Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Пе-3бис 27 ОРАЭ ст. Ханская

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 март 2017 21:41 #21

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Ждём информации.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 март 2017 21:42 #22

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3236
  • Спасибо получено: 5931
  • Репутация: 199
Разузнайте где сейчас находятся обломки, которые раньше хранились во дворе у Валентины Непомилуевой. Их нужно хорошенько отмыть и повторно осмотреть.
Правда там помимо лагговских обломков были еще и обломки Бостона. Правда никто не смог вспомнить откуда они взялись.
Последнее редактирование: 14 март 2017 21:43 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 март 2017 21:43 #23

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 135
  • Спасибо получено: 73
  • Репутация: 14
Я всего лишь историк, а не копатель. Просто занимаюсь иногда установлением судеб пропавших без вести, пишу на местные темы периода Великой Отечественной, но не копатель, и тем более не особо разбираюсь в авиатехнике.. Но автор поиска (Непомилуева) уже просто забросала всех требованиями установить самолет, непременно с фамилиями. ей уже далеко за 80, так что понять можно. Ну, а ко мне обратились с просьбой хоть что то выяснить...
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 март 2017 21:44 #24

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 135
  • Спасибо получено: 73
  • Репутация: 14
Попробую. Станица Ханская давно славится в округе как "необычная".. ) Староверы-с...
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 март 2017 21:46 #25

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Вы только разузнайте, где находятся обломки. А опознать их к Вам приедут ребята, которые в этом разбираются.
А тётку понять можно, да и помочь можно.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 март 2017 21:50 #26

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 135
  • Спасибо получено: 73
  • Репутация: 14
Постараюсь конечно. Но женщина она упертая в этом вопросе. Лет пять назад я пытался уже подобраться к истории этого самолета, но ханцы отвергли все сомнения, в том, что все было так как рассказывали старожилы. Придется ехать в Ханскую..
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 март 2017 21:55 #27

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
В школу загляните, м.б. кое-какая информация там сохранилась. С экскаваторщиками, если живы, не мешало бы поговорить.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 15 март 2017 00:10 #28

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
По экипажам Пе-2 все разложили, это и было понятно. Женя прав. Не только потому что лично поднимал там обломки ЛаГГ-3, а еще и потому, что исходя из опыта, в 90% случаев факт падения самолета обрастает местными легендами.
Мути, не верной информации, добавляют энтузиасты, и всякие группы "Поиск", окончательно искажая действительность.
Десятки примеров, только у нас. Буквально пару недель назад, я работал по аналогичному обращению.
Там уже давно "могила" летчика, который погиб в другом месте.

В свое время мы посоветовавшись, закрыли для общего обсуждения тему о Пе-2 Галкина и Джабадари. Именно из за местечковых легенд, которые стали истиной в последней инстанции. Именами на памятнике, "установленным" самолетом, торжественным захоронением... останков других летчиков.

Вы, Закубанец, правильно и своевременно подняли этот вопрос. Пока еще к памятнику летчику не "прикрутили" имена тех, кто еще не найден, и погиб в другом месте.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 15 март 2017 00:13 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 15 март 2017 19:37 #29

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Ну вот, как тесен мир - оказывается один из моих бойцов долгое время жил в Ханской, и у него там остались знакомые. Попробует со своей стороны "запустить коня". Думаю, лишним не будет.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 03 дек 2017 21:56 #30

  • zakubanec75
  • zakubanec75 аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 135
  • Спасибо получено: 73
  • Репутация: 14
На недавно состоявшейся итоговой конференции регионального отделения ОНФ в РА, ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Кавказа Валентин Жуков выступил с инициативой о проведении поисковой экспедиции в районе станицы Ханская для перезахоронения с почестями останков воинов-освободителей Адыгеи.
Валентину Жукову уже с лихвой за девяносто. Ветеран переживает о том, как бы с уходом в вечность последних представителей его поколения, беззаветно отстаивавших свободу Отечества и боровшихся с фашизмом, не канула в небытие память о самоотверженном подвиге героев-победителей. Ведь есть случаи и уже известны примеры, когда пытаются за рубежом, исказив факты, переписать историю. Делаются попытки, переиначив все на новый лад, поменять местами «освободителей» и «агрессоров».
- Наши потомки должны сохранить и защитить память о героях той страшной войны. Должны гордиться ими, - отметил в своем выступлении Валентин Жуков.
Предложение ветерана получило одобрение и поддержку. И тут же, на конференции, на его инициативу сразу откликнулись спонсоры и меценаты, готовые принять участие в реализации этого проекта.
История гибели Пе-2
Восстановлением хронологии событий тех давних лет занималась учительница местной школы Валентина Непомилуева. Еще в начале 80-х годов она записала воспоминания сельчан-старожилов, свидетельствовавших о случившемся. С их слов история выглядела следующим образом:
- 5 или 6 октября 1942 года на южной окраине станицы Ханской произошел воздушный бой между советским пикирующим бомбардировщиком Пе-2, который шел на Майкоп со стороны Туапсе и двумя немецкими "Мессершмитами". Нашим летчикам удалось подбить один "мессер". Самолет врага задымился и упал где-то за горой Шпиль в районе станицы Пшехской. Второй "мессер" ушел на Белореченск. К сожалению, наш бомбардировщик, тоже оказался подбит. Машина загорелась в воздухе. От корпуса оторвало кабину. Упав в поле, Пе-2 взорвался.
На месте аварии станичники нашли бескозырку, фрагменты тел в тельняшках, другие останки. Местным жителям удалось сохранить летный шлем, планшет одного из летчиков, фотографии, принадлежащие кому-то из членов экипажа, удостоверение на имя Якова Бунакова.
Останки героев сельчане тайком от немцев похоронили неподалеку от места падения самолета.
В сентябре 1988 года, в ходе поисково-исследовательских работ, в которых были задействованы курсанты Армавирского ВВАУЛ, специалисты Майкопского горвоенкомата, а также учащиеся Ханской средней школы №23 во главе с Валентиной Непомилуевой, было установлено точное количество членов экипажа и тип самолета. На месте раскопок найдены ствол пушки с часть обшивки, фрагменты двигателей, приборная доска.
В 2010 году на месте гибели бомбардировщика был сооружен скромный монумент геройски погибшему экипажу Пе-2.
Однако эксперты считают, что ставить точку в этой трагедии рано. Во многом еще следует разобраться.
- История с падением самолета в районе станицы Ханской при внимательном изучении показывает ряд нестыковок и противоречий, в том числе в свидетельствах местных жителей, данных боевой обстановки в районе Ханской в октябре 1942 г., а также сведениях специалистов Краснодарской краевой поисковой организации "Кубанский плацдарм", которая много лет занимается подъемом самолетов, сбитых вражеским огнем в воздушных боях на Кубани в 1942-43 гг. Поэтому для установления истины в случае с самолетом из Ханской, на мой взгляд, необходимы серьезные исследования и раскопки на месте падения самолета, - прокомментировал для Go01.ru историк-краевед Александр Данильченко.
В настоящее время сформирована рабочая группа, основная задача которой состоит в детальном изучении обстоятельств происшедшего в небе над станицей Ханская в октябре 1942 года. Также необходимо установить имена всех летчиков погибшего экипажа. Возглавил рабочую группу проекта Герой России Эдуард Цеев.
"Истина где-то рядом."
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, serg141-9

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 03 дек 2017 22:30 #31

  • Sind
  • Sind аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 249
  • Спасибо получено: 125
  • Репутация: 10
Как вариант: 6.10.1942 экипаж 40 ап ввс чф в составе:летчик л-т Макаров Николай Васильевич, штурман л-т Кривицкий Семен Алексеевич (впоследствии выяснилось, что попал в плен), воздушный стрелок ст. с-т Видяев Николай Артемович, не вернулся с боевого задания. Задача - бомбо-штурмовой удар по Белореченской. Ханская недалеко от Белореченской. Правда, согласно документов, самолет был СБ а не Пе-2. Ну так в конце 80-х могли и перепутать при определении типа самолета, тем более что на СБ (как и на Пе-2) пушки не устанавливались, а вот пулеметы ШКАС и там и там стояли. Моторы М-103 и М-105 конструктивно были похожи. В любом случае надо поднимать документы по работам конца 80-х годов и использовать их (ведь должно же быть там указано точное место)
Бороться, искать, найти и....перепрятать
Последнее редактирование: 03 дек 2017 22:33 от Sind.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 04 дек 2017 07:37 #32

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3236
  • Спасибо получено: 5931
  • Репутация: 199
Во-первых, как я уже писал ранее, самолет скорее всего ЛАГГ-3, поскольку среди поднятого из воронки железа был боекомплект 20-мм ШВАКа в количестве.
Во-вторых, еще весной свою помощь в идентификации машины мы уже предлагали, но тогда коллег из Адыгеи это не заинтересовало. Все свелось к тому, что в Майкопе есть свои поисковики - они разберутся.
Если бы место падения находилось в Краснодарском крае, то уже давно бы отработали и все установили, но Ханская это другой субъект и лезть к соседям без предварительного согласования, не в наших правилах.
Последнее редактирование: 04 дек 2017 07:48 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, serg141-9

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 04 дек 2017 09:46 #33

  • Sind
  • Sind аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 249
  • Спасибо получено: 125
  • Репутация: 10
Согласен, единственный вариант с бомбардировщиком, если МП находится не там, где обломки ЛаГГа были найдены (тем более, что говорится о падении самолета в поле), хотя за столько лет станица разрослась
Бороться, искать, найти и....перепрятать
Последнее редактирование: 04 дек 2017 09:54 от Sind.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 05 дек 2017 18:48 #34

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Поддержу Жеку по поводу предложения любой помощи в идентификации погибшего советского самолёта. Говорено было не раз - надо помощь, обращайтесь!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 05 дек 2017 19:01 #35

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Sind пишет:
Как вариант: 6.10.1942 экипаж 40 ап ввс чф в составе:летчик л-т Макаров Николай Васильевич, штурман л-т Кривицкий Семен Алексеевич (впоследствии выяснилось, что попал в плен), воздушный стрелок ст. с-т Видяев Николай Артемович, не вернулся с боевого задания. Задача - бомбо-штурмовой удар по Белореченской. Ханская недалеко от Белореченской. Правда, согласно документов, самолет был СБ а не Пе-2. Ну так в конце 80-х могли и перепутать при определении типа самолета, тем более что на СБ (как и на Пе-2) пушки не устанавливались, а вот пулеметы ШКАС и там и там стояли. Моторы М-103 и М-105 конструктивно были похожи. В любом случае надо поднимать документы по работам конца 80-х годов и использовать их (ведь должно же быть там указано точное место)


Серёга!, Ты БЫ прежде чем двигать информацию в интернет, поинтересовался бы, а откуда они вылетали и каков был их маршрут? В какое время это было?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 13 дек 2017 20:31 #36

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3236
  • Спасибо получено: 5931
  • Репутация: 199
На этой неделе поисковики нашего Апшеронского отряда осмотрели обломки самолета, упавшего в Ханской и хранящиеся ныне в Майкопском краеведческом музее.
Возможно это все-таки Пе-2. Но возникают вопросы с каких мест были обломки от ЛАГГ-3 и Бостона, которые я осматривал во дворе дома в Ханской.
На фото лючок с места падения в Ханской







Боекомплект

Последнее редактирование: 13 дек 2017 20:36 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: serg141-9

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 13 дек 2017 20:35 #37

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3236
  • Спасибо получено: 5931
  • Репутация: 199
Технологические клейма















Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: serg141-9, Владимир*

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 дек 2017 01:36 #38

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Я засомневался, что это лючок с Пе-2, так как в техническом описании конструкции этого самолёта не нашёл данной детали. Для подтверждения своей версии я выставил фото лючка на опознание на "Тризну", где один из специалистов по "пешкам", SBER, подтвердил моё предположение - это лючок не с Пе-2, а скорее всего с какого-то послевоенного самолёта. В принципе, данный подход музейных работников к выставлению в экспозицию каких-либо находок не нов. Что получше сохранилось, "красивше" смотриться - то и на стенд: хай любуются! кто там будет разбираться...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 дек 2017 10:14 #39

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
На счет музеев, Саша прав. И не то видали. Этот лючок может быть с Ли-2, который потерпел катастрофу не так далеко, в 1948 году, или с Ми-1, который разбился буквально рядом в 1964 году.
Несведущие люди, вполне могли принять обломки за военные, и отнести артефакты в музей.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 14 дек 2017 11:12 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2 у станицы Ханской под Майкопом 14 дек 2017 11:20 #40

  • Sind
  • Sind аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 249
  • Спасибо получено: 125
  • Репутация: 10
Леша, Ли-2 отпадает однозначно, там емкость каждого из четырех баков за 700 литров переваливае, а вот с Ми-1 вполне может быть (видимо работники музея действовали по принципу "авиация - значит подойдет")
Бороться, искать, найти и....перепрятать
Последнее редактирование: 14 дек 2017 11:22 от Sind.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека