Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

ЛаГГ-3 ст. с-т Поздняков

Крылья войны 17 мая 2014 19:37 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2421
  • Спасибо получено: 4204
  • Репутация: 171
Предыдущие два дня провели в гостях у друзей в Туапсинском районе. Ну и не смогли усидеть на месте, прогулялись по горам и осмотрели места падения двух самолетов. Первым оказался Ю-87, о котором уже написал Леха.
Сегодня с утра вместо зарядки сбегали на соседнюю гору, где по словам местных упал "мессер".
С первого же сигнала стало понятно, что это самолет отечественного производства, и еще 10 минут чтобы установить, что это истребитель ЛАГГ-3.
Самолет упал в скалы.


Одной из первых находок стал кусок двигателя с выбитыми буквами ПФ, дальше к сожалению, номер был обломан. Но одного этого уже было достаточно, чтобы установить тип двигателя М-105 ПФ.


На месте падения попалось очень много лючков, и на одном из них была приклепана вот такая табличка. Предыдущий опыт работы по авиации подсказал, что такие таблички встречаются исключительно на самолетах типа ЛАГГ-3.


Более детальный осмотр места падения позволил установить, что самолет упал примерно в 10 метрах от скальника в болотистое место.


На глубине примерно 50 см начинался слой синей глины. Извлекаемые из нее фрагменты мотора и обшивки самолета, были как вчера с завода: никаких следов коррозии.


Воронка на месте падения постепенно расширялась и углублялась, но как выяснилось, глубже одного метра обломков уже не было.


Из раскопа на поверхность извлекались обломки мотора, бронеспинки и обшивки фюзеляжа.


Очередной находкой стал карбюратор. Хоть и битый, но в прекрасном сохране металла.


Спидометр


Фрагменты фонаря кабины

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 17 мая 2014 19:38 #2

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2421
  • Спасибо получено: 4204
  • Репутация: 171
К всеобщему удивлению среди обломков самолета с самого дна воронки был извлечен сапог. И это при том, что ни останков пилота, ни парашютной системы обнаружено не было.


И наконец был найден обломок генератора с выбитым на нем номером мотора ПФ3-725


По имеющейся в нашем распоряжении информации, данный мотор был установлен на самолет ЛАГГ-3 № 2518, который убыл с завода НКАП № 31 в г. Тбилиси 22.09.1942 г. в состав 246 ИАП.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender

Крылья войны 17 мая 2014 19:51 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7673
  • Спасибо получено: 3647
  • Репутация: 188
Ого! Красота какая. klass! Ждем продолжения - информации по пилоту.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 17 мая 2014 19:55 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2421
  • Спасибо получено: 4204
  • Репутация: 171
Не смотря на наличие в раскопе сапога, я и остальные участники экспедиции склоняемся к мысли, что пилот остался жив. А исходя из места падения и направления падения самолета, этим пилотом был ст. с-т Поздняков. 07.10.1942 г. он был сбит истребителями противника в воздушном бою в районе Гойтх-Гунайка. Летчик спасся на парашюте, а уже через месяц погиб в районе аэродрома Лазаревская.
Последнее редактирование: 17 мая 2014 19:55 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 17 мая 2014 20:05 #5

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2421
  • Спасибо получено: 4204
  • Репутация: 171
Вот воспоминания об этом бое.
Во второй половине дня 07.10.1942 г. летчикам 246-го авиаполка пришлось выдержать еще более напряженную схватку. Смешанная группа из пяти ЛаГГ-3 этого и двух Як-1 518-го истребительного авиаполка вылетела на прикрытие войск 18-й армии.
Вел группу командир звена младший лейтенант П. М. Камозин. К району патрулирования подошли двумя группами: внизу, на высоте 2000 метров пара Як-1 и на 500–600 метров выше — пять ЛаГГ-3. Связь между группами поддерживалась по радио. В 14 часов 25 минут в десяти километрах восточное села Шаумян была замечена большая группа самолетов: 11 пикирующих бомбардировщиков Ю-87, четыре истребителя-бомбардировщика Ме-110 и шесть прикрывающих их истребителей Ме-109. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке. Пятерка «лаггов» устремилась навстречу вражеским истребителям. Поймав ведущего первой пары немецких истребителей в прицел, Камозин с 200 метров ударил из пушки и пулемета по кабине и мотору самолета противника. Ме-109 опрокинулся и заштопорил к земле. Почти сразу же за ним стал падать и его напарник, сбитый одним из ведомых Камозина, который, не теряя времени, ринулся в атаку на следующую пару Ме-109. Сблизившись с самолетом врага, он меткой очередью сбил его. Тем временем пара «яков» атаковала вставшие в круг для бомбометания Ю-87. Лейтенант С. М. Колесников и старший сержант Ф. Б. Варфоломеев уничтожили по «юнкерсу», но сами были сбиты. В разгар боя к немцам подошло подкрепление: шесть-семь Ме-109 (по другим данным 15–16). Началось то, что летчики называют «собачьей свалкой». Боевой порядок окончательно рассыпался, каждый летчик действовал самостоятельно. Постепенно бой перешел на виражи, где «лагги» имели некоторые преимущества перед Ме-109. После меткого удара Тоичкина заштопорил к земле очередной «мессер», как факел, вскоре вспыхнул другой. Но и нашим летчикам пришлось нелегко. С резким снижением увел в сторону моря свою подбитую машину младший лейтенант А, И. Дагаев, выбросился на парашюте из кабины горящего «лагга» старший сержант К. К. Поздняков.
Вся воздушная схватка продолжалась 10 минут. Несмотря на численное превосходство врага, советские летчики сбили восемь немецких самолетов (шесть Ме-109 и два Ю-87). Три вражеских машины уничтожил Камозин, две — Тоичкин и по одной Варфоломеев, Калмыков и Колесников. Наши потери — четыре самолета.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender

Крылья войны 17 мая 2014 20:26 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7673
  • Спасибо получено: 3647
  • Репутация: 188
Короткий абзац, короткий эпизод войны - один из многих воздушных боев. И уже судьба самолетов, судьба двух пилотов - Дагаева и Позднякова стали известны.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 17 мая 2014 21:13 #7

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2421
  • Спасибо получено: 4204
  • Репутация: 171
Не смотря на то, что по донесениям наших пилотов в воздушном бою принимали участие от 12 до 22 Ме-109, все сбитые ЛАГГи записали на свой счет два пилота JG 52, оба кавалеры рыцарского креста. При этом Barkhorn второй по результативности ас второй мировой войны:
07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG  95 674 at 2.800 m. 13.25 Film C. 2035/I Anerk: X k
07.10.42 Uffz. Werner Quast 4./JG 52 LaGG  95 674 at 2.800 m. 13.26 Film C. 2035/I Anerk: X k
07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG  95 674 at 2.800 m. 13.28 Film C. 2035/I Anerk: X k
07.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn 4./JG 52 LaGG  95 674 at 2.800 m. 13.28 Film C. 2035/I Anerk: X k
07.10.42 Uffz. Werner Quast 4./JG 52 LaGG  95 674 at 2.800 m. 13.35 Film C. 2035/I Anerk: X k
Правда немцы приписали себе один сбитый ЛАГГ.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 18 мая 2014 22:35 #8

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2062
  • Спасибо получено: 559
  • Репутация: 41
LeshaK пишет:
Короткий абзац, короткий эпизод войны - один из многих воздушных боев. И уже судьба самолетов, судьба двух пилотов - Дагаева и Позднякова стали известны.
Поздняков погибнет позже - 15 ноября 1942 года, когда ему удасться взлететь на прикрытие аэродрома Лазаревское вместе с напарником сержантом Митрофановым П.А. Оба будут сбиты в воздушном бою между Лазаревской и Головинкой. Митрофанов спасётся на парашюте, место падения его самолёта найдено, и он идентифицирован по номеру самолёта и номеру двигателя.
Афанасий Тоичкин в боевом вылете 14 декабря 1942 года вместе с напарником Владимиром Кобелякским собъёт Ю-52 над Гунайкой и не вернётся на свой аэродром, т.е. пропадёт без вести. Поиски его ведутся.
Варфоломеев в конце октября 1942 года будет сбит в воздушном бою ещё раз, получит тяжёлое ранение и совершит вынужденную посадку на береговую полосу в районе ст. Шепси. Попадёт в госпиталь, дальнейшая его судьба неизвестна.
Спиридон Калмыков погибнет в этих местах через 4 дня - 11 октября, место гибели неизвестно, его мы также ищем.
Вот судьба некоторых участников того боя.

Хотя если камень поднимать, то вода под него потечёт - сегодня стало известно ещё о двух местах падений советских самолётов, на одном в 1990-х годах были найдены останки лётчика и захоронены позже в братской могиле как неизвестного. Так что будем трудится, и думаю в ближайшем будущем с результатами нашей работы можно будет здесь ознакомиться.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Alexander, Bender, Benja70

ЛаГГ-3 ст. с-т Поздняков 12 окт 2014 21:13 #9

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2421
  • Спасибо получено: 4204
  • Репутация: 171
Фото сержанта Позднякова любезно предоставленное его родственниками.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

ЛаГГ-3 ст. с-т Поздняков 09 дек 2014 12:49 #10

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2062
  • Спасибо получено: 559
  • Репутация: 41
Сегодня по просьбе Жеки выезжал в Б. Кичмай к местному аксакалу, которому в 1942 году было 14 лет. Это он был свидетелем воздушного боя и первым примчался на место падения самолёта ЛАГГ-3 Кости Позднякова. По прошлому с ним разговору он хорошо запомнил лётчика и описал его, так как Позднякова покормили его доме. На опознание я привёз три фотографии погибших в наших краях лётчиков: Ф.Д.Полднева, Н.М.Пшенко и К.К.Позднякова. В таком порядке и показывал - результат 100% - дедушка четко указал на фото Кости и добавил: "Вот, это он, лицо узкое, худенький, с рыжеватыми волосами, на немца похож..."
Информация из его рассказа совпала с известной мне информацией почти на 100%. И место боя, и количество самолётов, и направления падения самолёта и место приземления Позднякова - всё совпало с действительностью. Нового я узнал только то:
1) что когда он прибежал на место падения и нашёл сильно разбитый самолёт, у него в памяти отложилось вид кресла пилота с бронеспинкой и ОБРЕЗАННЫМИ на уровне пояса брезентовыми ремнями, он подумал, что когда лётчик покидал самолёт, то обрезал их ножом. Пришлось рассказать дедушке, что это часто делали на аэродромах.
2) лётчика искали всем селом, (а он вышел к ним уже после обеда), и вечером, когда уже стемнело за ним приехало больше десяти военных, вооружённых человек из погранотряда, стоявшего в Головинке, т.е. сотрудников НКВД...

На этом следы К.К.Позднякова теряются: он не вернулся на аэродром базирования в п. Лазаревское, как это было 10 октября 1942 года:

«Начальнику штаба 236 ИАД
Боевое донесение № 07 246 ИАП 11 октября 1942 г. 16.00. Карта 1:500000
Аэродром Адлер
[2 вылета]
...2й Вылет: 13.55 – 14.55 4 самолета на прикрытие наземных войск в районе Шаумян, ст. Навагинская ....

...Результаты боя: сбито 5 «Ме-109ф» и 1 «Ме-110», наши потери – не вернулось 2 экипажа капитан Федоров Петр Демидович и ст. сержант Колмаков Спередон Павлович.
...Погода в районе действий хорошая. Боеготовность на 12 октября 4 самолета.
10 октября 1942 г вечером возвратился летчик сержант Поздняков КК, который был сбит 7.10.1942г.».

когда его сбили в первый раз, и обломки его ЛАГГ-3 мы нашли в этом году на г.Гейман.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender
Модераторы: Жека