Реставрация и консервация артефактов

Реставрация и консервация артефактов 23 окт 2017 20:12 #1

  • Бред Пит
  • Бред Пит аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 7
Предлагаю тут делиться знаниями, умениями, наработками, и советами кто как реставрирует/ консервирует находки. Начну вот с этих двух топориков которые попали мне в руки путем сложного товарообмена.






Всегда хочется сохранить то что есть, мне всегда нравились подобные вещи, вот и сейчас постараюсь сохранить то что есть, не дать корозии и времени закончить начатое.
Перво наперво нужно обессолить находки в дистиллированной воде , очень желательно чтоб находка до этого времени не успела высохнуть, поэтому сразу же после извлечения замотать ее в пищевую пленку (пакет) вместе с ее родной землей, ибо если она высохнет воде сложно будет проникнуть в микротрещины и вымыть соли скопившиеся за тысячелетия. Находка не должна лежать на дне посуды она должна находиться в верхней части-подвесить (и накрыть крышкой чтобы ограничить доступ воздуха) чтобы соли которые вымывались оседали внизу, и периодически менять воду.
Мне же достались топорики уже высохшие, поэтому было принято решение форсировать события (время покажет результат) отмыл в теплой воде с мылом и зубной щеткой, прокипятил 5 часов в дистиллированной воде с ее заменой. После этого приготовил 2% щелочной раствор , и с помощью вакумной (самодельной) камеры продолжил обессоливание. Видео будет ниже. Отдельное и огромное спасибо ToyFun, за вдаренный вакуматор))






видно как раствор начинает свою работу.

а тут уже с подключенным вакуматором начинаю откачивать воздух, как же много в воде растворенного кислорода, вот так "кипеть" топорик будет больше 2х часов, я периодически отключал компрессор дабы раствор мог проникнуть в металл, периодически подогревал и менял раствор. Для определения количества хлоридов в растворе
можно использовать нитрат серебра, в капельку раствора капаем каплю нитрата серебра, если выпадает светлый осадок - то продолжаем обессоливание. У меня к сожаление его нет поэтому перестраховался временем и сменой растворов.
После этой экзекуции снова несколько часов кипятил (посуда нержавейка) в дистиллированной воде дабы вымыть раствор, далее сушил в эл. духовке сутки, с постепенным подъеме температуры до 100 градсов.
После этого пропитал все так же в вакуме 5% раствором ParaloidB-72
5 гр паралоида +100 гр ацетона, то тех пор пока не перестанут выходить пузырьки.



Это нужно чтобы он проник во все трещины и поры, скрепил и стабилизировал все рыхлые моменты , теперь предмет не будет крошиться и осыпаться, а также значительно меньше будет подвержен коррозии. Дальше сушка, механическая расчистка бормашинкой/гравером, и консервация Космолоидом - микрокристаллический воск, и вот тогда уже можно вешать на стену. Продолжение следует, по мере продвижения буду выкладывать фото.
Последнее редактирование: 23 окт 2017 21:57 от Бред Пит.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец, Benja70, chaikarn, serg141-9

Реставрация и консервация артефактов 23 окт 2017 20:29 #2

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3826
  • Спасибо получено: 1520
  • Репутация: 153
С терминологией-то поосторожней! А то за нами археологи следят gy-gy
Перенесла тему в раздел про реставрацию. Ждем с нетерпением, что вы из этих топориков сотворите.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец

Реставрация и консервация артефактов 23 окт 2017 21:27 #3

  • Sergei Sergeev
  • Sergei Sergeev аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 283
  • Спасибо получено: 81
  • Репутация: 7
Очень хороший способ сохранить и очистить железо:
Основа та же, каустическая сода, он же NaOH или обычный "Крот", купленный в любом хозмаге. Обматываем железяку алюминиевой проволокой виток к витку поплотнее и в соду. Греть не нужно. Железо очистится и покроется своеобразным "воронением". Проверено лично, работает.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Benja70, chaikarn

Реставрация и консервация артефактов 23 окт 2017 21:45 #4

  • Бред Пит
  • Бред Пит аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 7
Согласен способ хороший, но повесь эти предметы на стену, и при нашем климате, через тройку лет увидим точки и рыжики... бесшумные убийцы металла, влага и соли что остались глубоко в "решетке", и воздух.. сделают свое грязное ржавое дело. Поэтому мое мнение что он годится для молодых "предметов"
Последнее редактирование: 23 окт 2017 21:50 от Бред Пит.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец

Реставрация и консервация артефактов 24 окт 2017 08:16 #5

  • Sergei Sergeev
  • Sergei Sergeev аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 283
  • Спасибо получено: 81
  • Репутация: 7
А клей ПВА для чего? Покрываешь тонким слоем и всё - на стену или под стекло. У меня иранский ножик уже 4 года ничем не покрывается и без ПВА. А такие вещи как топоры, так те вообще лучше в металлическом ящике в угле без доступа воздуха прожаривать. Процесс восстановления металла происходит и даже ржавчина восстанавливается до железа.
Теоретически это выглядит так - в металлический ящик засыпается измельчённый древесный уголь, закапывается в этом угле ржавый артефакт, ящик закрывается крышкой и на костёр. Известно, что большинство солей расщепляется при температуре 300 градусов. Какой там химпроцесс идёт, я не знаю, но железо восстанавливается отлично. Сам я этот способ не пробовал, так как пока что не нашёл уникальнейший артефакт, под который нужно сварить из металла нужный ящик.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец

Реставрация и консервация артефактов 24 окт 2017 11:04 #6

  • Бред Пит
  • Бред Пит аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 7
ПВА мне не нравится по причинам: гигроскопичности, проникающих свойств - явно недостаточно, он так же нейтрально относится к ржавчине( а хотелось бы все же каких то антикоррозийных свойств), и в конце концов предмет покрытый ПВА блестит, это тоже по мне так не красиво, поэтому для реально старых вещей он мне не подходит. Иранскому ножику (он то помоложе будет) не успел он пропитаться гадостями в земле, тем более он штамповка а значит по всей своей структуре однородный, кованный же металл имеет более сложную структуру, соответственно и гниет по другому, более того наверняка попадались предметы которые просто разваливаются слоями..... (видать от недостаточной проковки, кузнечной сварки) вот там то и прячутся основные враги. То что Вы написали про угли и металлический ящик, пробовал и очень доволен результатом, называют его "углеродное восстановление ", но это подходит для грубого металла, ведь если будет к примеру на находке узор всечка - рисунок- украшение из цветного металла, подобная экзекуция сильно навредит. Эти топорики могли быть украшены поэтому выбрал наиболее щадящий способ, есть у меня и после углеродной обработки железяки, поэтому могу сказать да это хорошо, но повторюсь для грубого простого металла.
Последнее редактирование: 24 окт 2017 11:07 от Бред Пит.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Benja70, Sergei Sergeev

Реставрация и консервация артефактов 31 окт 2017 16:10 #7

  • Бред Пит
  • Бред Пит аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 7
Вот что получилось.... в итоге.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Alexander, Benja70, Алекс21, Protas, chaikarn, serg141-9

Реставрация и консервация артефактов 03 нояб 2017 21:11 #8

  • Бред Пит
  • Бред Пит аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 7
Вот еще одно копье прошедшее так называемое крещение огнем) в смысле углеродный метод восстановления, суть его в том что в контейнер из металла (в моем случае старый огнетушитель) помещается находка , далее все свободное пространство вокруг наполняется древесным углем ( перед этим измельчить но без фанатизма) и по возможности трамбуется, после этого кладется в печь, и разогревается так чтобы сам контейнер был на протяжении 2х часов красного цвета, внутри него начинается то самое восстановление, в химии не силен но если верить интернету то уголь он углерод, в закрытом контейнере без доступа кислорода.... вообщем фото смотрите ниже, если приглядеться на копье после обработки заметна как бы сеточка, то есть ржавчина которая должна была отвалиться в пеклась обратно, и достаточно твердо получилось, не сыпется. После извлечение копья прошелся легонько наждачной бумагой, дабы копоть ободрать чуток.










Чуть не забыл, после всех плясок металл необходимо изолировать от доступа воздуха, дабы он не окислялся и не ржавел, я делаю это микрокристаллическим воском КОСМОЛОИД, просто топлю и крепко теплую железяку опускаю в него, вытаскиваю , даю стечь, протираю ветошью легонько излишки, КОНЕЦ.
Последнее редактирование: 03 нояб 2017 21:17 от Бред Пит.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец

Реставрация и консервация артефактов 03 нояб 2017 21:19 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9035
  • Спасибо получено: 4646
  • Репутация: 195
Обычный, "кузнечный" метод. И я, и наш кузнец Шилов, не раз вытворяли подобное. Прогрев металла в угле. Прочностные свойства неизбежно теряются, но ржавая железка - оживает.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец

Реставрация и консервация артефактов 05 нояб 2017 18:37 #10

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 107
  • Репутация: 10
Не нравится мне этот метод. Цементацию начали применять для "реставрации" Некоторые спИциалисты утверждают,что данным методом можно восстановить ржавчину до железа...-бред. Надо создать немного другие условия,и артефакт теряет свойства заложенные при изготовлении.
ЛЮДИНА, ЯКА НЕ П’Є, АБО ХВОРА, АБО ПАДЛЮКА
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец

Реставрация и консервация артефактов 04 окт 2018 13:27 #11

  • Бред Пит
  • Бред Пит аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 7


Есть у меня такой кусок железяки подобранный в лесу на чужих ямках, хочется верить что это часть меча та что ближе к рукояти, ибо есть целый который очень похож, он был сломан на две части и по моей просьбе заварен отцом сваркой, надо сказать что отец сварщик очень высокой квалификации, имеет свое клеймо (кто знает тот поймет) но даже он сказал что "варится паршиво как чугун".



Вот для наглядности целый меч и кусок от такого же, если верить литературе то светлые головы пишут что готы, а теперь внимание, при внимательном рассмотрении куска, его обстукивании выявилось следущее









Видно что по верх основного стержня наклепан, а может кузнец сплоховал и не проковал как следует пакет, а быть может это следы ремонта, или же задумка мастера состояла в том чтобы сердцевина меча была из одной стали а по верх накладывался другой слой для придания каких то характеристик мечу. Я не кузнец поэтому делюсь информацией в надежде может кто что прояснит. Да чуть не забыл верхний слой очень легко отковыривается от внутреннего, при опыте сверления внутреннего слоя выяснилось что он гораздо мягче чем верхний слой.
Последнее редактирование: 04 окт 2018 13:41 от Бред Пит.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Реставрация и консервация артефактов 04 окт 2018 14:13 #12

  • Бред Пит
  • Бред Пит аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 7
И вот еще пару фотографий для ценителей прекрасного, рисунок на клинке проявившийся после травления, верю что это тот самый дамасск , и не переубеждайте меня ulybka




Последнее редактирование: 04 окт 2018 14:22 от Бред Пит.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, южный, ToyFun, Anton_T, serg141-9

Реставрация и консервация артефактов 04 окт 2018 20:02 #13

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 107
  • Репутация: 10
Ну да,дамасск, и не простой.
ЛЮДИНА, ЯКА НЕ П’Є, АБО ХВОРА, АБО ПАДЛЮКА
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Реставрация и консервация артефактов 04 окт 2018 23:33 #14

  • южный
  • южный аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 184
  • Спасибо получено: 36
  • Репутация: 5
Шилов пишет:
Ну да,дамасск, и не простой.
Поясните пожалуйста.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Реставрация и консервация артефактов 04 окт 2018 23:53 #15

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 107
  • Репутация: 10
южный пишет:
Шилов пишет:
Ну да,дамасск, и не простой.
Поясните пожалуйста.
Предварительно" трёхслойный,мозаичный"
ЛЮДИНА, ЯКА НЕ П’Є, АБО ХВОРА, АБО ПАДЛЮКА
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Реставрация и консервация артефактов 05 окт 2018 06:41 #16

  • Radi
  • Radi аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 487
  • Спасибо получено: 112
  • Репутация: 7
Технология известная как "ламинат", когда на мягкую сталь наваривалась покрышка из более твёрдой для придания изделию неких физико-технических свойств. В случае с дамаском это необычно, т.к. дамаск и так имеет эти самые свойства, да и слои ламината проваривались кузнечным способом, но не соединялись клёпкой.
Шилову: Да, пакет трёхслойный, причём разные части клинка подвергались ковке по разному, может быть даже и сварены из разных кусков. Насчёт "мозаичности" я бы не спешил.
Хорошо бы внимательно посмотреть клинок на возможные непровары и наклёпы, что бы составить мнение о мастерстве кузнеца.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Реставрация и консервация артефактов 05 окт 2018 06:49 #17

  • Radi
  • Radi аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 487
  • Спасибо получено: 112
  • Репутация: 7
Для Бред Пит: есть т.н. кузнечная фольга, в которую можно завернуть восстанавливаемый артефакт вместе с древесным углём и поместить всё это в горн около 900 град Цельсия на час-полтора. В таком случае науглероживание металла произойдёт более качественно и полно. Если изделием не собираетесь пользоваться по назначению, то отпуском металла можно пренебречь, но помнить, что металл станет хрупким. Если ж это критично, то поместите после науглероживания изделие в духовку при 200-250 град на полчаса и после этого, выключив огонь в духовке, дайте металлу остыть, не вынимая его из духовки. Произойдёт низкий отпуск и металл уже не будет хрупким.
Однако, надо знать, что никакого восстановления изделия не произойдёт, т.к. чудес не бывает :) Произойдёт лишь восстановление углерода в металле.
Думаю, что наиболее простой способ консервации изделий из чёрных металлов, это аккуратное удаление ржавчины и обработка ортофосфорной кислотой в разумных пределах.
Последнее редактирование: 05 окт 2018 07:07 от Radi.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Бред Пит, южный, serg141-9

Реставрация и консервация артефактов 05 окт 2018 11:17 #18

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 633
  • Спасибо получено: 107
  • Репутация: 10
Можно назвать мозаичный,можно "из разных кусков".Это не изменит ржавую железяку из могилки.
ЛЮДИНА, ЯКА НЕ П’Є, АБО ХВОРА, АБО ПАДЛЮКА
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Бред Пит

Реставрация и консервация артефактов 05 окт 2018 16:49 #19

  • Бред Пит
  • Бред Пит аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 45
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 7
Всем отписавшимся спасибо, про железку из дамасска ни чего более делать не буду, она обессолена в вакуамной установке слабом растворе едкого натра, далее просушена и покрыта 10% раствором паралоида б 72, а про ржавый кусок тоже не чего делать не буду , пусть таким будет страшненьким но интересным, про большой меч тот еще в процессе вакумирования (попутно думаю в чем сушить такую длинну)
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.