Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Дб-3Ф, Гутников

Крылья войны 15 окт 2013 22:15 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Ну и еще одна история на сегодня.
Еще в мае 2012 года на одном из Сочинских интернет-сайтов я нашел информацию о месте падения советского самолета на территории Кавказского биосферного заповедника в районе пос. Бабук-аул. На протяжении нескольких месяцев предпринимались безуспешные попытки найти проводника, который смог бы вывести нас в нужное место, но все было тщетно, пока судьба не свела меня с замечательным человеком, заместителем директора заповедника Романом Зиноновичем Холод. Всего несколько часов понадобилось ему, чтобы найти среди сотрудников заповедника человека видевшего в горах обломки самолета.
В середине августа состоялась первая разведывательная экспедиция к месту падения. Крупные фрагменты самолета были хаотично разбросаны по склону горы и находились в том же положении, что и 70 лет назад. Большую роль в этом сыграло то обстоятельство, что доступ на территорию заповедника ограничен, и место падения не подверглось разграблению сборщиками металлолома. В течение часа нам удалось установить тип самолета, его номер и номер одного из моторов. Самолет оказался советским дальним бомбардировщиком Дб-3ф, применявшимся как в частях ВВС Черноморского флота в качестве торпедоносца, так и в дальней бомбардировочной авиации, в частности в 81 ДБАП 50 авиадивизии дальнего действия и 6 ДБАП 132 БАД. На месте падения было обнаружено одно крыло со стойкой шасси и мотором М-88Б № 882246. Второго крыла среди обломков самолета обнаружено не было, вероятно оно оторвалось от фюзеляжа несколькими мгновениями раньше и упало где-то в стороне. Но и собранной информации уже было достаточно, чтобы начать работы в архиве по установлению имен и судьбы членов экипажа.
По возвращении домой нами были подготовлены и направлены запросы с Центральный архив министерства обороны и Центральный военно-морской архив. Участниками экспедиции было принято решение после установления имен экипажа, вернуться на гору и установить в память о них небольшой обелиск. Но время шло, и с ним таяли шансы завершить начатую работу в текущем году: приближалась осень, а с ней дожди и неотвратимость переноса основной экспедиции на следующий год. Каждый день я заглядывал в почтовый ящик в надежде обнаружить там долгожданный конверт, но ящик был пуст. В середине октября мы оказались перед выбором: проводить экспедицию сейчас или переносить на весну, дальше тянуть было нельзя, прогноз погоды не сулил ничего утешительного, до сезона дождей оставалась неделя, а потом ляжет снег и все! В этой ситуации было принято решение использовать время по максимуму, 20 октября группа наших сочинских коллег совершила повторное восхождение к месту падения самолета, и как оказалось не зря. На склоне горы, среди обломков фюзеляжа, им удалось обнаружить затянувшуюся от времени и оползней воронку в месте удара бомбардировщика о землю. На глубине 1.5 метра, из скального грунта были извлечены останки четырех летчиков, их личные вещи, парашюты и самое главное орден «Красная Звезда» № 27263.
На следующий день, спустившись в долину, и едва добравшись до участка, где работает сотовая связь, участники экспедиции передали информацию о находке нашим коллегам в Москву, и уже вечером 21 октября было известно имя владельца ордена и его боевых товарищей.
Выписка из Приказа № 0196 от 13.02.1942 г. командующего войсками Крымского фронта.
«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю:
Орденом «Красная Звезда»
28. Штурмана звена 6 дальнебомбардировочного авиационного полка 132 авиационной дивизии дальнего действия старшину Лаврова Ивана Павловича.
Являясь участником Великой отечественной войны против германского фашизма в боях за освобождение советского Крыма, старшина Лавров в качестве штурмана произвел 12 боевых вылетов по разгрому войск, средств вооружения и самолетов на аэродромах противника.
Тов. Лавров будучи отлично подготовленным штурманом на деле преданным делу Ленина-Сталина, Социалистической родине и ее народу, как патриот не считаясь с условиями погоды и временем суток всегда идет в бой, своим мужеством, отвагой, безудержностью бить противника, воодушевляя свой экипаж на отвагу и геройство.
С 12-ти боевых вылетов тов. Лавров 5 вылетов провел в качестве ведущего штурмана звена и 2 вылета в сложных метеоусловиях. Всегда самолеты приводил точно на заданную цель, с успешным выполнением задания без потерь приводя на свой аэродром.
За это время сброшено бомб по целям: 30 ФАБ-100, 70 ФАБ-50, 3 ФАБ-250 и 2 РРАБ-3. Характерными боевыми эпизодами являются 07.12.41 года после бомбардировки войск противника в районе Николаевки самолет был атакован истребителями противника Ме-109 и обстрелян сильным зенитным огнем артиллерии. Умелым и ловким маневрированием и метким огнем своего пулемета атака стервятников была отбита, самолет и экипаж вернулся на свой аэродром без потери боевого экипажа и пробоин матчасти.
03.01.42 года при выполнении боевого приказа в трудных метеоусловиях самолет оторвался от строя, но благодаря мужеству штурмана и умению летать в сложных метеоусловиях цель была уничтожена, самолет вернулся на свой аэродром.
19.01.42 года так же успешно в сложных метеоусловиях произвел два боевых вылета по уничтожению войск противника по дорогам Сарыголь, Феодосия. За отличную боевую работу имеет ряд благодарностей от командования. Своей умелой и самоотверженной боевой работой увлекает товарищей на боевые подвиги перед родиной. С презрением относится к смерти. Тонны металла и шквал пулеметного огня ежедневно обрушивает на головы и технику врага – германских оккупантов.
За проявленные мужество и отвагу старшина Лавров достоит Правительственной награды орденом «Красная Звезда».
Оперативная сводка № 64 штаба 132 БАД, ст. Кореновская, 19.06.42 г., 06.00:
«1. Дивизия в течение ночи парами и одиночными самолетами уничтожала войска и огневые средства противника в дер. Камары и в долине на участке Бельбек, ж.д. мост (что восточнее Бельбек 3 км).
2. 6 ДБАП в период 22.35-22.55 18.06.42 г., Н=1800-2000 м уничтожал войска и огневые средства противника в долине на участке Бельбек и ж.д. мост, что восточнее 3 км Бельбек.
Произведено 7 самолето-вылетов, летало 7 самолетов, налет 26 часов.
Израсходовано: 40 ФАБ-100, 30 ФАБ-50, 3 РАББ-3, 8 ЗАБ-50.
Отмечено 2 прямых попадания по танкам, стоящим в 3 км восточнее Бельбек, 3 попадания по арторудиям на позиции у ж.д. моста, там же наблюдалось два больших взрыва, предположительно взорваны склады боеприпасов. Наблюдали интенсивную перестрелку артиллерии во всем районе в южном и западном направлениях. Обстреляны ЗА и ЗП во взаимодействии с прожекторами.
Один экипаж в составе летчика – мл. лейтенанта Гутникова, штурмана – старшины Лаврова, стрелка-радиста – сержанта Савенкова, второго стрелка – мл. сержанта Басилия с боевого задания не возвратился, приняты меры розыска».
По документам безвозвратных потерь 6 ДБАП значится:
«18.06.42 года не вернулись с боевого задания:
1. Гутников Петр Дмитриевич, 1920 г.р., младший лейтенант, командир звена 6 ДБАП, уроженец Орловской обл., Новозыбковский район, с. Деменка. Сестра - Гутникова Вера Дмитриевна, проживала по месту рождения учтенного.
2. Лавров Иван Павлович, 1919 г.р., старшина, стрелок-бомбардир 6 ДБАП, уроженец Орловская обл., Кромский район, д. Сухачево. Отец - Лавров Павел Иванович, проживал по адресу Ворошиловоградская обл., г. Рубежанск, ул. Серно-Кислотная, д. 46.
