• Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

История Пшады с древних времен

История Пшады с древних времен 13 март 2015 14:27 #41

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4102
  • Спасибо получено: 1641
  • Репутация: 161
Горец, а в каком состоянии старая дорога?
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 13 март 2015 14:41 #42

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • skyofwar.ru
  • Сообщений: 704
  • Спасибо получено: 160
  • Репутация: 20
Пешком и только пешком.
Анархия, Демократия, Монархия -все вредит истории. История в земле, а люди и летописи это пыль которую пучкают нам в глаза.

А в первые здесь, за долгое время, и то по...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 25 март 2015 12:30 #43

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4102
  • Спасибо получено: 1641
  • Репутация: 161
Горец, ты когда на корабль? А то может после 12-го сходим на Церковный?
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 25 март 2015 22:01 #44

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • skyofwar.ru
  • Сообщений: 704
  • Спасибо получено: 160
  • Репутация: 20
Марин, не знаю я. А на церковный пешком! Это не по мне. Тем более пешком туда сейчас только через Молдованку, а там много в гору идти.
Анархия, Демократия, Монархия -все вредит истории. История в земле, а люди и летописи это пыль которую пучкают нам в глаза.

А в первые здесь, за долгое время, и то по...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 25 март 2015 22:31 #45

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4102
  • Спасибо получено: 1641
  • Репутация: 161
Почему через Молдованку? По Пшаде не пройти чтоле?
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 25 март 2015 22:34 #46

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9501
  • Спасибо получено: 4902
  • Репутация: 207
Горец выбирает трудные пути. tashu
Чтобы сразу от них отказаться. rgaka
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 26 март 2015 21:31 #47

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • skyofwar.ru
  • Сообщений: 704
  • Спасибо получено: 160
  • Репутация: 20
Марина. Вода, на Скаженке и Церквях по пояс холодной воды. Правда можно на уазике попробовать, я его уже год не заводил. Но что делать на церковном? Нет там ничего, я расспрашивал охотников и лесорубов. Если знаешь что, делись.
Анархия, Демократия, Монархия -все вредит истории. История в земле, а люди и летописи это пыль которую пучкают нам в глаза.

А в первые здесь, за долгое время, и то по...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 26 март 2015 21:55 #48

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4102
  • Спасибо получено: 1641
  • Репутация: 161
Что, если самолетов нет - так значит и "ничего нет"? Что-нибудь да должно быть.. Я ж ищу доказательства бытия крестного хода. Да и просто - портрет местности определить.

Лесорубов... Ты бы еще ГРИБНИКОВ спросил! rgaka
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Последнее редактирование: 26 март 2015 21:57 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 26 март 2015 22:11 #49

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 688
  • Спасибо получено: 119
  • Репутация: 11
Марта пишет:
Я ж ищу доказательства бытия крестного хода.
Кадила с хоругвями по обочинам должны валятся?
ЛЮДИНА, ЯКА НЕ П’Є, АБО ХВОРА, АБО ПАДЛЮКА
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 26 март 2015 22:27 #50

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9501
  • Спасибо получено: 4902
  • Репутация: 207
Не, белые косточки паломников, и мощи святых. Ну и кости грибников! rgaka
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 26 март 2015 22:30 #51

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4102
  • Спасибо получено: 1641
  • Репутация: 161
Ай и ладно, без вас обойдусь. Обхожусь же всегда gy-gy
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 26 март 2015 22:34 #52

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 688
  • Спасибо получено: 119
  • Репутация: 11
Не забудь,те места давно облюбовали чёрный монах,пшадская дева,одноглазый грузовик и прочие жители пшадской аномальноцй зоны.Не ходи туда,вспомни Хому из Вия.Оно тебе надо?
ЛЮДИНА, ЯКА НЕ П’Є, АБО ХВОРА, АБО ПАДЛЮКА
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 26 март 2015 22:35 #53

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • skyofwar.ru
  • Сообщений: 704
  • Спасибо получено: 160
  • Репутация: 20
Марина, какие доказательства?
Там везде все вытоптано, зона, хутор.
А про лесорубов ты зря, я знаю парочку у которых там родители в хуторе жили еще до зоны, и после зоны.
Анархия, Демократия, Монархия -все вредит истории. История в земле, а люди и летописи это пыль которую пучкают нам в глаза.

А в первые здесь, за долгое время, и то по...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 13 дек 2015 21:08 #54

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4102
  • Спасибо получено: 1641
  • Репутация: 161
Немного иллюстраций от Дж. Бэлла и Т.Мариньи. Взято из книги Батирай Е. Черкесы-адыги в рисунках европейских художников ХVII-XIX вв (2009)






Деревянный крест прислонен к дереву, слева. Видимо, тот самый, из описания, встречается и на других иллюстрациях.

"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Последнее редактирование: 13 дек 2015 21:18 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец

История Пшады с древних времен 03 март 2016 12:05 #55

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 133
  • Спасибо получено: 70
  • Репутация: 13
Владетельный род Индароко. Мехмет Индароко (Индар-оглу). Наиболее крупным феодальным владельцем в долине Пшата являлся дворянин Индароко: он фигурирует у Мариньи и как Индар-оглу (Indar-Oglou), на турецкий манер, и как Индар-ку (Indar-kou). (Мариньи Т. де. Поездки... С. 148-152; Marigny Taitbout de. Three Voyages... P. 184 и др.).
ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
"Истина где-то рядом."
Последнее редактирование: 03 март 2016 15:56 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 03 март 2016 12:05 #56

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 133
  • Спасибо получено: 70
  • Репутация: 13
Географические условия. Река Пшат.

Пшат - одна из крупных рек Черноморского побережья, с развитой системой притоков, главнейший из которых - Догуаб - также имеет массу притоков. Все пространство района Пшат (ущелье - в данном случае, условное название, так как вдоль течения есть весьма обширные открытые участки-долины) было густо заселено. Поскольку Главный Кавказский хребет - понятие, предполагающее высокие скалистые горы - в этом регионе (от Гойтха на запад) не имеет больших высот, то, практически, все пространство было заселено и культивировано, либо, в любом случае, активно использовалось под хозяйственные нужды.

Обращаем внимание на уникальное природное обстоятельство - исток Пшата, фактически, начинается на северном склоне Главного Кавказского хребта. Причем достаточно далеко от оси ГКХ - под так называемым Средним хребтом. На картах очень хорошо видно, как Пшат течет в направлении ГКХ и через него к морю: напротив верхнего течения Пшата на северном склоне лежат истоки Папая, Безипса и др. рек, текущих уже в направлении кубанской равнины.

О топографии Пшата, как удобного для сельского хозяйства района, говорит такое противоречивое название, как Широкая Пшадская Щель - весьма обширная долина над слиянием Пшата и его главного притока Догуаба. Эта долина примыкает к ГКХ. Схожий рельеф местности наблюдается над средним течением Мезиба (над тем местом, где в Мезиб впадает его главный правый приток - Адербиевка). Здесь также видим обширную нагорную долину с парадоксальным названием - Широкая Щель.

Этимология названия Пшад / Пшат. В топонимическом словаре А. В. Твердого при объяснении названия горы и реки Пшада приводится две версии, ни на одной из которых исследователь не настаивает: «В основе перевода топонима абхазско-абазинское апшад - «безветренный». По другой версии, с адыгского - «место, окутанное туманом». (Кавказ в именах, названиях, легендах: опыт топонимического словаря. Краснодар, 2008. С. 266). Ссылок на словари Твердый не приводит. Сразу отметим, что предлагаемое у него адыгское объяснение - «место, окутанное туманом» - не находит себе обоснования на материалах адыгского языка.
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 03 март 2016 12:05 #57

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 133
  • Спасибо получено: 70
  • Репутация: 13
Рассмотрим предложенную этимологию Пшада как абхазско-абазинское апшад «безветренный». Заметим, что в абазинско-русском словаре «безветрие» обозначено словом пшадара. (Абазинско-русский словарь / Под ред. В. Б. Тугова. М. С. 310). Подобное толкование не имеет оснований в природных и географических условиях.

Ветра в Пшаде, как и всюду на побережье, предостаточно. Во-первых, здесь дует сильный северо-восточный ветер, не задерживаемый низкими горами. На перевале Гойтх, напротив Туапсе, лес растет на самых высоких вершинах. Тем более, в районе Пшада. Неясно, что было названо изначально, гора Пшада (высота 743 м) или река Пшада, или гавань Пшада. Если гора, то предложенное «безветрие» на горе - явление невозможное в принципе. Если Пшада - изначально название гавани, то и в этом случае, «безветрие» далеко не местный признак. Очень часто дуют юго-западные ветры, как и всюду по кавказскому побережью. Гавань или бухта Пшад - открытая для ветров всех направлений.

Предлагаем ряд наблюдений Тэбу де Мариньи, профессионального моряка, много времени проведшего в Пшате (написание Мариньи - именно Пшат), и много раз причаливавшего и разгружавшего здесь грузы. Вот несколько выдержек из записей Мариньи: «12 мая. ... мы подошли к берегу, насколько это было возможно, несмотря на сильные порывы ветра, ежеминутно вырывающегося из долины Чанхоти (Жанхоти, Джанхот, в непосредственной близости от Пшата. - Прим. С. Х.)». (Мариньи Т. де. Поездки в Черкесию / Пер. с франц. К. А. Мальбахова. Нальчик: «Эль-Фа», 2006. С. 59). 15 мая: «В 5 часов пополудни легкий ветер с северо-востока позволил нам поднять парус, и мы пошли до Пшата, где стали на якорь». (Там же. С. 60). 6 июля. Прямо в гавани Пшата: «Сильный порыв ветра поднял волну на море, и стало невозможно пригласить этих дам подняться на судно». Вечером этого дня ветер с суши: турецкое судно, «пользуясь ветром с суши», отправилось с рейда Пшата. 16 июля: «Мы отплыли в 8 часов вечера при свежем северо-восточном ветре». (С. 102). В 1819 г. шхуна «Черкес», на которой в 1818 г. плавал Мариньи, разбилась в Пшате. (С. 151). Мариньи отмечает, что волны во время шторма в бухте Пшата были намного более мощными, чем в открытом море. (С. 153).
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 03 март 2016 12:06 #58

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 133
  • Спасибо получено: 70
  • Репутация: 13
Территория Пшата входит в зону действия боры - сильного материкового ветра, дующего зимой и летом с особенной силой. Зимой бора резко понижает температуру на побережье от Анапы до Туапсе. Летом - столь же резкое повышение температуры, что приводит к усыханию листвы на деревьях. (Гейдук Я. Ф. Садоводство в северо-западной части Черноморской губернии // Труды съезда виноградовладельцев и виноградарей Черноморской губернии, в городе Новороссий-ске в 1899 году. Екатеринодар, 1899. С. 72-73).

Таким образом, как долина реки Пшат, так и гавань Пшат не могут быть выделяемы из ряда других примор-ских местностей по предложенному признаку «безветрия». Даже, если мы предположим этот смысл, то должны быть и другие «безветренные» местности с ровно таким же наименованием.

В случае с Пшадом исследователю топонимики исторической Черкесии необходим адыгейско-русский словарь. В нем содержится точное соответствие топониму Пшад / Пшат - это слово пшатэ «дубило». (Толковый словарь адыгейского языка. Составители А. А. Хатанов, З. И. Керашева. Под ред. А. Н. Абрегова, Н. Т. Гишева. Майкоп: Адыг. респ. изд-во, 2006. С. 353).

Дубило, согласно словарю Даля, «дубильное вещество, танин». Дубить - «класть в дуб, т. е. вымачивать в отваре дубового корья (кожу) для выделки, или для охраны от гнилости (холст, сети, снасти)». (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: «Русский язык», 1998. С. 498).

У Мариньи в английском издании 1837 г. используется форма Пшат - Pchiate (Marigny Taitbout de. Three Voyages in the Black Sea to the Coast of Circassia: including Descriptions of the Ports, and the Importance of their Trade: with Sketches of the Manners, Customs, Religion, & &., of the Circassians. L.: John Murray, 1837. P. 40 и др.). У Белла используется форма Пшат - Pshat. (Bell J. S. Journal of a Residence in Circassia during the Years 1837, 1838 and 1839. Vol. I. L.: Edward Moxon, 1840. P. 78 и далее).

Мариньи предлагал местному князю Индар-оглу организовать совместное предприятие - изготовление сафьяна. (Мариньи Тэбу де. Поездки в Черкесию. С. 96). Изготовление сафьяна предполагает определенные навыки в кожевенном производстве, а также наличие подходящего сырья. Все это было во владениях Индар-оглу, а рынок сбыта - вся Черкесия, население которой широко применяло изделия из сафьяна. В районе Пшата / Пшада эксплуатировались природные дубовые леса. (С. 91). Белл отмечает «избыток хорошего дуба» в районе между Пшатом и Суджуком. (Белл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837-1839 годов. Пер. с англ. К. А. Мальбахова. Т. 1. Нальчик: «Эль-Фа», 2007. С. 129). В числе большого ассортимента товаров, дуб вывозился на продажу и самим Мариньи. Шкуры быков и коз - также традиционный предмет экспорта, разумеется не только Пшата, но и в том числе этой местности. (Мариньи Тэбу де. Поездки... С. 81). Мариньи прямо говорит о таком ремесленном производстве жителей Пшата, как дубление кож: «Мужчины плотничают, изготовляют ружья, отливают пули, делают очень хороший порох и очень плохо дубят кожи, зажимая их между двумя кусками дерева». (Там же. С. 71). Качество, тем не менее, не могло быть совсем плохим, поскольку местные женщины изготовляли из дубленой кожи «подушки для седел, обувь, футляры для сабель, ружей и пистолетов». (С. 70-71). Шорное и кожевенное ремесла были равномерно развиты по всей территории адыгов, но могли быть и определенные центры такого производства, удовлетворявшие не только местный спрос, но и работавшие на экспорт.
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 03 март 2016 12:07 #59

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 133
  • Спасибо получено: 70
  • Репутация: 13
Белл отмечает активное участие семьи Индароко в черкесском сопротивлении. Старший сын Мехмета Индароко - Ногай - в 1836 г. отличился в сражении с отрядом Вельяминова в Цемесе. (С. 128). 8 июля 1837 г. внук Индароко и двое его вассалов были ранены в одной из стычек с отрядом Вельяминова в Пшате. (С. 207).

Белл описывает военный совет с участием Хаудоко Мансура и Кехрико Шамуза в верхнем Пшате, в нескольких часах пути от русского лагеря в нижнем течении Пшата. (С. 165). Позже к совету присоединился «старый Индар-оку Мехмет верхом на молодом и крепком коне. Он спешился с него с таким проворством, а его походка была столь лег­кой, когда он шел к нам с туго затянутым поясом и всем своим оружием на себе, что в какой-то момент я признал в нем лишь сходство его черт с чертами моего старого друга, не веря в возможность того, что это был столетний старец Индар-оку. По обычаю, вожди при его появлении все встают; но ста­рейшины отправились в другое место закончить то, о чем мы только что говорили (дело предателей), и, одним словом, прием, что они ему устроили, убе­дил меня, что недоверие, объектом которого стали этот вождь и его семья из-за их предшествующих связей с господами Скасси и де Мариньи, явля­ется чувством, глубоко укоренившимся и весьма общим. Мне рассказали, что Скасси в последнее время пытался завязать переписку с этим семей­ством, чтобы склонить ее покориться России; но я не услышал, чтобы кто-то привел хоть один достоверный, его дискредитирующий факт. Его репута­ция, вероятно, стала жертвой простых подозрений или распространяемой его старыми врагами лжи». (С. 167).Здесь, на условном полуострове, образуемом двумя истоками Пшата, в дубовом лесу поселилось семейство Индароко: «Дорогу нам указывал Чурук, зять Индара-оку; по прибытии к огороженному травой месту он попросил нас там остановиться и подож­дать. Через мгновение из рощицы вышли и направились в нашу сторону старый вождь, его сыновья и многочисленные люди их свиты. Неоднократные извинения были сделаны нам, что нас встречают вне дома, но иначе не могло быть ввиду того, что их жилище еще не было достроено и что они, их жены и их семьи в тот момент все располагались под открытым небом. Были принесены и расстеле­ны на траве циновки и подушки, и вскоре после этого нам поднесли горячее угощение. В течение этого времени достаточно активным образом ве­лась беседа в основном с Ногаем, старшим сыном вождя, которому, говорят, шестьдесят пять лет; но его живость, атлетические формы и походка при­дают ему абсолютную внешность человека, на пятнадцать лет моложе. Он с большим пылом говорил о необоснован­ных подозрениях, объектом которых они были из-за того, что некогда торговали с русскими. Он добавил, что теперь они живут как бы на лезвии сабли, хотя всегда участвовали в войне; он заме­тил, что их отец в последнее время тоже несколько раз высказывал желание отправиться сражаться, но они воспрепятствовали из-за его возраста. Он рассказал нам, какое удовлетворение испытал, узнав, что вожди вмешались, чтобы защитить то­вары английских негоциантов; прецедент, заме­тил он нам, могущий внести во всех отношениях большую стабильность в коммерческие дела. И это тем более необходимо, добавил он, что отношения, перед тем существовавшие между вождями и их подневольными, позволявшие первым осущест­влять некоторую степень контроля, в ходе послед­ней войны в значительной мере устарели и вышли из употребления, позволив последним отныне отправляться, куда им заблагорассудится без со­вета или указания их владык. Он объяснил нам, что из-за этого семья князя Пшемафа (живущая в этих окрестностях) за короткое время потеряла более тысячи вассалов. Мы дали обещание потре­бовать на ближайшем съезде восстановить справедливость по отношению к этой семье и задались целью предостеречь простой народ от заблужде­ния оказаться слишком легковерным в вопросе измены, что принесло столько бед полякам во время послед-ней войны, которую они вели за свою неза­висимость. Индар-оку казался весьма признатель­ным за наше обещание и бросил нам среди прочих выражений фразу: «После Бога - англичане!». (С. 173-174).

Позднее, записью от 4 ноября, Белл сообщает, что внук Мехмета, сын его старшего сына Ногая, был убит в Пшате во время стычки с гарнизоном. (С. 286). Белл сообщает о том, что Шамуз ездил на соболезнование к Мехмету Индароко и его семье.

В конце 1837 г. семья Индароко переселяется в Семез (Цемес). (С. 302).
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

История Пшады с древних времен 03 март 2016 12:11 #60

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 133
  • Спасибо получено: 70
  • Репутация: 13
www.adygvoice.ru/newsgroup.php?group=6

Газета "Адыгэ макъ", историческое приложение на русском языке. Статьи Самира Хотко. Очень много материала по побережью. Наслаждайтесь. ))
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4