Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

ЛАГГ-3, Алексеев

Крылья войны 15 окт 2013 22:08 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2678
  • Спасибо получено: 4854
  • Репутация: 177
04 сентября 2010 года в горах между населенными пунктами Терзиян и Алтубинал Туапсинского района Краснодарского края были найдены фрагменты советского самолета. В результате обследования места падения нами было установлено, что мы имеем дело с истребителем ЛАГГ-3 с мотором М-105ПФ № 3-1578, изготовленным на авиационном заводе № 31 им. Димитрова НКАП в г. Таганрог. Впоследствии завод был эвакуирован в г. Тбилиси, где продолжал выпуск данного типа истребителей до 1944 года.
Место падения расположено в труднодоступном районе горной местности на высоте 900 метров над уровнем моря, какие-либо подъездные дороги отсутствуют. Заключительный километр пути к месту катастрофы самолета, участникам экспедиции приходилось преодолевать, штурмуя крутой склон горы с углом уклона не менее 40 градусов. Благодаря именно этому фактору, в момент падения при соприкосновении с землей самолет не врезался в скальный грунт, а лишь скользнул по нему вниз и полностью разрушился в результате столкновения с деревьями. Удар был такой силы, что бронеспинка, защищавшая сиденье пилота, раскололась на несколько частей, а фрагменты самолета разбросало по склону более чем на 100 метров. Обследовав место падения мы не нашли ничего, что могло бы указать на наличие пилота в кабине самолета в момент падения. Оставалось надеяться, что он сумел спастись на парашюте и остался жив.
Работа по установлению имени летчика осложнялась тем, что ранее на протяжении нескольких лет нам приходилось иметь дело с самолетами, невернувшимися с боевых заданий в 1943 году, и мы не располагали необходимой информацией о номерах самолетов и моторов, потерянных осенью 1942 года. Приходилось начинать поиск с чистого листа.
В период Туапсинской оборонительной операции самолеты ЛАГГ-3 стояли на вооружении 246, 269 (с 23.10.1942 г.) и частично 518 истребительных авиаполков 236 ИАД 5 ВА, а так же 9 ИАП ВВС ЧФ, защищавших небо Кубани осенью 1942 года. Авиация 5 ВА и ВВС ЧФ обеспечивала прикрытие с воздуха войскам Черноморской группы войск на участке от Сочи до Новороссийска. Основные аэродромы базирования истребительной авиации находились в Лазаревской, Агое и Геленджике.
В результате последующих архивных исследований было установлено, что мотор М-105ПФ № 3-1578 был установлен на самолет ЛАГГ-3 № 2573.
Выписка из выполненного наряд № 757/1 заказов самолетов и моторов ГУЗ и ТС ВВС КА на заводе № 31:
«№ п/п – 2. Дата отправки: 14.10.42 г. № самолета – 2573, № мотора: 3-1578. Летом экипажами полка. Включено с 15 по 25.10.1942 г.».
В соответствии с имеющейся в нашем распоряжении информацией, пять самолетов ЛАГГ-3 25.10.1942 года прибыли с завода № 31 и были зачислены в состав 246 иап, который с 03.10.42 г. по 17.12.42 г. в составе 236 иад принимал участие в обороне Туапсе. Ранее полк прошел обучение на базе 25 зап, где переучивался летать на самолетах ЛАГГ-3. За период боев на туапсинском направлении полк потерял 14 самолетов и 9 пилотов. К середине декабря 42-го года в строю было всего 5 машин.
Согласно Отчета о боевых действиях 246 иап:
«30.10.42 г. при сопровождении штурмовиков Ил-2 502 ШАП в район Гунайка, Котловина на высоте 2500 м 5 ЛАГГ-3 в районе цели вели воздушный бой с 2 Ме-109ф. В результате воздушного боя 1 Лагг-3, пилотируемый летчиком старшим сержантом Алексеевым Иваном Ивановичем не вернулся с боевого задания».
Из именного списка безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава частей 5 воздушной армии за октябрь 1942 года:
«Алексеев Иван Иванович, старший сержант, кадровый, пилот 246 иап, 1918 г.р., член ВЛКСМ, уроженец д. Крутое Тумановского района Смоленской области, не вернулся из боевого задания 30.10.1942 г. Отец: Алексеев Иван Александрович, г. Москва-130, Контеевские выселки, д. 37, кв. 1».
Самолет старшего сержанта Алексеева был сбит и упал на территории занимаемой противником. При таких обстоятельствах, учитывая, что в расположение своих войск он не вышел, пилот мог либо попасть в плен, либо погибнуть. В немецких архивных документах отсутствует информация о пленении Алексеева. Вероятно, мы никогда достоверно не узнаем как погиб пилот 246 иап старший сержант Алексеев. Единственное, что нам удалось дополнительно установить, это то, что на момент гибели на счету Ивана Ивановича был один сбитый самолет противника. Подробнее об этой победе написано в книге историка туапсинской оборонительной операции Сергея Ивановича Феоктистова:
«Проведенный 29.10.1942 года воздушный бой оказался рекордным по количеству участвующих в нем самолетов: 15 советских и 39 немецких. Длился он 20–25 минут и, несмотря на численное превосходство противника, закончился в общем-то в пользу нашей авиации. Наши штурмовики успешно выполнили поставленную боевую задачу и удар немецких бомбардиров был сорван. Советские истребители записали на свой боевой счет 11 побед. Три вражеских самолета (один Ме-110 и два Ю-87) сбил младший лейтенант Е.Ф. Руденко, один Ме-110 — сержант В.Н. Молчанов, по одному Ме-109 — лейтенант М.И. Поджары и сержант Н.П. Ворганов. Отличился и вылетевший вместе с группой Турыгина летчик 246-го истребительного авиаполка сержант И.И. Алексеев. В 16 часов 35 минут в шести — семи километрах от Лазаревского он схватился на высоте 1500 метров с двумя Ме-109. От меткой очереди Ивана Алексеева один из «мессершмиттов» задымил и, пройдя немного вдоль берега, рухнул в море на траверзе поселка Вишневка. Еще четыре бомбардировщика Ю-87 были сбиты в групповом воздушном бою. Так как установить персонально, кто их сбил было невозможно, их записали на всю группу летчиков-истребителей. Состав группы – Турыгин В.М., Руденко Е.Ф., Молчанов В.Н., Поджары М.И., Ворганов Н.П., Бессонов Г.В., Воронцов В.Т., Алексеев И.И., Ганженко А.Н., Борисов В.Ф.»
Последнее редактирование: 08 фев 2014 01:52 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 26 апр 2014 20:53 #2

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2347
  • Спасибо получено: 725
  • Репутация: 45
Кроме того несколько фото пятничного выхода в район Сур-Кар на место падения нашего самолёта, оказалось, (как я и предполагал) он был отработан ранее Жекой с ребятами.




Фото Гребня скалы, за которой метров в 150-200 лежат обломки ЛАГГ-3 мл.л-нта Алексеева И.И. с разных позиций: изнутри и снаружи.

Последнее редактирование: 26 апр 2014 21:46 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 26 апр 2014 20:59 #3

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2347
  • Спасибо получено: 725
  • Репутация: 45
А издали эта гора очень крутая - более 1 км, когда глянул на карту - хрен меня туда занёс!
Обломки самолёта:





Последнее редактирование: 26 апр 2014 21:54 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 26 апр 2014 21:05 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2678
  • Спасибо получено: 4854
  • Репутация: 177
А мы заезжали туда со стороны Котловины. Это ЛАГГ Алексеева.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека