Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2

Стойка И-153 из моря, Агой

Стойка И-153 из моря, Агой 24 окт 2016 15:36 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Со мной связался Константин, работник авиации. Гуляя по берегу моря (Агой), он обнаружил стойку шасси самолета, очевидно выброшенную штормом.
Стойка идентифицирована как от "Чайки".



Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 24 окт 2016 19:12 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Не откладывая дело в долгий ящик, было принято решение забрать стойку с морского берега, и заодно собрать максимум сведений о этой находке.
Мы с Ильей выдвинулись на встречу с Константином, а за тем в район Киселевой скалы. Подъехали насколько можно ближе к обрывам к морю.
Стойку пришлось волочь добрый километр...



Пользуясь моментом, я сделал несколько фото скалы Киселева на осеннем закате.





Ну а дальше началось самое страшное в этой истории. Подъем стойки по крутой тропе, через упавшие деревья и прочие завалы. dead











Уже в темноте стойка была благополучно погружена в нашу боевую "Делику", и доставлена в Туапсе.

Поисковый отряд "Кубанский плацдарм", проект "Территории поиска" выражает большую благодарность Константину - администратору и создателю Агойского форума, и нужного и интересного сайта выживание.рф



Теперь о том, что удалось узнать еще, благодаря нашему Илье. Он обзвонил дайверов, которые работали или просто ныряли в этом районе.
В море, метрах в ста от берега, на небольшой глубине еще покоятся остатки "Чайки".
Кроме металлических каркасов центроплана и крыльев, на дне лежит звездообразный двигатель.
Несколько лет назад один из дайверов крепил на двигателе памятную табличку. Но ее оторвало штормом.
Географических координат не осталось, но место известно.
Мы приняли решение подключить Туапсинских спасателей, и осуществить подъем двигателя и частей истребителя.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 24 окт 2016 20:58 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Жека, южный, serg141-9, Kuznes0780, Владимир*

Стойка И-153 из моря, Агой 24 окт 2016 19:48 #3

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2673
  • Спасибо получено: 4842
  • Репутация: 177
Будете поднимать, не забудьте забить координаты.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 24 окт 2016 19:53 #4

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
Интересно - ВВС ЧФ или 5 ВА? На стойке номер самолёта есть, если его море не скушало.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 24 окт 2016 20:54 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
По моим данным, на Агойском аэродроме за период 42-43 гг базировалось сменяя друг друга минимум шесть авиаполков.
Но скорее всего, это потеря осени 1942 года. Где то к концу декабря аэродром уже получил зенитки в качестве воздушного прикрытия. А до этого, немецкие истребители фактически безнаказанно долбили наши самолеты возвращающиеся "пустыми" с боевых заданий прямо при заходе на посадку.
Будем надеется на погоду, и отсутствие штормов.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 11:00 #6

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
Лёха, ты прав, потеря осени 1942 года. Про ВВС ЧФ данных нет, у них больше И-15 бис были, а вот по 5 ВА есть.
Как ни странно, но даже "канув в воду" можно оставить след. Покопавшись в бумагах нашёл три варианта:

1) 14.8.42 г. Ст. л-т Доморацкий идя бреющим полетом над морем, врезался в мачту судна. Самолет и летчик погибли.

Совпадение 50 %

2) 24.9 в 6.50 при возвращении 7 И-153 после штурмовки войск противника в районе ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ группа встретила 4 Ме-109 и вела в/бой от МИХАЙЛОВСКОЕ в течении 40 минут вплоть до аэродрома и произвели посадку без горючего на аэродроме АГОЙ. В результате в/боя потеряно 2 самолета И-153. Из них один самолет пилотируемый младшим лейтенантом ЛАБУДИНЫМ разбит. Летчик погиб. Один самолет пилотируемый лейтенантом КОРНЕВЫМ разбит. Летчик с ожегами рук спасся на парашюте. Самолет сгорел. Кроме этого получил значительное повреждение самолет пилотируемый лейтенантом СВЕТЛОВЫМ и летчик ранен вышел из строя на срок до 1 месяца. Самолет восстановлен.
24.09.42 Ltn. Walter Krupinski п.Куйбышевка 4./JG 52 I-153  95 713: at 200 m. Лабудин 05.55 Film C. 2032/II Anerk: X k
24.09.42 Ltn. Walter Krupinski м.Кодош 4./JG 52 I-153  95 743: tiefflug Светлов 06.00 Film C. 2032/II Anerk: X k
24.09.42 Ofw. Franz Gilhaus Грозн.Туапсе 5 4./JG 52 I-153  95 744: tiefflug Корнеев 06.06 Film C. 2032/II Anerk: Nr. 568
24.09.42 Ltn. Walter Krupinski Мессажай 4./JG 52 I-153  95 742: tiefflug 06.52 ??? Film C. 2032/II Anerk: X k

По Светлову совпадение более 80 %, Лабудин похоронен в ущелье недалеко от Куйбышевки.

3) 22.10.42 в 10.55 группа И-153 прикрывала транспорта на переходе морем Сочи – Туапсе. [Вставлено 1 слово, неразб.] Атакованы 4 Ме-109. Ст. лейт. Колосков не вернулся на свой аэродром. Потери летчик убит. Самолет разбит.
22.10.42 Uffz. H. Waldmann ( Агой), Stab II./JG 52 I-153  95 741: at 600 m. 10.00 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 226

Совпадение более 80 %.

Номера самолётов-моторов есть. Дерзайте, други!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 13:02 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Я конечно, не специалист из тех, что раскладывают в ангарах обломки современного самолета, и вычисляют по ним причины аварии.
Но я знаю и понимаю толк в железе, по этому кое что могу оценить.

Во первых, если обратить внимание на весь фрагмент шасси, то вне всякого сомнения видно, что они так и остались на все эти десятилетия в выпущенном положении.
То есть, самолет либо взлетал, либо садился в момент аварии. Так что скорее всего, Доморацкого и столкновение с мачтой судна, можно исключить.

Во вторых, левая стойка сломана у основания, в одном из самых слабых мест.





И сломана она в момент удара (о воду? Мачту?). Это не работа штормов. Металл в этом месте довольно серьезный, это же гилроцилиндр-амортизатор, и излом идет как раз по месту, где стояла приварная втулка с заправочным болтом-заглушкой, (фрагмент круглого отверстия) для заливки масла в амортизатор.
Причем излом не многократного "раскачивания" потокми воды, а именно одноразовый. То есть удар - и все. Срезало.

Да, на бреющем (смотря с какой целью) могли летать с выпущенными шасси. Но с другой стороны, вся остальная конструкция, не имеет никаких следов ударной деформации о жесткие препятствия.

А вот если самолет падал с небольшой высоты, с большим креном на левое крыло, то такой отрыв левой стойки при ударе об воду вполне мог иметь место.

Я конечно покопаю в морских источниках по такому происшествию - столкновение с самолетом. Но если судно было гражданским, то номер фактически дохлый.

По Светлову не может быть и речи. "Самолет восстановлен". А мы имеем двигатель и фактически весь самолет на глубине.

ВМФ, да, Саша, однозначно исключаем. Прибыли они в Агой лишь в ноябре 42, и имели Лагги, Яки, И-15. Чаек не было.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 25 окт 2016 13:27 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 14:27 #8

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
И дополняя предыдущий пост, еще одно неопровержимое подтверждение сильного удара об воду, а не о жесткое препятствие на стойке правого шасси.
Она прямая, не согнута. Лишь нижняя ступичная часть (где было колесо), провернута в амортизаторе на 90 градусов к хвосту самолета, от нормального положения.
Но на самом корпусе амортизатора, в верхней части стойки, есть вот такой свищ.







Это не след "разморозки" трубы, когда замерзшая вода рвет металл. Да и нет у нас таких морозов, тем более, на дне моря. ulybka Металл в этом месте характерно потянут, края разрыва по прежнему толстые, и лишь слегка побиты коррозией.
Это не что иное, как разрыв корпуса амортизатора изнутри гидравлической жидкостью (маслом), которая была в нем.
При сильном ударе, ей просто не куда было деваться. И громадное давление прорвало металл изнутри.
Кстати, вполне возможно, что и левая стойка была не обломана, а именно так же сначала подорвана гидроударом, ну а потом уже отлетела.
Так что, по совокупности - это не удар самолета о мачту. Однозначное падение в воду на хорошей скорости с выпущенными шасси.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 25 окт 2016 14:31 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 15:21 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Но что интересно, по всем этим потерям, и различным источникам, только гибель Доморацкого ясно и четко указана: "Упал в море". По ОБД - он в пропавших без вести, однако по извещению - погиб.
Так что, все вероятно. Мог и крылом за мачту зацепиться. Или той же левой стойкой. А потом уже удар об воду.
Садятся то, на бреющем. А до аэродрома от МП - менее 1,5 км.
Опасаюсь, что если мотор в таком же состоянии как и стойка, номеров там прочитать не удастся.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 25 окт 2016 17:31 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 15:56 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
3) 22.10.42 в 10.55 группа И-153 прикрывала транспорта на переходе морем Сочи – Туапсе. [Вставлено 1 слово, неразб.] Атакованы 4 Ме-109. Ст. лейт. Колосков не вернулся на свой аэродром. Потери летчик убит. Самолет разбит.
22.10.42 Uffz. H. Waldmann ( Агой), Stab II./JG 52 I-153  95 741: at 600 m. 10.00 Film C. 2035/I Anerk: Nr. 226

Колосков тогда воюет в составе 267 ИАП. И место базирования на 22.10. 1942 у них не Агой. Вообще в его карточке указано "не вернулся с боевого задания, г. Майкоп", что наверное является ошибкой. 267 ИАП появляется в Агое лишь 28 октября.
И Колосков по списку потерь 267 ИАП идет как НБЗ. Однако рядом в списке - Кемарский. У него четко написано - погиб, упал в море у Лазаревского.
То есть, что И-153 Колоскова сбит именно у Агоя - бабушка на двое сказала. И еще. В ряд ли Колосков, сопровождая транспорты, вел бой с "мессерами" с выпущенными шасси.

А вот тот И-153, который заявляет немец на 22 октября у Агоя - это вполне может быть И-16 Аввакумова, немец ошибся в идентификации.
Саша, есть заявка немцев на 22.10.1942 И-16 Агой?
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 25 окт 2016 17:35 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 20:16 #11

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
Начнём с 267 ИАП, вот выписка из архива 236 ИАД:
9. 267 [иап] … Находился в подчинении с 2.8 по 29.10.42 года. Базировался на аэродромах: Кореновская, Майкоп, Лазаревское. 29.10.42 года убыл на переформирование.

А вот полная расшифровка:
Лл. 195–204. Отчет о боевой работе 267 иап за период с 15.7 по 28.10.42 г.
Раздел «I. Базирование и боевая работа полка». Цитирую выборочно. «Полк в составе 24 экипажей на самолетах И-153... вошел в Действующую Армию в состав 5 Воздушной Армии», сменил несколько мест базирования, менялась его подчиненность.
15-16.7 – Кропоткин.
16-23.7 – Тихорецк.
23.7 – 2.8.42 по 6-4 экипажа на аэродромах: Тихорецк, Краснодар и Кропоткин, в непосредственном подчинении штаба 5 ВА.

6. С 2.8 полк в составе 22 экипажей вошел в состав 236 ИАД...».

2-4.8 – аэродром Кореновская. Выполняет задания по штурмовке в составе 18 экипажей.
6-9.8 – базируется на аэродроме Майкоп.
10-12.8 – базируется на аэродроме Лазаревское.
13.8 – 9.9 – базируется на передовом аэродроме Агой.
9-19.9 – полк в составе шести экипажей придается в оперативное подчинение 237 ИАД,
9-19.9 – полк в составе шести экипажей придается в оперативное подчинение 237 ИАД, возглавляющую САГ НОР и базируясь на аэродроме Геленджик выполняет боевые задания САГ НОР под прикрытием 3-5 И-16 36 ИАП исключительно по штурмовке боевых порядков войск противника...»
19.9 – 28.10 – «полк снова возвращается к прежнему базированию на аэродром Агой и выполняет боевые задания, как днем, так и ночью по штурмовке войск противника...»

