Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Як-1б, пос. Ахтырский

Як-1б, пос. Ахтырский 21 окт 2016 19:08 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Наконец подошла к концу история с поиском места падения советского истребителя сбитого в районе пос. Ахтырский, начавшаяся еще в сентябре.







Продолжение в воскресение.
Последнее редактирование: 03 нояб 2016 18:03 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Protas, serg141-9

Як-1б, пос. Ахтырский 21 окт 2016 20:30 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Анонсный интриган! ulybka
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 23 окт 2016 16:58 #3

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Ситуация по этому самолету следующая: все, что можно было утащить, вывезли еще много лет назад. Самолет упал с относительно небольшой высоты, максимальная глубина залегания обломков до 2-х метров.







В раскопе нашли два фрагмента костных останков от ноги, ботинок армейского образца и один из элиментов парашютной системы.



Самолет идентифицирован как Як-7б благодаря находке храповика. На Як-1 он ровный, а на Як-7 с расширением на конце.





Достоверно известно, что на Як-7б в наших краях воевала исключительно 278 ИАД, по которой у нас есть достаточно полная информация о всех воздушных боях и потерях. В оперативных сводках 278 ИАД Ахтырский упоминается лишь однажды: 26.04.1943 г. в районе Ахтырского вели бой и не вернулись на свой аэродром пилоты 274 ИАП лейтенанты Носков и Дятловский. Выходит, что найденный самолет одного из них.





Место падения.



Номера обоих самолетов и моторов есть в наличии. Так-что если в перспективе удастся найти хотя бы фрагменты номеров, то сможем уточнить информацию.
Последнее редактирование: 23 окт 2016 17:23 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Protas, Anton_T, Джон

Як-1б, пос. Ахтырский 23 окт 2016 17:35 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
В указанное время в указанном месте заявил о двух сбитых Яках пилот 2./JG52 Trenkel Rudolf. Это были его 52 и 53 сбитые советские самолеты.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 23 окт 2016 18:01 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Если самолет падал с небольшой высоты, то скорее всего тело летчика извлекли и захоронили. Или сразу, или позднее.
Женя, а не смотрел, увековечен ли кто либо из этих ребят поблизости?
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 23 окт 2016 18:04 #6

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
ОБД висит, не могу посмотреть. В списках потерь Носков числится пропавшим без вести, а Дятловский указан как погибший, т.е. скорее всего тело нашли.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 23 окт 2016 18:53 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Я посмотрел в "Памяти". По захоронению Дятловского нет. Да как всегда, собственно. Похоронили, и забыли...
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 23 окт 2016 19:00 #8

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
В отношении Носкова нашел вот такую запись. Если это отмена Приказа о гибели, то значит найденный нами самолет пилотировался Дятловским.



Як-7Б № 3571 с мотором М-105ПФ № 4-2162
Последнее редактирование: 23 окт 2016 19:02 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 23 окт 2016 19:33 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Женя, подожди, это же выходит уточнение военкоматовское. Гибель и пропал без вести, там по разным учетам, и по разной выплате пособий. Я думаю, что это не отмена приказа.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 24 окт 2016 08:01 #10

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Нашел приказ от 1947 года, на который идет ссылка в приказе от 1943 года. Получается, что это всего-лишь указание на то, что лейтенант Носков был ошибочно учтен дважды в разных приказах.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Protas, Владимир*

Як-1б, пос. Ахтырский 24 окт 2016 20:10 #11

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Вот еще пара документов по этим летчикам. В ОБД один из них ошибочно учтен, как погибший 25 апреля, но это гне так: оба погибли в одном бою.





Но особого внимания на мой взгляд заслуживает вот этот документ: только не могу разобрать сколько воздушных боев провел Дятловский. Толи 1 набита поверх 2, толи наоборот. Если для обоих это был первый (и единственный) воздушный бой, то непонятно откуда боекомплект 42 г.в., а если для Дятловского это был второй бой, то это многое объясняет.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 25 окт 2016 10:41 #12

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1786
  • Спасибо получено: 493
  • Репутация: 41
Скорее всего у Дятловского цифра один "1", в предыдущих графах "кол-во вылетов" и "кол-во часов налёта" стоят цифры меньше чем у Носкова.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 25 окт 2016 13:23 #13

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Прямой взаимосвязи между количеством вылето и боев нет. У Дятловского поверх "1" набито "2".
Еще один аргумент в пользу Дятловского:
Найденный самолет обнаружен в квадрате, указанном Тринкелем, как сбитый в 14:01 (по берлинскогму времени), второй заявленный им самолет в 14:04 указан севернее в плавневой зоне, причем на старых военных картах там тоже обозначены плавни.
В паре сотне метров от найденного места падения была старая будка ж/д обходчика. По рассказам местных старожилов рядом с будкой били могилы двух летчиков (по непроверенной пока информации на этом же поле есть еще одно место падения самолета).
В полк могли сообщить, что нашли и похоронили тело летчика и его учли в документах как погибшего. Упавший в плавни самолет могли не найти и пилот числился пропавшим без вести.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 27 окт 2016 20:45 #14

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Сегодня на месте падения нашелся вот такой номерок



Могила летчика



Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 27 окт 2016 21:59 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Непонятно, Женя. Это - могила летчика с этого самолета? А каково ее происхождение, кто показал?
И что по номеру?
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 27 окт 2016 22:09 #16

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Номер скорее всего технологический с мотора.
Могила возможно именно этого летчика. Рядом с могилой был домик обходчика железной дороги, поэтому тело похоронили именно там. По рассказам местных жителей летчика похоронили сразу после гибели. Но по их же рассказам, примерно в 3 км севернее могилы есть место падения еще одного самолета. Правда от могилы до места падения самолета из темы, расстояние значительно меньше.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1б, пос. Ахтырский 03 нояб 2016 18:08 #17

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Изучили досконально привязку храповиков к типу самолета: нет никакой системы!
Храповик привязан к типу винта, а не к типу самолета. Короткий сложной конфигурации стоял на винтах ВИШ-61. Все без исключения самолеты Як-7б 3 ИАК был укомплектованы винтами ВИШ-61.
В нашем случае храповик длинный. Он стоял на поздних модификациях винтов ВИШ-105.
Самолеты Як-1б 3 ИАК были укомплектованы как винтами ВИШ-61, так и ВИШ-105 (по всем самолетам корпуса есть вот такие ведомости - см. приложение).
Так-что найденный самолет Як-1б. Мог входить в состав как 265, так и 287 ИАД.
Без номеров имя летчика не установить. Увы!

Последнее редактирование: 03 нояб 2016 18:14 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Як-1б, пос. Ахтырский 06 нояб 2016 15:58 #18

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Благодаря коллегам с Тризны докопались до истины. Длинный храповик устанавливался на винтах ВИШ-105 с 1943 года

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Protas, serg141-9, Владимир*
Модераторы: Жека