Сегодня мы нашей дружной компанией выехали в горы, на место падения советского самолета.
Как всегда, покинув асфальт, мой легкий танк месил разбитые колеи лесных дорог, богато сдобренные лужами и грязью, после прошедших дождей.
Наконец мы у района поиска. Машина оставлена, началось продирание сквозь заросли на крутеньком подъеме.
Четверка наша, разбилась на пары, чтобы по сигналам от фрагментов выйти на непосредственное место падения. Слава и Дима пошли по глубокой промоине ручья, а мы с Сашей - верхами. Связь держали по рациям.
Потом и мы с Сашей разделились. Он шел ниже, я выше. Шла работа по обнаружению места падения. Наткнулся в зарослях на гнездо.
Его хозяйка, жутко меня обругав, улетела. А в самом гнезде были первые предвестники удачи. Четыре очень красивых яичка. Четыре яйца, четыре искателя - чем не примета!
Заработала рация. Слава сообщил, что они ниже нас по промоине-ручью, и им начали попадаться первые фрагменты самолетного дюраля. С трех сторон, мы сходились к месту аварии. Тут и мне начали попадаться фрагменты, а чуть ниже, в ручье, уже кричал мне Саша: "Есть детали"! Место было обнаружено. Началась работа.
Получилось, что на саму точку, где разбился самолет, первым вышел я. Саша чесал ручей, а с низу, только подходили Дима и Слава. Пошло крупное железо и фрагменты.
Части редуктора, обшивки, и... опять в куски разбитая бронеспинка пилота.
Как выяснилось, после предварительного осмотра местности и фрагментов, самолет был истребителем ЛаГГ-3, и падал он со стороны Шаумяна, врезавшись в крутой склон оврага.
Самолет горел еще в воздухе, потом на земле. Сгоревшие тормозные колодки, куча оплавков, горелой дельта-древесины, подорванные пожаром розочки гильз ШВАКа и пулемета Березина...
Мы начали извлекать фрагменты, а у кстати протекающего рядом ручья, возился Саша - отмывал и очищал детали. Шел поиск номера самолета.
Я вкапывался в край самой заплывшей воронки на склоне. По закону какой то странной подлости, наверху оврага, лесозаготовители спилили бук. И часть его ствола и крона, рухнули именно на место падения, перекрыв воронку, и очень затрудняя и без того не легкую работу. Ни пилы, не топора у нас не было.
Вот так выглядит часть самой воронки. Детали приходилось вытаскивать подкапываясь под ствол, да обрубая особенно назойливые ветки лопатами. По фрагментам с поверхности было видно, что остатки самолета рубились на части, для вывоза в металлолом. Сколько так утрачено самолетов, пилотов, имен, из-за банального стяжательства...
Но при таком ударе, было еще очень много фрагментов в земле, а крупные узлы, еще наверняка покоятся на серьезной глубине. Предстоят дополнительные выезды и работы.
Копаясь в ручье, обнаружили мосинскую трехлинейку.
Забегая вперед скажу, что мы ее вынесли из леса, но внизу, в лесопилке, за "спасибо" и понимая ситуацию, местный работник пропилил болгаркой ствол находки вдоль. Хоть и выстрелить из этих остатков оружия было не возможно, но нам предстояло везти ствол в город, и конфликты с законом в наши планы не входили. Теперь, после очистки и консервации, дополнительного "обезвреживания", оружие советского бойца займет свое место в музее.
А наша работа продолжалась. МД были отложены в сторону - работать ими уже было не возможно, снятый верхний слой земли "звенел" многочисленными фрагментами. Началось ручное просеивание.
И пошли находки не веселые. Оплавленная пуговица, одна, а потом вторая пряжка подвесной системы парашюта, мембрана с наушников шлемофона. Эти находки косвенно подтверждали гибель пилота.
Работающий рядом Саша выкапывает кусок алюминиевого блока двигателя и уходит с ним к ручью. Через минуту (удача с нами!), раздается его радостный вопль: "Есть номер!!! Полный!!!"
Да. Удача, действительно была велика. Найти именно ту часть блока мотора, где был выбит номер.
Из соображений некоей приватности, пока не завершится документальная и архивная работа, я скрыл часть цифр номера, а также (пока!) не выкладываю район падения и координаты.
Но думаю, результаты будут уже сегодня. Данные по самолетам погибшим в этом районе есть.
Ждем Жеку, ждем Сашу, с полной информацией по самолету.
Спасибо ребятам за прекрасный выезд и отличную работу.