|
Древняя загадка Лооского храма
• Полемические заметки краеведа-любителя по поводу некоторых выводов учёных-археологов ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ][ Нажмите, чтобы скрыть ] Страна Зихия и средневековый город Никопсия обладают огромной притягательной силой для всех исследователей истории Черноморского побережья Кавказа. Все дело в том, что они являлись, как утверждают многочисленные источники, центром христианизации горских народов Северо-Западного Кавказа в период с VI по XIII век нашей эры. Реальная история переплетается с христианской легендой об апостоле Симоне Кананите, который в первом веке проповедовал на Западном Кавказе, затем был схвачен римлянами и казнен на кресте. Все это происходило именно в Зихии, которая в то время была римской провинцией. Прошло пятьсот лет, христианство утвердилось в Византии как государственная религия, константинопольская патриархия снаряжала одну экспедицию за другой в поисках святых для христианской церкви мест, к числу которых была причислена и могила Симона Кананита. Несмотря на то, что со времени казни минуло полтысячи лет, могилу все-таки нашли, на ее месте построили храм. Место, где вознесся красавец собор, называлось Никопсией. Однако по прошествии веков Никопсия как-то затерялась, исчезла, о ее местонахождении уже в наше время стали спорить историки, помещая средневековый город то в Абхазии, то в Туапсинском районе, привязывая к тем или иным памятникам средневековой эпохи. Православная христианская церковь традиционно считает местом погребения Симона Кананита Новый Афон, где построен уже в новое время храм, носящий его имя. Внимательное же и непредвзятое прочтение средневековых источников, в которых упоминается Никопсия, убеждает в наибольшей вероятности нахождения этого города, а следовательно и всей античной и раннесредневековой Зихии, в пределах Лазаревского района Большого Сочи. Если же принять эту точку зрения за истину, то невозможно не обратить пристального внимания на развалины средневекового храма в Лоо, который, по всей вероятности, был центром христианского просвещения местного населения. В его окрестностях с античных времен находился, но был уничтожен временем эллинистический город, доказательством чему служат не только многочисленные письменные источники, но и найденное в 1960 году погребение богатой горожанки, датируемое позднеантичным периодом. Место некогда сенсационной, а сейчас уже порядком забытой археологической находки – территория санатория «Магадан», находящаяся поблизости от развалин средневекового храма. Надо думать, что именно так или примерно так рассуждали в 1987 году археологи из Екатеринбурга, снаряжая крупномасштабную экспедицию в Лоо. Стоит вспомнить, что к полевым работам было привлечено более ста специалистов, в числе которых фигурировали историки, архитекторы, геологи, инженеры-строители, юристы, биологи, филологи. Местным населением приезд археологов был встречен с большим воодушевлением, тем более что первым же посетителям начавшихся на развалинах средневекового храма раскопок было заявлено, что ожидаются сенсационные результаты. Однако за четыре года работы никаких сенсаций не произошло. Внутри храма и за его пределами раскопали два десятка погребений, выполненных по христианскому обряду, почти все они были безинвентарными. Среди найденных вещей — стеклянная бусина, несколько перержавевших железных предметов, назначение которых определено не было. Никаких старинных кладов, богатых вещевых комплексов, золотой и серебряной посуды, разукрашенной керамики. Конечно, археологи - не кладоискатели, их главная задача не поиск драгоценностей, а скрупулезное исследование имеющегося материала минувших эпох с целью установления исторической истины. Но это в идеале… В общем, после четырех лет работы екатеринбуржцы занервничали. Студенты с лопатами работали медленно, был заказан и поднят на гору трактор, но резкое повышение производительности археологического труда не принесло желаемых результатов. И тогда было принято решение работы прекратить, территорию храма огородили колючей(!) проволокой, и археологи уехали на новое место раскопок - крепость в устье реки Годлик, поблизости от поселка Чемитоквадже в Лазаревском районе, видимо, надеясь там раскопать богатую добычу. На лооский же храм, так коварно не оправдавший их надежд, археологи затаили обиду. В книге «Археология, архитектура и этнокультурные процессы Северо-Западно¬го Кавказа», изданной в Екатеринбурге в 1997 году, авторы - участники лооской экспедиции - пишут о Лооском храме много, но ... Вот, к примеру, как интерпретируется факт разрушения храма: "...Просчеты зодчих, которые не учли сейсмической неблагонадежности района (? - В.К.), построив здание, вероятно, большей высоты, чем позволяли условия, а также недостаточное внимание к рельефу местности: не учтены крутизна склонов и соответствие размеров здания площади плоскости вершины — все это способствовало тому, что храм претерпел разрушение, и произошло это, очевидно, в XIII веке». Не знаю кому как, а мне очень обидно за средневековых зодчих. Достаточно только взглянуть на сегодняшние развалины, чтобы определить причину разрушения: был мощнейший толчок снизу, из-под земли, сильнейшее землетрясение. В результате стены храма получили вертикальные трещины и стали медленно расползаться, подобно распускающемуся цветку. Купол обрушился или во время землетрясения, или некоторое время спустя, причем фундамент строения остался цел и не изменил строго горизонтального положения. Это землетрясение, видимо, было таким сильным, что погребло под землей целый город, который здесь, несомненно, был, иначе для кого строился немалый по площади (200 квадратных метров) средневековый собор. Стены же храма после землетрясения выстояли и еще несколько столетий служили людям, использовались в качестве крепости и убежища. Северная стена храма и его алтарная часть, накренившись, стоят до сих пор. Махнув на Лооский храм рукой (что с него взять, даже построить нормально не смогли!), наши археологи стали искать Никопсию уже в другом месте. Вновь перечитаны и переосмыслены письменные источники. Оказывается, именно крепость Годлик, находящуюся в 25 километрах северо-западнее Лоо, по свидетельствам средневековых авторов, следует признать Никопсией. Понятно, что при выстраивании новой концепции не обошлось без некоторых натяжек. Не стоило бы утомлять читателей переводом расстояний из римских стадиев в византийские мили, из византийских миль — в наши километры. Обращу внимание только на приблизительность подобных вычислений. Вот цитата из того же сборника, автор статьи В.И.Симиненко: "Константин Багрянородный (византийский император X века — В.К.), приводя расстояния между пунктами, скорее всего, полагался на сведения мореплавателей. Те же, в свою очередь, фиксировали в миле расстояния, имевшие местное территориальное толкование — чем дальше от столицы Византии, тем отличнее от традиционно принятых. Мореплаватели двигались не по большой воде, а вдоль побережья, протяженность которого просчитывалась шагами..." Зная все это прекрасно, авторы сборника упорно «локализуют» Никопсию точно в районе крепости Годлик, не допуская никаких вариантов. При этом почему-то не берется во внимание, что ни по характеру строений (военно-хозяйственное поселение), ни по характеру находок, ни по времени застройки (не ранее VIII века) эта крепость никак не может претендовать на роль христианско-просветительского центра, каким и была, начиная с VI века нашей эры, Никопсия. А что же храм в Лоо? Да его, оказывается, просто не существует поблизости. «Единственным значительным памятником в этом районе является крепость Годлик», - читаем в сборнике. Приговор храму вынесен окончательно! Обиднее всего во всей этой несуразице то, что в ходе раскопок в Лоо были найдены неоспоримые свидетельства более раннего времени строительства храма, чем это считалось ранее. Неопровержимо доказано археологами, и за это им спасибо, что храм перестраивался, причем скорее всего перестраивался неоднократно. Обратимся к отчету руководителя экспедиции профессора Б.Б.