• Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Генуэзский курган в Тхамахе

Генуэзский курган в Тхамахе 03 авг 2014 00:54 #61

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4363
  • Спасибо получено: 1829
  • Репутация: 177
Итак, если никто не имеет более ничего предъявить, можно подвести предварительный итог.
Думаю, уже нет сомнений в том, что земли от Псекупса до Абина на северном склоне ГКХ так же принадлежали шапсугам. Но в некоторых описаниях, подобных вышеприведенному, в самом конце КВ, в ущелье Шебша вдруг появляются абадзехи. Как они туда попали?

После неудачных переговоров царя Александра II со старшинами абадзехов, состоявшихся в ст. Царской (ныне Новосвободная), начался последний этап КВ - поголовное вытеснение горцев с их земель. Самое активное противостояние русским оказали два многочисленнейших племени - шапсуги и абадзехи. Надо заметить, что народы эти были легковерны и простодушны, поэтому туркам и польским авантюристам (гореть бы им в аду за это devil ) легко было подстрекать этих нищебродов на войну с Россией, несмотря на полную безнадёжность их (горцев) положения.

Гордецы-абадзехи очень быстро были разбиты на своих землях за Фарсом. Услышав об этом, некоторые наиболее благоразумные шапсугские семьи поспешили принести покорность русским и переселиться на указанные земли. Очевидно, что среди них были и жители Шебша, ибо к моменту экспедиции Джубского отряда, на месте бывших шапсугских аулов уже царило запустение, лишь кое-где шастали партии абадзехов, теснимых из-за Псекупса русскими.

Подтвержу свою писанину описанием событий от Р. Фаддеева "Государственный порядок. Россия и Кавказ":
В течение октября и ноября шапсугское население было поголовно изгнано из горных пространств, на северном склоне — до Антхыря, а на южном — по морскому берегу до Мзыби. В последующие зимние месяцы шапсуги отодвинуты также из длинной полосы лесных предгорий между Антхырем и Шебшем. Одни ушли дальше, частью в горные ущелья, частью за горы к соплеменникам; другие переселились к нам; в предгорьях остались кой-где только хутора, разбросанные по самым глухим местам... Абадзехи, сбитые с Белой и Курджипса, твердо держа- лись покуда между Пшехой и Шебшем... 27-го февраля (1863г) отряды, выступив из укрепления Григорьевского, проникли в сторону, где еще упорно держались массы неприятеля. Абадзехи сменили шапсугов и пробовали задержать движение; но, атакованные кавалерией, были опрокинуты.
Летом Абадзехи, усиленные укрывшимися между ними мелкими племенами, стояли еще массой на северной стороне хребта и не показывали никакого расположения к уступкам, они энергически защищали каждую пядь земли; но положение их с каждым днем становилось затруднительнее. Сбитые кучей в тесном пространстве между верхней Пшехой и Шебшем, наполовину бездомные,так как они сбежались сюда толпами изо всех концов своего обширного края, они были в этом последнем убежище осаждены с трех сторон русскими отрядами. Шапсуги, окончательно выбитые с равнины и из предгорий, частью укрывались в бесплодных горных ущельях, частью перевалили к одноплеменникам — загорным шапсугам.

А где же были в это время Бжедуги? По свидетельству знаменитого бжедугского этнографа Султана Хан-Гирея, это племя ранее обитало в верховьях р. Туапсе на южном склоне ГКХ, а в 15 веке переселилось на северный склон, где действительно некоторое время существовало в изучаемом нами районе:
"Постепенно выдвигаясь на северные равнины, которым естественною границею служат — на юге цепь гор, на северо-западе и востоке реки: Кубань, Шхакоаше (Псекуапс) и Адвипс (Афипс), бжедуги, т. е. племена черчанейское и хмшийское, заняли их, построили себе селения (коадь) и занялись хлебопашеством и скотоводством, с которыми давно уже были знакомы, тем более, что новые их земли, весьма удобные к возделыванию, представляли большие выгоды и вознаграждали с избытком труд земледельца. "
(Хан-Гирей. Черкесские предания.)

Затем бжедуги были оттеснены на север абадзехами и к началу КВ обитали на северном склоне хребта Пшаф, откуда благоразумно съехали по первому требованию русских властей, после пленения Шамиля:
"В ущельях, образуемых хребтами Котхом, Пшафом, Тхамахинским, существовали сплошные поселения, и эта территория, орошаемая р. Псекупсом и его притоками Хатыпсе, Чепси, Хоарзе, Псечиако, славились своею зажиточностью, так что приобрела наименование Мессира (Египта).
Небольшой хребет Пшаф, служивший границей между насельниками бассейна верхнего и среднего течения Псекупса и соседними бжедухами, упирается в более высокий параллельный Главному хребту Котх."
(Дьячков-Тарасов, Абадзехи)
"В 1859 г. часть аулов была разорена русскими, а после взятия в плен Шамиля бжедухи изъявили покорность России."
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Ныне бжедуги проживают в Теучежском и Тахтамукайском районах.

Виллевальде Б. П "Пленение Шамиля"
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Последнее редактирование: 03 авг 2014 01:02 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Генуэзский курган в Тхамахе 03 авг 2014 23:37 #62

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4363
  • Спасибо получено: 1829
  • Репутация: 177
Далее я хочу свалить сюда всё, что касается истории урочища Адыгако (Адыхеко), где и находилась т.н. Тхамахинская роща. Вопрос: насколько древнее это название и кто захоронен в кургане Гену? ecc

Отрывок из труда этнографа Н.Каменева (1867г, Бассейн Псекупса):
Страх, внушенный Абадзехами, заставил их (шапсугов - Марта) потесниться и добровольно дать место бесприютным изгнанникам, славным князьям хамышеевским (бжедуги - М). Черченеевцы (другие бжедуги - М), очистив верхний бассейн реки Псекупса, перешли за реку Чигияко, и отодвинули Жанеевцев к Кубани и Белой; на правую сторону этой реки перешел темиргоевский аул Адемий, а Шапсуги уступили князю хамышеевскому урочище Адыгеко, где он и основал свою резиденцию. (речь о 15в)
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Последнее редактирование: 04 авг 2014 06:40 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Генуэзский курган в Тхамахе 14 авг 2014 17:34 #63

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9631
  • Спасибо получено: 5008
  • Репутация: 210
К поднятому в этой теме вопросу о деревьях на могильниках, и относительном времени такой традиции:

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]


Военный сборник, № 10, октябрь, 1870
Иван Орехов
По северному склону западного Кавказа.
(Из путевых заметок)

Полный текст заметок Орехова - в нашей Библиотеке
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 14 авг 2014 17:51 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: алекс76

Генуэзский курган в Тхамахе 28 дек 2014 20:55 #64

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4363
  • Спасибо получено: 1829
  • Репутация: 177
Марта пишет:
Интересно еще, какова была судьба этих несчастных стариков, которых горцы бросали в саклях умирать? Наверное, русские солдаты их куда-то определяли? gore
Шилов пишет:
стариков русские солдаты определяли,как и всёх остальных женщин и детей....к праотцам.

Приказ по Кубанскому казачьему войску от 8 февраля 1865 г (Кубанские областные ведомости):
Наказный Атаман Кубанского казачьего войска (Сумароков-Эльстон - М), прочитав рапорт Туапсинской кордонной линии №37 о действиях команды, ходившей в горы для поисков 6 числа прошлаго января команды под начальством подпоручика Якубовича, был крайне удивлен совершившимся вопреки всякого долга и человеколюбия убийством нескольких беззащитных женщин.

С умиротворением края, незначительные остатки горцев, скитающихся в самых отдаленных трущобах без одежды и пищи, заслуживают полного к ним сострадания, особенно женщины и дети, которых прежде всего следует брать под защиту.

Во время бывших обширных военных действий наших отрядов, женщины, старики и дети всегда щадились, а теперь и подавно это следует иметь ввиду. В этих видах распоряжения подпоручика Якубовича в отношении убийства при поиске не только не отнесены к чести русского воина, но и производят тяжелое впечатление.
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Последнее редактирование: 28 дек 2014 20:57 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Генуэзский курган в Тхамахе 28 дек 2014 21:36 #65

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4363
  • Спасибо получено: 1829
  • Репутация: 177
И заодно уж - единственная заметка о Герсеванове, начальнике Тхамахинской станицы:
Усматривая из донесения командира Псекупского полка от 5 февраля сего года, что начальник станицы Тхамахинской поручик Герсеванов, в августе и сентябре месяцах прошлаго года (1864), во время сильно свирепствовавших лихорадок, прилагал особенное попечение о больных жителях вверенной ему станицы. Когда замедлялась присылка хинины, то доставлял страждущим оную, а равно и уксус и мятные капли за свой счет. В настоящее же время, сделав из собственных средств запас квашеной капусты, снабжает ею беднейших жителей безвозмездно. Считаю нужным объявить об этом в пример другим по войску и благодарить поручика Герсеванова.

граф Сумароков-Эльстон.

В качестве благодарности, наверное, его именем назвали гору gy-gy .
Шутка. На карте 1877 года гора всё еще называется Аце.
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Генуэзский курган в Тхамахе 16 янв 2015 21:05 #66

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4363
  • Спасибо получено: 1829
  • Репутация: 177
Шилов пишет:
Марта,посмотри на др. карту.etomesto.ru/map-kuban_1857/?find=1&z=1&x=38.970207&y=45.023853
Натхохабль 100% шапшугский,а вот Казыл-бека нет.А именно он как раз в р-не Тхамахи




Совершенно случайно наткнулась на упоминание кызыл-бековцев в двух источниках. "Описание горских племен, живущих за Кубанью" Торнау:
Кызылбеков аул, названный так по имени родоначальника, жителей его, Кызылбека Маршания, находится за горою Ахмет, у верховья реки Андрюк. В 1834 году кызылбековцы покорились, но после того несколько раз отлагались. Сказанное насчет покорности о тамовцах можно применить и к ним. В Кызылбековом ауле проживают три султана - Кабардинский, Сапсугский и Султан-Ханш, взимающие подать с жителей сего.

и у Венюкова в "Очерке пространства между Кубанью и Белой" целая страница посвящена абазинам, к которым он относит и кызылбековцев. Народец этот оказался неверным своим клятвам и за это в конце 50-х годов был часто наказуем русскими войсками, что вынудило кызылбековцев частью переселиться в Турцию, частью - на равнину.

Как горстка кызылбековцев появилась в районе Тхамахи - не трудно догадаться. Как уже мы выяснили, к концу Кавказской войны в долину Шебша стекались все мятежники, пользуясь гостеприимством шапсугов и абадзехов. Поскольку один из кызылбековских султанов был "шапсугским" (см выше), то он и привел остатки своих подданных на Шебш.

Наверное. tych
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Генуэзский курган в Тхамахе 16 янв 2015 21:52 #67

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 730
  • Спасибо получено: 124
  • Репутация: 12
Ты у нас на все 100% шапшугка,а вот Кызыл-бек всего на 1 треть.
ЛЮДИНА, ЯКА НЕ П’Є, АБО ХВОРА, АБО ПАДЛЮКА
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Генуэзский курган в Тхамахе 17 янв 2015 10:48 #68

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4363
  • Спасибо получено: 1829
  • Репутация: 177
Сап-шуж-ка... Шап-шуж-ка.. ecc
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4