• Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

Кавказская война в живописи

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 15:59 #1

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Думаю, что такая тема будет не менее познавательна и привлекательна, чем монетная. Живописцы тех времен, когда еще не было фотографии, относились к делу очень ответственно. За исключением всяких мелочей, изображение на картине обычно соответствовало исторической действительности. Художник бывал на месте событий, изучал обмундирование, оружие, по возможности, встречался с будущими героями картины. Каждая картина - это подробный рассказ не только о изображаемом моменте истории, но о его прошлом и будущем.

Итак, начнем.

Подвиг рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года.

Художник:
Козлов Александр Алексеевич (1818—1884). Картина находится в Петербургском музее артиллерии и связи.





История всем известная, но всё же несколько слов. В безумной лавине "возрождения национального самосознания", мэрия Владикавказа в январе 2014г отказалась от посетившей было их светлые головы идеи восстановить памятник рядовому Тенгинского полка Архипу Осипову (Во Владикавказе потому, что там долгое время базировался 77-й пехотный Тенгинский полк). Этот сорокалетний солдат, прошедший не одну войну, не пощадил своей жизни в бою с горцами при Михайловском укреплении, приняв решение взорвать пороховой склад при сдаче укрепления неприятелю. Подвигом Архипа Осипова еще долго вдохновлялись и офицеры, и рядовые Кавказской войны. Надо заметить, что нападение шапсугов на укрепление было не "освободительной борьбой против царизма", а простым грабежом вследствие случившегося в тот год неурожая. Забыв о том, какую роль сыграла Россия в судьбе кавказских народов, которым грозило полное уничтожение от соседних государств, осетинская блоггерская общественность вдруг осознала себя потомками тех "славных" грабителей, которых ненавидели даже свои, более мирные черкесские племена.

В центре картины изображен сам Архип Осипов с фитилём, за ним - иеромонах Паисий, прибывший в крепость непосредственно перед штурмом. По давней традиции, священник оставался на поле боя, вооруженный лишь крестом. Слева - комендант укрепления Николай Лико борется с нападающими: готовясь к бою, офицеры надели парадные мундиры, а солдаты - чистое бельё. Вот такое отношение к смерти существовало в те мрачные времена.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 17:47 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7786
  • Спасибо получено: 3773
  • Репутация: 189
Живописцы тех времен, когда еще не было фотографии, относились к делу очень ответственно. За исключением всяких мелочей, изображение на картине обычно соответствовало исторической действительности
Вот это уже враки. Причем, у художников, эта "ответственность" перерастала в точность
до наоборот.
Взять представленную картину - так местность совершенно не соответствует реальной.
(Откуда в Архипо-Осиповке такие горы, да еще с намеком на снежные пики?!)
Пороховой погреб у которого идет бой, имел (по строжайшему указу да правилам фортификации) совершенно иную конструкцию. Посмотреть на чертеж укрепления, почитав его описание, перелистав воспоминания о бое от оставшихся в живых - на картине мы вообще, не видим никаких строений и земляных валов...
Местность, сакли, мосты на картинах "Взятие Даго", "бой под Ахульго" (не претендую на точность названий) - совершеннейший художественный вымысел.
Ряд "десантных" картин Айвазовского - о высадке десантов в Геленджике, Сочи, Туапсе и иже еще - вообще, нонсенс, с точки зрения изображения бухт, гор, местности.
Красиво-художественно (для обывателя!) перевраны изображенные парусники, десантные шлюпки, вооружение и целый ряд батальных сцен.
Картина с однозначным названием "Форт Вельяминовский" - высокохудожественное позорище.
Форт изображен в плоской долине на месте... где в реальности текла и течет по сей день река, да и самой плоскости нет и не было. За то, на горке, где над морем стояли бастионы и валы форта - красуется лес в синей дымке...
Так что говорить о великой точности художников в изображении Кавказской войны...

Но в целом - тема достойная и интересная.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 26 авг 2014 17:59 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 19:27 #3

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 517
  • Спасибо получено: 74
  • Репутация: 9
Марта снова покоряет своей непостредственностью "Надо заметить, что нападение шапсугов на укрепление было не "освободительной борьбой против царизма", а простым грабежом вследствие случившегося в тот год неурожая."
Неурожай на побережье мог произойти только по одной причине.По причине фуражировок и рейдов.
За горами гори, хмарою повиті,
Засіяні горем, кровію политі.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 20:11 #4

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
LeshaK, с горным пейзажем г-н Козлов действительно перегнул. Отнесем это на счет символизма. А замечания воспринимались бы легче, если б ты распределил бы их на каждую выкладываемую картину, а не писал многабукф про невидимые произведения под одной.

Шилов, соблюдайте политическое спокойствие! Тема о живописи)).
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 26 авг 2014 20:19 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 20:18 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7786
  • Спасибо получено: 3773
  • Репутация: 189
Класс! У нас появилось увлекательно-историческое занятие. Критика каждой отдельно взятой картины на тему Кавказской войны, в аспекте композиционной безграмотности. nimagu

Есть предложение. Картины публиковать (а есть не мало интересного, и более того, с некими загадками да почвой для копания в истории), но реализм таких картин не хаить, оставив его на совести авторов.

Шилов тут прав. Голод на Кавказе вызвала война, это раз. А два - нападения на форты Черноморской береговой линии были массовой и спланированной военной акцией, а не жаждой грабежа горским сбродом, чему есть не мало документов и свидетельств.
Осторожнее надо быть в трактовке событийности, даже применительно к живописи.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 20:24 #6

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Насчет "документов и свидетельств" - это мы уже проходили недавно.. gy-gy .
Впрочем, я согласна. Трактовать будем в других темах, а здесь просто - картина и её герои.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 20:49 #7

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 517
  • Спасибо получено: 74
  • Репутация: 9
Описание памятника в Владикавказе

За горами гори, хмарою повиті,
Засіяні горем, кровію политі.
Последнее редактирование: 26 авг 2014 20:57 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 21:44 #8

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Шилов, еще бы название источника присовокупить.

Итак, продолжим!
Еще меня впечатлила эта картина: "Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет".


(находится в Дагестанском музее искусств)


Изображено событие 1853 года, когда генерал-адъютант Аргутинский, неожиданно для противника, перешел считавшийся непроходимым перевал Гудурдаг (3185м) с отрядами пехоты и кавалерии. Такой манёвр заставил горцев Шамиля снять осаду с укрепления Лезгинской кордонной линии. Современники сравнивали этот подвиг с переходом Суворова через Альпы, а для дагестанцев генерал Аргутинский был тем же, чем для черкесов Бакланов или Засс.

Автор картины - Франц Рубо, художник, родившийся уже в конце Кавказской войны, но тем не менее, посвятивший ей множество своих полотен, написанных по заказу царского правительства для Тифлисского музея, среди которых уже раскритикованный шефом в пух и прах "Штурм аула Ахульго".

Мне не удалось найти в сети современных фотографий перевала Гудур (Гудурдаг) и его альпинистской квалификации. Было бы удобней оценить, так сказать, масштаб события tych
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 26 авг 2014 21:59 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 26 авг 2014 21:52 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7786
  • Спасибо получено: 3773
  • Репутация: 189
У нескольких авторов-современников, описана эта экспедиция. И в ряде этих описаний, и что (немаловажно!) в документальных записках участника, описан факты, когда солдаты на горном переходе, в жутких и голодных условиях, принимали к себе, кормили и обогревали горцев и их семьи, не желавших принимать участие в боевых действиях.
А вообще, переход был бесспорно, геройский. Экспедиция выручила и спасла от уничтожения много наших подразделений, оказавшихся в аховом положении...
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 27 авг 2014 09:22 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7786
  • Спасибо получено: 3773
  • Репутация: 189
Мариам Ибрагимова Имам Шамиль

Книга третья
Художественное, впрочем, довольно точное изложение предыстории и событий, так сказать "из другого окопа". В основе - записи воспоминаний самого Шамиля.
Легко и интересно читается.
Документалистика - у Потто.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 27 авг 2014 09:23 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 27 авг 2014 09:32 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7786
  • Спасибо получено: 3773
  • Репутация: 189
В 1877 году князю Аргутинскому-Долгорукову поставлен памятник в Темир-Хан-Шуре (снесен в 1921 году).

Награды

• Орден Святого Владимира 1-й ст., за действия против горцев Шамиля.
• Орден Святого Александра Невского, за поражение отрядов Шамиля
близ Мискинджи.
• Орден Белого орла, за взятие штурмом аулов Гергебиль и Салты.
• Орден Святого Владимира 2-й ст., за действия против горцев Шамиля.
• Орден Святой Анны 1-й ст., нанес поражение горцам при Дювеке и
сел. Марги, покорил Согратль и Тилитль, разбил горцев при Дуккул-баре.
• Орден Святого Георгия 3-й ст., В воздаяние отличнаго
мужества и храбрости, оказанных против горцев
2 июня 1842 года при с. Кюлюме.
• Орден Святого Владимира 3-й ст., за отличие в подавлен. восст. в Гурии.
• Орден Святой Анны 2-й ст., за отличие при Нухи.
• Орден Святого Георгия 4-й ст., за отличие при взятии крепости Олты
Георгиевское оружие с брилиантами, Золотая шпага "за храбрость"
с алмазными украшениями.

Успехи русских войск в ходе Кавказской войны во многом были достигнуты благодаря деятельности князя Аргутинского-Долгорукова, который хорошо знал Кавказ и тактику ведения горной войны.

Горцы прозвали его «Самурским вепрем» по имени Самурского военного отряда, которым он командовал. Его смелый переход через Кавказский хребет современники ставили в один ряд с знаменитым переходом Суворова через Альпы.
В Дагестане до сих пор самым злобным псам пастухи дают кличку Аргут.


Кстати, последняя фраза - истинная правда. Не знаю, как в Дагестане, но в Карачаево-Черкесии, в 1986 году, мы дружили с местными пастухами. Они у костра, слушая наши туристские песни, брали гитару, и надрывая струны, на своем языке пели гортанные горские песни, в которых (совершенно точно помню!) многажды звучало имя "Шамиль". Псы у них были - мамадарагая! Горные такие волкодавы. Пару из них, точно звали "Аргут". Я еще переспрашивал, может как река - "Аксаут", на что получал ответ - "Нэ, - Аргут"! Это я тоже, точно запомнил, потому как один такой Аргут, сопровождал меня сутки, на пути к кошу за Марухским перевалом. Беседовать в горах было не с кем, и я болтал с собакой.
Вряд ли пастухи помнили происхождение этой популярной клички... И надо же, не прошло и тридцати лет, как теперь эту "тайну" узнал я. ulybka
Впрочем, это несколько сомнительное увековечивание имени геройского генерала. Однако, принимая во внимание менталитет, и уважение горцев к храбрым воинам, чтож, вполне, вполне...
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 27 авг 2014 10:01 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 27 авг 2014 13:16 #12

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Судя по описанию похода Аргутинского по ссылке, на картине изображен, можно сказать, утренний моцион...(ну и какой смайлик сюда поставить прикажете? ne-a )

Подписанных фотографий в интернете так и не нашла, но вот эта, судя по координатам в гугле, изображает вид на гору Гудур-Даг:



и более характерный пейзаж тех же окрестностей:



Меня эта история очень впечатлила. Тут, понимаешь, рюкзак 10-килограммовый еле через Папай перетаскиваешь, а это - с конями, блин, с пушками!
Только такой армии и должен был покориться Кавказ! (ой молчу, молчу... styd )
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 27 авг 2014 13:19 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 27 авг 2014 14:55 #13

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Увы, у Потто никакой "документалистики" по поводу данного события нет и быть не может, ибо "Кавказская война" охватывает период до 1831г, а переход Аргутинского состоялся в 1853г. Но я нашла две других книги, где в деталях описан этот подвиг. Причем одна из них (дореволюционного издания, конечно)почти в точности повторяет текст г-жи Ибрагимовой, на которую выше была дана ссылка ecc .

П.С. Свидетельств о принятии солдатами у себя горских семей пока нигде не встретила...
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 27 авг 2014 15:01 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 29 авг 2014 01:12 #14

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Итак, продолжим воевать!

Теодор Горшельд. Пленение Шамиля.




На эту самую выдающуюся тему Кавказской войны написано несколько картин и еще множество рисунков. Я выбрала эту не совсем качественную репродукцию по той причине, что она наиболее информативна. В журнале "Русский архив" за 1889 год выложен целый список лиц, изображенных на ней:

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]


После длительного колебания и осады русскими последнего оплота горцев - аула Гуниб, имам Шамиль, наконец, принял трудное решение сдаться в плен русскому царю. Не ожидая пощады, Шамиль выехал из крепости в окружении верных мюридов, собираясь дорого отдать свою жизнь. Но вместо выстрелов, он был оглушен криками "ура". После короткой беседы с пленившим его Барятинским, Шамиль начал свою длинную, полную удивительных для полудикого горца открытий, дорогу в Петербург. Великодушие русских к его персоне было настолько неожиданно, что истинность оставленных им завещаний чеченцам и дагестанцам всегда и везде служить их новой родине - России до сих пор оспариваются последними. Самым великим благодеянием царя явился отпуск престарелого имама в паломничество в Мекку.

3 февраля 1871 г. творец картины Горшельт, сам участвовавший в экспедициях на Кавказе и бывший свидетелем пленения Шамиля, заразившись от своего маленького сына скарлатиной, скончался. Удивительно, но на следующий день (4 февраля того же года) в далекой Аравии в священном городе Медина умер имам Шамиль.
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 29 авг 2014 23:13 от Марта. Причина: Петербург всё-таки..
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 01 сен 2014 22:52 #15

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Жизнь после Кавказской войны отражается в лицах черкесских женщин, которым "посчастливилось" пережить отправку в Турцию и попасть в сказку - турецкие гаремы, мечтать о которых они были приучены с детства. Ужасы и лишения, которые сопровождали "экспедиции", устраиваемые русской армией в горах, унесли жизни большого количества черкесских женщин и детей. Тех из них, кто оставался в живых, горцы тащили через горы на побережье лишь затем, чтобы продать их как рабов и заплатить за место на корабле. По сравнению с жизнью в ауле это была блестящая перспектива.

Хотя, еще до основной волны миграции, турецкие гаремы уже были полны черкешенками. Некоторые из них, став женами султанов, даже влияли на политику Турции в отношении земляков.




Лос Ориенталистас (20в) Портрет жены анапского паши (?)




Жером Жан Леон "Черкешенка в вуали"




Фаусто Зонаро (Италия) Черкесская женщина




Жером Жан Леон "Покупка рабыни"


Вот как описал Жерар де Нерваль (французский поэт начала 19в) невольничий рынок в Каире:

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 05 сен 2014 21:10 #16

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7786
  • Спасибо получено: 3773
  • Репутация: 189
О! Завтра напишу, про покупку рабынь! Как раз, в больничке книжку читал! chitat
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 07 сен 2014 22:16 #17

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Пока ждем обещанного выше рассказа, полюбуемся творчеством еще одного художника Кавказа, наблюдавшего его мир и войну, так сказать, изнутри. Князь Григорий Гагарин, деливший палатку и быт с М.Ю. Лермонтовым в Тенгинском полку, оставил множество картин, иллюстраций к стихам и расписанных храмов, которые сам строил в Тифлисе.




Партия черкесов спускается с гор для набега (рисунок).




Паломничество женщин к Петхаинскому храму (Тифлис). Этот храм был выстроен в 1600 году вместе с окружавшим его женским монастырём Бетлем (Вифлеем). Князь Гагарин сделал несколько рисунков, стремясь запечатлеть грузинские древности.



Черкешенки (из серии "Костюмы Кавказа")




Горец-натухаец
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 08 сен 2014 21:14 #18

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7786
  • Спасибо получено: 3773
  • Репутация: 189
Генуэзские нотариальные акты из Перы и Каффы 1281-1290

№143 Пера, 7 октября 1281 года.
Банкир Мануэль, грек, продает рабыню-зихийку по имени Ахина за 20 золотых иперперов.

№208 Каффа, 7 июня 1289 года.
Оберто де Бурго Сандонино продает рабыню-черкешенку по имени Зихина, 12 лет за
400 аспров барикатов.

№270 Каффа, 28 июля 1289 года.
Лавочник Даниэль де Бонавентура продает рабыню-черкешенку, брюнетку, 12 лет, за
350 аспров барикатов.

№271 Каффа, 29 июля 1289 года.
Закройщик Джованни, продает рабыню-черкешенку, рыжую, 12 лет за 345 аспров барикатов.

Насколько мне удалось просмотреть акты - максимальная цена рабыни в то время достигала 450 аспров барикатов. Наибольшая же цена, была предложена за раба - 750 аспров барикатов. Мальчики-рабы (и мужчины), почему то, в то время, ценились выше.

Работорговля для Италии являлась одной из самых доходных статей в их "бизнесе" на Кавказе. Она была стимулирована официальными властями Италии.
Рабов продавали нотариусы, торговцы, пекари, портные, мясники - да все, у кого заводился хоть какой-то оборотный капитал.
Следует отметить, что приведенные выписки из документов, написаны на вульгарной латыни.

И еще. Хоть я и обещал не хаять объективность художественного отображения тех времен, но тут я не удержусь.
Дело в том, что во всех исторических документах, записях торговцев, путешественников, однозначно описывается хрупкость, стройность, грация именно черкесских рабынь, что, собственно говоря и ценилось покупателями.
А вот все эти округлости, пардон, "толстомясости", так канонизированные художниками в угоду европейского представления о красоте женского тела - наглые враки.
Округлые, лишенные грации горной лани, а тем более толстые рабыни, спросом не пользовались, цена на них была мизерной...
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 08 сен 2014 21:16 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 08 сен 2014 22:22 #19

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3197
  • Спасибо получено: 985
  • Репутация: 126
Интересно, почем рабыни в рублях? tych
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Кавказская война в живописи 08 сен 2014 23:04 #20

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 517
  • Спасибо получено: 74
  • Репутация: 9
Это зачем тебе? Денежки за тебя, ulybka мы сами пропьем.
За горами гори, хмарою повиті,
Засіяні горем, кровію политі.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3