Овчинниковой. «Следов резного декора на стенах храма не сохранилось. Однако в процессе раскопок было найдено несколько фрагментов с резным орнаментом, причем часть их обнаружена уже в кладке сохранившихся стен существующего здания. Возможно, это свидетельство того, что храму предшествовала находившаяся здесь церковь, материалы которой впоследствии были использованы для строительства дошедшего до нас в развалинах Лооского храма. Кроме того, встречен облицовочный блок со знаками, представляющими собой отдельные буквы греческого (?) алфавита». Знак вопроса в приведенной цитате поставлен Овчинниковой. Я бы на этом месте поставил знак восклицательный, и не один. Это же почти разгадка тайны Никопсии! Автограф греческих мастеров на более раннем храме, который был воздвигнут на этом же фундаменте. Мы имеем дело с уникальным, удивительным в своем роде случаем. Стены храма, уже упавшие и разрушенные, хранят в законсервированном виде свою предыдущую, прошлую жизнь, более древнюю историю! Какой простор для дальнейшего изучения! Но не это, видимо, волновало залетных исследователей причерноморских древностей. Пожурив местное население за то, что камни с храма растаскиваются на индивидуальное строительство, обнесли территорию раскопок проволочным ограждением и уехали, чтобы более сюда не возвращаться. В заявлениях типа «работы будут обязательно продолжены» недостатка, конечно, не было. Прошло с того времени уже почти 20 лет... Замечу, что и при раскопках крепости Годлик надежды на сенсационные находки и быструю славу не сбылись. Найденные там железные, керамические, каменные орудия свидетельствовали о военно-трудовых буднях небогатой, не склонной к роскоши интернациональной общины в IХ-Х веках. Но вернёмся, однако, к предмету нашего разговора. Выскажу предположение, что могилы Симона Кананита (Зилота) вообще никогда не было на Кавказе. С равным успехом ее можно искать и в Англии, и в странах Северной Африки, и в Иране. Апокрифы - не признанные церковью официально сочинения ранних христиан - повествуют о проповедях этого святого во всех концах тогдашнего мира, мало заботясь при этом о реальности и физической возможности совершения этих подвигов одним человеком. Но тот факт, что легендой о его насильственной смерти, так похожей на смерть самого Христа, воспользовались византийские миссионеры при осуществлении своих религиозно-подвижнических мероприятий на Северо-Западном Кавказе, вряд ли кем-то будет оспариваться. Гора, вернее холм, на котором был воздвигнут Лооский храм, возвышается на высоте 200 метров над уровнем моря. Он чудесным образом напоминает иерусалимскую Голгофу. Те же крутые во все стороны склоны, та же ровно срезанная верхушка-лысина. Сейчас, правда, здесь выросли столетние деревья. Вполне вероятно, что римские цетурионы, служившие в Зихии, использовали это место для совершения казней. Где-то поблизости располагался город, скорее всего, он назывался Старая Лазика (свидетельства Флавия Арриана, римского историка и географа второго века шей эры, и других), более подходящее место для возведения храма подыскать было трудно. Понятно, что нашлись и останки апостола, вместе с храмом была сооружена его каменная гробница. Храм наполнился, в этом можно не сомневаться, богатой церковной утварью. Выросшее рядом поселение христиан назвали Никопсией. То, что именно Лооский храм был кафедральным собором, центром Зихской епархии (автокефального подразделения Константинопольской христианской церкви), думается, при проведении дальнейших раскопок будет обязательно доказано. Кстати, подобную версию поддерживает и руководитель археологической экспедиции Б.Б.Овчинникова. Завеса над тайной Лооского храма уже немного приоткрыта, нужно только довести дело до конца. Однако наша неповоротливая наука и жадная на культуру власть не спешат с продолжением исследований. Кто же такие зихи? Экспедиция Овчинниковой традиционно считает их предками, предшественниками местного адыгского населения. Это тоже заблуждение. Жителями Лоо и окрестностей до ХШ-ХIV веков были абазины. Это народ, хотя и отдаленно родственный адыгам, но все-таки другой. Абазины более близки по языку и культуре к абхазам и сменившим их на побережье убыхам. Один из родов абазинского племени назывался лоо (лоовцы). Во главе этого рода стояли князья Лоовы (Лау, Лаург во множественном числе). Они и дали название реке и находящимся на ней многочисленным поселкам (Лоо, Горное Лоо, Верхнеармянское Лоо и другие). На карте Большого Сочи можно найти и другие топонимы, связанные с абазинами. Вывод из сказанного очевиден: абазины и зихи — это один и тот же народ. Просто абазины (абаза) — это самоназвание народа, а зихи (или зиги, зилхи) - это наименование, данное народу древними греками и усвоенное римлянами, а затем византийцами по наследству. Грузины же именовали этот народ джиками, джигетами. В русских летописях, как убедительно было доказано Л.И.Лавровым абазины фигурировали под именем обезов. Современные абазины, предки которых переселились на другую, северную сторону Кавказского хребта, живут сейчас на территории Карачаево-Черкесии. Их аулы до революции 1917-го года там тоже именовались с корнем Лоо: Лоовско-Кубанский, Лоовско-Кумский, Лоовско-Зеленчукский. Однако найденные при раскопках храма и за его пределами погребения не были могилами абазин-лоовцев. Это могло быть легко доказано антропологической экспертизой черепных костей. Но она проведена не была. В данном случае винить археологов не следует. Материалы раскопок были отправлены в Сухуми для проведения их дальнейшего исследования, где, к сожалению, исчезли во время грузино-абхазской войны. Но зато была проведена другая экспертиза извлеченных из земли останков — сделан их радиоуглеродный анализ. Этот метод позволяет определить возраст находок с условной точностью. Анализ, проведенный в лаборатории Северо-Осетинского госуниверситета, дал ошеломляющие результаты. Кости — 330±80 лет; уголь — 162±70 лет. Так как установленный возраст находок не соответствовал истинному (исконному) возрасту храма, археологи не стали принимать результаты анализа во внимание. А мы все-таки попытаемся принять! Храм не мог быть кладбищем в то время, когда являлся действующим. Некрополь возник в гораздо более позднее время. В XV веке Черноморское побережье Кавказа было захвачено турками. Здесь насаждался ислам. А что же происходило с христианскими монастырями и храмами, оказавшимися в зоне исламизации? Они продолжали жить, являясь убежищем и укрытием для тех, кто остался верен христианскому вероисповеданию. Часто в литературе рассказывается о разграблении, опустошении, разрушении христианских храмов мусульманами. Всё это, конечно, было, но скорее как исключения, нежели как правило. Иисус для мусульман тоже святой (пророк Исса) и его дома, хоть и укрывают неверных, тоже священны. Можно предположить, что после того, как пал Константинополь и оплотом православия стала Россия, поток религиозных фанатиков, пожелавших пешком проделать путь в несколько тысяч километров и достигнуть Палестины, стал возрастать. И стала возрастать роль христианских храмов и монастырей как убежищ для паломников. Понятно, что только они и могли выполнять эту роль. А пойманного вне христианской обители паломника ожидали рабство, мучения, смерть. Поэтому прокладывались тайные лесные тропы, среди местных христиан были проводники. У лооских старожилов-армян бытует легенда, что название поселку Вардане дал дед Вардан, который водил христиан, спасая от преследования, по своей секретной тропе. В письменных источниках XIX века встречается термин «тропа Вардана», что косвенно подтверждает легенду. Вардане находится в пяти километрах от Лоо. Похороненные в Лооском храме и у его стен люди, если радиоуглеродный анализ дал верную датировку (триста с лишним лет назад - это XVII век), скорее всего, были русскими православными паломниками. Так можно объяснить безинвентарность погребений, столь раздражавшую археологов. А имущество странника известно: котомка и деревянный посох. Интересно, что похоронены христиане, а металлического креста ни на ком из них нет. Если это паломники, то объяснить легко: не брали с собой ничего, что могло бы повредить столь грандиозному мероприятию. В Лоо, при храме, скорее всего, действовала община, оказывающая помощь паломникам: здесь их кормили, лечили, хоронили умерших. Подтвердить все сказанное здесь либо опровергнуть можно, продолжив раскопки. Археологическую разведку следует провести более тщательно, нежели во время предыдущей кампании. Несомненно, лооская земля хранит в себе очень много исторических памятников. Вполне вероятно, что Лооский храм вообще самый древний христианский храм на территории России, если учитывать его предысторию. Владимир КИРЕЕВ, учитель средней школы пос. Лоо г.Сочи |
|
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 16 июнь 2014 22:31 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Alexander
|
Интересный материал.
Марта! У Калева был фоторепортаж по этому храму, если я не ошибаюсь. И очень не плохой. Если не затруднит - поправь орфографию (пардон, уж так скопировался этот затерянный текст). Дополнив фотографиями, выйдет хорошая статья для главной. Лично мне, очень понравились рассуждения и выводы автора статьи. Если будет интересна дополнительная информация - у меня есть. |
|
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
P.S. Калев, Марта. Вообще, место этому материалу, думаю в "Храмах". Зря я его в археологии разместил. Посчитаете нужным - перенесите.
|
|
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
|
Я конечно дико извиняюсь, но по моему надо писать ЛооВский ,а то ЛооСкий напоминает чужую страну! А еще правильнее храм в лоо!
![]() |
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
Не помню, хоть убей, где я видела фотографии Калева... Не здесь?
|
|
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Последнее редактирование: 03 нояб 2013 14:19 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
Я тоже так думал. Но не там. Ты Калеву в личку напиши. И посмотри еще на Сочинском краеведе, Костя говорил, что его фото и статьи оттуда брать можно.
|
|
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
Очень интересный рассказ экскурсовода о храме в Лоо, кладоискателях и археологических находках в окрестностях:
|
|
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK
|
|
Извините, что с опозданием, но ссылку на эту страницу получил от старого знакомого на днях и обещал написать. По поводу рассуждений и выводов автора статьи отвечал ему когда-то на "Сочинском краеведе", сейчас там нет ни ответа, ни моей статьи о Кавказской митрополии. Кратко:
- моя точка зрения на местонахождение Никопсии (Годлик) не является официальной (хотя иногда цитируется); - на храме в Лоо нет находок VII - IX вв. (когда в Никопсии, согласно церковным нотициям, была кафедра епископа (датированные находки относятся к тому времени, когда Никопсия в нотициях не упоминается); - путь от Лоо до Пицунды меньше, чем путь от Старой Лазики ("где ныне Никопсис") до Питиунта, что противоречит "Периплу Псевдо-Арриана" (для Никопсии это единственный источник с указаниями расстояний от известных пунктов, местонахождение которых установлено); - возможно, храм в Лоо являлся кафедрой митрополии Кавказа в XIV в. |
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Марта, ToyFun
|
Спасибо, что написали, Алексей! У нас никогда не поздно.
Всегда сомневалась, когда читала о Никопсии в районе Новомихайловки и разных пунктах Большого Сочи. Слишком мало "христианских" находок. Думаю, все эти древности находились в Абхазии. |
|
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Алексей Горст
|
|
У вас серьёзный аргумент (без шуток), но... Всё, что нам известно о Никопсии из источников, не предполагает большого количества находок (сопоставимых, например, с Пицундой). И в условиях традиционного хозяйства плотность населения на территории Большого Сочи будет ниже, чем в окрестностях того же Нового Афона и пр. Если интересно, приведу в порядок свои заметки по Годлику (надо бы и ошибки исправить:), и отправлю вам. По техническим (и др.) причинам разрисованные вручную карты (в 1994 году) с кругами расстояний и разметкой "множества возможных локализаций" в упомянутой выше статье не удалось бы. А без них все мои аргументы (почему Масетика=Мацеста или Псезуапсе=Псахапсис (вероятно), но Ахеунт не совпадает с Шахэ и т. д.) теряли наглядность.
|
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
Очень даже интересно. Я была на Годлике, хотя опять же, подозреваю, что Гейман, имевший там дачу, всё перестроил.
Все ваши материалы, если не возражаете, я наглядно опубликую у нас на сайте. |
|
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
|
Привет Алексей! Молодец, что активизировался на форуме, не бросай эту тему! Она твоя и ты это понимаешь! Не случайно я тебя нашел и вывел сюда. Что меня подвигло через 30 лет после экспедиции залезть в интернет и начать так серьезно мониторить информацию о Храме - необъяснимо, опять мистика, не шучу . Вообще, действительно самое загадочное место, из тех, где я был.
