Эта история началась 16 апреля 1943 года, когда Ставка Верховного Главнокомандования решила перебросить на Кубань крупную авиационную группировку, что было вызвано начавшейся операцией «Нептун». Ее цель – уничтожение противником плацдарма наших войск на Малой земле. Авиация перебрасывалась группами, и первая группа истребителей Як-1 291-го истребительного авиационного полка вылетела уже 17 апреля. Поднявшись с аэродрома Россошь, взяли курс на Ростов-на-Дону. Конечным пунктом маршрута должен был стать аэродром под станицей Старонижестеблиевской.
Головную эскадрилью вел экипаж бомбардировщика Пе-2. Он знал маршрут и шел лидером первой группы. Однако штурман «пешки» старший лейтенант Каримов по необъяснимым причинам потерял ориентировку и привел всю группу вместо Ростова в занятый гитлеровцами Таганрог. Истребители, уверенные в правильности маршрута, стали заходить на посадку на вражеский аэродром «Таганрог-Вест». Фашисты от неожиданности даже не сразу сообразили, что происходит.
Две судьбы
Три наших «яка»: командир эскадрильи 291-го полка капитан Алексей Егоров, лейтенант Иван Единархов и сержант Олег Горбачев – успели сесть. Опомнившись, вражеские зенитчики открыли ожесточенный огонь, и заходившая на посадку следующая тройка наших истребителей была подбита, горящие самолеты упали на поле аэродрома. А в это время к севшим машинам бросились немецкие солдаты. Оставшиеся в воздухе пилоты помочь своим боевым товарищам ничем не могли, так как не имели боекомплекта, который должны были получить только в Ростове. Поэтому четыре советских самолета и лидер-бомбардировщик ушли на аэродром Ростова.
Капитан Егоров, выбравшись из кабины, отстреливался до последнего патрона и погиб. Вражеские солдаты в перестрелке подожгли «як» Единархова. Мужественный летчик не покинул кабину и сгорел вместе с самолетом. Известно, что командир 111-й пехотной дивизии генерал-майор Рекнагель приказал капитана Егорова и лейтенанта Единархова предать земле на кладбище Таганрога с отданием всех воинских почестей.
Долгое время ничего не было известно о судьбе сержанта Горбачева и его считали пропавшим без вести. Однако уже в 1943 году в 291-м полку стали ходить слухи, что он завербовался в Русскую освободительную армию генерала Власова. Сегодня поисковики с помощью немецких архивов установили, что Горбачев с 1943 года сотрудничал с фашистами, воюя с советскими войсками в качестве пилота. 6 января 1945 года он погиб при катастрофе истребителя мессершмит-109.
Также удалось выяснить, что из трех сбитых в тот злополучный день наших «яков» в плен к немцам попал и младший лейтенант Добытеев. Ему сначала удалось спастись на парашюте. Мужественный летчик целые сутки пробирался к линии фронта, но был схвачен. Он отказался сотрудничать с гитлеровцами и прошел круги ада в фашистских концентрационных лагерях. В 1945 году был освобожден Советской армией, прошел спецпроверку, после которой его признали невиновным.
На примере этих двух судеб мы видим, что даже в самых, казалось, безвыходных ситуациях этой страшной войны у человека всегда был выбор: проявить мужество и остаться верным присяге Родине или встать на путь предательства.
А захваченные немцами «яки» оказались на службе люфтваффе. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, вспоминая, писал, что в кубанском небе летом 1943 года ему приходилось сталкиваться с «яками», сражавшимися на стороне противника. Их наши летчики прозвали «полосатыми дьяволами» за отличительные белые полосы на крыльях.
