Последним сражением Кавказской войны называют то взятие общества Аибга Грузинским гренадерским полком под руководством ген. Шатилова (11 мая 1864), то бой при устье р. Годлик Даховского отряда (18 марта). Поскольку первое событие произошло без жертв, а стало быть, без экшна, то чаще можно слышать именно про 18 марта (тем более, там принимали участие кубанские казаки, а это - святое), когда были убиты поручик Гавронский и семь солдат. Они считаются последними жертвами покорения Кавказа.
Духовский С. подробно описывает кончину молодого офицера Гавронского и отправку тел на лодках к месту погребения - форту Лазаревскому:
В настоящее время, когда приближаешься к остаткам бывшего форта, ныне поста Лазаревского, у устья реки Псезуапе, прежде всего бросаются в глаза развалины бывшей на углу башни в несколько ярусов. В середине ее из камней сложена могила, а в этой могиле покоятся одни из последних жертв кавказской войны: офицер и семь нижних чинов. Может быть, со временем, когда пройдут годы и по берегу Черного моря водворится поселение, мирный житель окрестностей или путешественник издалека остановится над этой могилой, вспомнит о кавказской войне, о кавказских солдатах и помянет первых христианских поселенцев этого края добрым словом.
Позже на месте могилы был поставлен памятник, который описал в своем дневнике Н.Покровский (кто такой?), заметка была опубликована в газете "Кавказ" за 1874г:
Между развалинами укрепления, успевшими уже зарасти фруктовыми деревьями, в том числе и инжировыми (винная ягода), в одном из углов, составляющих когда-то крепостную батарею, мирно приютилась одинокая могила, украшенная скромным чугунным памятником, с крестом вверху и с надписью на одной из сторон: «Станислав Гавронский, поручик Севастопольского полка, с 7-ю рядовыми. Убиты в деле с убыхами, 18 марта 1864 года, у развалин монастыря, в 5 верстах от р. Псезуапе». Памятник этот сооружен иждивением офицеров 1-го линейного батальона, один из которых, говорят, участвовал в этой кровавой схватке, происшедшей при следующих обстоятельствах: рота покойного Гавронского, возвращаясь из безуспешных поисков, наткнулась на засаду, устроенную горцами в развалинах древнего монастыря: неприятель дал залп; в числе убитых от этого залпа был и Гавронский. Но солдаты, оправившись от неожиданного нападения, сами пошли в штыки и разогнав горцев, присоединились затем, к стоящему не в дальнем расстоянии отряду. Павшие в этой свалке офицер и солдаты были последними жертвами Кавказской войны, так как вскоре все горцы выступили в переговоры, имевшие результатом выселение их в Турцию.
Проехали далее еще несколько ущелий и по неглубокому броду, чрез Псезуапе, что в этой реке вообще редкость, прибыли к посту Лазаревскому. Здесь Его Высочество принял от местных немногочисленных жителей хлеб-соль, осмотрел памятник, поставленный в одной из разрушенных угловых башен бывшего форта, поручику Севастопольского полка Гавронскому и 7 рядовым, последним жертвам кавказской войны, — приказал сделать ограду вокруг памятника и затем направился к деревне Лазаревской, расположенной верстах в 2 от моря по Псезуапсе-же на очень красивом склоне
(Газета Кавказ, поездка Великого князя Михаила Николаевича по Черноморскому округу в мае 1871г)
Собственно и всё, больше никаких упоминаний об этом памятнике. Интересно, сохранилась ли какая-нибудь, хоть символическая, память об этой могиле в современном Лазаревском?