Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Летчики Тоичкин и Кобелякский

Летчики Тоичкин и Кобелякский 22 июнь 2017 20:56 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
В различных темах не раз упоминались ведущий и ведомый, не вернувшиеся с боевого задания. Поиск мест падений самолетов ведется уже много лет. Основная версия, выдвинутая Алексом 21 - при возвращении с района выполнения боевого задания на аэродром Лазаревская, оба самолета в плохих погодных условиях врезались в одну из вершин ГКХ.

Вот из одной темы на форуме:
Алекс21 пишет:
Вот выдержка из боевого донесения 236 ИАД:

Лл. 288 – 291. Итоги боевой работы 246 иап с 1/XII по 17/XII-42 года.

“VI.
Особенности боевой работы полка за отчетный период - два летчика не вернулись с боевого задания.
а/14/XII-42 г. Свободный полет в районе ГОЙТХ, горы СЕМАШКО, КАМЕНИСТАЯ, по маршруту к цели пройти над аэродромом АГОЙ прикрыть посадку И-153, основная задача уничтожение транспортных самолетов корректировщиков противника.
В районе хутора ПЕЛИКА 8-40, Н=2000 м. Ст. лейтенант ТОИЧКИН и Ст. Сержант КОБЕЛЯКСКИЙ атаковали 1 «Ю-52» оба экипажа с боевого задания не вернулись».

О том, что сбили они их или не сбили, здесь ни слова, хотя в другом документе, боевом донесении 246 полка, упомянуто об этом:

Л. 30
«Начальнику штаба 236 ИАД
Боевое донесение № 030 14.12.1942 246 ИАП. Карта 500000
Аэродром Лазаревская

[3 вылета]
ПЕРВЫЙ ВЫЛЕТ: В период 8-25, 9-30 3 ЛАГГ-3, 1 ЯК-1, задача – свободный полет в районе ГОЙТХ, гора СЕМАШКО, гора КАМЕНИСТАЯ по маршруту к цели пройти над аэродромом АГОЙ, прикрыть посадку И-153, основная задача уничтожение транспортных и корректировщиков самолетов противника. Старший группы Старший лейтенант ТОИЧКИН, старший сержант БОГОМОЛОВ, старший сержант ПЕРМИНОВ и ст. сержант КОБЕЛЯКСКИЙ. В 8-40 Н-2000 м. в районе хутора ПЕЛИКА заметили 1 «Ю-52» по которому все 4 экипажа произвели по 2 атаки. При развороте вправо старший сержант БОГОМОЛОВ и ст. Сержант ПЕРМИНОВ заметили 2-й «Ю-52». Ст. сержант БОГОМОЛОВ произвел 2 атаки с высоты 2000 м. вывод из атаки 400-600 м. В результате атак «Ю-52» горящий упал 1-2 км. южнее хутора ПЕЛИКА. На месте падения самолета оба экипажа наблюдали горение самолета. Падение второго «Ю-52» подтвердило наземное командование в районе изгиба реки ГУНАЙКА /1-2 км. севернее пункта ГУНАЙКА/ сбит лейтенантом ТОИЧКИНЫМ и сержантом КОБЕЛЯКСКИМ, которые не вернулись с боевого задания на свой аэродром.

[2-й и 3-й вылет: ничего примечательного.]

Так вот, мы совершили уже несколько выходов в район выс.1006 на поиск МП нашего самолёта, а заодно, попутно, постарались проверить по 2-му "Ю-52" - видно или не видно с высот, занятыми нашими войсками то место, про которое упоминается в донесении. ОДНОЗНАЧНО - НЕ ВИДНО! Откуда взялась эта информация - можно только догадываться. Про 1-й "Ю-52" - 1-2 км южнее х. Пелика тоже никакой ясности, потому что этот район - район г. Сазинкаледж, мы обследовали тщательно, когда работали по МП ЛАГГ-3 мл. л-нта Дагаева, самолёт которого взорвался в воздухе над указанным районом.
ВСЁ, пока там никаких Ю-52 не валяется (если только гансы сами не вывезли), тем более со всеми местными охотниками и охотниками за ..., понятно и так, я стараюсь держать контакт. А по их сведениям, НЕТ в этих краях таких БОЛЬШИХ САМОЛЁТОВ.

Я копаясь в архивах, складываю по папочкам попадающиеся при поиске по другим вопросам документы. И вот в папке Тоичкин-Кобелякский, уже скопилось достаточно для того, чтобы можно было сделать некие выводы, задаться иными вопросами.

Погоду, как фактор, можно сбросить со счетов. Я смотрел пехоту, ТОР, и другие доклады. Всю ночь и первую половину дня, (а вылет был в 8.30), 14 декабря 1942 года была отличная погода по побережью, району Туапсе и Лазаревская.
Только на север , от Майкопа, была сплошная облачность.
Я приведу лишь пару документов. Один от наземки, второй от 5 ВА.





Теперь, отбросив вопросы по Ю-52 (два сбили, или один), еще три документа. Все от 5 ВА.
Качество было ужасное, вытянул, как мог.







В двух различных документах указано, что от района Пелика, где сбит Ю-52, Тоичкин и Кобелякский преследуют второй "Юнкерс", в северном направлении. И пропадают.

Севернее нет высоких гор. Погода стоит прекрасная. И не оборонительный ли огонь Ю-52, при котором оба летчика могли быть убиты или получить смертельные ранения, всему виной?
Немцы в этот день воздушных побед не заявляли, это так.
Но экипаж "Юнкерса", мог и не знать, что летчики убиты. Самолеты не подожжены, не падают - не с чего заявлять победу.
Ну, вот как то так.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 22 июнь 2017 21:29 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 22 июнь 2017 21:38 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Теперь, что по этим вопросам писала наземка. 14 декабря 1942 года.





Один транспортный самолет. О втором, и судьбе двух наших - ничего нет. Что естественно, ведь если преследование велось в северном направлении - это уже то же территория противника.

Кстати, о погоде. ulybka
Ну то есть еще раз. Кроме всего прочего, ВНОС, ВПУ ТОР, и части 18 армии в разных докладах указывают на Хе-111, который летал в районе Лазаревского, Семашхо, Перевального, Туапсе, и вел разведку. Что при облачности было бы просто невероятно. Ни он бы ничего не разведал, ни его бы не засекли.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 22 июнь 2017 21:57 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 22 июнь 2017 22:25 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
В дополнение к этому вопросу, я запросил доклады немецкой наземки - 97 ГЕД, 101 ГЕД, 99 ГПП 4 ГПД, 74 САПБ, котрые 14 декабря не удачно тусовались в том районе.
Может что и всплывет.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 23 июнь 2017 00:01 #4

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Вот за эти документы тебе, Лёха, спасибо. Только раньше бы их немного ты выложил, была бы немного точнее ориентировка на обстановку в тот день.
Исходя из всех документов можно сделать вывод: точных подтверждений о сбитии обоих Ю-52 наземные войска не располагают. Формулировка " упал и сгорел на территории противника" тому доказательство. Т.е. вроде бы сбили, вроде бы упали, но проверить нельзя. В донесениях и приказах того времени эта формулировка очень распространена.
Посмотрим, если удастся раздобыть немецкие данные, на эту ситуацию с другой стороны фронта. Пока данных о нахождении обломков больших машин в этих районах не обнаружено, как и самих обломков.

Данные о версии, что Тоичкин и Кобелякский врезались в гору, взята из мемуаров одного из их однополчан.

В ходе поисков этих ребят, на основе имеющихся документов, у меня сложились две версии их невозвращения:
1) сильный огонь ЗА и МЗА в районе цели, а это может быть и линия фронта, и охрана аэродрома на 4-й Гунайке, вследствие чего они были сбиты, либо подбиты, что и послужило причиной падения самолётов. Эту версию также подтверждают вышеуказанные документы.
2) погодные условия, в результате которых они не смогли вернутся на свой аэродром.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 23 июнь 2017 00:17 #5

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Теперь давай накидывать информации по Ю-52. Как сообщил Жека, опираясь на данные специалиста по потерям Люфтваффе, в ходе Туапсинской оборонительной операции был потерян всего один Ю-52 № 5794. И потерян он при неизвестных обстоятельствах 19 августа 1942 года. Но эти данные не догма - имеется вероятность их неточности.
На сегодняшний день найдено место падения одного Ю-52, номер пока не удалось установить, в районе истока речки Правая Туха. Направление падения со стороны 4-й Гунайки/Котловины. Расстояние от аэродрома 12 км.
Местными жителями упоминается немецкий самолёт в излучине реки Гунайка, как раз под высотой 230,4. По рассказам одних жителей самолёт находился на краю поляны, по рассказам других в русле реки Гунайка, торчала только одна кабина. Мы с глубинником прошарили русло реки на целый километр до порогов вниз по течению от того места, где указывали жители - ни хрена! Либо увезли, либо замыло. Второе более вероятно, так как ниже того места находится та самая излучина, которая имеет речных наносов более 2-х метров. Но и площадь там маманегорюй!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 23 июнь 2017 00:20 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Я уже писал, что погода исключена. У меня с десяток различных донесений на тот день. Все говорят о хорошей погоде. Правое крыло 18 армии дает самую плохую погоду - "легкая облачность, -2-3 гр."
Единственно, в одном из донесений, есть на 6 утра "туман, облачность, видимость 300-400 м". Но не указано, на левом крыле, в центре, или на правом 18-й армии. Но это скорее всего на левое крыло, да и при такой погоде не летают. Местечковая пехотная заморочка.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 23 июнь 2017 00:28 #7

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Первый Ю-52, по документам упавший в районе хутора Пелика, скорее всего из разряда "фантомов". Почему? Да потому что южнее этого хутора местные жители знают место нахождения самолётных обломков только в одном месте - г. Сазинкаледж. А это МП ЛаГГ-3 № 2503 мл. л-нта Догаева А.И. Есть ещё одно, а может и не одно МП выше ямаловских озер, недалеко от Черного Носа (скалы). Но там вроде БЫ наш самолёт.
Если бы такая махина как Ю-52 грохнулась на землю в районе Гойтх-Терзиян - уверен на 100% - об этом знали бы все жители. А вообще, если верить нашим донесениям о сбитых немецких самолётах в этом районе должно "валятся" больше десятка немецких гансолётов! Увы!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 23 июнь 2017 00:31 #8

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Вот поэтому вариант с погодой уходит. Остаётся огонь ЗА, МЗА.
На этот счёт есть уже определённые наработки, надо брать ноги в руки и топать проверять. Но то погода не даёт, то проводник пропадает... Короче, работаем!
Причём район поисков довольно обширный: 4-я Гунайка-Гойтх - Лазаревская....
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 23 июнь 2017 00:43 #9

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Есть у меня, Лёха, названия нескольких дел в ЦАМО по 236 ИАД, которые могли бы пролить свет на многие наши белые пятна, но где же взять того "бумажного червя", который бы смог в них залезть???
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 23 июнь 2017 00:56 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Странно мне это. Однополчанин написал в мемуарах, что врезались в гору. А почему он тогда не доложил командованию полка?! В документе 5 ВА, который составлен в 12 часов этого же дня, ясно написано - ведутся розыски, дан запрос к наземке. В вечернем донесении - то же самое. А однополчанин - упорно молчит.
Единственное, что указано документально - пошли на север, преследуя Ю-52.
То, что они погибли возвращаясь на аэродром, и были сбиты ЗА у Гунайки, или в том районе - это чистейшее предположение, причем основанное на... мемуаре.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 23 июнь 2017 01:02 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 23 июнь 2017 10:45 #11

