Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

И-16, Зюзин В.Я., 84"А" ИАП

И-16, Зюзин В.Я., 84"А" ИАП 10 сен 2016 17:22 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
Сегодня отрабатывали место падения найденного в прошлую субботу "ишака".
Максимальная глубина залегания обломков самолета до 1,5 метра, в связи с чем практически все сдано в металлолом еще после войны.
Нам достались пара гнутых крыльевых ШКАСов и небольшие фрагменты двигателя. В районе крыльев обнаружены РС-82, что указывает на то, что самолет шел на штурмовку передовой.
Кроме того в районе кабины найдены фрагменты черепа пилота.
Самолет упал в квадрате 85141 по системе координат люфтваффе. По данным, размещенным в открытом доступе в сети интернет, в этом квадрате был сбит только один И-16. Произошло это 15.04.1943 года. Как указано в заявке немецкого пилота Fw. Werner Quast из состава 4./JG 52, самолет И-16 был сбит им "у земли".
Правда нельзя исключать потери от огня зенитной артиллерии противника. Этих данных у нас нет.
Если рассматривать вариант потери от действий истребителей противника, то по данным учета безвозвратных потерь в частях 4 и 5 ВА, 15.04.1943 г. погиб только один пилот, управлявший самолетом И-16 - старшина 84"А" ИАП старшина Черногаев Владимир Александрович.
В соответствии с боевым донесением районом выполнения боевого задания был населенный пункт Верхнеставропольский, который расположен в паре километров южнее места обнаружения обломков самолета.
Если рассматривать версию с потерей от огня ЗА противника, то тут подходит донесение о гибели сержанта Зюзина 16.04.1943 г.: самолет упал восточнее Крымской, что так же соответствует месту обнаружения обломов.
В экспедиции приняли участие поисковики из Краснодара, Абинска, Новороссийска и Апшеронска, а также учащиеся школы № 3 г. Абинск.















Последнее редактирование: 29 сен 2016 08:49 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Алекс21, Фёдор, Protas, serg141-9

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 10 сен 2016 22:14 #2

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2052
  • Спасибо получено: 559
  • Репутация: 41
Из номеров ничего не удалось обнаружить?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 11 сен 2016 08:01 #3

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
К сожалению нет. На одном из ШКАСов был звеньеотвод из нержавейки, но чистый, без номеров.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 11 сен 2016 08:12 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
Галина обратила внимание на то, что в Книге Памяти Тульской области летчик погибший в районе хутора Верхне Ставропольский Крымского района Краснодарского края, учтен как погибший в селе Верхнее Ставропольского края.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 12 сен 2016 07:16 #5

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
Фотоотчет о выезде от Апшеронских коллег















Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Алекс21, serg141-9

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 12 сен 2016 10:14 #6

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
Нашлась еще пара заявок на И-16 в квадрате восточнее места падения, но они не соответствуют направлению падения.
Fw Korts Berthold Stab III./JG52 I-16 85 142: at 50 m 15:05
Olt Frielinghaus Gustav 6./JG3 I-16 85 142: at 1200 m 12:37
Дополнительным подтверждением имени пилота могло бы быть уточнение времени вылета старшины Черногаева, но к сожалению этой информацией я не располагаю.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 12 сен 2016 20:21 #7

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
Благодаря нашему коллеге Алексею Пекарш выяснилось, что Черногаев был подбит на целью огнем зенитной артиллерии и позже добит "мессером". Горящий самолет упал в 2 км северо-восточнее Верхне Ставропольский.
Время вылета 06:55 - 07:55.
На следующий день в этом же районе погиб еще один пилот 84"А" ИАП сержант Зюзин. Его самолет так же был сбит огнем ЗА противника и упал в 2-х км восточнее Крымская. Время вылета 15:15 - 16:15.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 12 сен 2016 20:37 #8

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
Те, кто участвовал в подъеме должны помнить обломки от крышек с надписью "Завод № 19".
Такие ставились только на моторах М-25. На более поздних моторах М-62 и М-63 крышки уже были без надписей и немного другой формы. Возможно это поможет в уточнении имени летчика.



Последнее редактирование: 29 сен 2016 08:51 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Benja70, Алекс21, Protas, chaikarn, serg141-9, Владимир*, Джон

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 28 сен 2016 20:01 #9

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
Сегодня история получила развитие.
Дело в том, что возможных вариантов изначально было два - Черногаев и Зюзин. Номеров не нашли и основывались на боевых донесениях о месте гибели. Кроме того, в ходе работ на месте падения установили тип мотора М-25, более того это был один из первых М-25 модификации А, собранный из американских деталей на заводе № 19 (именно ранний, поскольку на фрагментах блока была найдена маркировка из букв латинского алфавита).
На самолетах И-16 могли устанавливаться моторы разных типов М-25, М-62 и М-63.
Сегодня благодаря Борису получили дополнительную информацию из ЦАМО: Черногаев погиб на самолете И-16 с мотором М-62, а вот Зюзин как раз на самолете И-16 раннего выпуска с мотором М-25А.
Так-что точно это не самолет Черногаева. А вот для подтверждения Зюзина возможно придется проводить ДНК экспертизу.
Последнее редактирование: 30 сен 2016 10:47 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, Черногаев В.А., 84"А" ИАП 28 сен 2016 20:30 #10

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2420
  • Спасибо получено: 4189
  • Репутация: 171
На одном из обломков мотора, найденном на месте падения, хорошо видна маркировка, содержащая латинские буквы, что не характерно для советского моторостроения.
Но, первые серии мотором М-25 модификации А, изготавливались из американских запчастей.
На самолете Зюзина был установлен мотор М-25А № 190295, т.е. 295 по счету мотор, выпущенный на заводе НКАП СССР № 19. Именно этим можно объяснить латинские буквы в маркировках на моторе.

Последнее редактирование: 28 сен 2016 20:30 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Benja70, Алекс21

И-16, Зюзин В.Я., 84"А" ИАП 30 сен 2016 00:07 #11

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2052
  • Спасибо получено: 559
  • Репутация: 41
Что и требовалось доказать!

Молодцы! klass!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека