Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Ла-5 лейтенанта Ясаниса

Крылья войны 10 март 2014 20:00 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
9 марта наша группа выдвинулась в район пос. Виноградный в окрестностях Геленджика для проверки информации местных охотников о месте падения советского истребителя.
Маркотхский хребет встретил нас облаками, создающими обманчивое впечатление заснеженных вершин.


Место падения расположено на склоне хребта на высоте 250 метров над уровнем моря. Буквально в 100 местах от воронки находится дачный поселок, в связи с чем все крупное железо уже давно перекочевало в местные пункты приема металлолома.







В результате обследования места падения было установлено, что самолет падал под небольшим углом со стороны Цемесской бухты. После удара на месте падения образовалась неглубокая, но достаточно большая в диаметре воронка. Мотор пролетел еще 50 метров вперед по направлению падения и сильно горел. Обломки фюзеляжа рассыпались право вниз по склону.
Первые же находки указывали на то, что это истребитель Ла-5: обломки мотора "звездообразной формы" воздушного охлаждения и боеприпасы от пушки ШВАК 20 мм.



Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 10 март 2014 20:02 #2

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Дюралевой обшивкой, ребрами воздушного охлаждения мотора и прочим железом усыпан буквально весь склон. Попались несколько приборов с приборной доски и шильда, не несущей информационной нагрузки, разве-что дающая примерное представление о дате изготовления самолета.











И вот, спустя несколько часов поиска, нам попался фрагмент мотора, с выбитым на нем заводским номером 65022210
По нашим данным, в апреле 1943 года этот мотор стоял на самолете Ла-5 № 37210375
Благодаря помощи Бориса (Linnet) было установлено, на этом самолете 20.04.1943 г. не вернулся с боевого задания пилот 437 ИАП 201 ИАД 2 САК мл. л-т Ясанис.





Мл. л-т Ясанис Сергей Юльянович, 1922 г.р., уроженец г. Ростов-на-Дону, впоследствии гвардии полковник запаса, награжден орденами Красной Звезды, четырьмя орденами Красного знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Александра Невского. В 1945 году представлен к званию Героя Советского Союза, но вместо этого награжденный орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени.
В своей книге, написанной после войны, он так описывал этой бой 20.04.1943 г.:

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]


Последнее редактирование: 10 март 2014 20:23 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Alexander, Bender, Benja70

Крылья войны 10 март 2014 21:02 #3

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Наиболее вероятной кандидатурой немецкого летчика, сбившего мл. л-та Ясаниса, является Ltn. Franz Ruhl из состава 4./JG 3 (в последствии кавалер рыцарского креста).
Как варианты можно еще рассматривать кандидатуры Ofw. Heinrich Sturm из состава Stab II./JG 52 и Fw. Emil Zibler из состава 9./JG 3. Все они вели воздушный бой примерно в одно время и в одном районе и заявили о сбитых ими ЛАГГ-5, но если исходить из высоты воздушного боя (по воспоминаниям Ясаниса штурмовики шли на высоте 1200 метров, а после штурмовки скорее всего еще ниже), то Ltn. Franz Ruhl наиболее подходящая кандидатура, он заявил ЛАГГ-5 сбитый на высоте 1000 метров. Ofw. Heinrich Sturm и Fw. Emil Zibler вели бой на высоте 3000 и 4000 метров соответственно.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Марта

Крылья войны 10 март 2014 21:11 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Истинный ариец... Специфичная физиогномика. Хорошее расследование, Женя.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 10 март 2014 21:15 #5

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
По состоянию на 2010 год Сергей Юльянович проживал в г. Ростов-на-Дону. Завтра наши ростовские коллеги постараются по возможности встретиться с ним.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 11 март 2014 11:59 #6

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Ясанис жив, но болеет. Встретиться с ним не получилось, родственники сказали зайти через неделю.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 18 мая 2014 22:19 #7

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Ранее в теме я размещал информацию об обнаружении места падения нашего истребителя ЛА-5, пилотом которого был Ясанис Сергей Юльянович и о том, что он до сих пор жив.
Сегодня наконец нашим друзьям и коллегам - ростовским поисковикам, удалось посетить Ясаниса. Состоялась интересная беседа и удалось переснять фотоархив Сергея Юльяновича.
Несколько фото представляю Вашему вниманию.
На первом личный состав 437 ИАП, а на втором Сергей Юльянович (справа) после выписки из госпиталя, в который попал в результате того самого боя под Геленджиком.



Последнее редактирование: 18 мая 2014 22:36 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender, Benja70, Владимир*
Модераторы: Жека