Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2

ЛаГГ-3 лейтенанта Патрина

Крылья войны 24 апр 2014 18:37 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Сегодня мы нашей дружной компанией выехали в горы, на место падения советского самолета.
Как всегда, покинув асфальт, мой легкий танк месил разбитые колеи лесных дорог, богато сдобренные лужами и грязью, после прошедших дождей.



Наконец мы у района поиска. Машина оставлена, началось продирание сквозь заросли на крутеньком подъеме.
Четверка наша, разбилась на пары, чтобы по сигналам от фрагментов выйти на непосредственное место падения. Слава и Дима пошли по глубокой промоине ручья, а мы с Сашей - верхами. Связь держали по рациям.



Потом и мы с Сашей разделились. Он шел ниже, я выше. Шла работа по обнаружению места падения. Наткнулся в зарослях на гнездо.



Его хозяйка, жутко меня обругав, улетела. А в самом гнезде были первые предвестники удачи. Четыре очень красивых яичка. Четыре яйца, четыре искателя - чем не примета! sovok



Заработала рация. Слава сообщил, что они ниже нас по промоине-ручью, и им начали попадаться первые фрагменты самолетного дюраля. С трех сторон, мы сходились к месту аварии. Тут и мне начали попадаться фрагменты, а чуть ниже, в ручье, уже кричал мне Саша: "Есть детали"! Место было обнаружено. Началась работа.



Получилось, что на саму точку, где разбился самолет, первым вышел я. Саша чесал ручей, а с низу, только подходили Дима и Слава. Пошло крупное железо и фрагменты.



Части редуктора, обшивки, и... опять в куски разбитая бронеспинка пилота.
Как выяснилось, после предварительного осмотра местности и фрагментов, самолет был истребителем ЛаГГ-3, и падал он со стороны Шаумяна, врезавшись в крутой склон оврага.
Самолет горел еще в воздухе, потом на земле. Сгоревшие тормозные колодки, куча оплавков, горелой дельта-древесины, подорванные пожаром розочки гильз ШВАКа и пулемета Березина...
Мы начали извлекать фрагменты, а у кстати протекающего рядом ручья, возился Саша - отмывал и очищал детали. Шел поиск номера самолета.



Я вкапывался в край самой заплывшей воронки на склоне. По закону какой то странной подлости, наверху оврага, лесозаготовители спилили бук. И часть его ствола и крона, рухнули именно на место падения, перекрыв воронку, и очень затрудняя и без того не легкую работу. Ни пилы, не топора у нас не было.



Вот так выглядит часть самой воронки. Детали приходилось вытаскивать подкапываясь под ствол, да обрубая особенно назойливые ветки лопатами. По фрагментам с поверхности было видно, что остатки самолета рубились на части, для вывоза в металлолом. Сколько так утрачено самолетов, пилотов, имен, из-за банального стяжательства...
Но при таком ударе, было еще очень много фрагментов в земле, а крупные узлы, еще наверняка покоятся на серьезной глубине. Предстоят дополнительные выезды и работы.
Копаясь в ручье, обнаружили мосинскую трехлинейку.



Забегая вперед скажу, что мы ее вынесли из леса, но внизу, в лесопилке, за "спасибо" и понимая ситуацию, местный работник пропилил болгаркой ствол находки вдоль. Хоть и выстрелить из этих остатков оружия было не возможно, но нам предстояло везти ствол в город, и конфликты с законом в наши планы не входили. Теперь, после очистки и консервации, дополнительного "обезвреживания", оружие советского бойца займет свое место в музее.
А наша работа продолжалась. МД были отложены в сторону - работать ими уже было не возможно, снятый верхний слой земли "звенел" многочисленными фрагментами. Началось ручное просеивание.
И пошли находки не веселые. Оплавленная пуговица, одна, а потом вторая пряжка подвесной системы парашюта, мембрана с наушников шлемофона. Эти находки косвенно подтверждали гибель пилота.





Работающий рядом Саша выкапывает кусок алюминиевого блока двигателя и уходит с ним к ручью. Через минуту (удача с нами!), раздается его радостный вопль: "Есть номер!!! Полный!!!"
Да. Удача, действительно была велика. Найти именно ту часть блока мотора, где был выбит номер.



Из соображений некоей приватности, пока не завершится документальная и архивная работа, я скрыл часть цифр номера, а также (пока!) не выкладываю район падения и координаты.
Но думаю, результаты будут уже сегодня. Данные по самолетам погибшим в этом районе есть.
Ждем Жеку, ждем Сашу, с полной информацией по самолету.
Спасибо ребятам за прекрасный выезд и отличную работу. sovok
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 24 апр 2014 18:48 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender, Жека, alex green 1945, Фёдор

Крылья войны 24 апр 2014 19:00 #2

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2617
  • Спасибо получено: 4703
  • Репутация: 176
Молодцы!
Мне сегодня тоже сообщили местные жители об обнаружении в районе Абинска места падения советского истребителя, предположительно Як-1б, и останков пилота.
В воскресение собираемся поработать на месте падения.
От Вас ждем номера мотора. Пока предварительно Саня сказал, что этот мотор в нашей базе есть, самолет из 246 ИАП.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 24 апр 2014 19:48 #3

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2617
  • Спасибо получено: 4703
  • Репутация: 176
Скорее всего пилот остался жив. По 246 ИАП у нас есть привязки самолетов и моторов ко всем погибшим пилотам. На ЛАГГ-3 с таким номером самолета и мотора погибших пилотов не числится. Известно, что самолет поступил 21.09.1942 г. в 246 ИАП с завода НКАП № 31 в г. Тбилиси. Будем пытаться установить кто же из наших авиаторов воевал на этом самолете.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 24 апр 2014 20:05 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
В сентябре? Тогда место падения уже должно было быть на оккупированной территории. У нас была версия, что к месту падения, раз не было немцев, поспешили местные жители. Дело в том, что на одной из второстепенных табличек с узлов, была дата - июль 1942 года.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 24 апр 2014 20:08 #5

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2617
  • Спасибо получено: 4703
  • Репутация: 176
Самолет упал на территории, контролируемой нашими войсками, но насчет местных жителей это маловероятно, их там попросту не было. В нескольких сотнях метров проходила передовая.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 24 апр 2014 21:11 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Собрал видео с нашего сегодняшнего выхода.

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: alex green 1945

Крылья войны 25 апр 2014 09:51 #7

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2617
  • Спасибо получено: 4703
  • Репутация: 176
При всем богатстве выбора другой альтернотивы, кроме лейтенанта Патрина А.В., нет.
06.10.1942 г. зам. командира эск. Лейтенант Патрин А.В. был сбит в воздушном бою, выпрыгнув с парашютом в р-не Шаумян, возвратился в часть 08.10.42 г.
Подозреваю, что это Патрин Александр Васильевич, 1918 г.р., уроженец Тамбовской области.
В феврале 42-го года за бои на Южном фронте в составе 248 ИАП был награжден орденом Красного Знамени. С марта 43-го перегонял самолеты из Ирана в составе 6-го авиационного перегонночного истребительного полка, за что был еще награжден медалью "За боевые заслуги" и орденом "Красная Звезда".
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Крылья войны 25 апр 2014 20:00 #8

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2617
  • Спасибо получено: 4703
  • Репутация: 176
Нашел информацию только об одном пилоте люфтваффе заявившем 06.10.1942 г. о сбитом им ЛАГГ-3 под Туапсе
06.10.42 Hptm. Siegfried Simsch 5./JG 52 LaGG  95 734 at 2.000 m. 12.30

Родился 06.09.1913 г. в г. Позен (ныне г. Познань, Польша). С 01.04.1936 г. лейтенант Зигфрид Симш служил в I./JG134 (с 01.11.1938 г.-1./а С142, а с 01.05.1939 г.-1./Ю76). Затем в начале Второй мировой войны его перевели в учебный полк Люфтваффе. Осенью 1940 г. он прибыл в 5./JG52 и 14.02.1941 г. одержал первую победу. Затем 7 сентября обер-лейтенант Симш был назначен командиром 5./JG52. К концу 41-го года немецкий летчик имел на счету уже 20 побед. 29.05.1942 г. его Bf-109F был сбит в бою, и Симш, получив ранение, выпрыгнул с парашютом. 1 июля после 45-ти побед он был награжден Рыцарским Крестом. 6 октября на счету гауптмана Симша был «ЛаГГ», 10 октября - еще один «ЛаГГ», на следующий день И-153, 22 октября — И-16, а 26 октября - Ла-5. Сбив днем 29 октября в одном бою два «ЛаГГа», он достиг рубежа в 50 побед. На следующий день он снова в одном бою сбил пару «ЛаГГов» — как оказалось, это был его последний успех на Восточном фронте.
4 ноября его Bf-109G-1 W.Nr.13711 был подбит в бою и во время вынужденной посадки потерпел авариию. Симш получил серьезные травмы, и из-за повреждения позвоночника врачи' затем длительное время запрещали ему летать. Осенью 1943 г. его назначили командиром 10./JG11. В мае 1944 г. немецкий ас записал на счет еще два самолета союзников. Затем 1 июня Симш возглавил I./JG11. Спустя всего неделю — 8 июня — его FW- 190А-8 W.Nr.730448 в бою с Р-51 был сбит в районе г. Витре, в 34 км восточнее г. Рен, Франция, и Симш погиб. Всего он совершил около 400 боевых вылетов.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 25 апр 2014 20:17 #9

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2617
  • Спасибо получено: 4703
  • Репутация: 176
А вот документ, подтверждающий факт установки мотора М-105ПФ № 3-697 на саомолет ЛАГГ-3 № 2506



Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender, alex green 1945

Крылья войны 25 апр 2014 20:44 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Браво, Жека. Отличная работа. Так и закрашиваются белые пятна в истории войны.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека

Крылья войны 26 апр 2014 19:27 #11

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2617
  • Спасибо получено: 4703
  • Репутация: 176
Ну так мы привыкли доводить любую работу до конца и выжимать максимум из ситуации.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 26 апр 2014 20:42 #12

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2251
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Кажется я что-то пропустил? ecc Физически вечером просто не успевал обработать фото и выложить на сайте. Утром в 03.00 ночи выехал в Алтубинал на новое место падения самолёта.
Ну, Жека уже всё изложил, осталось добавить несколько штрихов и фото


Последнее редактирование: 26 апр 2014 21:38 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 26 апр 2014 20:46 #13

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2251
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Ещё фото










Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека

ЛаГГ-3 лейтенанта Патрина 16 мая 2015 09:18 #14

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Письмо внучки лейтенанта:

Патрин Александр Васильевич (летчик - испытатель, истребитель), мой дедушка!Родом из Рассказова,Александр Васильевич в 1937году окончил Рассказовский филиал Тамбовского аэроклуба и вскоре по путевке комсомола был направлен в одну из армейских школ летчиков.После учебы в звании младшего лейтенанта Патрин стал инструктором резервного истребительного полка. На второй день после нападения гитлеровцев на нашу страну этот полк вступил в бой с немецкими самолетами.

Затем Патрин служил в 148-м истребительном авиаполку на Северо-Кавказском фронте. Однажды полк получил задание сопровождать наших бомбардировщиков, летавших бомбить скопление немецких войск под Таганрогом. Но неожиданно их встретили истребители противника. Оказавшись по ходу боя оторванным от своих А.В. Патрин один вступил в схватку с четырьмя вражескими стервятниками. Они изрешетили очередями советский истребитель, но отважный лётчик не растерялся. Он пикировал, пропустил один из немецких самолетов вперед и открыл по нему мощный огонь. Противник был сбит, затем та же участь постигла еще один вражеский истребитель. Машина Патрина потеряла управление, но все же ему удалось приземлиться в расположении своих войск. За этот бой Александр Васильевич был удостоен первого ордена Красного Знамени.

Шел 1942-й год Патрин как командир эскадрильи сопровождал наших штурмовиков в район Кавказского хребта. И вновь завязался жаркий бой с неожиданно налетевшим противником. Одна атака шла за другой. Одна плоскость истребителя Патрина была отстреляна, и он стал стремительно падать в горную долину. Летчик повис на парашюте. Еще мгновение, и самолет врезался в гору, взорвавшись. Советские бойцы, летевшие в Александром Васильевичем, которым не смотря на схватку с противником, удалось прорваться и выполнить боевое задание, вернувшись на свой аэродром, доложили командованию, что Патрин погиб. Никто не знал, что ему удалось СПАСТИСЬ и УКРЫТЬТСЯ. С помощью местного населения А.В. нашел дорогу, подлечился. Какова же была радость товарищей, когда они через неделю вновь увидели друга, считавшегося погибшем. Так Патрин, можно сказать, второй раз родился на свет. И - снова в бой.

За время своего участия в Великой Отечественной войне Александр Васильевич совершил:

- около трехсот боевых вылетов;

- провел 69 воздушных боев;

- лично сбил шесть самолетов противника и четыре самолета в группе;

- сам четыре раза горел в воздухе, но ранений не имел.

Патрин А.В. имеет 14 правительственных наград. В том числе:

- два дрдена Красного Знамени;

- два ордена Красной Звезды;

- две медали за боевые заслуги;

и восемь разных медалей.

В 1956 году патрин А.В. закончил службу в рядах Советской Армии по состоянию здоровья в звании подполковника должности заместителя командира авиационной дивизии.

Затем работал на разных предприятиях Тамбова, а последние перед пенсией годы был старшим диспетчером производственного отдела объединения "Ревтруд".

Умер 2 февраля 1984 года от острого лейкоза крови.

У Александра Васильевича две дочери,три внучки и четыре правнука. Все мы его помним,любим и гордимся им!
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека, Алекс21, alex green 1945, Фёдор

ЛаГГ-3 лейтенанта Патрина 05 мая 2017 21:21 #15

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2617
  • Спасибо получено: 4703
  • Репутация: 176
Фото Патрина из семейного архива

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70

Крылья войны 06 мая 2017 00:10 #16

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2251
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Как ни прискорбно осознавать факт ошибки в первоначальном определении принадлежности обломков и фамилии лётчика, летавшем на этом самолёте, лучше это сделать сейчас.
Ошибка произошла из-за недостатка информации по 246 ИАПу и моего небольшого опыта.
Тему надо переименовывать - это самолёт не замком эскадрильи 246 ИАПа лейтенанта Патрина А.В., сбитого 06.10.42 года.
Это самолёт ком. звена 246 ИАПа мл. лейтенанта Стародубцева В.М. погибшего на следующий день - 07.10.42 года.

В самом начале этого поста на фотографиях есть D-образная и регулировочная пряжки от парашютной аммуниции. Они то и не давали мне покоя. Когда такие пряжки находят на МП - это 100% гарантия того, что лётчик погиб с боевой машиной. Я высказал свои сомнения по этому поводу нашему гуру - Жеке, стал более тщательнее присматриваться с к тем немногочисленным архивным данным, которыми располагаю. Очередной выезд на МП всё расставил на свои места: были ещё найдены несколько предметов, которые подтвердили мое предположение - лётчик погиб вместе с самолётом.
Несколько фото


Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 06 мая 2017 00:26 #17

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2251
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Пряжки от парашюта, гильза без капсюля от ТТ, язычок от молнии с комбинезона, две заклёпки с него же и пуговица - это всё что осталось от лётчика.
Выписка из боевого донесения 246 ИАП:

7.10.42 г. При сопровождении штурмовиков ИЛ-2 в р-не ст. Хадыженская, Навагинская 4 самолета ЛАГГ-3 вели воздушный бой с 6 «Ме-109ф» на Н-3000 м. Во время атаки 2 «Ме-109» подбиты. 1 с-т ЛАГГ-3 – летчик – командир звена мл. лейтенант Стародубцев Василий Макарович сбит, – самолет ударился о землю и загорелся (летчик – предположительно погиб).

На МП удалось определить направление падения самолёта - со стороны п. Шаумян. О том что самолёт горел - свидетельствует пятно горелой земли где-то 5 на 5 метров и глубиной в некоторых местах до 30 см. Красноречиво свидетельствуют об этом также и найденные горелые фрагменты обшивки и мотора - так называемые "оплавыши". Ещё два факта, подтверждающие события, описанные в документах. Хотя надо отметить, что не всегда факты, указанные в документах имеют свое подтверждение в находках на земле.
Но здесь сошлись три момента в одну картину - которые подтвердились четвёртым моментом: из 246 ИАПи оставался не найденным только один погибший летчик - Стародубцев В.М.





Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Benja70

Крылья войны 06 мая 2017 00:50 #18

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2251
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
А самолёт лейтенанта Патрина А.В. давно найден и разграблен. Но нашим ребятам во главе с админом Лёхой удалось вывезти из леса то немногое, что от него осталось. Ребята ещё как раз собираются туда съездить.
Подтверждением будет отсутствие останков лётчика и парашютной системы на МП.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 06 мая 2017 00:53 #19

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2251
  • Спасибо получено: 681
  • Репутация: 43
Тему находки обломков самолёта Патрина А.В. считаю необходимым выделить в отдельный материал.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 06 мая 2017 01:09 #20

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Да переименовать тему то не долго. Возникает резонный вопрос. Почему буквально просеивая землю на МП, мы не обнаружили ни единого костного фрагмента?
Это раз.
Два - место падения ЛаГГа с которого вывезено вооружение и стойки еще не отработано. И говорить что там найдется - пока преждевременно. Как и делать окончательные выводы.
Три. Оплавленный плекс, поднятый фактически с поверхности, а не с 3-х метровой глубины - это тоже не факт, что самолет горел. За прошедшие 70 лет было сотни лесных пожаров.
Четыре. Не было там никакого сплошного горелого слоя. Земля, как земля. Кроме того, самолет и свои спалить могли, согласно действовашему приказу об уничтожении техники при отступлении.
В этом случае, мы будем иметь и полный букет, описанный выше. Вплоть до горелых тормозных колодок. Тем более, действительно, согласно пехотным схемам БД, в трех сотнях метров была наша передовая.
Когда такие пряжки находят на МП - это 100% гарантия того, что лётчик погиб с боевой машиной...

И это не факт. И об этом уже говорилось.
Например:
- жесткая посадка, летчик хотел посадить машину, или не мог выпрыгнуть. Остался жив. Пристяжные ремни, как и ремни парашюта, могут и расстегивать, а могут просто и обрезать. Либо сам летчик, либо прибывшая на место аварии пехота.
- летчик был ранен, без сознания, но при падении самолета остался жив.
- заклинило фонарь. Тут уж вертись - а машину сади.
И еще с десяток возможных вариантов, которые случались на войне, и о которых мы даже не подозреваем.

А если говорить о жестких посадках вообще, то сами летчики отмечали в своих воспоминаниях, и статистика военная (был такой обзор в сети), говорит однозначно о том, что выживаемость при приземлении именно ЛаГГов, с их клееным деревянным не убиваемым корпусом, была в разы выше, чем у самолетов серии "И", Яков, Ла и прочих каркасных.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 06 мая 2017 01:49 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: Жека