Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2

И-16, р-н Агой

И-16, р-н Агой 15 июль 2018 17:53 #21

  • Radi
  • Radi аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 535
  • Спасибо получено: 117
  • Репутация: 8
LeshaK пишет:
Аккумулятор. И остатки цоколей ламп.
Лампы на РСИ-3 И рси-4 были одинаковы. Обычные октальные генераторные лампы. Не знаю сейчас, насколько это важно для определения данного самолёта , но выяснение того, что именно ( ПРИЁМОПЕРЕДАЮЩЕЕ РАДИООБОРУДОВАНИЕ) было установлено на данном И-16 мне кажется важным.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, р-н Агой 15 июль 2018 18:16 #22

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9080
  • Спасибо получено: 4669
  • Репутация: 196
Я предлагаю поиски истин по радиооборудованию самолетов, вынести в отдельную тему. Есть у нас специальные, технические, по авиации. Чтобы не забивать отчетную тему по самолету.

А пока - следующая информация. Получена она благодаря коллеге, Алексею Пекарш, к которому я в очередной раз обратился как к документалисту и архивисту.
В полку осенью 1942 года всего один самолет значится с РСИ и ШВАКами - это 2721Г51
Имеется в виду, конечно, 36 ИАП. Он плотно работал по этому полку.
И-16 № 24Р21Г72 этого же полка найден в 2013 году, в районе Котловины. с боезапасом к ШКАСам.
Если самолет не флотский - круг предельно сужается.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 15 июль 2018 18:20 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека

И-16, р-н Агой 15 июль 2018 19:33 #23

  • Radi
  • Radi аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 535
  • Спасибо получено: 117
  • Репутация: 8
Думаю, что да. Радиотехническое оборудование самолётов - это важно для идентификации конкретного самолёта(борта). Думаю, что разница между бортом и самолётом будет понятна, как и разница между "крайним" и "последним".
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, р-н Агой 15 июль 2018 19:49 #24

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9080
  • Спасибо получено: 4669
  • Репутация: 196
Учитывая что от МП до Агоя 4 км, а до Греческого - 8 км, то, возможно, есть еще один (претендент) И-16, из состава 975 ИАП
По нему и его летчику, я ранее создавал вот эту тему.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 15 июль 2018 19:50 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Sind

И-16, р-н Агой 20 июль 2018 20:18 #25

  • Sind
  • Sind аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 247
  • Спасибо получено: 123
  • Репутация: 8
А вариант аварийной посадки не рассматривался?
Бороться, искать, найти и....перепрятать
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, р-н Агой 20 июль 2018 22:30 #26

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9080
  • Спасибо получено: 4669
  • Репутация: 196
Все возможно. Пройдут дожди, будем работать еще на МП.
Но для аварийки - слишком не та местность, и слишком малое пятно разброса фрагментов. Больше похоже на падение с малой высоты. Да и учитывая близость аэродрома, если бы была аврийка, самолет бы разобрали механики на узлы. Тот же двигатель. А по факту - выдербан весь алюминий, вплоть до выбивания седел клапанов.
Пока у меня на руках есть выписка из документов 36 ИАП с номерами моторов и самолетов. Из восемнадцати - только пять радиофицированных. И единственный - с РСИ и ШВАК. Пок нет привязки самолет-летчик. Как и обстоятельств утраты именно этого самолета. По 975 ИАП жду бумаги. Хотя по состоянию на август 42-го - у них не было И-16 со ШВАКами.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 20 июль 2018 22:35 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Sind

И-16, р-н Агой 20 июль 2018 22:52 #27

  • Sind
  • Sind аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 247
  • Спасибо получено: 123
  • Репутация: 8
Могла быть аварийка из-за отказа мотора, а в той обстановке (учитывая накал боев и район МП), могли и просто списать самолет без разбора на месте (или с частичным разбором, (двигатель мог быть сильно поврежден). В общем, ждем результатов дальнейших работ. Думаю, что ЧФовские можно исключить. Я в Гатчине акты за вторую половину 42 года "прошерстил" полностью. Потерь И-16 в этом районе у них не было, только "Чайки" и И-15бис
Бороться, искать, найти и....перепрятать
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

И-16, р-н Агой 21 июль 2018 09:35 #28

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2978
  • Спасибо получено: 5414
  • Репутация: 183
Потерян на своей территории: очень похоже, что Пекарш прав.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, serg141-9, Sind

И-16, р-н Агой 03 нояб 2018 16:34 #29

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9080
  • Спасибо получено: 4669
  • Репутация: 196
Сегодня в группой из девяти человек (туапсинцы, лазаревцы), повторно работали на месте падения.
Дорогу к району работ испортил подмытый мост - переехать по нему реку было невозможно.



Но нам ли пропадать!
Выручили агойцы - Аркадий и Виктор, трехколесная и замечательная техника которых переехала реку вброд, ну а на той стороне, кто не влез в боевую Ромину "Ниву", пересели на мотоциклетки.







И спустя полчаса мы уже на месте падения. Я был всю дорогу в восторге - в последний раз на колясочном мотоцикле, я ездил малым пацаном, в деревне, на Украине.



Окончательно установили картину и направление падения самолета. Падал с запада, от реки Агой, на восток.
Падение - под острым углом, с небольшой высоты, самолет разбивался о деревья. Воронки нет.
Остатки кабины, легкий алюминий - в пятидесяти метрах от вещей тяжелых - двигателя и прочего, что улетело по направлению падения. Следов пожара нет вообще.
Удалось найти кусок лопасти. Вообще - все очень, к сожалению, растащено.















Одни из интересных находок - НКАП №19 и педаль.
Но самое главное - это остатки ленты и боекомплекта 7.62. Ну и дополнительные находки боекомплекта к ШВАК.
Итак - самолет ШВАК+ШКАС, радиофицированный.

Принесен целый пакет обломков на очистку и обследование. Хотя надежд на номера мало.
Спасибо всем участникам работ! sovok

Подводя итог. Однозначно имеем дело с И-16 тип 27. Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК и 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС.



В 36 ИАП на середину августа единственный тип 27 с РСИ-3.



Остальные 27-е не радиофицированы. Выписка которую я прикрепил, полностью соответствует приведенному Женей документу по списанию 2721Г-51.
Другие самолеты полка - тип 24, 18, 29. Что не соответствуют найденному.
Нами не найдено никаких признаков пилота - пряжек, подвесного.
С большой уверенностью можно сказать, что найден самолет капитана Аввакумова.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 03 нояб 2018 17:09 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, serg141-9, Radi

И-16, р-н Агой 03 нояб 2018 17:05 #30

  • Radi
  • Radi аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 535
  • Спасибо получено: 117
  • Репутация: 8
Какое "радива" стояло?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: chaikarn

И-16, р-н Агой 03 нояб 2018 17:14 #31

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9080
  • Спасибо получено: 4669
  • Репутация: 196
Я дополнил предыдущий пост. РСИ-3. В полку было всего пять радиофицированных самолетов.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, р-н Агой 03 нояб 2018 17:49 #32

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9080
  • Спасибо получено: 4669
  • Репутация: 196


Завод №19 имени Сталина НКАП СССР был в Перми. Выпускал (в том числе) двигатели М-62 для самолетов И-16.
Название присвоено Приказом № 353 от 28 декабря 1935 г.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, р-н Агой 03 нояб 2018 18:19 #33

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2978
  • Спасибо получено: 5414
  • Репутация: 183
Могу конечно ошибаться, то по-моему такая шильда ставилась только на моторах М-25. На более поздних М-62 (М-63) ее уже не было.
Кстати говоря, подавляющее большинство И-16 имели моторы именно М-25, а на И-153 устанавливали М-62 (М-63).



Последнее редактирование: 03 нояб 2018 18:22 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, serg141-9

И-16, р-н Агой 03 нояб 2018 18:21 #34

  • Radi
  • Radi аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 535
  • Спасибо получено: 117
  • Репутация: 8
РСИ-3 это наличие передатчика. Таковая на И-16 могла быть только на командирских машинах. Всё верно.
Последнее редактирование: 03 нояб 2018 18:44 от Radi.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, р-н Агой 03 нояб 2018 18:29 #35

  • Radi
  • Radi аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 535
  • Спасибо получено: 117
  • Репутация: 8
Позволю себе дополнить: слово "радиофицированный" означает наличие на самолёте передатчика. Приёмники стояли к тому времени уже на всех самолётах. Приёмник назывался РСИ-4 и весь комплект, даже при наличии передатчика РСИ-3 , назывался РСИ-4. В общем, обычная путаница... Где то читал, что вся эта ламповая лабуда в комплекте называлась "Орёл". Давно уже надо бы и тему открыть по "радиофикации", но в инете полно информации на эту тему.
Последнее редактирование: 03 нояб 2018 18:43 от Radi.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, р-н Агой 03 нояб 2018 19:13 #36

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9080
  • Спасибо получено: 4669
  • Репутация: 196
Жека пишет:
Могу конечно ошибаться, то по-моему такая шильда ставилась только на моторах М-25. На более поздних М-62 (М-63) ее уже не было.
Кстати говоря, подавляющее большинство И-16 имели моторы именно М-25, а на И-153 устанавливали М-62 (М-63).

Вероятно, Женя! На серийном М-62ИР в Пермском музее, ниже места расположения обсуждаемой детали, просто стоит сливная пробка. И нет прилива под эту "шильду".





Это - М-25.



Может быть, все дело в том, что этот узел (где шильда) взаимозаменяем на обоих типах двигателей. Если верить техдокументации.
Но на картинке выставки Пермского музея - модификация М-62 ИР. Тогда как серийный М62 имел различия, и ставился как на "Чайки", так и на "Ишаки".
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 04 нояб 2018 16:20 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-16, р-н Агой 04 нояб 2018 14:01 #37

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9080
  • Спасибо получено: 4669
  • Репутация: 196
Единственные цифры, которые удалось обнаружить на принесенном железе.
Это крышка на 4 болта, с обратной стороны - остатки паранитовой прокладки.





Вернувшись к вопросу бирки НКАП №19 на маслоотстойниках моторов.
Двигатель М-63 в экспозиции Центрального музея ВМФ



Явные признаки бирки.



И "чистый" М-62 в музее Пермского завода



Как видно, у обоих именно представленных моторов - маслоотстойник либо с биркой, либо с приливом под нее.
На последнем фото, в нижней части - блестящий сливной краник. Именно такой мы обнаружили, к сожалению, я не фотографировал его отдельно, но он просматривается под гильзой от ШВАКа, на одном из фото в этой теме.
Я думаю фокус с бирками, просто связан с конструкцией маслоотстойников, которая менялась. Причем по креплению к картеру двигателей, были они одинаковыми.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 04 нояб 2018 14:39 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: serg141-9
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: Жека