Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

ЛаГГ-3 лётчик Проценко

Крылья войны 09 окт 2013 23:11 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
С высокой долей вероятности, самолет упал в 1942 году. Не далеко от места падения , перед началом Туапсинской оборонительной операции, был в сжатые сроки отстроен аэродром, в поселке Агой. Хоть и аэродром прикрывала зенитная артиллерия, но преобладающие в воздухе силы Люфтваффе частенько наносили бомбовые удары по аэродрому, и сбивали взлетающие самолеты.
Вероятно, "наш" самолет, был одним из подбитых после взлета. Осмотр местности, характер разброса остатков, говорит о том, что самолет ударился об землю не по касательной, а под тупым углом. На месте падения - воронка, вытянутая в сторону крутого склона. О силе удара, и угле падения, говорит расколотая на несколько частей бронеспинка пилота.
Остался ли жив летчик? Успел ли выпрыгнуть? Хотелось бы верить что да. Однако, найденная на месте падения пряга-застежка, была опознана на одном из форумов, как часть подвесной системы парашюта...
Не далеко от места падения, находились землянки - укрытия от бомбежек, жителей нашего города, прятавшихся в загородных ущельях. Наверняка, те, кто жил в землянках осень и зиму 1942 года, видели падение самолета.
Остатки самолета рассеяны по очень крутому и заросшему склону, поиски и осмотр затруднительны.
Стас ранее, нашел одно из шасси и педальный узел, передал нашим поисковикам, в "Рубеж". Удалось ли им узнать, что это был за самолет, узнать судьбу летчика? Спрошу, если есть информация - выложу.
И еще фото с нашего выхода.














История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 09 окт 2013 23:13 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 16 окт 2013 20:55 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Вот, обещанные фото из музея. Геннадий оказался очень интересным и сведущим человеком, музей заслуживает отдельной статьи, я этим займусь.
Как я и писал - судьба самолета и летчика неизвестны. Все - из области слухов и рассказов старожилов. По одной версии - летчик успел выпрыгнуть. По другой - он похоронен неподалеку, у развалин довоенного домика. Действительно, там была одинокая могила, давно. Сейчас - (я был на этом месте), ничего обнаружено не было.














Геннадий обещал меня познакомить с Михаилом, человеком, много времени уделяющим войне. Он знает места падения еще двух самолетов. Они в очень труднодоступных местах, по этому, не разрабатывались.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 08 фев 2014 02:04 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 16 окт 2013 21:16 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Про карту мысль отличная! Я ее уже создал. Можно сделать отдельную по Туапсинскому району. По самолету из темы все оказалось просто, куча знакомых деталей: это 100 % ЛАГГ-3. Почти наверняка из 236 ИАД. Уверен, что установление имени пилота и его судьбы это вопрос ближайшего выезда.
Последнее редактирование: 16 окт 2013 21:20 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 16 окт 2013 21:38 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Всегда говорил, что приятно работать с профессионалами. ulybka Вот уже, по деталям, и известно, какой тип самолета разбился в войну...
Жека, как только будет возможность - приезжайте. Обязательно приму участие в выходе. И наши ребята, с проекта, наверняка помогут. sovok
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека

Крылья войны 16 окт 2013 21:56 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Для форумчан. Вот он, ЛАГГ-3.

История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 06 нояб 2013 21:17 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Господа Искатели! В пятницу, к нам прибывает команда по поиску самолетов из Сочи, возглавляемая Александром. Будет проводится работы по обнаруженному нами ЛаГГу.
Все желающие могут принять участие в этом добром деле. sovok
Принимая во внимание пробки со стороны Сочи, время встречи и выхода на место падения самолета, завтра часов в 10-11.
Кто поедет со стороны Краснодара, учитывать, что перед Туапсе, в Агое, идет ремонт моста, и будет существенная пробка. ohoho Во избежание, лучше ехать через Шаумянский перевал.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 08 фев 2014 02:29 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 08 нояб 2013 19:43 #8

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Не взирая на прошедший ночью дождь, мы выбрались на место падения ЛаГГа. Шесть часов раскопок... Подробности позднее, а пока - немного фото. photo















История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 08 нояб 2013 20:10 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Еще фото, видео уже наверное, завтра.









Жека! Сейчас был у человека, у которого были детали. У него только задняя стойка шасси.
Фото сделал. На ней могут быть номера?
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Alexander

Крылья войны 08 нояб 2013 20:57 #10

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
На ЛАГГовских стойках номер самолета не встречал ни разу. Судя по тому, что рассказал Саня, это ЛАГГ из ранних. В 5 ВА таких небыло. Скорее всего самолет из состава 62 ИАП ВВС ЧФ и потерян уже в 1943 году.
Если я прав, то номер самолета будет выглядеть так 3121ХХХХ
Последнее редактирование: 08 нояб 2013 21:17 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 08 нояб 2013 21:27 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Спасибо, Женя, принято. Готово видео с нашего сегодняшнего выхода: КЫНО sovok
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Марта, Alexander, Жека, Benja70

Крылья войны 09 нояб 2013 12:16 #12

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 861
  • Репутация: 120
Наконец и Алексей нашел самолет в своем огороде! klass!















Фотки так себе, но для отчетности годятся.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Alexander, Benja70

Крылья войны 29 дек 2013 19:33 #13

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Номер мотора найденного ЛАГГа 345-2295, он расшифровывается следующим образом: 3 - год выпуска 1943; 4 - четвертый квартал; 5 - тип мотора М-105; 2295 - номер мотора. Таким образом, судя по номеру мотор был произведен в декабре 1943 года, а следовательно был потерян не ранее 1944 года. Поскольку линия фронта к этому времени ушла далеко на запад, то скорее всего найденный ЛАГГ не боевая потеря, а катастрофа самолета по техническим причинам. Помимо этого найдены два щитка с выбитыми на них номерами 7203, что так же соответствует номерам самолетов ЛАГГ-3, произведенных в начале 1944 года.
Только-что от наших московских коллег поступила дополнительная информация по этому самолету.
ЛаГГ-3 № 7203 с мотором М-105пф № 345-2295 был выпущен с завода №31 НКАП в Тбилиси 24.3.1944 года.
Ну и еще в качестве дополнительной информации: самолет был передан в ВВС Черноморского флота.
Последнее редактирование: 08 фев 2014 02:34 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 29 дек 2013 20:24 #14

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Как всегда, немного пострадало дело, от отсутствия обмена информацией. На месте падения Лагга, работал Денис (зарегистрирован у нас на форуме) и два его товарища, туапсинцы.
Это они извлекли с почти двухметровой глубины двигатель, редуктор, пушку ШВАК и пулемет Березина.
Каких это стоило трудов - можно себе только представить.
Ну а мы, встретившись с лазаревцами Сашей и Славой, еще в темноте перед рассветом, были в начале дороги к самолету. Предстояло найти номера на поднятом двигателе.



Пока ждали рассвета, сварганили кофе в смешном Славином чайнике



Рассвело, но солнце еще не вышло из-за гор. Короткий марш-бросок, подъем по склону, и вот он - двигатель р105пф.





За дело взялся Саша, и на различных узлах мотора начали проявляться номера.





Еще всякие детали боевой машины




История - это то, что было...
Последнее редактирование: 29 дек 2013 21:13 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender, Жека

Крылья войны 29 дек 2013 20:34 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
А это - яма-раскоп сделанная Денисом со товарищи.



Двигатель весом в 750 кг ушел при ударе на двухметровую глубину...
Теперь совместно с Геннадием, Денисом и другими туапсинцами займемся извлечением двигателя из леса (достаточно трудная, но необходимая задача), с последующей его консервацией и выставлением в музее. Находка почти целого двигателя - большая редкость.

Забегая вперед, от событий сегодняшнего дня, выложу фото пушки, пулемета и других деталей Лагга, которые уже доставлены в музей Геннадия.









На следующем фото - номер самолета.



Как уже выше сообщил Жека - самолет выпущен в марте 1944 года, и упал, когда боевые действия на Кубани и Кавказе были давно закончены.
Остается не понятным только один факт. На самолете находился полный боекомплект.
А в казенниках Швака и пулемета Березина находились патроны и снаряды. Самолет был готов к бою...
Думаю, Жека, с его опытом, сможет найти ответ на этот вопрос.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 05 фев 2014 19:47 #16

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Самолет, с которого эта тема началась, сегодня пробил.



Последнее редактирование: 08 фев 2014 02:58 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender

Крылья войны 05 фев 2014 20:10 #17

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Жека, громадное спасибо за информацию. Значит все-таки слухи от старожилов о находящемся рядом захоронении пилота, были верными.
И пряжка, которую я нашел в одном из первых выходов, была от парашютной системы пилота...
Теперь дополнение.
Я разговаривал с Денисом, человеком, который с товарищами выкопал двигатель этого ЛаГГа.
Метрах в 50 от воронки, при шурфлении, была обнаружена сгнившая жесть и два костных фрагмента.
Вполне вероятно, что это и есть захоронение пилота. При таком ударе, ясно что от тела мало что осталось. Но 1944 год - это уже "мирное" время для Туапсе.
Скорее всего, местные, или солдаты госпиталя, который был в начале щели, похоронили останки пилота рядом, использовав для создания могилы какой-либо железный фрагмент самолета.
Будем опрашивать, будем искать.
Тем более, что месту падения этого самолета, суждено стать памятником, и местом посещения школьниками, не далеко стоящей школы, носящей имя летчика-героя Калараша.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 05 фев 2014 20:29 #18

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
С архивами сейчас вообще тяжело. Все решается на личных отношениях. Правда Центральный военно-морской архив приятное исключение, как впрочем и Центральный архив военно-медицинских документов. Лучше готовить запрос от поисковой организации - больше шансов получить ответ.
Что касается захоронения, то пилот Проценко числится похороненным сразу в двух местах: в Лазаревке на ул. Победы в саду СШ и на мемориале в Туапсе, но как это часто бывает, скорее всего его останков нет ни в одном, ни в другом месте. Останки надо искать рядом с местом падения. Возможно та пара фрагментов, которые были найдены, это и есть все, что от него осталось. В донесениях военных лет встречались описания мест падений самолетов, обследованных комиссиями сразу после падения. Так вот очень часто удавалось найти несколько мелких фрагментов и все, остальное "разносило на молекулы".
Последнее редактирование: 08 фев 2014 02:59 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 05 фев 2014 20:36 #19

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Я тоже склоняюсь к этому. Удар тупой, мотор - два метра в грунте, бронеспинка - в куски.
Поищем. Памятник будет.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 05 фев 2014 20:40 #20

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Приятное ощущение, когда проведенная работа имеет логическое завершение. Вот так совместными усилиями, закрыли еще одно белое пятно истории.
Последнее редактирование: 05 фев 2014 22:45 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
Модераторы: Жека