Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2

ЛАГГ-3 № 2520

ЛАГГ-3 № 2520 25 июль 2014 22:30 #1

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Вчера вернулись из леса (на прошлой неделе нашли место падения и получилось идентифицировать самолёт - ЛАГГ-3), удалось найти номера самолёта и мотора: ЛАГГ-3 № 2520, мотор М-105ПФ № 3-252, принадлежал 246 ИАП, 236 ИАД, базировался полк на аэродроме в Лазаревской.
Место падения находится далеко и высоко в горах Лазаревского района, когда искали обломки скупались в "собственном соку" не один раз, нашли на небольшой полянке торчащие из листвы стойки самолёта и различные обломки центроплана.






Последнее редактирование: 25 июль 2014 22:34 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender

ЛАГГ-3 № 2520 М-105ПФ №3-252, 246 ИАП, 236 ИАД 25 июль 2014 22:51 #2

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Обследовав прилегающую территорию насобирали обломков, 100% подтвердив - это ЛАГГ-3, но вот чей? Кандидатур было две - это либо самолёт мл.лейтенанта Кемарского С.С. из 518 ИАПа, сбитый над г.Шесси 07 октября 1942 года, либо самолёт мл. лейтенанта Руденко Е.Ф. из 269 ИАПа, сбитый в районе Лазаревской 11 ноября 1942 года.
После недолгой паузы на обед обошли территорию ещё раз - и, о чудо, на склоне, ведущем на хребет, нашлась ямка, которая вся "звенела". Несколько взмахов ногой по старой листве - и на свет появилась старая штыковая лопата без черенка... Уныние охватило всех: опять опоздали! Кто-то опередил нас и нам достанутся опять одни черепки.
Несколько движений МДшкой немного нас взбодрили: мощный и звонкий сигнал, а у земли вообще захлёбывался. Лопатки в руки и полетела земля вниз по склону. На глубине около метра лопата заскрежетала по металлу. Три головы моментально свесились с краев воронки: откинув лопату руками я разгреб землю. Из раскопа показалась круглая, около 20 см в диаметре чушка. Что за шутки, подумал я. Однако не переставая выгребать землю старался опознать предмет, в голове вертелась всякая ерунда. Когда обнаружилась прорезь и характерное квадратное окно сбоку меня осенило - это же мотор-пушка ШВАК!!!




Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 25 июль 2014 23:02 #3

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
работа пошла веселее, несколько взмахов лопатой и выше ШВАКа из стенки раскопа показался фрагмент мотора.
yes!!! yes!!! yes!!! Значит не всё увезли... rock




Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 25 июль 2014 23:08 #4

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Сменяя друг друга работали без перекура и отдыха до тех пор, пока раскат грома за хребтом не прервал наш трудовой порыв. Окинув с высоты нашего местонахождения небо стало ясно - надо делать ноги lechu . Спуск к машине занял около часа и прошёл под проливным дождём, ещё около часа мы выгребали на двух мостах на большую землю. Так закончился наш первый визит к месту падения. Номеров не нашли, зато нашли место падения, опознали самолёт и самое главное и как сейчас говорят "вкусное" нас ждало в воронке...


Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

ЛАГГ-3 № 2520 25 июль 2014 23:12 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7793
  • Спасибо получено: 3780
  • Репутация: 189
Ждем продолжения истории! idea
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 25 июль 2014 23:16 #6

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Дождавшись погоды и взяв с собой подкрепление мы рванули вчера в горы. Подъём осуществили с четырьмя остановками, не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой, с запасом воды и ручной лебёдкой. Две лопаты пришлось даже оставить в машине, потому что по резонному замечанию одного из коллег двое в воронке не поместятся, тем более с лопатами. Поэтому копали по очереди и без неё, когда попадалось что-то. Из воронки с землей вылетели две шильды ГУВВС, ещё одну нашли рядом, ТРИ в одном! никогда больше одной не набиралось. Все в краске, новенькие, а одна ещё и пулей пробита...


Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 25 июль 2014 23:27 #7

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Дойдя до клапанной крышки постарался отогнуть оторванный с последнего цилиндра выхлопной патрубок - под ним на ребре мотора должен быть заветный номер! ДДДДААААА-сссссс, хрен тебе а не номер, копай дальше, подумал я увидев, что это место "скушала" коррозия. Начали копать и вширь и вглубь. Стойка моторамы крепко прижимала к себе различные фрагменты капота и элементов мотоотсека, хотели её согнуть, тем более что она проржавела и из дырок от коррозии потекла вода. Закон подлости сработал второй раз - остатки насквозь проржавевшей стойки давали сноп искр и гнуться не хотели. dance Ребята предложили использовать вместо рычага обломок стойки шасси - результат остался тем же.


Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 25 июль 2014 23:30 #8

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
На последнем снимке справа из стенки воронки торчат обломки "бороды", того место, где под мотором располагался водорадиатор. К нашему удивлению, он оказался целёхонький! а то только одни расплющенные трубки находились.




Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 25 июль 2014 23:57 #9

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
По ошибке вставил фото обломка крыла с красной краской. А вообще-то копать было приятно, ибо до нас дошло, что всё, что было ниже метра глубиной, наши предки оставили нам НЕ ТРОНУТЫМ!!!
На последнем снимке из предыдущего абзаца на дне воронки я запечатлел лопасть пропеллера, вторая торчит над мотором, третью пока не нашли, у обеих лопастей концы обломаны, и их осколки собирали по всей округе - вывод один, двигатель работал до самого столкновения с землёй.... и горел, местами обгоревшая обшивка рассыпается в прах под руками.
В половина третьего решили кинуть чего нибудь внутрь своего организма, до этого была только жидкость, и подытожить наработанное. А подытоживать то и нечего было - мотор есть а номера мотора нет! stena
Решили копать где кому больше нравиться. Ребята стали рыть в сторону кабины а я в сторону редуктора. На идеально сохранившемся ребре двигателя с картером мотора пустое место - ни одной циферки! Однако сало в горах смазывает не только желудок, мозги начали анализировать и вспоминать места расположения номеров на моторе М-105 намного лучше.
Отколупав несколько фрагментов обшивки из под упоминавшейся нехорошими словами стойки моторамы один из моих коллег добрался до "бараньего рога". УЛИТКА! ёперный балет, на ней же на специальной площадке номер мотора!!! Кое-как вырвав ещё несколько обломков подобрался к ней и тут Лесной Дух повернулся к нам лицом: крышка улитки была оторвана ударом и свободно ходила на своем месте. Так как она представляла собой жалкое зрелище, её решили "досрочно освободить" со своего места при помощи вышеупоминавшегося рычага.
Площадка была целая, но изъеденная коррозией, однако прочесть можно было ПФ 3-25Х и последняя цифра не определялась.




Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 26 июль 2014 00:08 #10

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
В блокноте нашел мотор М-105ПФ № 3-255, напротив номер самолёта - 2509. Ё-моё, опять 246 ИАП! но лётчик КТО???? и откуда этот самолёт мог здесь взяться??? Вот тут "радаром-определителем" заработала моя пятая точка. Время 16.00. а у нас полная неопределённость. стал рыть под улитку, вспомнив, что под ней есть деталь, на которой выбивался номер мотора. Дорылся, очистил, всё в краске, номера нет, ещё раз с фонариком, номера нет. а под ней, на днище? Лезу, щель около 12 см, очищаю, протираю листвой, лезу посмотреть результат в полглаза и замечаю: что-то есть, то есть выбито. Мужики дают быстро фотик и со второго раза на снимке появляется номер ПФ 3 252. yes!!! yes!!! yes!!!


Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Доктор

ЛАГГ-3 № 2520 26 июль 2014 00:19 #11

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Лезу опять в блокнот и опачки, ниже по списку нахожу этот номер ПФ 3-252, и самолёт другой - 2520. Переворачиваю несколько листов, и в списке по району Лазаревской имеется только одна запись с заголовком - 246 ИАП: 15 ноября 1942 года потери 2 ЛАГГ-3, НБЗ ст. с-нт Поздняков К.К. и с-нт Митрофанов П.А. Но самолёт Митрофанова то мы нашли и полностью идентифицировали этой зимой, остается Поздняков К.К. НЕ ОЖИДАЛ!!! ПРАВДА, НЕ ОЖИДАЛ. Хотя где-то в глубине души и жила надежда, что самолёт Кости не упал в море, а упал в горах, и именно в Лазаревском районе.
Осталость самую малость, если позволит время и нам улыбнётся удача, может быть мы найдём номер самолёта в подтверждение номеру мотора.
Вот выписка:
Лл. 245–248. Итоги боевой работы 246 иап за ноябрь месяц 1942 г.
«2. Базирование полка в ноябре месяце аэродром ЛАЗАРЕВСКОЕ в составе 2-х эскадрилий 9-6 самолетов ЛАГГ-3».
«6. Особенности боевой работы полка за отчетный период и боевые потери за ноябрь месяц 1942 г. –
2 самолета ЛАГГ-3, 1 самолет ЛАГГ-3 сбит в воздушном бою, и 1 летчик не вернулся с боевого задания.
а/ 15/XI-42 г. При прикрытии своего аэродрома 4 ЛАГГ-3 в районе АЛЕКСЕЕВКА на Н-1500-2000 м. в 10-55, 11-05 с 6 МЕ-109ф вели воздушный бой, в результате воздушного боя 2 экипажа не вернулись на свой аэродром. Сержант МИТРОФАНОВ сбит, выбросился с парашютом в районе АЛЕКСЕЕВКА, самолет разбит, летчик получил ранение, находится на излечении в госпитале № 331. Ст. сержант ПОЗДНЯКОВ не вернулся с боевого задания. ???????
[Ф. 246 иап, оп. 118581с, д. 4, л. 27, б/дон № 026, аэр. Лазаревское, 15.11.42 г.: «2. В районе своего аэродрома на Н-2500 м. 4 ЛАГГ-3 вели воздушный бой с 6 «МЕ-109ф». В результате воздушного боя 2 экипажа не вернулись на свой аэродром, Ст. Сержант ПОЗДНЯКОВ и Сержант МИТРОФАНОВ. Ст. сержант ПЕРМИНОВ наблюдал ориентировочно, сержант Митрофанов выбросился на парашюте 7-10 км. севернее аэродрома Лазаревское».]
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 26 июль 2014 00:24 #12

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Время уже около 18.00. обломки не хотят сдаваться, из под ШВАКа выковыриваю смятый ящик и о Господи, спасибо тебе, это оказывается патронный ящик от УБС, на дне ящика, в углу нашёлся один новенький патрон 12,7 мм со следами утыкания, БЕЗ ленты. Прошу ребят посмотреть ящик на наличие номера и Через несколько секунд Слава выдает на одном дыхании:"НОМЕР-2520!"






Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 26 июль 2014 00:30 #13

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
yes!!! yes!!! yes!!! В третий раз про себя говорю я и предлагаю с чувством исполненного долга начать собираться домой. Но ребята вошли в раж, из воронки, как с конвейера, вылетает земля с фрагментами дельтадревесины и обломками фюзеляжа. Остановились, когда на часах показывало 18.15.
Теперь немного фото с места работы, в первую очередь хочется показать крышку с моторного отсека, пробитую 20мм снарядом.










Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Доктор

ЛАГГ-3 № 2520 26 июль 2014 00:33 #14

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Сейчас решается вопрос о вывозе мотора и обломках самолёта в мемориальных целях.






Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Alexander, Доктор

ЛАГГ-3 № 2520 26 июль 2014 00:36 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7793
  • Спасибо получено: 3780
  • Репутация: 189
Отличная работа, Саша! Благодарность тебе, и ребятам, и мой привет им!

Остается не проясненным момент - где пилот?
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 26 июль 2014 09:38 #16

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 469
  • Репутация: 50
Саша, класс!!! Молодцы! klass! rock
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 28 июль 2014 21:02 #17

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
С пилотом вопрос: мне в голову пришла одна мысль - а что если проверить примерное направление падения самолёта эдак метров на 500-800 от воронки в обратном направлении. Может лётчик был ранен, или расстрелян в воздухе, тогда однозначно он не добрался до аэродрома обратно. Теплилась слабая надежда, может остались живые свидетели? Я высказал эту мысль нашему Дерсу-Узала и наш проводник уже на следующий день повстречался с таким старожилом. Тот помнил, как падал самолёт, как летел парашютист, как приземлился он раненый, с простреленной грудью, как пытались его довезти до госпиталя на телеге, и не довезли - лётчик умер, говорит, что хорошо запомнил, что летчик был черный, похож на грузина, да и фамилия была, вроде, грузинской. НО... это маленькое НО всё и переворачивает с ног на голову: место падения старожил четко указывает на другую местность, которая от найденного самолёта расположена на несколько км ближе. Вот тебе и фокусы, причём чётко описывает место падения, со всеми подробностями, тем более что на бронеспинке, простреленной ровно посередине, они с пацанами жарили каштаны посреди ровной полянки...
Что получается? А получается, по моему мнению, совершенно другой самолёт. Короче, в ближайшие дни попробуем вырваться и прочесать описанную старожилом местность, вдобавок постараемся расширить круг поисков возле уже найденного ЛАГГ-3 № 2520...
Вот тогда, возможно, и будет ответ насчёт пилота.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 03 авг 2014 21:18 #18

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Вчера проверяли предположение о выпрыгнувшем с парашютом и не "найденном" лётчике. Нашли место приземления его по рассказам, находится на траектории падения самолёта в пределах 1,5-2 км от места падения, прошерстили все полочки, склоны, каменные осыпи от указанного места до места падения ЛАГГа. На последнем снимке шкала прибора высотомера, цифра 760 застыла в момента удара самолёта об землю...
Остаётся версия от старожила о раненном лётчике, которого не довезли до госпиталя, пока не подтверждённая документально.




Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 03 авг 2014 21:20 #19

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
Нашли 4-ю шильду ГУВВС на последнем фото, плюс ещё несколько




Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛАГГ-3 № 2520 03 авг 2014 21:24 #20

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2154
  • Спасибо получено: 651
  • Репутация: 43
На крышке от мотор-пушки ШВАКа удалось прочесть номер.


Удивило наличие сохранившейся смазки
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: Жека