Образец шлема для летного состава российской авиации был установлен приказом по Военному ведомству от 3.I.1914. В списке предметов добавочного обмундирования нижних чинов новый головной убор был описан достаточно подробно. Для офицеров шлем полагался «такого же образца, как у нижних чинов, но подкладка произвольная; на околыше - большого размера черный орел, установленный для летчиков, с кокардой над ним». Согласно приказу, шлемы для подразделений заготавливались по числу аэропланов и летчиков.
В течение всей войны шлем образца 1914 г. являлся самым массовым и наиболее распространенным. Однако, судя по фотографиям, далеко не все офицеры носили на шлеме черного двуглавого орла и ограничивались лишь кокардой. В солдатском же отделе Гатчинской Военной авиационной школы, наоборот, летчики - нижние чины носили на шлемах офицерского орла без кокарды.
Наряду с официальным образцом шлема, пилотам не возбранялось носить и собственные более удобные модели, в частности целиком меховые шлемы, а также шерстяные подшлемники.
Старший унтер-офицер VI-го армейского отряда А.К.Петренко, описывая свой трудный декабрьский полет 1916 г., отмечал: «В своих летных костюмах мы ... выглядели, как полярные путешественники. На нас теплые свитера и кожаные куртки, а сверху- меховые комбинезоны; на ногах, поверх ботинок, меховые унты, выше коленей. На головах - шерстяные подшлемники и меховые шлемы. Шерстяные шарфы закрывали лицо так, что были видны только глаза. На глазах очки. Мы с трудом передвигались в своей тяжелой одежде, не могли без смеха смотреть друг на друга"