Как свидетельствуют документы, впервые такой «дьявол» появился в районе железнодорожной станции Абинская во второй половине апреля 1943 года. Сначала ему не придавали особого значения, но потом стали замечать, что после полета этого странного «яка» всегда прилетали вражеские бомбардировщики. Командование 287-й авиационной дивизии отдало приказ уничтожить врага. Писатель Сергей Андрианов в своем рассказе «Схватка с «Бубновым тузом» подробно описал, как пилот 4-го авиаполка 287-й дивизии старший лейтенант И.В. Шмелев пять дней выслеживал предателя, и после боя над Геленджиком «полосатый дьявол» рухнул в горы. И в последующие дни кубанского воздушного сражения сведения о вражеских «яках» продолжали попадать в боевые донесения наших летчиков.
Охота на «полосатого дьявола»
8 августа 1943 года группа из восьми наших истребителей «спитфайр» из 821-го авиаполка 229-й истребительной авиадивизии выполняли поставленную перед ними задачу командования. Они должны были «очистить воздух от самолетов противника» в районе селения Молдаванское – хутор Горно-Веселый, а при встрече с вражеской авиацией вступить в бой и уничтожить. При этом обходить зоны зенитной артиллерии, а в случае необходимости садиться на запасные аэродромы в станицах Поповической и Старонижестеблиевской. При потере ориентировки предписывалось держать курс 90 с выходом на линейный ориентир – река Кубань.
Сначала все шло в штатном режиме и при благоприятных метеоусловиях: облачность составляла 2 – 3 балла при видимости до 15 километров. В 6.30 утра при подходе к станице Абинской «спитфайр» младшего лейтенанта Николая Старостенкова на высоте 3000 метров был атакован и обстрелян самолетом Як-1. В результате получил повреждения и загорелся мотор. Самолет стал резко терять высоту. Ведущий группы вел с пилотом переговоры по радио. Когда стало ясно, что самолет спасти уже невозможно, ведущий приказал Старостенкову покинуть горящую машину. Остальные самолеты группы попарно, эшелонированно по высотам, прикрывали летчика с момента пожара до приземления на парашюте в районе западной окраины станицы Ахтырской.
После возвращения летчика в свою боевую часть командир полка майор Чалов приказал провести расследование этого происшествия. Под следствием оказался сбитый летчик – младший лейтенант Николай Тимофеевич Старостенков, 1922 года рождения, на фронте с 1941 года. Сначала учился в Цнорис-Цхальской (Грузинская ССР) Высшей авиационной школе, в 1943 году заканчивал учебу в Рустави. В 821-й авиационный полк прибыл 21 февраля 1943 года, где сразу получил английский «спитфайр». Но налетал он на нем совсем немного – 38 часов 48 минут, причем имея при этом всего четыре боевых вылета и ни одного участия в воздушных боях.
В ходе следствия стало известно, что «яком» управлял вражеский летчик, поэтому вариант с ошибкой нашего пилота отпал. Хотя до этого неоднократно бывали случаи, когда советские летчики в суматохе боя или при плохой видимости принимали английские «спитфайры» и американские «аэрокобры» за фашистские «мессершмитты».
Несмотря на то, что, по мнению следователей, летчик Старостенков допустил ряд нарушений, например, не подал сигнал на оповещение «свой-чужой», был прощен и серьезного наказания не получил. Итоги расследования командир дивизии приказал довести до каждого пилота. Летчикам необходимо знать все типы своих самолетов, своевременно подавать сигнал: «Я – свой самолет» и ни в коем случае не допускать к себе в хвост никаких самолетов.
Николай Старостенков вскоре получил новый «спитфайр» и продолжил боевой путь вместе со своим полком. К сожалению, мало сведений о его дальнейшей судьбе. Известно, что имел три боевых награды, последнюю получил в 1944 году. По ряду косвенных признаков войну он пережил, но в списках о юбилейном награждении орденом Отечественной войны в 1985 году его нет.
История продолжается
Однако наша история на этом не закончилась. В 2007 году в окрестности поселка Пролетарий (Южный нефтяник) во время глубокой вспашки трактор зацепил крупные фрагменты неопознанного самолета. К дальнейшим работам по подъему обломков подключились казаки районного общества под командой Сергея Алефтиновича Дегтярева. С помощью экскаватора со дна глубокой ямы извлекли почти целый двигатель иностранного производства, авиационную пушку и множество фрагментов.
Спустя некоторое время все находки были переданы на хранение и дальнейшее их изучение в музей школы №3. Ребята из объединения «Юный археолог» вместе с руководителем – автором этих строк, с огромным интересом стали исследовать поступившие экспонаты. Предположение о том, что перед нами довольно редкий самолет типа «спитфайр» появилось довольно скоро, но точно подтвердил наши догадки поисковик из Краснодара Евгений Порфирьев. После расчистки двигателя был обнаружен номер – 39023, по которому удалось через архив установить имя пилота. Им оказался младший лейтенант Николай Старостенков. Хотя, ожидая ответа из архива, мы с ребятами надеялись, что это мог быть самолет Героя Советского Союза Сергея Семеновича Азарова.
Известно, что 8 мая 1943 года гвардии старший лейтенант Азаров в районе между станицами Абинской и Ахтырской в составе звена под командой гвардии капитана Солдатова вступил в бой с шестеркой истребителей противника. Все наши летчики были на «спитфайрах». В этом бою летчик Сергей Азаров своим самолетом прикрывал до последнего, спускавшегося на парашюте командира, в результате, сам загорелся и 10 мая в госпитале станицы Ахтырской скончался от полученных ожогов. За этот подвиг он и был удостоен посмертно звания героя.
В завершении хотелось бы несколько слов сказать о самолете и той помощи, которую нам оказывали союзники – американцы и англичане по так называемому ленд-лизу. Внимательно изучая двигатель и остальные фрагменты, мы заметили некоторые любопытные детали. Двигатель на этом «спитфайре» стоял марки «Мерелин-45». Они устанавливались на более новых моделях Mk.V 1940 года выпуска, а винт редуктора у нашего самолета имел деревянные лопасти.
Мы удивились, когда узнали из специальной литературы, что винты с деревянными лопастями последний раз устанавливались на «спитфайрах» 1938 года выпуска модели Mk.I, а последующие типы оснащались только металлическими трехлопастными винтами-автоматами. В чем же дело? Оказывается, машины пятой модели в большинстве своем участвовали в знаменитой Битве за Британию и были настолько потрепаны, что все проходили капитальный ремонт. Тогда и заменяли вышедшие из строя узлы и агрегаты старыми со списанных машин. Именно эти самолеты, которые британцы для себя уже считали непригодными, после ремонта были направлены в СССР в самом начале 1943 года. Вот такую помощь оказывали нам союзники в поставках истребительной авиации.
143 «спитфайра» Mk.V прибыли на Северный Кавказ перед началом знаменитого сражения на Кубани. Однако следует заметить, что они оказались не совсем подходящими для реалий советско-германского фронта. «Спитфайры» были хороши на высотах 6000 – 8000 м, а почти все воздушные схватки в небе над Кубанью происходили на малых и средних высотах (до 4000 м). Более эффективно использовались американские аэрокобры: сами за себя говорят 59 самолетов врага, сбитых трижды Героем Советского Союза А. И. Покрышкиным. Из них 48 он сбил на Р-39 («аэрокобра»). Но, если оценивать авиационный ленд-лиз в целом, то доля импортных машин среди наших самолетов составляла всего 12%. Поэтому все эти поставки не сыграли решающей роли в борьбе за господство в воздухе, и их значение часто сильно преувеличивают. Только благодаря соединению таких факторов, как мужество и значительно возросшее мастерство наших летчиков, ставших настоящими асами, советские воздушные силы добились превосходства, что было оплачено большими потерями в начале битвы. Благодаря развитию конструкторской мысли и высокому качеству производства на авиационных заводах наши войска получили новейшие истребители (Ла-7, Як-3, Як-7, Як-9 и другие), намного превосходившие американские и английские аналоги.
В. ПОНОМАРЕВ, педагог дополнительного образования Дома детского творчества.