Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

И-153 "Чайка" на горе Лысой

И-153 "Чайка" на горе Лысой 13 июль 2014 17:11 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8931
  • Спасибо получено: 4560
  • Репутация: 194
Даже не знаю, когда было положено начало этой истории...
Может в войну, может в 1991-ом, когда мы с другом работали на Лысой, может в 1995, когда Ковалевский нарисовал схему местности, где упал самолет, а может несколько дней назад, когда Жека второй раз прислал мне эту схему и отчет.



Двадцать лет назад место было обследовано членом отряда "Набат" Ковалевским, который и составил схему, собрал некоторые фрагменты. Тогда только удалось установить, что самолет был советским...
Накануне нашего выезда, я весь вечер ломал голову над схемой. Место "не било" на реальную местность. Почти четверть века назад, мы ходили там, собирая грибы, да сложили в кучу фрагменты боевой машины. Память, хоть и сточенная временем, вступала в противоречие с Ковалевской отметкой.
Мы выехали на следующий день. Местность сильно изменилась, с тех пор как я ходил по Лысой, но ноги, как то вели сами...





Место падения было найдено буквально через десяток минут.





Началась работа про прочесыванию склона, сбору и выкапыванию фрагментов













Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 13 июль 2014 17:13 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 13 июль 2014 17:21 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8931
  • Спасибо получено: 4560
  • Репутация: 194
Как сразу удалось выяснить, остатки самолета принадлежали истребителю И-153 "Чайка".
А пока шел сбор, сортировка и очистка фрагментов.



















Самолет был не потревожен копателями, а лишь растащен на металлолом. Исчез и двигатель, который был не далеко от места падения, да бронеспинка.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 13 июль 2014 17:34 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8931
  • Спасибо получено: 4560
  • Репутация: 194
С очень высокой вероятностью, боевым заданием истребителя была штурмовка укрепрайонов противника или колонн техники. Об этом говорят найденные на месте падения подвесные реактивные снаряды.









Отштурмоваться летчик не успел - был сбит, РС остались не использованы.
Множество найденных фрагментов каркаса самолета несли следы ремонта. Пулевые и осколочные повреждения были заклепаны накладками, силами аэродромных механиков.
До своего последнего боя, "Чайке" сильно и не раз доставалось...





Об этом тоже пишет в своем отчете Ковалевский, упоминая латки, собранные им на месте падения.
Но и в этом бою истребителю досталось. На фото хорошо видны пулевые пробоины.





Удача была с нами. На фрагменте лючка, был обнаружен первый выбитый номер.



А немного спустя, когда горка собранного железа ощутимо выросла, наш Брамс принес фрагмент, на котором был заводской шильдик И-153!



А рядом с местом падения, при визуальном осмотре, был обнаружен костный фрагмент черепа...



Номер был установлен. Теперь - архивная работа Жеки и Алекса, по выяснению судьбы пилота, обстоятельств гибели истребителя.
Ждем.
Спасибо всем, принявшим участие в этой экспедиции. sovok
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Alexander, Жека, Benja70, serg141-9

И-153 "Чайка" на горе Лысой 13 июль 2014 17:43 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8931
  • Спасибо получено: 4560
  • Репутация: 194
Всю ночь и часть дня делал видео. Хотелось, чтобы оно получилось не просто "отчетным", а рассказом о нашей работе, о легенде начала Великой Отечественной - маленьком истребителе И-153 "Чайка", вынесшем на своих крыльях страшные воздушные бои над Кубанью.
Не судите строго, я потихоньку учусь. ulybka

Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, Джон

И-153 "Чайка" на горе Лысой 14 июль 2014 16:21 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8931
  • Спасибо получено: 4560
  • Репутация: 194
Собрал тех. информацию и открыл новую тему, началом которой служит И-153.
Там есть небольшая информация по заводским табличкам.



Наша тоже, "Завод №1 и тип 34".
Но у меня складывается мнение, что наша табличка обрезана по периметру (отодрали от другого истребителя, не заморачиваясь с заклепками, участки с рваными дырами от них просто обрезали) и переклепана.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 14 июль 2014 16:54 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 14 июль 2014 16:51 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8931
  • Спасибо получено: 4560
  • Репутация: 194
Нет. Ошибся. Были таблички такого типа:

Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 14 июль 2014 16:56 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 17 июль 2014 19:41 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8931
  • Спасибо получено: 4560
  • Репутация: 194
Сегодня, с помощью нашего Доктора, был у судмедэксперта.
Костный фрагмент, на фото, который был обнаружен на месте падения, однозначно определен как часть лобной кости человеческого черепа.
Таким образом, можно сделать вывод о гибели пилота. Многократно претерпевшие изменения упоминания, за прошедшее с времен войны время, о том, что пилота захоронили поблизости, скорее всего подтверждаются.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 17 июль 2014 20:17 #8

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2908
  • Спасибо получено: 5292
  • Репутация: 182
Очень часто, на местах падения самолетов, кроме фрагментов черепов, других останков летчиков обнаружить не удается. Это связано с тем, что при ударе, голова пилота, выступающая над фюзеляжем самолета, страдает первой и, как правило, разлетается. При этом, остальное тело, может остаться внутри самолета.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 18 июль 2014 08:37 #9

  • Доктор
  • Доктор аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Никто,кроме нас
  • Сообщений: 56
  • Спасибо получено: 10
  • Репутация: 4
Так,или иначе, но повторный осмотр места падения на предмет обнаружения других костных фрагментов представляется необходимым.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 18 июль 2014 19:08 #10

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2908
  • Спасибо получено: 5292
  • Репутация: 182
Доктор пишет:
Так,или иначе, но повторный осмотр места падения на предмет обнаружения других костных фрагментов представляется необходимым.
Безусловно!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 18 июль 2014 21:02 #11

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2488
  • Спасибо получено: 778
  • Репутация: 45
Полностью поддерживаю! Так или иначе эти факты поддерживают версию того, что пилот погиб и был захоронен. Где? это уже второй вопрос.Если рассматривать версию с Тарелко М.К. то почти всё полностью совпадает, кроме одного - НОМЕРА самолёта и мотора. И то что погиб на г. Лысая, и то что захоронен в с. Индюк, т.е. у подножия горы. Всё это совпадает, кроме найденного номера. veshu
РЕЗЮМЕ: ЛИБО МЫ НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ НОМЕР, ЛИБО ЭТО ДРУГОЙ ПИЛОТ!!!! Кроме 975 ИАПа на "чайках" летали 611 и 977 ИАПы, а там потерь - МОРЕ!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 18 июль 2014 21:14 #12

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2908
  • Спасибо получено: 5292
  • Репутация: 182
На самолете Пшенко только третий номер оказался "правильным"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 18 июль 2014 22:19 #13

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2488
  • Спасибо получено: 778
  • Репутация: 45
Ф.С.И. предлагает свою версию: В этом районе НБЗ Цурко В.С. из штрафной и Тищенко из 267 ИАПа.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 20 июль 2014 15:20 #14

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2908
  • Спасибо получено: 5292
  • Репутация: 182
Алекс21 пишет:
Ф.С.И. предлагает свою версию: В этом районе НБЗ Цурко В.С. из штрафной и Тищенко из 267 ИАПа.
А разве Цурко не в районе Хадыженской был сбит?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 20 июль 2014 22:25 #15

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2488
  • Спасибо получено: 778
  • Репутация: 45
По Феоктистову район Хадыженская начинается с Туапсе.... Поэтому этот эпизод в расчёт не беру.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Черноморец

И-153 "Чайка" на горе Лысой 19 янв 2018 01:35 #16

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 8931
  • Спасибо получено: 4560
  • Репутация: 194
В довольно информативном и интересном материале одного исследователя, обратил внимание на абзац:

6.10.42 г.
Также в течении дня были сбиты две «Чайки» 267 ИАП из штрафной эскадрильи капитана М. П. Дикого. Судя по всему они на счету вот этих двух пилотов II./JG 52:

Ltn. Fritz 5./JG 52 I-153 £ 95 594 at 1.500 m. 16.58

Uffz. Walter Köhne 4./JG 52 I-153 £ 95 544: tiefflug 05.30

Заявки II./JG 52 в этот день сходятся с потерями 5й ВА довольно точно.


Вообще, в материале анализируются пересечения потерь с нашей и ненашей стороны.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

И-153 "Чайка" на горе Лысой 19 янв 2018 22:34 #17

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2488
  • Спасибо получено: 778
  • Репутация: 45
Всё правильно: утром в 06.10 сбили Цурко, вечером в 17.40 - Белова.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека