Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Ju-88, Туапсинский район

Ju-88, Туапсинский район 23 янв 2018 00:05 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8779
  • Спасибо получено: 4460
  • Репутация: 192
Пока стоят не лесные погоды, остается работать документально.
Начну с того, что район места падения "Юнкерса" указан старожилом поселка Греческий. Старый уже человек, в войну был подростком.
Как источник информации - более чем надежный. С его подачи было обследовано место падения Fw-189, и найдено мп И-153.
Но любая информация требует дополнительной работы.
Да, есть у немцев потеря:
03.11.1942 Port de Tuapse II./KG76 Ju88A-4 2253 100 ? Utilisés 4
Естественно, напрашивается вопрос. Где Греческий, и где порт Туапсе? (хотя по моему пониманию, немцы в данном случае порт Туапсе указали не как точное место потери, а как место выполнения боевого задания).

Нужно было копаться еще.

Более года назад, я прочитал опубликованные его правнуком дневники военврача А.М. Левда, и отложил в памяти нужные сведения.

3 ноября 1942. Цем. завод. Мессажай

С утра и до вечера отсиживаемся на склоне горы, выше домика, в котором приютились. С одной стороны бездельничаем, с другой — здесь, рядом, окоп, в котором можно быстро укрыться от авиабомб. Дело в том, что немецкая авиация ежедневно по несколько раз совершает массированные налеты на Туапсе. Цем. завод для них является ориентиром при полете (вернее труба, подорванная, правда, но еще различимая с воздуха), здесь же наша зенитная батарея, куда немцы по дороге на бомбежку не забывают сбросить несколько бомб, а т.к. северо-восточнее цем. завода крутой горный склон, то бомбардировщики с сюрпризами появляются внезапно. Вот почему хорошо иметь рядом окоп.

Сегодня в 15 ч. 30 м. был крупный налет на Туапсе. Бомбардировщики «шли» на большой высоте над нашими головами. Небо было густо усеяно дымками от разрывов шрапнелей наших зенитных батарей.

На наших глазах немецкий 2-х моторный бомбардировщик был сбит, причем это была очень эффектная картина. Самолет развалился в воздухе на несколько частей и неуклюже рухнул на землю. (Не знаю, как мои товарищи, но я в этот момент обалдел от радости, размахивал руками и матерно ругался в адрес фрицев: «Получайте, гады, …»)




На довоенном фото - дымит та самая труба цементного завода в Мессажае.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 23 янв 2018 01:29 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ju-88, Туапсинский район 23 янв 2018 00:16 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8779
  • Спасибо получено: 4460
  • Репутация: 192
А.М. Левда, не мог видеть из Мессажая порт и небо над портом Туапсе. А значит, самолет был сбит в пределах видимости.
До указанного старожилом места падения "Ю-88" в районе Греческого от Мессажая - 3,5 км. Причем все пространство небесное, в эту сторону, просматривается великолепно.
Время указанное Левда (15.30), фактически совпадает с докладами ТОР и ЖБД ТОР - 14.45. Очевидно, Ю-88 был сбит после того, как отбомбился по порту, либо в 15.30 шла очередная волна бомбардировщиков. Ну а может просто небольшая ошибка автора дневника.





Еще один момент. В описании боевой работы 16-й отдельной железнодорожной батареи, которая в то время стоит у Греческого, есть сведения о сбитом "Ю-88". Расчет зенитного орудия 16 ОЖДБ награжден медалями за этот самолет.
Но почему то в наградных указано, что самолет упал в районе Индюк.

В общем, все сходится к тому, что самолет и обстоятельства его "приземления" - есть.
Дело за малым. Дождаться погод, и обследовать указанное место.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 23 янв 2018 01:04 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ju-88, Туапсинский район 18 фев 2018 18:50 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8779
  • Спасибо получено: 4460
  • Репутация: 192
Сегодня работали по этому "Юнкерсу". В планах было прочесать самый трудный участок местности - на крутых склонах сплошь поросших всякой дрянью.
Перефразируя название одной из тем "Поиск в Колючем лесу", наш выход можно не стесняясь назвать...
"Поиск в *бучем лесу". dead
Продирание сквозь колючки, ползанье по склонам на коленках, с элементами скалолазания...
Хорошо, что этот квадрат со стороной в 1,5 км осмотрен. Летом там просто не пройти.
В этот раз ничего не найдено. Однако отрицательный результат - результат тоже. Поиски будут продолжены, тем более, что по предполагаемой траектории падения частей самолета, наш Илья, работавший на удалении от места где мы умирали, нашел фрагменты авиационного дюраля, и прочие авиацацки.

Хоть и фотоаппарат, как всегда, был со мной - фото я не делал. Просто не было возможности заниматься съемкой в такой заднице.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 18 фев 2018 18:58 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, chaikarn, Anton_T

Ju-88, Туапсинский район 19 фев 2018 16:08 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8779
  • Спасибо получено: 4460
  • Репутация: 192
Похоже, наконец, удалось установить кто сбил этот Ju-88.
По описанию обстоятельств падения этого самолета, огонь крупноколиберных пулеметов, а так же МЗА не подходил.
Надо было копать в зенитных частях, которые на вооружении имели 76-мм и 85-мм орудия
Но перебрав все части, дислоцировавшиеся в начале ноября в Туапсе и рядом с Туапсе - в их документах не было сведений о сбитом "Юнкерсе" .
Оказалось, я напрасно обходил вниманием 734 зенап. По всем моим данным, этот артполк дислоцировался в Лазаревском, прикрывал аэродром, и всю боевую работу вел там.
Однако, удалось установить, что два орудия полка были приданы для прикрытия ТВМБ, и располагались у Туапсе.
Сразу нашлось подтверждение.

Приказ подразделения
№: 2/н От: 12.02.1943 г. 734 зенап ПВО ЧГВ Закавказского фронта



К сожалению, ЖБД полка у меня есть на период работы в Лазаревской, и далее следующий - с 29 ноября. И я пока не могу дополнить приведенную информацию.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 20 фев 2018 10:35 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: chaikarn
Модераторы: Жека