Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 17:29 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Сегодня, благодаря помощи местного жителя Миши и его зятя Адама, было отработано еще одно место падения советского истребителя ЛаГГ-3.
Глубоко в лесу, были обнаружены фрагменты самолёта, раскопан двигатель М-105ПФ, редуктор, бортовое вооружение. Не так давно двигатель лежал на поверхности, но очередной оползень накрыл его и фрагменты, укрыв более чем метровым слоем земли.



На точке - "бросаем колёса".














Фрагменты самолёта, стойка шасси, детали.

Двигатель сохранился прекрасно - пол часа Сашиной возни в раскопе, и мы уже имели подтвержденные на двух местах номера двигателя - ПФ 31738





История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 17:36 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Бронеспинки, фрагментов кабины, останков, обнаружить пока не удалось. Нужны дополнительные земляные работы.









Видеоматериал сделаю чуть позднее. Мы с Алексом21 выражаем громадную благодарность нашему проводнику - Адаму.
Ждём информацию по самолёту от нашего гуру - Жеки.
От себя с Алексом добавлю. Мы договорились с Адамом и его тестем Мишей. Хоть и место очень труднодоступное, но двигатель, редуктор, бортовое вооружение, будет ихними трудами вывезено с места падения, и передано нам, для реставрации и последующей экспозиции в музее.
И кто знает, может мне удастся восстановить мотор боевой машины - ПФ-105, до рабочего состояния...
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 19:08 #3

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Молодцы!!!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 19:10 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Готово видео по этому ЛаГГу. Вообще, сегодня много и добро отснято. Буду полегоньку обрабатывать и выкладывать.

История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 19:18 #5

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Есть только информация о передаче этого самолета с завода в 269 ИАП. Когда был сбит и кто пилот, пока неизвестно.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 22:03 #6

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Саня нарыл информацию по этому бою. Пилотом найденного самолет был сержант Молчанов.
Воздушные бои за 29.10.42 года.
В период 16.10 – 17.10 на Н- 600-1000 сопровождал штурмовиков 6 Ил-2 до цели Перевальный. В составе 8 ЛАГГ-3 в течении 20-15 минут вел воздушный бой с 18 Ме-109, 8 Ме-110 и 13 Ю-87. При подходе к цели экипажи заметили большую группу Ю-87 которые пикировали для бомбардирования наших войск на переднем крае. Группа прикрытия 2-го яруса сразу же пошла в атаку на бомбардировщиков, являющихся лакомой целью. Расстроив строй бомбардировщиков начали их бить по одиночке. После штурмовки Ил-2 основная группа ЛАГГ3 завязала воздушный бой с Ме-109, которые пикировали парами и звеньями со всех сторон на наши экипажи. Действуя парами и взаимно – прикрытием вели воздушный бой разрозненно. Группа штурмовиков под прикрытием 4 ЛАГГ-3 ушли на свой аэродром. В воздушном бою участвовали также ЛАГГ-3 с аэродрома Лазаревская, но к воздушному бою над целью опоздали и вели бой по маршруту от цели до Лазаревской.
В результате сбито самолетов противника: 2 Ме-109, 2 Ме-110 и 6 Ю-87 [далее расписано, кто именно какие сбил]. Все самолеты упали в долине реки Пшиш, на участке Гойтх – Перевальный по юго-западному берегу.
Наши потери 5 ЛАГГ-3 и 3 пилота: ст. сержант ВОРОНЦОВ, сержанты БОРИСОВ и ВАРГАНОВ. [В разделе 9-м отчета «Недостатки сопровождения»: «Летчики младший лейтенант РУДЕНКО и сержант МОЛЧАНОВ сбитые в этом воздушном бою и возвратившиеся в полк, сообщили...». [Из таблицы на л. 186: 7) мл. л-т к-р звена Руденко Е. Ф. «Что произошло с экипажем: сбит в воздушном бою вынуждено сел сев. Кубыш на высоте 1036д [видимо, так: д, а не 9, судя по след. записи:] Место (посадка): сев. Кубыш на высоте 1036.д. ??? Легко ранен в голову и ногу. Самолет разбит»; 8) сержант пилот Молчанов В. Н. «Что произошло с экипажем: сбит в воздушном бою выпрыгнул на парашюте. Место (посадка): р-он Георгиевская, Анастасиевская. Легко ранен в руку. Самолет разбит. ]] ???
Потерь штурмовиков не было.

В этом бою было сбито 5 ЛАГГов, что соответствует немецкой заявке:
29.10.42 Ltn. Helmut Haberda 5./JG 52 Yak-1  95 763: at 1.600 m. 15.39
29.10.42 Uffz. Otto Fönnekold 5./JG 52 LaGG  95 873: at 500 m. 15.40
29.10.42 Uffz. Willi Nemitz 5./JG 52 LaGG  94 152: at 1.500 m. 15.50
29.10.42 Hptm. Siegfried Simsch 5./JG 52 LaGG  94 152: at 1.500 m. 15.55
29.10.42 Hptm. Siegfried Simsch 5./JG 52 LaGG  94 154: at 1.500 m. 15.58
Вероятно кто-то из немцев ошибочно записал один ЛАГГ как Як, в остальном все соответствует: два самолета были сбиты над горами и три над морем. ЛАГГ сбитый в квадрате 95 763 это самолет Руденко, а в квадрате 95 873 как-раз сержант Молчанов. Так-что сбил его Uffz. Otto Fönnekold

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 22:15 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Какие же вы молодцы, парняги!
С вами просто за счастье работать. Вот и открыта еще одна забытая страничка войны.
А продолжение... Продолжение следует. Будем организовывать вывоз двигателя и деталей истребителя для музея.
Будем работать.
Спасибо Жека, спасибо Саша!
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 22:41 #8

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Дополнительно могу сказать, что за этот бой сержант Молчанов был награжден орденом Красное Знамя




В наградном листе более подробно описаны обстоятельства воздушного боя 29.10.1942 г.




Сержант Молчанов Виктор Николаевич не вернулся с боевого задания 18.02.1943 г.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 22:47 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Очень жаль...
Будем искать.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 22:54 #10

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2235
  • Спасибо получено: 3892
  • Репутация: 164
Учетная карточка на сержанта Молчанова.
Я не нашел информации о том, чтобы кто-то из немецких летчиков заявил в этот день 18.02.43 г. сбитые наши истребители. Скорее всего сержант Молчанов был сбит ЗА противника или оборонительным огнем немецких бомбардировщиков.



Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 22:58 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Раз 1943 год - это уже где-то у вас. Будут наметки - непременно поучаствуем. Боевой путь лётчика, вот так, собранный по артефактам, полевой работе, документом и крупицам - еще одна страничка войны. И память.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 23:00 #12

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1786
  • Спасибо получено: 493
  • Репутация: 41
Жека, супер по награде! Лёха - спасибо за фото и видео репортаж. Просто класс!!! klass!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 18 июнь 2014 23:08 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Саня, это тебе спасибо за замечательную компанию и работу. Жаль, не пью. А тоб я с тобой за сегодня вмазал! obmoem
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 27 авг 2014 19:16 #14

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Двигатель с истребителя Молчанова, наконец оказался у меня, в Туапсе.
После созвона накануне вечером, сегодня приехали Саша и Брамс. Я раздобыл "Газельку" (за нее отдельное спасибо нашему индотелеграфному товарищу Андрею Александровичу Куликову), да мы двинули за двигателем.
Сам процесс извлечения двигателя и узлов из леса я не снимал - лесовики-затейники наотрез отказались "светить" свои лица и технику. Что ж, их право.
Ну а последний этап - доставка двигателя до меня - на видео, во всей красе.



Спасибо всем, принявшим участие. Особенно - Алексу (Сашке)21, за его неугомонную энергию и настойчивость в достижении целей.

ПыСы. Хоть ты, Сашечка, и предрекал мне мучительное снятие завязанной в крендель пушки ШВАК, но победил технический гений, и через час после вашего отъезда, она уже мирно покоилась отдельно от двигателя! sovok
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 27 авг 2014 23:14 #15

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1786
  • Спасибо получено: 493
  • Репутация: 41
Чуёшь, разницу, Лёх? "Молчановскому" 17 дней - и он в "раздрыге", и " поздняковскому" 1,5 месяца - и он в "идеале", почти. Но всё же, это плоды наших трудов, и я горжусь этим, что мы смогли что-то сделать и оставим после себя хоть что-то...
А сколько их ещё может быт???, Не зарекаюсь, но хотелось бы таких моментов побольше.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 №2534, 269ИАП 27 авг 2014 23:23 #16

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7294
  • Спасибо получено: 3385
  • Репутация: 185
Эх, Саня... Повернуть бы время на 1942 год... И я очень бы хотел, чтобы таких "моментов", было поменьше...
Но время не вернуть. будем собирать его по крохам, в меру сил наших, да сохранять.
Правнук солдата, которому мы поставили крест, посмотрел видео о нашей экспедиции, и оставил добрый комментарий. Вот для них, правнуков, и будем оставлять память.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 27 авг 2014 23:23 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека