ-69 электроусилитель руля 07 апр 2017 23:14 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7859
  • Спасибо получено: 3807
  • Репутация: 189
Кино про электроусилитель руля на нашем ГАЗ-69.

Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Фёдор, Anton_T

ГАЗ-69 электроусилитель руля 08 апр 2017 09:44 #16

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 527
  • Спасибо получено: 74
  • Репутация: 9
Зачетная приблуда,теперь штурман не будет прятать голову от локтя водителя.
За горами гори, хмарою повиті,
Засіяні горем, кровію политі.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: serg141-9