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Лёха, мемуары писались уже ПОСЛЕ войны, и в них он сделал предположение, а котором говорили лётчики в полку. Оно и гласило - "наверное врезались в гору".
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 31 авг 2017 10:22 #12

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Появилась новая информация по самолётам, возможно относящаяся к пропавшим лётчикам. Судя по ней, я бы вернулся к рассмотрению варианта - погодные условия. Тем более, что в одном из документов есть упоминание о "туман, облачность, видимость 300-400 метров". Не исключено, что именно такое стечение обстоятельств и послужило причиной гибели 2 лётчиков - Тоичкина и Кобелякского.

В ближайшее время постараемся проверить эту информацию.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 31 авг 2017 10:38 #13

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Алекс21 пишет:
Теперь давай накидывать информации по Ю-52. Как сообщил Жека, опираясь на данные специалиста по потерям Люфтваффе, в ходе Туапсинской оборонительной операции был потерян всего один Ю-52 № 5794. И потерян он при неизвестных обстоятельствах 19 августа 1942 года. Но эти данные не догма - имеется вероятность их неточности.
На сегодняшний день найдено место падения одного Ю-52, номер пока не удалось установить, в районе истока речки Правая Туха. Направление падения со стороны 4-й Гунайки/Котловины. Расстояние от аэродрома 12 км.
Местными жителями упоминается немецкий самолёт в излучине реки Гунайка, как раз под высотой 230,4. По рассказам одних жителей самолёт находился на краю поляны, по рассказам других в русле реки Гунайка, торчала только одна кабина. Мы с глубинником прошарили русло реки на целый километр до порогов вниз по течению от того места, где указывали жители - ни хрена! Либо увезли, либо замыло. Второе более вероятно, так как ниже того места находится та самая излучина, которая имеет речных наносов более 2-х метров. Но и площадь там маманегорюй!


Теперь, благодаря нашему коллеге Jeroplane, имеется точная информация о потерях немцев в Туапсинском районе, Ю-52 пока остаётся единственным, указанным в потерях ( есть ещё два авиаподразделения немцев, по которым нет данных о потерях).
Вот обнаружил потерю Fi-156 № 4488, Гунайка, 11.12.42 года из состава 7.(H)/32 (NAGr. 9).
Есть предположение, что либо число указано не ТО (слабо верится), либо этот пепелац остался там и был принят пришедшими потом нашими войсками за Ю-52, т.е. тот самоль, который мы там искали!

Соответственно, можно сделать вывод: потери немцев по Туапсинскому району есть, но вот идентифицировать их и привязать к нашим заявкам на победы - трудно!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчики Тоичкин и Кобелякский 04 сен 2017 17:45 #14

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2253
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Алекс21 пишет:
Появилась новая информация по самолётам, возможно относящаяся к пропавшим лётчикам. Судя по ней, я бы вернулся к рассмотрению варианта - погодные условия. Тем более, что в одном из документов есть упоминание о "туман, облачность, видимость 300-400 метров". Не исключено, что именно такое стечение обстоятельств и послужило причиной гибели 2 лётчиков - Тоичкина и Кобелякского.

В ближайшее время постараемся проверить эту информацию.


Вчера сделали выезд в лес на проверку информации. К сожалению, она не подтвердилась. Излазили всё и вся вокруг заявленных точек - ни шиша!
Зато нашли останки лётчика на ранее найденном самолёте в районе Сур-Кар ЛаГГ-3 № 2573, М-105ПФ № 3-1578, из состава 246 ИАПа. Первоначально он был идентифицирован как самолёт, на котором погиб лётчик 246 ИАПа мл.л-нт Алексеев И.И. чей самолёт был сбит в воздушном бою 30.10.42 года в районе Котловина.
К сожалению, установить на 100 % этот факт предоставится возможным только тогда, когда мы найдём летчиков Кобелякского и Тоичкина.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека