8-28 сентября 1942. Устье Шапсухо. Под Джубгой. Великая Отечественная война в дневниках А.М. Левда.
8 сентября 1942. В районе Джугбы
Вчера, проехав по шоссе 80 кил. от Туапсе до нашей новой стоянки, я испытывал приятные ощущения. Шоссе состоит из бесконечного числа петель, подъемов и уклонов, при чем оно тянется параллельно с берегом моря.
Много раз из лесной чащи машина внезапно вырывалась к кромке берега и нашим взорам открывались чарующие необъятные просторы моря и береговые ландшафты, так напоминающие южный берег Крыма.
Движение по дороге нормальное, конечно, прифронтовое военное. Пыль была и сегодня, но уже не такая, как на Дону и Кубани.
Заночевали в лесу на том месте, где намечен наш 3-й лагерь. Ночью выли шакалы.
На этот раз стоянка удачнее: во первых, лес не такой уж густой и темный, во вторых — рядом большая поляна (будем видеть солнце) и, в третьих — речушка, называемая Шапсухо, впадающая в море, находящееся, примерно, в 300 метрах от лагеря.
Недалеко находится прибрежное селение Джугба. Сегодня с воентехником 2-го ранга Кравченко имели желание выкупаться в море. Пошли, но до моря не дошли, наткнувшись на проволочное заграждение. Пришлось выкупаться в устье речки, в каких нибудь 80-100 метрах от моря. Досадно, но ничего не поделаешь. И в речке хорошо выкупались и даже белье выстирали.
День тихий и даже жаркий.
16 сентября 1942. Район Джугбы
Сижу на берегу широкого, спокойного устья речки. Рядом море, но оно отделено от речки песчаной перемычкой, набросанной волнами. Небо чистое, безоблачное. Дыхание осени уже чувствуется в сегодняшнем легком ветерке, в окраске деревьев и в падающих листьях.
А в землянках наших, еще открытых с одной стороны, по ночам стало вовсе по осеннему: холодно Отдыхаю. Только что выстирал пару белья, развесил на кустарниках и жду когда оно просохнет. Вот кадрик из нашей лесной жизни.
19 сентября 1942. Район Джугбы
Вчера узнал, что лагерь наш находится в 1 1/2 кил. от с. Тенгинки, расположенной тоже в лесу. Уж не та ли это историческая Тенгинка, именем которой в старой русской армии назывался полк, в первой роте которого на вечерних поверках вызывался первым рядовой Архип Осипов, а правофланговый солдат этой роты отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении!»
Да, я не ошибся. В этом же районе недалеко находится и селение, именуемое Архип Осиповкой.
Вчера же случайно «проветрился», под предлогом приобретения очков новых взамен старых с разбитым одним стеклом. В Дефановке находится штаб армии и различные армейские лечебные подразделения.Туда и обратно проехал на грузовой машине не менее 70 кил. Дефановка расположена в дремучих лесных дебрях. Дорога туда также горно-лесная и к тому же очень плохая. Очков в Дефановке я, конечно, не нашел, но удовольствие от поездки получил. После длительной жизни в лесу в отрыве от мирных условий, радостно было видеть детей и вообще людей в гражданском одеянии.
Видел коровушек и коз, возвращавшихся по домам на ночевки. «Разговаривал» со встретившимися смирными, ласковыми деревенскими цуцыками. Не ускользнула от внимания и серенькая, сгорбившаяся «киська», с любопытством тогавшая лапкой маленького ужонка .(Как там Люнькин «Фенч»?) Не ускользнул от взора и красный «Петька» с двумя курочками.
А вот когда по дороге обратно увидел столбы чугунные бывшего англо-индийского телеграфа, то стало радостно и грустно: ведь эта телеграфная линия, с такими же столбами, проходит и вблизи Ст. Крыма!
25 сентября 1942. Район Джугбы
Наступление немцев в Новороссийске (в районе цемент. заводов) было остановлено 25 сентября
Отпросился отлучиться из лагеря в Тенгинку, где по сведениям очки можно приобрести в расположенной там РМУ (рота медицинского усиления).
В Тенгинке роты не оказалось, нашел таковую рядом в лесу, расположенной в палатках под большими тенистыми деревьями. Конечно, и здесь очков не достал, но прогулку пешую совершил в полное удовольствие.
Как только приходится иметь дело с медициной, то мой Гапушка (сын, Мстислав Александрович Левда? — Маничев С.Е.) особенно ярко вспоминается. Где это он, мой родный? В каких краях людей лечит?
Возвращаюсь в лагерь, присел отдохнуть. День тихий, солнечный, даже жарко.
Вчера весь день авиация проявляла активность в районе нашего расположения, чего не было уже давно.
28 сентября 1942. Район Джугбы
Вечереет. Уже полчаса тому назад солнце скрылось за высокой горой. Взобрался на лесистый склон, несколько выше нашего лагеря. Выбрал удобное место, откуда хорошо видно море и выход к таковому широкой тенгинской долины. Любуюсь еще одним угасающим днем моей жизни. Тишина.
Утром с этой же возвышенности наблюдал за боем, развернувшимся между немецкими самолетами и небольшими корабликами военно-морского флота Черноморского флота. Караблики эскартировали военный транспорт, который и был объектом воздушных хищников. Самолеты пикировали, сбрасывали сериями бомбы; караблики по самолетам вели ожесточенный огонь. Не причинив друг другу урона,самолеты улетели на Запад, а транспорт с сопровождающими корабликами уплыл на восток.
Как этот бой не гармонировал с прекрасным утром и живописным пейзажем кавказского побережья Черного моря! Похоже на то, что скоро перекочуем на новое месте. Питание улучшилось, но с овощами плохо; один раз взамен таковых выдавали виноград и сливы.
С сокращениями. Все дневниковые записи -
вот тут