Сначала меня веселили комментарии по поводу наших "подвигов" на храме, особенно про колючую проволоку и обиду на храм. Был хоздоговор на проведение работ на 5 лет на Храме в Лоо и на 5 лет в Чемитоквадже, о каких обидах говорит краевед? Лоо - это 1987 - 1991 годы. Работы проходили под контролем архитекторов, в том числе всесоюзных светил (Г.М. Штендер). Материалы есть (фото, чертежи, аналитика), их надо просто систематизировать, чтобы поставить все точки над Никопсией.... Мне понравился ролик с экскурсоводом, хотя много конечно уже надумано. Ты же помнишь, кто вообще первый подал идею о Никопсии и как ее подхватило местное сообщество в 1992 году? Я помню откуда слышал вой - это был не подземный ход, это была лестница Магадана и привидение было осязаемо))))) Потом я взорвался и немного поругался на ресурсе Азбуки веры azbyka.ru/forum/threads/zagadki-looskogo...a.22373/#post-356682. Сегодня я связался с Брониславой Борисовной Овчинниковой. Она тоже еще живет Храмом, не так давно была в Лоо и очень благодарна как раз сегодняшнему хранителю Храма (как я понял - это человек, который вел экскурсию в ролике) за то,что он как может его поддерживает и очень огорчена тем, что сотворили с крепостью в Чемитке... К сожалению, у меня в ближайшие лет 50 дороги на Черное море не будет.... Короче, не бросай эту тему! Храм должен жить! Если нет денег у элиты его восстановить (и получать с этого дивиденды), то хотя бы в статьях и диссертациях!!! |
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK
|
Не надо власть ругать, её задача не в воскрешении мёртвых, а в сохранении живущих).
Я смотрю на подобные вещи философски. В Абхазии полно разрушающихся храмов, покруче, чем Лооский. Но давайте смотреть правде в глаза: восстановить их невозможно. Когда-нибудь от них останутся только холмики. Спасибо, что мы еще можем ими любоваться! |
|
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
Материалы есть (фото, чертежи, аналитика), их надо просто систематизировать Давайте всё нам, мы систематизируем. Все равно ж не будете научных работ по этому поводу писать, пусть широкая общественность почитает доступное изложение на сайте. А то знаю я эти археологические отчёты... Кинут в стол и лежат они там десятилетиями. Для кого делалось, непонятно. п.с. А Сочинский Краевед как-то ломался, поэтому там много чего нет. |
|
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Последнее редактирование: 07 мая 2019 13:55 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
|
Марта... Подождите... это Вы мне? и о чем? Я ни разу не ругал власть... Грустно такое слышать. Я говорил элита. Нельзя их отождествлять. Элита это одно, власть- другое. При этом когда говорим ВЛАСТЬ можно еще использовать понятие "органы государственной власти и местного самоуправления", которые должны реализовывать задачи по сохранению культурного наследия и эта работа ведется. И что мне ругать власть, сам служил 20 лет.
Для интереса посмотрите хотя бы Конституцию РФ, 4 статью.... Есть формы участия бизнес сообщества в поддержке исторических проектов, есть госпрограммы в этой сфере. Вы говорите про живых и мертвых. Храм не мертвый пока, это наше наследие, это истоки православия, часть наследия всего нашего многонационального народа, это наша земля, а наша страна - Россия. Лоо находится на территории России. Пока мы помним прошлое, мы живем. Для меня Родина, предки - не пустые слова - у нас несколько поколений носили погоны. Я всегда буду помнить как сжимал мне руку умирающий дед, прошедший войну с июля 41 по май 45.... И я делаю все возможное, чтобы частичка Родины сохранилась и для моих внуков, а не любуюсь тем, что станет холмиками.... Холмики... То есть будем сидеть и наблюдать как рушатся исторические объекты? С таким настроением Чемитку то и добивают. От нас зависит это! И поэтому я попытался раскрутить тему, а не дать повод для обсуждений на форумах. Зачем Вам чертежи и фото? Вы сравниваете с Абхазией. Ваше право. Только это некорректно в силу разных форматов развития социально-экономического. Сравните хотя бы бюджеты Абхазии и России и проверьте по статьям расходов. Я сравниваю с успешными проектами и всегда предпочитаю к этому стремится. Я даже не беру континентальную Европу. На Кипре на месте разрушенного храма построили новый храм, стилизованный под тот, что был. Облагородили территорию. Есть такие понятия "Брендинг территорий", Управление развитием территорий. Если будет интересно - приезжайте в Екатеринбург, послушайте мои лекции. |
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
Shvedov V.V., думаю, я достаточно понятно объяснила, зачем мне чертежи и фото, просто перечитайте.
Конечно, можете и не давать, право ваше. Тогда от храма останутся только ваши громкие посты. |
|
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: serg141-9
|
|
Дискуссия уходит в агрессивное русло... Не стоит.
Думаю пора мне заканчивать здесь общение. Тем более мы расходимся по принципиальным вопросам. Поэтому перед тем, как исчезнуть, вкратце обозначу свою точу зрения. Археологические натурные обследования рассматриваемых объектов начали в 1987 году. Был комплексный план, включающий сначала археологию. а потом реставрацию данных памятников. Археология закончилась в 1997 году, наша экспедиция уехала. Реставрацией должны были заниматься совершенно другие люди. Это совершенно другие деньги. Реставрация, даже по прошествии 30 лет и не начиналась. Это и приводит к разрушению памятников. Я обратил внимание на негативное, причем совершенно беспочвенное, отношение к уральским археологам в материалах о рассматриваемых объектах. При этом зачастую рассказчики уходят в сторону, оперируя не вполне верными и проверенными фактами. Хотя истина - на поверхности. В силу ряда причин, работавший вплотную с этими объектами Алексей Горст отошел от темы. Я его мобилизовал и вывел на этот форум, он мог делиться результатами своих исследований. Чтобы в дальнейшем поддержать его исследовательский пыл, поддержал его своим комментарием. Далее - мой текст 7 мая АДРЕСОВАН АЛЕКСЕЮ, А НЕ МАРТЕ. Я ПРИЗЫВАЮ ЕГО СОТРУДНИЧАТЬ С ФОРУМОМ. Больше я не собирался участвовать здесь в обсуждениях. В тексте есть информация, понятная только Алексею. В том числе - ""Если нет денег у элиты его восстановить"" - только члены экспедиции знают, кто из местных обращался с предложением взять опеку над храмом в 1992 году. ВТОРОЕ - Материалы есть (фото, чертежи, аналитика) - А ГДЕ ХОТЬ СЛОВО, ЧТО ЧЕРТЕЖИ У МЕНЯ???????? ГДЕ ОНИ - ЗНАЮТ ЧЛЕНЫ ЭКСПЕДИЦИИ И ЭТО КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД, А НЕ МОЙ ЛИЧНЫЙ. Я предлагал АЛЕКСЕЮ ИХ ОБРАБОТАТЬ. И тут появилась Марта. Она предлагает мне ОТДАТЬ МАТЕРИАЛЫ по экспедиции, потом они их проанализируют. Если Марта в трех строках не смогла понять смысла и интерпретировала все по своему, можно ли ей доверить анализ всех материалов экспедиции? Я ее не знаю и ни разу не видел. Я и вспылил, ибо почему то элита стала властью, храм умрет, а я все равно не буду писать научную работу.... Да, у меня своих дел хватает. Но этим материалам будет дан ход, другим путем. Ладно, удачи Вам в очень нелегком деле и с Днем Победы (если кто празднует) P.S. Храм стоял не одно столетие, простоит немного и без публикации наших чертежей Мартой..... |
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
|
В сердцах хочется воскликнуть "Ну и дурак вы, Шведов!" . Вам от всей души предлагается вдохнуть вторую жизнь в покрывающийся пылью веков и увядающий проект силами местных энтузиастов (в частности Марты), а вы, судя по всему, избрали позицию "Погибаю, но не сдаюсь!" (и унесу с собой на дно всё что знаю). На всё воля божья, не хотите, заставить не в праве. Жалко уходящие в небытиё труды стольких людей... И всё из-за обиды на чуть не понравившуюся вам формулировку ответа. Смотрите в корень, Шведов !
|
" Я измеряю жизнь количеством друзей "
Последнее редактирование: 08 мая 2019 17:27 от ToyFun.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
ToyFun, спасибо!)))
Надеюсь, Алексей Горст поймёт нас правильно. |
|
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
|
Кто там меня обзывает дураком? Я не видел Марты и ее не знаю. Проект будет запущен,но без вашей помощи.
Я пообщаюсь с людьми из власти. За дурака прошу извиниться..... |
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
|
|