Считаю этот вопрос снятым с повестки.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 20:33 #12

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
О, это немного проясняет ситуацию. Просто у меня были иные сведения. Что полк только 28-го прибыл в Агой из Лазаревского для передачи самолетов и личного состава.
Да, это может подкрепить версию Колоскова. Если они базируются именно там, в Агое, на 22 число, то его самолет попадает под выпущенные шасси.
Но это и не говорит о том, что он сбит именно у Агоя. А немец дает именно Агой.
Тем более, 22 октября, все, что было в небе над аэродромом, уже досконально изучалось, при работе по Аввакумову.
Еще раз перелистал все. Больше никаких упоминаний о сбитых самолетах у Агоя в этот день.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 25 окт 2016 20:36 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 20:58 #13

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
Агой - это я уже назвал этот квадрат - 95 741 по населённому пункту, его границы:
нижний левый - море, левый верхний - район Небуга с морем, правый верхний - 1-1,5 км на юг от въезда в Агуй-Шапсуг, правый нижний - последние дома ул. Кириченко.
Начерти примерно квадрат - и всё станет ясно, что в него "входит". Скала Киселёва тоже входит.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 20:59 #14

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
А вот фиг там! Не ошибается, скорее всего немец с И-153. У него же указано время - 10.00 (11.00 по нашему).
Группа с Колосковым, по данным летит в 10.56.
А Аввакумова сбивают в 17.12.
Так что есть большая вероятность, что эта стойка от самолета Колоскова.
Итак, исходя из всего что собрано, остаются только двое: Колосков и Доморацкий.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 25 окт 2016 21:00 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 21:03 #15

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
Я бы сказал Колосков и Светлов, Доморацкий под большим вопросом - хоть наши конвои и ходили вблизи берега, но нет точного указания района гибели Доморацкого.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 21:05 #16

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
ЦАМО, фонд 236 иад, опись 1, дело 2, л.209
"36 иап боевые потери

23.10.42 (день - ошибка!) в воздушном бою с истребителями противника в районе совхоза им. Куйбышева сбит 1 И-16, летчик капитан Аввакумов погиб, Самолет сгорел."

17.12 после нескольких атак И-16 с 2 МЕ-109 был сбит капитан АВВАКУМОВ. Атаки МЕ-109 производили – лобовые с близкой дистанции, старались брать в клещи.

22.10.42 Uffz. Apfelthaler Агой, 6./JG 52 I-16 Rata  95 741: Bodennähе Аввакумов, погиб 16.15 Film C. 2035/I Anerk: X k
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 25 окт 2016 21:19 #17

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Кроме этого получил значительное повреждение самолет пилотируемый лейтенантом СВЕТЛОВЫМ и летчик ранен вышел из строя на срок до 1 месяца. Самолет восстановлен.

Так что все таки Колосков или Доморацкий. Последний - 487 ИАП, на середину августа, базируется на аэродроме Агой.
Наш общий знакомый, который нырял несколько лет назад на МП, пообещал поискать у себя подводную съемку двигателя и остальных фрагментов.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 25 окт 2016 21:23 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 14 нояб 2016 14:23 #18

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Журнал боевых действий ТОР.



А это тогда кто?
"Балка Киселева" - именно то место, напротив которого в море лежат обломки самолета.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 14 нояб 2016 14:24 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека

Стойка И-153 из моря, Агой 14 нояб 2016 17:03 #19

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2345
  • Спасибо получено: 722
  • Репутация: 45
Всё верно, есть такой, у 236 ИАД такой потери не нашёл, но это не значит, что её не было, просто по документам её нигде нет. А вот у моряков, если не ошибаюсь, в 23 АП ВВС ЧФ 01.11.42 года НБЗ ком. звена ст. л-нт Подозоров Н.Н, и стрелок - бомбардир мл. л-нт Асманов И.Т., летели ли они вместе, и какой был самолёт - незнаю.

01.11.42 Ltn. Walter Krupinski м.Кодош 6./JG 52 I-153  95 743: Bodennähe 14.07 Film C. 2035/I Anerk: Nr. Xk
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Стойка И-153 из моря, Агой 14 нояб 2016 17:28 #20

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8040
  • Спасибо получено: 3946
  • Репутация: 189
Ну вот он наверное, и есть. Заявленый Крупински.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: Жека