Чугунная телеграфия Сименсов!

Чугунная телеграфия Сименсов! 19 март 2019 23:40 #1

  • Stierlitz
  • Stierlitz аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 245
  • Спасибо получено: 281
  • Репутация: 30
Представляю Вашему вниманию сиквел популярной в узких кругах темы "Стеклянная телеграфия Сименсов"! В названии фигурирует чугун, но речь пойдёт не о столбах, как кто-то мог подумать, а об изоляторах (как тоже кто-то мог подумать crayzi ). Собственно, о так называемых изоляторах "в железной оправе" ранее говорилось неоднократно. Но информация о них разбросана по разным темам и я хотел бы её объединить. Что это вообще за изоляторы такие и чем интересны? Конструктивно все такие изоляторы состоят из чугунного защитного колпака, в который вклеен фарфоровый стаканчик. У некоторых изоляторов чугунный колпак одновременно служит и кронштейном, а провод подвешивается за специальный "якорь", вклееный в фарфор, а у некоторых провод крепится сверху колпака, а сам изолятор насаживается на штырь. Интересны они тем, что:
- это первые телеграфные изоляторы на российских линиях.
- применялись на ИЕТ (хотя и не на участке вдоль Черноморского побережья).

Как известно, первые магистральные воздушные линии в России в 1850-х годах строила фирма "Сименс и Гальске". Все материалы, кроме деревянных столбов, "Сименсы" везли из Германии. На российских линиях "Сименс" применили изоляторы достаточно новой на тот момент конструкции. Я ранее выкладывал уже фотографии подобных изоляторов, но в более позднем исполнении (1860-х - 70-х годов). Конструктивно такой изолятор состоит из чугунного колпака, отлитого заодно с кронштейном. В колпак была вклеена фарфоровая втулка, а в неё - якорь для подвески провода. В кронштейне было три отверстия для привинчивания к столбу шурупами. Изоляторы были двух видов. Первый - для промежуточных столбов:

(эскиз из лекций по телеграфии, фотография - музей ж/д Швеции)
У него якорь был сделан в виде крючка, в котором провод лежал свободно.
Для того, чтобы провод не перетягивался слишком сильно из пролёта в пролёт через каждые 9 столбов ставился усиленный столб с изоляторами немного другой конструкции:

(эскиз из лекций по телеграфии, фотография - музей ж/д Швеции)
Этот изолятор был больше промежуточного и имел в целом более прочную конструкцию, а также якорь с пазами для крепления проводов с помощью клиньев. В частности, кронштейн имел снизу два горизонтальных ребра жёсткости. Такой изолятор назывался "натяжным" или "шпанкопфом".

Вдальнейшем "Сименс" неоднократно вносили небольшие изменения в конструкцию этого изолятора. В начале 1860-х промежуточный изолятор выглядел уже так:

Главное изменение каснулось формы кроштейна. Были добавлены горизонтальные рёбра жёсткости, как у натяжного изолятора.

В России, однако, эта разновидность изоляторов не прижилась. Во-первых, они были очень дорогими. Во-вторых, при повреждении фарфоровой втулки во влажную погоду сильно падало сопротивление, а обнаружить изолятор с таким дефектом простым осмотром с земли было крайне трудно. Поэтому уже в 1860-х вместо них применяли обычные штыревые изоляторы. Однако, в некоторых случаях изоляторы этого типа всё-таки продолжили применять. В частности, при переходе через большие ущелья, реки и овраги, и на береговых столбах больших мачтовых переходов. Т. е. в тех случаях, где требовалась повышенная механичекая прочность.

Изоляторами "Сименс и Гальске" была полностью оборудована телеграфная линия из Санкт-Петербурга в Финляндию, в Латвию и Польшу, линия из Москвы в Крым и другие.

Однако, существовали и другие разновидности усиленных изоляторов такого рода, применявшихся в России в XIX и начале XX века. Но о них я расскажу в следующих постах.

Ну и, конечно же нельзя не упомянуть, что эти изоляторы были применены на ИЕТ. От вышеописанных они имели одно отличие - кронштейны, специально приспособленные для крепления к железным столбам. То есть кронштейн имел два отверстия диаметром 16 мм, расположенные на таком же расстоянии, как у сименсовских чугунных кронштейнов для обычных штыревых изоляторов. Сами же кронштейны по форме были двух видов.
Эскизы:

Во вложениях также показаны фрагменты фотографий с изоляторами этого типа на столбах ИЕТ в Джульфе и на персидском участке ИЕТ. Судя по историческим источникам такие изоляторы были применены только на территории Персии. Теоретически, они также могли быть применены на кавказском участке в отдельных местах, где линия пересекала ушелья, но практикой это пока что не подтверждается.
Вложения:
Последнее редактирование: 20 март 2019 00:07 от Stierlitz.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Марта

Чугунная телеграфия Сименсов! 29 март 2019 00:33 #2

  • Stierlitz
  • Stierlitz аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 245
  • Спасибо получено: 281
  • Репутация: 30
Продолжение.

Под цифрой 2 изображена так называемая переходная мачта. В реальности они обычно были ещё выше, чем на рисунке. Некоторые из них даже были сделаны на манер корабельных - со стеньгами, брам-стеньгами, стень-вантами, салингами и марсами - в общем, почти как на паруснике crayzi

Также на этих мачтах применялись специальные изоляторы усиленной конструкции, изображённые под цифрой 3. Мачтовый изолятор, как и изоляторы "Сименс и Гальске" выше, состоит из чугунного колпака (А) и фарфоровой втулки-"стаканчика" (B). Провод крепился сверху на ролике (C), что позволяло разгрузить мачту от части продольных изгибающих моментов. Изоляторы этого типа были довольно большие (высота колпака около 200 мм) и тяжёлые. Чтобы избежать поломок, они могли собираться прямо на месте. Детали изолятора склеивались расплавленной серой, при том штырь крепился в изоляторе также с помощью серы. Для крепления к мачте применялся либо колпак со штырём для крепления на верхушку, либо траверса.

Провод с береговой части линии на мачту шёл с так называемого берегового столба. Такой столб отличался усиленной конструкцией. В XIX веке провода на таких столбах часто крепились на натяжных изоляторах Сименса (см. пост выше). Либо же мог применяться специальный изолятор, в который был встроен защитный искровой промежуток (цифра 4). Принципиально он устроен также, как и изолятор Сименса, но имеет более массивный кронштейн другой формы, а между корпусом и якорем для провода устроен искровой промежуток. Такие же изоляторы применяли на кабельных столбах.
Последнее редактирование: 29 март 2019 00:34 от Stierlitz.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Марта, Benja70, Dim68

Чугунная телеграфия Сименсов! 11 апр 2019 23:15 #3

  • Stierlitz
  • Stierlitz аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 245
  • Спасибо получено: 281
  • Репутация: 30
Попалась на Pastvu такая вот фотография (кликабельно):


Столб "Сименс" с изоляторами в железной оправе и с характерным украшением в виде полумесяца в самом центре Стамбула на фоне "Святой Софии". Провода заретушированы. Вполне возможно, что это столб первой индо-европейской линии, построенной в начале 1860-х через Турцию. Изоляторы здесь иной конструкции, чем применялись на ИЕТ в Персии (более ранняя версия).
Оригинал: rosettaapp.getty.edu/delivery/DeliveryMa...let?dps_pid=IE384881
Последнее редактирование: 11 апр 2019 23:19 от Stierlitz.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Марта