3. Савченко Петр Федорович, 1913 г.р., сержант, стрелок-радист 6 ДБАП, уроженец Орловская обл., г. Брянск, ул. Васильева, д. 139, кв. 5. Сестра - Савенкова Александра Федоровна, проживала по месту рождения учтенного.
4. Басилия Рожден Герасимович, 1919 г.р., младший сержант, воздушный стрелок 6 ДБАП, уроженец Чекатурского района, с. Хадистави. Отец - Басилия Герасим, проживал по адресу г. Батуми, ул. Маркса, д. 51».
Можно только догадываться о том, что стало причиной гибели экипажа. Тем не менее, попытаемся восстановить возможный ход событий. Вечером 18 июня 1942 года экипаж младшего лейтенанта Гутникова вылетел для выполнения боевого задания по бомбардировке объектов противника вблизи Севастополя в районе Бельбек. Как сказано в оперативной сводке 132 БАД, наши бомбардировщики подверглись обстрелу зенитной артиллерии противника. Вероятно, именно в этот момент был тяжело ранен, либо погиб штурман Лавров, поскольку только этим обстоятельством можно объяснить то, что самолет Гутникова после бомбометания оторвался от остальной группы и взял курс совершенно в другую сторону от аэродрома базирования. Старшина Лавров был одним из лучших штурманов полка, имел опыт боевой работы в сложных метеоусловиях и не мог допустить такой ошибки, а следовательно, находился в бессознательном состоянии и не мог помочь своим товарищам.
Если измерить расстояние от Севастополя до Кореновска, то оно в точности совпадет с расстоянием от Севастополя до места обнаружения обломков самолета. Этот факт позволяет предположить, что командир, определив по приборам пройденное от цели расстояние начал снижение для захода на посадку на свой аэродром, но не учел ошибку в курсе и то, что вместо равнинной степной местности окажется в горах Главного Кавказского хребта, в результате чего в темное время суток допустил столкновение с горой.
По «горячим следам» в течение пары дней удалось разыскать родственников командира экипажа младшего лейтенанта Гутникова и воздушного стрелка сержанта Басилия. А вот с поисками родственников Лаврова и Савченко дело обстояло гораздо сложнее, пришлось задействовать телевидение Орловской и Брянской областей, участковых уполномоченных полиции по месту их жительства, и в конечном итоге это принесло желаемый результат: были найдены родственники старшины Лаврова и сержанта Савченкова.
В это же время пришел ответ из Центрального военно-морского архива, в котором как нам уже было известно, содержалась информация об отсутствии таких номеров самолета и мотора в книгах учета ВВС Черноморского флота. И кто знает, сколько бы еще времени могло понадобиться на установление имен экипажа, если бы на месте падения не был обнаружен орден.
Накануне Дня защитника Отечества 20.02.2013 г. в г. Сочи состоялось торжественное захоронение останков членов экипажа Дб-3Ф, спустя более чем 70 лет, возвратившихся из боевого вылета. В захоронении приняли участие родственники всех четверых летчиков, приехавшие в Сочи из Грузии, Украины и Брянской области России. Эти люди ранее небыли знакомы, но глядя на них в этот момент казалось, что нет на свете более близких друг другу людей. Хочется верить, что это событие объединившее их станет налом настоящей долгой дружбы семей русских, грузин и украинцев, вопреки всем политическим разногласим, существующим между нами государствами.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 15 окт 2013 23:02 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Я видел фотоотчет с этой экспедиции. Его опубликовал на другом ресурсе, один из ее участников - Костя (Kalev), наш форумчанин. Значит, это вы разрабатывали этот самолет, и искали имена летчиков...
Еще до того, Женя, как мы установили с тобой контакт, я хотел написать на сайте, об этом эпизоде ваших поисков.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека