• Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Порт Джубга

Порт Джубга 08 фев 2017 19:58 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
Да, да. Был небольшой "порт" и в Джубге. Упоминания о пристани, попадались даже в документах Кавказской войны.
Но все равно, конкретных сведений довольно мало.
Документальных - и того меньше.
Для любителей дешифровать каракули - документ:
Доношу, что ремонт верхнего деревянного строения пристани Джубга начат 9.01.43 г.







Не плохо было бы все это переписать в текст, для удобства поиска.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: ToyFun, serg141-9, aleksey_spb

Порт Джубга 09 фев 2017 00:32 #2

  • ToyFun
  • ToyFun аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 380
  • Спасибо получено: 195
  • Репутация: 15
Судя по описанию и упоминанию барж похоже описан морской причал у маяка, там где впадает ручей вытекающий из Азаренской щели, южная оконечность Джубги. Испокон веков и улица Портовая проходит там. Хотя касательно 1943 года не всё так однозначно. По рассказам река Джубга 100 лет назад была совсем не та что видим сейчас. Глубины гораздо больше и полноводнее, русло проходило чуть по другой линии. Причал табачных складов в начале прошлого века располагался в 1,8 км от устья реки в глубь долины и туда подходили баржи. При строительстве железного моста через реку мост не клепали на месте, а на барже уже готовый завезли до места, развернули, притопили баржу и опустили на подготовленные быки. Кстати, мосты были типовые и в районе Сочи один такой сохранился до сей поры. Если не изменяет память изготавливали французы. В послевоенное время распахивание совхозных полей под овощи выше по течению вплоть до Горского привели к постепенному засорению и обмельчанию русла. Чуть отвлёкся. Так вот касательно 1943 года. В Джубге в то время базировались несколько торпедных катеров и их стоянка была за мостом на реке. Там их никакой шторм не мог бы достать. Посему где на тот момент был упомянутый в документах порт на сей час варианта два.
" Я измеряю жизнь количеством друзей "
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 09 фев 2017 10:55 #3

  • ToyFun
  • ToyFun аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 380
  • Спасибо получено: 195
  • Репутация: 15
По "пакгаузам на Шыроком молу". Они существовали ещё с начала как минимум 20 века. Сложены были из крупного камня и два из них простояли вплоть до конца прошлого века служа по прямому назначению складами Морпорта "Джубга". Уже в этом веке земли под ними были прихватизированы и застроены частной гостиницей. Остов третьего малого пакгауза можно угадать до сих пор в одном из современных новоделов стоящего чуть в стороне.

Хорошо видны визитная карточка Джубги гора Ёжик и справа на берегу моря те самые "портовские" пакгаузы ещё столетней давности.


Они же в чуть ранний период. Левее и выше на мысу здание первого старого маяка в Джубге.
" Я измеряю жизнь количеством друзей "
Последнее редактирование: 09 фев 2017 10:57 от ToyFun.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Марта, Benja70, serg141-9, aleksey_spb, debon

Порт Джубга 14 фев 2017 23:57 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
А еще... В порту Джубга был завод варенья!



Хорошо жил, портовый город Джубга! dance
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: ToyFun, aleksey_spb

Порт Джубга 15 фев 2017 00:28 #5

  • ToyFun
  • ToyFun аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 380
  • Спасибо получено: 195
  • Репутация: 15
А то! Одни грушовые деревья в два обхвата чего стоили (у меня из такой кроватка дочерям сделана была). А завод прямо рядом с нынешней школой, я так понимаю, был. Ещё живы те кто помнит как он работал, и район этот так поныне и зовётся "Соковый". Соответственно и место КП возле него равноудалённое от выше означенных батарей ПВО. К слову, место первой батареи ещё пару лет назад вполне можно было "пощупать" на вершинке рядом с новой развязкой шоссе.
" Я измеряю жизнь количеством друзей "
Последнее редактирование: 15 фев 2017 00:37 от ToyFun.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 23 фев 2017 18:21 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
8-28 сентября 1942. Устье Шапсухо. Под Джубгой. Великая Отечественная война в дневниках А.М. Левда.

8 сентября 1942. В районе Джугбы

Вчера, проехав по шоссе 80 кил. от Туапсе до нашей новой стоянки, я испытывал приятные ощущения. Шоссе состоит из бесконечного числа петель, подъемов и уклонов, при чем оно тянется параллельно с берегом моря.
Много раз из лесной чащи машина внезапно вырывалась к кромке берега и нашим взорам открывались чарующие необъятные просторы моря и береговые ландшафты, так напоминающие южный берег Крыма.
Движение по дороге нормальное, конечно, прифронтовое военное. Пыль была и сегодня, но уже не такая, как на Дону и Кубани.
Заночевали в лесу на том месте, где намечен наш 3-й лагерь. Ночью выли шакалы.
На этот раз стоянка удачнее: во первых, лес не такой уж густой и темный, во вторых — рядом большая поляна (будем видеть солнце) и, в третьих — речушка, называемая Шапсухо, впадающая в море, находящееся, примерно, в 300 метрах от лагеря.
Недалеко находится прибрежное селение Джугба. Сегодня с воентехником 2-го ранга Кравченко имели желание выкупаться в море. Пошли, но до моря не дошли, наткнувшись на проволочное заграждение. Пришлось выкупаться в устье речки, в каких нибудь 80-100 метрах от моря. Досадно, но ничего не поделаешь. И в речке хорошо выкупались и даже белье выстирали.
День тихий и даже жаркий.

16 сентября 1942. Район Джугбы


Сижу на берегу широкого, спокойного устья речки. Рядом море, но оно отделено от речки песчаной перемычкой, набросанной волнами. Небо чистое, безоблачное. Дыхание осени уже чувствуется в сегодняшнем легком ветерке, в окраске деревьев и в падающих листьях.

А в землянках наших, еще открытых с одной стороны, по ночам стало вовсе по осеннему: холодно Отдыхаю. Только что выстирал пару белья, развесил на кустарниках и жду когда оно просохнет. Вот кадрик из нашей лесной жизни.

19 сентября 1942. Район Джугбы


Вчера узнал, что лагерь наш находится в 1 1/2 кил. от с. Тенгинки, расположенной тоже в лесу. Уж не та ли это историческая Тенгинка, именем которой в старой русской армии назывался полк, в первой роте которого на вечерних поверках вызывался первым рядовой Архип Осипов, а правофланговый солдат этой роты отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении!»
Да, я не ошибся. В этом же районе недалеко находится и селение, именуемое Архип Осиповкой.
Вчера же случайно «проветрился», под предлогом приобретения очков новых взамен старых с разбитым одним стеклом. В Дефановке находится штаб армии и различные армейские лечебные подразделения.Туда и обратно проехал на грузовой машине не менее 70 кил. Дефановка расположена в дремучих лесных дебрях. Дорога туда также горно-лесная и к тому же очень плохая. Очков в Дефановке я, конечно, не нашел, но удовольствие от поездки получил. После длительной жизни в лесу в отрыве от мирных условий, радостно было видеть детей и вообще людей в гражданском одеянии.
Видел коровушек и коз, возвращавшихся по домам на ночевки. «Разговаривал» со встретившимися смирными, ласковыми деревенскими цуцыками. Не ускользнула от внимания и серенькая, сгорбившаяся «киська», с любопытством тогавшая лапкой маленького ужонка .(Как там Люнькин «Фенч»?) Не ускользнул от взора и красный «Петька» с двумя курочками.
А вот когда по дороге обратно увидел столбы чугунные бывшего англо-индийского телеграфа, то стало радостно и грустно: ведь эта телеграфная линия, с такими же столбами, проходит и вблизи Ст. Крыма!

25 сентября 1942. Район Джугбы


Наступление немцев в Новороссийске (в районе цемент. заводов) было остановлено 25 сентября
Отпросился отлучиться из лагеря в Тенгинку, где по сведениям очки можно приобрести в расположенной там РМУ (рота медицинского усиления).
В Тенгинке роты не оказалось, нашел таковую рядом в лесу, расположенной в палатках под большими тенистыми деревьями. Конечно, и здесь очков не достал, но прогулку пешую совершил в полное удовольствие.
Как только приходится иметь дело с медициной, то мой Гапушка (сын, Мстислав Александрович Левда? — Маничев С.Е.) особенно ярко вспоминается. Где это он, мой родный? В каких краях людей лечит?
Возвращаюсь в лагерь, присел отдохнуть. День тихий, солнечный, даже жарко.
Вчера весь день авиация проявляла активность в районе нашего расположения, чего не было уже давно.

28 сентября 1942. Район Джугбы


Вечереет. Уже полчаса тому назад солнце скрылось за высокой горой. Взобрался на лесистый склон, несколько выше нашего лагеря. Выбрал удобное место, откуда хорошо видно море и выход к таковому широкой тенгинской долины. Любуюсь еще одним угасающим днем моей жизни. Тишина.
Утром с этой же возвышенности наблюдал за боем, развернувшимся между немецкими самолетами и небольшими корабликами военно-морского флота Черноморского флота. Караблики эскартировали военный транспорт, который и был объектом воздушных хищников. Самолеты пикировали, сбрасывали сериями бомбы; караблики по самолетам вели ожесточенный огонь. Не причинив друг другу урона,самолеты улетели на Запад, а транспорт с сопровождающими корабликами уплыл на восток.
Как этот бой не гармонировал с прекрасным утром и живописным пейзажем кавказского побережья Черного моря! Похоже на то, что скоро перекочуем на новое месте. Питание улучшилось, но с овощами плохо; один раз взамен таковых выдавали виноград и сливы.

С сокращениями. Все дневниковые записи - вот тут
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: ToyFun, Anton_T, serg141-9

Порт Джубга 23 окт 2017 20:45 #7

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3323
  • Спасибо получено: 1144
  • Репутация: 136
Новое пополнение в коллекции - крупномасштабный снимок Джубги 13 июня 1942г. Думаю, специалисты много чего на нём рассмотрят. Я вот, уже вижу корабль на мели.


"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, serg141-9

Порт Джубга 24 окт 2017 14:27 #8

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
Интересно, надо посмотреть, что это за судно.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 15:13 #9

  • ToyFun
  • ToyFun аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 380
  • Спасибо получено: 195
  • Репутация: 15
Сегодня этот снимок с корабликом посмотрели наши джубгские бабаи. Сами они , естественно, этого своими глазами не видели, но припоминили рассказы родителей что пароходы разгружались прямо на Центральном пляже. Временную песчаную косу для этого нагребали очень быстро. Теперь увидели это воочию. С их слов, если бы это было судно севшее на мель в результате шторма то его закинуло бы гораздо дальше за береговую черту и оно лежало бы на боку, как это однажды случилось толи с большим рыбацким баркасом, толи маленьким сейнером. Застрять фатально на чём то в этом месте просто физически невозможно, кругом подвижный мелкий песок. А вот пристанью за каменной грядой южнее маяка (не вошла в кадр) пользовались в основном рыбаки, там мешали подводные камни на дне. Форватер расчищали и углубляли взрывами уже в послевоенное время чтобы могли заходить рейсовые большие катера. Кстати, кораблик на снимке может быть торпедным или сторожевым катером, кои во время войны и некоторое время после базировались в районе Джубги (здание бывшей казармы морячков до сих пор сохранилось в 100 метрах от моего дома прямо напротив того места где "пришвартовался" кораблик). По рассказам причальная стенка у них была и в устье реки Джубга, а при бомбёжках они могли подниматься вверх по течению даже выше старого железного моста.
" Я измеряю жизнь количеством друзей "
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 15:17 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
если бы это было судно севшее на мель в результате шторма то его закинуло бы гораздо дальше за береговую черту и оно лежало бы на боку

Пожалуйста. "Француз" у Туапсе (его уже нет, порезали).



Стоял с момента посадки на мель на ровном киле. От берега, пока не нагнали искусственно грунта, стоял в 70-80 метрах.



Возможно, конечно и "для разгрузки", но как то это дико. Пусть судно 100 метров. Тогда ширина полосы насыпанного у борта грунта "для разгрузки" - 50 метров. Это какой же объем грунта переместить надо, и за сколько времени???
С экскаваторами и бульдозерами в войну было очень трудно. Пусть даже ширина насыпи 20 метров. Не слишком ли жирно "быстренько насыпать" такую, для банальной разгрузки?

Опять таки, судя по сравнению с объектами на снимке (деревья, дорога, дома), ну ни как это не "сторожевой кораблик". И стоит он не на ровном киле, отчетливо виден левый борт.
Опять таки КАК "кораблик" ухитрился стать параллельно берегу?
Носом в мель втыкаются, носом. Чтобы потом машинами сняться с грунта. Даже после "насыпной" разгрузки. Хотя в сто раз проще и быстрее сделать трап-настил. Масса таких фото военного времени из под Новороссийска.

Ну а характер грунтовой насыпи, один в один как у нашего "француза". И такая насыпь была сделана для резки парохода на металл. Которого кстати, в войну, катастрофически не хватало.

Есть у меня еще одна версия: Это причал. Поврежденный безнадежно пароход, с одной стороны получил "разгрузочную" насыпь, а с другого борта, к нему швартовались суда для разгрузки. Возможно, использовались краны, кранбалки, или лебедки поврежденного парохода.
В военных условиях - самый "быстрый" в этом случае, разгрузочный причал. И стократно надежней деревянного. Пароход, не так просто в хлам разбомбить. А для деревянной пристани - и одной "пятидесятки" хватит.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 24 окт 2017 15:48 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 16:24 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
Гм! А дата то, дата! 13 июня 1942 года.
Немцы еще только к Краснодару подступали, Туапсинская оборонительная началась в сентябре, Новороссийская - через месяц!
Джубга еще не стала военным перевалочным портом!
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 18:16 #12

  • Benja70
  • Benja70 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 592
  • Спасибо получено: 51
  • Репутация: 8
Увеличил фото на 500% получился однотрубный пароходик,пушек не видно!
Размышления над прошлым могут послужить руководством для будущего... У.Черчиль.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 18:27 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
РИОН
Полная вместимость 3113 брт (водоизмещение 6830 т). Размерения 102.9 (99.1 между перпендикулярами) х х 6.43 м. ГЭУ дизельная, 2200 эфф. л.с. Скорость 12.5 узла.
Грузовой рефрижераторный теплоход. Заложен в 1929 г. (з-д им. А.Марти, Ленинград), спущен 25.10.1930 г., сдан заказчику в 1932 г. и вошел в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота. Впоследствии входил в состав Черноморского гос. морского пароходства. В январе - марте 1943 г. временно выделялся для эвакуации раненых. Совершил 4 эвакорейса Джубга - Туапсе и 5 эвакорейсов Новороссийск - Геленджик, эвакуировал 365 чел., из них 34 лежачих.



Просто для примера. Марта, гони оригинал фото! Вырежу пароход, попробуем установить.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 24 окт 2017 18:30 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 18:41 #14

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
Исходя из масштабов.
Если основную дорогу принять за 6 метров шириной (а это где то так, сопоставимо с кронами деревьев, строениями, то выходит никак не "сторожевой катерок".

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 19:01 #15

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
Похож на сухогруз типа Либерти, учитывая дату снимка можно предположить, что это судно село на мель ещё до войны, потом его развернуло штормами и остальное Лёха уже указал. Надо посмотреть в своей инциклопии по потерям судов в этом районе.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 19:15 #16

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
Саша, то же мысль!
Леша, а по поводу песка и что он делает с севшими в него судами - почитай про мели Гудвина - "Пожирателя кораблей".
В этих песчаных мелях - десятки тысяч судов, начиная с трирем Цезаря, и заканчивая... Плавучим маяком "Гудвин-южный".
Впрочем маяк - далеко еще не конец...



Бермудский треугольник - детская шалость, против "Гудвина".
Пардон за легкий отступ от темы.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 24 окт 2017 19:17 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 19:48 #17

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
И далее, про "на боку", и "выброшен на берег".

Бухта Инал, "Трансбора"



Голубая бухта "Ибрагим".

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 24 окт 2017 19:48 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 20:01 #18

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
Пока вот что удалось выудить:
Тип: «парусно-моторная шаланда» ПМШ "Комсомолец" потоплен 28.11.1941 г., р-н Джубге, выбросился на берег.
Но не то, не то...

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 24 окт 2017 20:03 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 20:19 #19

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8039
  • Спасибо получено: 3945
  • Репутация: 189
И вот, цитата из мемуаров Михаила Григора «МОРЕ – МОЯ СУДЬБА».
Он ходил на известном "Фабрициусе" в годы войны.
«Труженик моря» деятельно трудился по побережью Черного моря от Николаева и Херсона, заходя во все порты до Батуми и на рейды таких портов, как Евпатория, Анапа, Сочи, Сухуми, где портовых сооружении в те времена еще не было, а также рейды Джубга, Михайловское, Архипо-Оспиовка, Гудауты, Пиленково, где обеспечение грузами шло с моря, а погрузка и выгрузка шла на целый флот местных «магун» (барж), которыми обладали эти портпункты, обслуживавшиеся значительным количеством опытных грузчиков из местного населения и моряков-самоучек.

И еще: "Черноморский флот"
пополнение, грузы и техника для частей Северо-Кавказского и Закавказского фронтов, действовавших на приморском направлении, перевозились на судах большого тоннажа из южных портов Кавказа в Туапсе. Здесь они перегружались на мелкие транспорты, корабли и катера, которые доставляли их в Джубга и Геленджик.

Так что в топку - "насыпную разгрузку". Местечковые байки.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 24 окт 2017 20:31 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Порт Джубга 24 окт 2017 20:34 #20

  • ToyFun
  • ToyFun аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 380
  • Спасибо получено: 195
  • Репутация: 15
Для уточнения размеров выкладываю чуть развёрнутый план. Действительно, далеко не катерок.

И ещё одна байка про которую рассказали буквально пол часа назад по телефону. Якобы, в войну в бухте очень долго стоял на ремонте корабль. Но чуть только он вышел в море после ремонта был тут же потоплен. А весь пляж был был усиленно заминирован на случай высадки десанта. Несколько "откопали" даже в 60-70 годах. По всему берегу , на Ёжике, маяке были сооружены доты прикрывающие бухту.
" Я измеряю жизнь количеством друзей "
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Алекс21, serg141-9
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4