Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Р-6 у Липкинского кордона

Крылья войны 01 июнь 2014 20:06 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Вчера обследовали место падения советского самолета в районе Липкинского кордона рядом с Неберджаевским водохранилищем. Что за "динозавра" мы нашли, я до сих точно не уверен. Предполагаю, что это Р-6. Сильнейший ливень буквально смыл нас с горы не дав даже полностью осмотреть место падения, не говоря уже о том, что бы поработать. Тем не менее кое-что из железа визуально собрали, наверняка в земле лежит еще много интересного.





Мотор однозначно был М-17, его ни с чем не перепутаешь. И даже одной найденной пары шатунов хватило что бы его идентифицировать, а так же установить номер № 2-1060






На месте падения все завалено гофрированным дюралем, которым вероятно был обшит весть фюзеляж самолета


Еще несколько обломков





Последнее редактирование: 01 июнь 2014 20:31 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender

Крылья войны 01 июнь 2014 20:28 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Гы! А я гляжу на фото шатуна, и думаю - "М-17", (я тут на досуге, двигатели изучаю), потом гляжу подпись под фото... rgaka
Занятно. Этож у какого подразделения был Р-6 (он же АНТ-7)?
Их же было немного, а дожившие до войны, применялись для связи между штабами, разведки, да выброски десантов и работе с партизанскими отрядами.
А машина, действительно раритетная и здоровенная!
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 01 июнь 2014 20:34 #3

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
LeshaK пишет:
Гы! А я гляжу на фото шатуна, и думаю - "М-17", (я тут на досуге, двигатели изучаю), потом гляжу подпись под фото... rgaka
Занятно. Этож у какого подразделения был Р-6 (он же АНТ-7)?
Их же было немного, а дожившие до войны, применялись для связи между штабами, разведки, да выброски десантов и работе с партизанскими отрядами.
А машина, действительно раритетная и здоровенная!
Если это действительно окажется Р-6, а других вариантов пока нет, то это будет второй экземпляр, найденный за всю историю поискового движения. Первый был найден в 80-х годах по Питером.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 01 июнь 2014 20:39 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Информации о применении Р-6 в Битве за Кавказ, у меня нет. Так-что даже не представляю в какой из частей он мог применяться. Если это окажется он, то скорее всего был потерян осенью 42-го. Вот для сравнения фото Р-6 и фрагмент гофры с места падения: 1 в 1.




Более внимательно изучив фрагмент обшивки выяснил, что изначально самолет был полностью покрашен в желтый цвет. Позже два раза перекрашивался. При этом верх в зеленый цвет, а низ в голубой.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 01 июнь 2014 20:51 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Да. Никаких сомнений. Гофроалюминий - это старичок Р-6.
Был перекрашен из народхоза в военную машину. Данные (точные) по применению этого самолета в 1941-45 годах скудные. Однако (как уцелели в войну эти "летающие крейсера"?!) он применялся в народном хозяйстве вплоть до 1950 года.
В Киеве, в музее (в ангаре, а не на открытой площадке), находится единственный уцелевший и восстановленный АНТ-7. Но найден он был под Диксоном, и к военным потерям отношения не имеет. Любили тогда на АНТ север покорять, да дальние перелеты устраивать. В довоенное время.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 01 июнь 2014 20:55 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 01 июнь 2014 21:02 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Вот он, в ангаре Киевского музея авиации:



Найден на Камчатке в разбитом виде Евгением Коноплёвым. Восстановлен на заводе 410ГА при участии КБ Туполева. Хранится в ангаре НАУ. В настоящее время — последний сохранившийся самолёт этого типа.
Смотрится скромновато - но размах крыла у него - более 23 метров! ooo!

Вот его немецкий рисунок:



Желтый цвет тогда был характерен для почтовых самолётов.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 01 июнь 2014 21:03 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 01 июнь 2014 21:05 #7

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 465
  • Репутация: 50


Р-6 (АНТ-7) — советский многоцелевой самолёт (разведчик, трехместный истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик и торпедоносец).Конструкция самолёта родственна ТБ-1 (АНТ-4).
В середине 1920-х годов XX века имела хождение теория о необходимости наличия «воздушного крейсера для дальних самостоятельных полётов в тыл противника». На основе схемы и конструкции ТБ-1 появилась возможность создать подобный самолёт с теми же двигателями, но меньших размеров и массы. При двух двигателях БМВ-IV (англ.)русск. (500/730 л. с.) он был близок по скорости к одномоторным истребителям- бипланам того времени. Опытный экземпляр был выпущен 11 сентября 1929 года, но испытания — после доводок и доделок — были начаты в мае 1930 года.
После испытаний и доводок самолёт был запущен в серию как самолёт дальней разведки, сопровождения бомбардировщиков и воздушного боя. Головной самолёт с двигателями М-17 вышел на государственные испытания 5 октября 1931 года. После выпуска 45 экземпляров на заводе № 22 (Москва) в 1932 году производство было передано на завод № 31 (Таганрог) где так же производились и поплавковые версии Р-6.
В 1934 году производство Р-6 под маркой КР-6 вернулось в Москву и продолжалось до 1935 года. Всего было выпущено свыше 400 самолётов.
Экипаж − 4 человека, в том числе один стрелок в выдвижной вниз поворотной башне. Вооружение 5 пулемётов ДА, держатели Дер-7 для небольших бомб и Сбр-8.
К 1936 году самолёт как военный устарел и стал передаваться в больших количествах в Аэрофлот и Главсевморпуть где он широко эксплуатировался под маркой ПС-7 — 2 двигателя М17 и МП-6 — 2 двигателя М-17 (поплавковый вариант). Коммерческая нагрузка обоих была 700 кг. В ВВС Р-6 использовался в 1936-38 годах как тренировочный и позднее как транспортный — вплоть до 1944 года.
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 03 июнь 2014 17:14 #8

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
О шатунах мотора М17:
Как и у всех V-образных моторов, имевших шатуны не центральные, подобные шатунам моторов М-5 и М-6, а главный и прицепной, хода поршней в рядах цилиндров были разные: в правом ряду, поршни которых соединялись с главными шатунами, ход поршня составлял 190 мм, в левом (с прицепными шатунами) -199 мм.



Из конструктивных его особенностей отметим неразъемные головки главных шатунов, имевшие роликовые подшипники. Сочленение главного и прицепного шатунов также имело роликовые подшипники (на моторах модификации М-17Ф они были заменены плавающими втулками).
Моторы М-17 в разных модификациях устанавливались на многих самолетах, в частности, на известных бомбардировщиках ТБ-1 и ТБ-З, лучшем в то время разведчике Р-5, истребителях И-З, многоцелевых Р-6 (АНТ-7), пассажирских и транспортных П-5, ПС-7, ПС-9, ПС-89, Г-2, летающих лодках МДР-2 и многих других. В производстве моторы были с 1931 г. по 1934 г., а в эксплуатации сохранились до 1943 г.

Кстати, при всем своем более чем скромном ресурсе (100 часов, и 300 в модифицированных версиях) это был самый массовый мотор, выпускаемый в довоенном СССР, ставился он и на легендарный танк Т-34.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 03 июнь 2014 18:27 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Крылья войны 28 июнь 2014 20:11 #9

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Сегодня снова выбрались на место падения.
Вид на гору Лысая со стороны ст. Неберджаевская


Помимо горы рваного гофрированного дюраля и непонятных конструкций, попался спидометр, судя по состоянию которого, посадка была "жесткой". Максимальная скорость на циферблате 350 км/ч


Помимо этого из интересных находок попалась шильда от радиатора. На шильде указан тип самолета Р6 и год выпуска 1938 г., а вот что означает число "34" пока вопрос, возможно номер самолета.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Р-6 у Липкинского кордона 28 июнь 2014 21:15 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Очень и может быть что номер. Р6 выпускался небольшими сериями, посему на всех шильдах может стоять один и тот же номер самолёта. В 38-ом еще не было сборочной горячки военных лет.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Р-6 у Липкинского кордона 28 июнь 2014 21:37 #11

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Есть предположение, что в 1938 году была замера радиатора, а шильда именно радиаторная.
Как подсказали специалисты по этому типу самолетов, в чистом виде Р-6 была выпущена только первая партия 45 машин на заводе № 22 в 1932 году, в последующем еще несколько Р-6 были выпущены в 1933 году на заводе № 31. Начиная с 1934 года выпускались модификации Р-6 с другими буквенно-цифровыми обозначениями. Так-что вполне вероятно, что нами найдено место падения именно первой модификации Р-6 № 34, а если быть точным, то № 2234 (серийный номер 04-09).
Последнее редактирование: 28 июнь 2014 21:38 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Р-6 у Липкинского кордона 28 сен 2014 18:22 #12

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Пришел ответ из архива Росавиации. Пишут, что из самолетов Р-6 (АНТ-7) Гражданского воздушного флота (ГВФ) 25.06.1941 г. была сформирована 1-я отдельная авиаэскадрилья ГВФ в составе Особого Черноморского авиаотряда ГВФ, которая просуществовала до 16.09.1944 г.
Помимо этого достоверно установлено, что один самолет Р-6 по состоянию на 30.07.1942 г. числился за Краснодарским авиационным училищем.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Р-6 у Липкинского кордона 28 сен 2014 18:33 #13

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1786
  • Спасибо получено: 493
  • Репутация: 41
Круто! И что это нам даёт, куда рулить за информацией?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Р-6 у Липкинского кордона 28 сен 2014 18:40 #14

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Номерами самолетов и моторов, а так же актами их списания архив Росавиации не располагает. Для получения дополнительных сведений рекомендовано обратиться в Российский государственный архив экономики, где хранятся все необходимые нам документы по ГВФ периода до 1964 года.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Р-6 у Липкинского кордона 28 сен 2014 18:51 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Афигееееть! Новые архивы...
А я в процессе сбора видео, нашел хронику по Р-6, довольно интересную и информативную. Сделаю выборку, склею, и выложу. Там есть очень удачные сюжеты.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Р-6 у Липкинского кордона 28 сен 2014 19:08 #16

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1786
  • Спасибо получено: 493
  • Репутация: 41
Про этот архив мне Феоктистов упоминал. Там все сведения по отрядам гражданской авиации в период боев на Черноморском побережье, а их было около 8 (!). Увязнуть можно надолго без буксира, а он нужен - буксир. chitat
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека