Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

По-2 под Кривеньковской

По-2 под Кривеньковской 23 апр 2016 15:21 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Сегодня выехали к месту падения самолета, которое неделю назад обнаружила наша разведка.
Фотография с места падения была сделана неделей ранее.



По характерным фрагментам мотора - цилиндрам и шатуну, был установлен тип мотора - М-11, который устанавливался на самолеты По-2 (У-2). Так что планируя выход, мы уже знали, с чем имеем дело.
Каково же было наше разочарование, когда мы пришли к месту падения...
Цилиндры и главный шатун были вытащены кем то на металлолом! Наш проводник из местных, отец Андрея (разведчика), принялся по моей просьбе обзванивать тех, кто это мог сделать. "Виновник торжества", был быстро найден. Вывез железо с МП буквально днями раньше местный житель по прозвищу Хохол.
Ему было предложено достойное денежное вознаграждение, за передачу нам железа. Он ринулся на местный пункт сбора металла. Но было уже поздно...
Цилиндры, и самое главное - центральный шатун, на котором выбивался номер мотора, уже уехали в Новороссийск...

Вот такие дела. Тем не менее, мы принялись за тотальную зачистку места падения, в надежде найти шильдик или номерные детали или узлы с цифрами.







При разборе выкопанного железа выяснилось следующее. Мотор был разобран на месте, причем аккуратно. Даже клапана были не отбиты, а рассухарены. Двигатель разбирался не в военное время, аэродромными службами, а уже после войны.
Почему? Потому что на месте разбора не было обнаружено ни единой гайки, болта, винта. Тот, кто разбирал, хозяйственно отделял цветмет от железа, собирая "в хозяйство" весь крепеж.









Тем не менее, нам удалось найти три лючка.



На месте драть щеткой их не стали, вдруг номер прописан краской. Кстати лючки и многие детали самолета, сохранили остатки зеленой краски. Так же попадался зеленый перкаль.



Удалось выяснить следующее. У-2 падал со стороны Семашхо. По пути падения обнаружены расчалки крыльев, и их фрагменты.



Семашхо отлично просматривается практически с места падения.



Удара, как такового, не было. Каракасные части практически не погнуты, воронки или следа удара нет.
Не удалось найти подвесов РС или бомб, равно, как и того, что могло подтвердить наличие на самолете вооружения - пулемета ШКАС или ПВ-1, Дегтяря. Ни дисков, ни лент, ни деталей, ни патронов.

Рядом с МП были обнаружены гильзы. С десяток - отстрелянные из ППШ, несколько - из "ТТ".
В сотне метров от МП - остатки артиллерийской позиции. Там стояло орудие 67 АП 83 ГСД.
Предварительно - все.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 23 апр 2016 15:31 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека, Benja70, Фёдор, serg141-9, Владимир*

По-2 под Кривеньковской 23 апр 2016 22:04 #2

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
На первом фото есть такая деталь, на ней может быть набит номер самолёта



кроме этого на трубках каркаса, в районе мотоотсека д.б. приваренная шильда с номером завода и номером самолёта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По-2 под Кривеньковской 25 апр 2016 10:47 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Все трубы осмотрены - ничего на них нет. Детали на первом фото, о которой идет речь, то же уже не было.

Вот что удалось нарыть. Где то в районе Георгиевской - Семашхо, стоял зенитный артполк. Командир одного из орудий оставил следующие воспоминания:

Так, однажды в ясный и солнечный относительно тихий предвечерний час, когда мы невдалеке от орудия, как раз на краю заросли, уселись ужинать, с немецкой стороны вдруг послышался характерный не очень громкий шум мотора легкого самолета. Потом низко, внезапно почти над нашими головами пролетел наш "кукурузник" По-2. Так как это был свой самолет, то мы почти не обратили на него внимания. Вдруг вслед за По-2 раздался резкий, ревущий, со свистом звук и как две зловещие тени на бреющем полете над нашими изумленными головами пролетели два самолета - рядом один с другим. Только быстро, на один миг, повернув шеи, мы очень близко разглядели знакомые кресты на крыльях. Мессершмиты! Низко в небе, скрытом зарослями, прозвучали не очень длинные очереди авиационных пулеметов, но что там произошло, нам не было видно, хотя было легко догадаться. А знай, мы заранее об этом и будь в тот момент на своих привычных боевых местах на орудии - может быть, и не случилось бы такого...

Не ясно, идет ли речь именно об этом У-2, хотя район и направление полностью совпадают.
Однако, на всех оставшихся на МП деталях, пулевых пробоин и следов не обнаружено. С другой стороны - куда там в У-2 попадать? В перкаль, да летчика.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 25 апр 2016 11:28 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По-2 под Кривеньковской 25 апр 2016 11:14 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
По лючкам. На всех ничего не написано, только штампом пробита дата - 41 год.
И еще одна характерная деталь. Два одинаковых лючка - с нижней части самолета. И самолет был сделан и эксплуатировался еще до войны.
Дело в том, что лючки изначально окрашены традиционной зеленой краской, и видно, что в заводских условиях.
А вот поверх зеленой, богато, кистью, намазана краска серебристая.
То есть скорее всего, нижняя часть У-2 была выкрашена "серебрянкой" для маскировки в небе, в военное уже время, в соответствии с требованиями.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По-2 под Кривеньковской 08 дек 2017 16:00 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Поскольку все более крепнет версия, что это был самолет Болтыхова, решил собрать сведения о летчике в одну тему, так как они разбросаны по разным.



Тема форума, где указывается, что Болтыхова сбил Радич: iskatelklada.tuapse.ru/forum/krylya-vojn...sinskogo-rajona.html

Болтыхов погибнент в 43-ем, так же на По-2:

Тип происшествия: катастрофа
Дата: 12 марта 1943 г.
Время: 10:50
Страна: СССР
Место происшествия: Краснодарский край, район ст. Холмская
Тип ВС: У-2
Регистрация ВС: 179
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: 8 ОАП ГВФ

Пилот 3-ей АЭ 8 ОАП ГВФ выполнял задание по доставке боеприпасов на самолете У-2 №179 (зав. №0172) вместе с самолетом СП №2637 (зав. №12954). Пилоты вылетели во второй рейс в станицу Холмская Краснодарского края. Загрузив боеприпасы на площадке Холмская, пилоты взлетели и легли на курс на Геленджик. Через 2-3 минуты после взлета, в 10:50, проходя бреющим полетом у юго-западной окраины станицы на расстоянии 3 км от площадки, самолеты атакованы двумя истребителями Ме-109 противника. Первым заходом истребителей пилот У-2 был убит попаданием снаряда в голову. Самолет упал в лес. Самолет СП был обстрелян и получил повреждения. Пилот совершил посадку на дорожке в балке между кустами. Повторными заходами самолет был расстрелян истребителями. Позже, в 17:30, истребители вернулись, обстреляли оба подбитых самолета и зажгли их.

Погибших - 1 Заводской номер самолета 0172 Регистрационный номер ВС 179

Ну и в ОБД www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53412139
Фамилия Болтыхов
Имя Василий
Отчество Матвеевич
Дата рождения/Возраст __.__.1914
Место рождения Воронежская обл., Ново-Черкаский р-н, с/с Никольский
Последнее место службы 5 ва 8 оавп
Воинское звание мл. сержант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 12.03.1943
Первичное место захоронения Краснодарский край, Северский р-н, Северский с/с, ст. Северская, парк культуры

Работая по 8 оавп ГВФ СКФ, удалось найти фото Болтыхова, и его боевых товарищей.

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 08 дек 2017 16:04 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По-2 под Кривеньковской 08 дек 2017 16:31 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
И еще один эпизод:

www.mountain.ru/article...le_id=4966
Естественно, что штатские самолеты не имели никакого вооружения, а летчики были вооружены только табельным оружием - пистолетами «ТТ». Поэтому легкие самолетики часто становились добычей немецких «мессершмитов». Летчик Василий Болтыхов после полета в горах, вел свой самолет в сторону Геленджика. К нему пристроились два «мессера» и стали обстреливать из пушек и пулеметов. Болтыхов, резко развернулся и повел машину в горы, прижавшись к верхушкам деревьев, стал метаться из одного ущелья в другое. (Такая тактика была очень полезна в узких скалистых ущельях Маруха). Один из немцев не выдержал гонки над дном ущелий и врезался в скалу, второй все же подбил самолет Болтыхова, но он сумел вывести его на позиции своих зениток. Здесь их огнем был сбит и второй «мессер». Сам Василий впоследствии погиб в воздушном бою на Кубани.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По-2 под Кривеньковской 08 дек 2017 16:35 #7

  • Мишаня
  • Мишаня аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 20
  • Спасибо получено: 4
  • Репутация: 1
Ссылка не работает
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По-2 под Кривеньковской 08 дек 2017 16:37 #8

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Я позже дам ссылку на саму книгу, а не на копию.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

По-2 под Кривеньковской 08 дек 2017 17:28 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Захаров П.П. (Москва) Летчики, участники ВОВ на перевалах ГКХ. www.russianclimb.com/russian/pp_letchiki.html
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека