Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Воздушный штрафбат

Воздушный штрафбат 28 июль 2014 19:02 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Был в моей жизни период, когда я руководил поисковой организацией «Набат». В 2001 году, принимая дела у предыдущего руководителя, вместе с другими документами ко мне в руки попали записи сделанные за шесть лет до этого, из которых следовало, что сотрудниками Краснодарского МЧС на вершине горы Лысая вблизи станции Чилипси Туапсинского района, было обнаружено место падения советского самолета. К импровизированному акту обнаружения боевой техники прилагались фотографии и подробная схема расположения места падения.
В 2014 году, перебирая свои старые записи, я снова наткнулся на эти документы. С пожелтевших фотографий на меня смотрели участники экспедиции почти двадцатилетней давности. Теперь не составляло ни каких усилий, по запечатленным на фото обломкам, установить тип самолета. Мотор и стойки шасси однозначно принадлежали истребителю И-153.
В июле 2014 года мы прибыли на место, указанное на схеме. За прошедшие годы местность сильно изменилась, на вершине горы теперь расположилась база отдыха, к которой проложили вполне проезжую дорогу. Тем не менее, кое-какие ориентиры указанные на схеме сохранились до наших дней и уже через 10 минут с начала поиска были обнаружены первые фрагменты обшивки самолета. (отчет об этом выезде размещен в теме И-153 "Чайка" на горе Лысая ).
Как и следовало ожидать, мотор и крупные фрагменты самолета уже исчезли с места падения. Тем не менее, при помощи металлоискателей, место падения никем не отрабатывалось. На месте соприкосновения самолета со скалистым склоном горы, из листвы торчали стабилизаторы РСов. Ниже по склону и по направлению падения «веером» были разбросаны фрагменты самолета. Практически одна за другой были обнаружены две таблички с указанием номера «чайки» 6293 и 6716. Было очевидно, что этот самолет, как и многие другие самолеты этого класса, неоднократно ремонтировался в полевых авиамастерских и при этом использовались запчасти от других «чаек». На это же указывали многочисленные заплатки, установленные на сохранившихся дюралевых фрагментах обшивки фюзеляжа. При визуальном осмотре места падения, среди обломков самолета был обнаружен фрагмент черепа человека, вероятно принадлежащий пилоту.
К сожалению ни один из найденных номеров не числится в наших базах данных. Возможно в результате последующих экспедиций нам удастся пролить свет на обстоятельства гибели самолета и летчика.
В попытке вычислить имя летчика теоретическим путем, мы в очередной раз обратились за помощью к Сергею Игоревичу Феоктистову. В свою очередь он предположил, что пилотом этой «чайки» могли бы быть летчики Черный из 267 ИАП или Цурко из штрафной авиаэскадрильи.
За долгие годы поисковых работ мы впервые на практике столкнулись со штрафниками в авиации. Ранее, в сети Интернет я встречал упоминания о том, что за воинские преступления, в качестве наказания, летчиков отправляли вместо штрафбата стрелками-радистами на Ил-2, поскольку продолжительность их жизни была самая короткая в сравнении со всеми другими летными специальностями. Еще встречались упоминания о штрафных авиаэскадрильях на Юго-Западном фронте.
Мне показалось, что эта тема заслуживает внимания и я решил более детально изучить практику применения штрафных авиаэскадрилий на фронтах Великой Отечественной войны. Из доступных источников достоверно известно о существовании трех штрафных авиаэскадрилий, сформированных 09.09.1942 г. на базе 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта. Среди них были одна истребительная эскадрилья в составе 268 ИАД, одна штурмовая в составе 206 ШАД и одна бомбардировочная в составе 272 НБАД.
Углубившись в изучение архивных документов, не без помощи все того же Сергея Игоревича Феоктистова, удалось установить, что в воздушных боях на Кубани так же принимала участие одна штрафная авиаэскадрилья, входившая в состав 236 ИАД Черноморской группы войск и оперативно подчинявшаяся 267 ИАП. Она была сформирована 22.09.1942 г. и просуществовала до января 1943 года. Первоначально в состав эскадрильи входило три пилота, позже, решением суда военного трибунала, в состав эскадрильи были направлены еще три летчика. В задачу пилотов эскадрильи входило выполнение наиболее опасных и ответственных заданий по разведке и штурмовке позиций противника. За время существования, пилотами эскадрильи было совершено 369 сложных боевых самолетовылетов, из них: на разведку войск противника – 176, на штурмовку – 165. За проявленные мужество и героизм при выполнении боевых заданий, все пилоты штрафной эскадрильи 236 ИАД были освобождены от наказания и реабилитированы, некоторые из них – посмертно.
Однако, при изучении темы я постарался сделать упор не на боевую работу штрафников, а на, как принято сейчас говорить, «человеческий фактор»: более внимательно взглянуть на летчиков эскадрильи, понять, что это были за люди и проследить их дальнейшие судьбы.
Отдельного внимания заслуживает личность командира штрафной авиаэскадрильи капитана Дикого. Командуя штрафниками сам он штрафником не был. Михаил Дикий родился 12 августа 1917 года в селе Великая Андрусовка (ныне — Светловодский район Кировоградской области Украины) в семье крестьянина. Окончил три курса металлургического техникума в Днепродзержинске. В 1935 году Дикий был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1937 году он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне. С февраля 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
После расформирования штрафной авиаэскадрильи, к февралю 1943 года капитан Михаил Дикий был назначен начальником воздушно-стрелковой службы 236-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии Закавказского фронта. К тому времени он совершил 260 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и ещё 3 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Михаил Прокофьевич Дикий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 909.
После окончания войны Дикий продолжил службу в Советской Армии. В 1955 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии. В 1958 году в звании полковника он был уволен в запас. Умер 30 марта 1967 года, похоронен в Виннице.
Помимо Звезды Героя он был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.
Надо сказать, что большинство пилотов штрафной авиаэскадрильи не отставали от своего командира и сражались героически. Не могу утверждать много ли было случаев, когда штрафники получали боевые ордена, но среди «подопечных» капитана Дикого такие были! Один из них, лейтенант Тищенко Михаил Михайлович, Приказом от 30.12.1942 г. № 061/н по войскам Закавказского фронта, был награжден орденом Красного Знамени, причем наградной лист был оформлен с формулировкой наградить именно пилота штрафной авиаэскадрильи. В состав штрафной АЭ он был осужден приговором военного трибунала от 25.09.42 г., реабилитирован 19.10.1942 г., как полностью искупивший свою вину перед Родиной. В воздушном бою с истребителями противника Ме-109 в районе станции Индюк 13.10.1942 г. был ранен в руку. Выбросился с парашютом из горящей машины и был подобран нашими войсками. За время пребывания в штрафной АЭ лейтенант Тищенко участвовал в четырех воздушных боях, в ходе которых сбил один самолет противника типа Фв-189. После полученного ранения, лейтенант Тищенко в строй не вернулся и был демобилизован.
За подвиги, совершенные в том числе в период пребывания в составе штрафной АЭ, и другие летчики-штрафники были награждены боевыми орденами.
Так, лейтенант Манычкин Андрей Васильевич и младший лейтенант Рохманюк Григорий Филиппович были награждены орденами Красного Знамени Приказом от 11.02.1943 г. № 091/058/н по войскам Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта.
Лейтенант Манычкин был осужден судом военного трибунала и направлен в штрафную АЭ 28.10.1942 г., реабилитирован Приказом по 5 воздушной армии № 010 от 13.01.43 г. За время пребывания в штрафной АЭ совершил 66 боевых вылетов, в том числе на штурмовку войск противника -25, на разведку – 41. Участвовал в 28 воздушных боях и в паре с младшим лейтенантом Рохманюком сбил один самолет противника Ме-109.
Победу Манычкин Андрей Васильевич встретил в звании гвардии капитана и за годы войны был награжден еще одним орденом Красного Знамени, а так же орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды.
Что же касается младшего лейтенанта Рохманюка, то он был осужден к направлению в штрафную АЭ судом военного трибунала от 08.10.1942 г., реабилитирован Приказом Командующего 5 воздушной армии от 31.12.1942 г. № 046. За время пребывания в штрафной АЭ совершил 89 успешных боевых вылетов, из них: на штурмовку с бомбометанием 43 вылета, на разведку войск противника 46 вылетов. Выполнял наиболее сложные задания командования, в большинстве случаев в сложных метеоусловиях. 12 ноября 1942 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск противника, был атакован истребителями Ме-109. В завязавшемся неравном бою, в паре с лейтенантом Манычкиным сбили один самолет противника. Как и лейтенант Тищенко, лейтенант Рохманюк был представлен к правительственной награде еще будучи пилотом штрафной АЭ, о чем в наградном листе имеется соответствующая отметка.
В последствии лейтенант Рохманюк был награжден еще орденом Отечественной войны 1-й степени. В воздушном бою над Кубанском плацдармом 10.05.1943 г. его самолет И-16 был подбит. Пилот совершил вынужденную посадку, но от тяжелых ранений через несколько часов скончался. Похоронен Григорий Филиппович в ст. Крымская Краснодарского края.
Как уже говорилось ранее, при формировании штрафной АЭ 25.09.1942 г. в ее состав изначально были включены три пилота. Одним из них был старший сержант Цурко Владимир Степанович. В его случае нам удалось не только установить обстоятельства пребывания в штрафной АЭ, но и причины, послужившие основанием для направления его в штрафники.
Как следует из Аварийного акта от 17.09.1942 г. самолет Як-1 № 3669 с мотором М-105 ПФ № 108 сделал 2 боевых вылета. Когда на самолете вылетел старший сержант Цурко В. С., то при развороте ему показалось, что мотор имеет раскрутку, так как стрелка счетчика оборотов стояла внизу. Летчик пошел на вынужденную посадку, сильно промазал и приземлился вблизи границы аэродрома. При пробеге самолет зашел за границу аэродрома Лазаревское и правой плоскостью задел самолет И-15бис, принадлежащий 32 полку ЧФ, самолет И-15бис разбит и ремонту не подлежит. Комиссия считает, что самолет ЯК-1 № 3669 подлежит ремонту в стационарных мастерских. Виновник аварии пилот старший сержант Цурко В.С. Решением военного трибунала осужден к направлению в штрафную авиационную эскадрилью.
По данным безвозвратных потерь в частях 5 воздушной армии за октябрь 1942 года, старший сержант Цурко В.С. погиб в воздушном бою. В соответствии с «Итогами боевой работы 267 ИАП за период с 1 по 28 октября 1942 г.»: 06.10.42 г. в 06:10 при штурмовке войск противника в районе хут. Веселый, ст. Кабардинская, группа И-153 на обратном маршруте была атакована 2 Ме-109. В результате воздушного боя ст. сержант Цурко не вернулся на свой аэродром.
Эта информация подтверждается данными немецких архивов. В частности в документах JG52 имеется запись о том, что 06.10.1942 г. в 05:30 (по берлинскому времени) или 06:30 (по московскому времени) пилот Uffz. Walter Köhne в квадрате 95544 сбил советский самолет И-153. Эта чайка стала вторым сбитым самолетом в карьере Вальтера Кёне. К концу войны список побед этого летчика возрастет до 30 и большинство из них будут одержаны на западном театре военных действий против англичан и американцев.
После гибели Цурко В.С., на основании рапорта командира штрафной АЭ капитана Дикого, командиром 236 ИАД было внесено представление в адрес командования 5 воздушной армии о снятии судимости со старшего сержанта Цурко, погибшего в бою и искупившего вину перед Родиной.
Возможно, именно останки Цурко Владимира Степановича были обнаружены нами на вершине горы Лысая.
Еще один пилот штрафной АЭ, воевавшей в ней с момента ее формирования, это старший сержант Белов Иван Васильевич. Как сказано в приговоре военного трибунала, осужден к пребыванию в штрафной авиаэскадрильи за пьяный дебош и драку. Воевал в составе штрафников в период с 25.09.1942 г. по 01.01.1943 г. В воздушном бою в районе Котловина 06.10.1942 г. был сбит истребителями противника, выбросился с парашютом и вернулся в часть.
В соответствии с «Итогами боевой работы 267 ИАП за период с 1 по 28 октября 1942 г.»: 06.10.42 г. в 17:40 группа И-153 под прикрытием 4 И-16 36 ИАП при штурмовке войск противника у н.п. Котловина была атакована Ме-109. В результате воздушного боя самолет старшего сержанта Белова был сбит. Летчик получил легкие ушибы. Самолет разбит.
По данным немецких архивов в 16:58 (по берлинскому времени) или 17:58 (по московскому времени) пилот 5./JG 52 Ltn. Fritz атаковал и сбил советский самолет И-153 в квадрате 95594.
После реабилитации Иван Васильевич был направлен для дальнейшего прохождения службы в 611 ИАП 236 ИАД. Приказом командира 236 ИАД № 07/н от 29.03.1943 г. старший сержант Белов был награжден орденом Красная Звезда. В наградном листе перечислены лишь его заслуги в составе 611 ИАП и ничего не сказано о боевой работе в составе штрафной авиаэскадрильи. Тем не менее, командование высоко оценивает это морально-волевые и профессиональные качества. Достаточно сказать, что за период 01.01.1943 г. по 08.03.1943 г. Белов И.В. совершил 34 боевых вылета, в том числе 28 на штурмовку войск противника, в ходе которых лично уничтожил более 100 солдат и офицеров противника, 32 единицы техники, 5 зенитно-пулеметных точек, 2 железнодорожных вагона, 2 дзота и 3 зенитных орудия.
Других наград за время войны Иван Васильевич не имел, за исключением ордена Отечественной войны 2-й степени, которым он был награжден в 1985 году в честь 40-летия Победы.
Имя шестого пилота штрафной авиаэскадрильи 236 ИАД, нам пока не удалось установить, но уверен, что это вопрос времени. Информацию о нем размещу в теме дополнительно.
Последнее редактирование: 28 июль 2014 20:16 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец, Шилов, Bender, alex green 1945, Promargo

Воздушный штрафбат 28 июль 2014 20:31 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Женя, спасибо. Потрясающий материал. О штрафной авиации я слышал, но все не выпадал случай попросить тебя рассказать. Теперь с удовольствием прочитал статью. Будем ждать выхода твоей очередной книги по штрафникам в воздухе. Тема, скрытая за патетикой поствоенной литературы.
По Цурко, у меня есть серьезные сомнения, что это его самолет на Лысой.
"возращаясь со штурмовки" - и при этом иметь не отстрелянные РС-ы, да боекомплект?
Я не помню, говорил или нет, но когда мы в 91-92-ом работали еще на совершенно пустой Лысой, на месте падения мы насобирали много патронов от Шкас, в лентах и их фрагментах.
Второй момент - сильное отклонение на юг, от маршрута "место штурмовки - аэродром базирования". Хотя конечно, препитии воздушного боя, многое могут изменить в схеме полета...
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 28 июль 2014 21:47 #3

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Уважаемые коллеги, разрешите встрять? Совершенно согласен с Алексеем про неизрасходованный боекомплект. Но давайте опять же обратимся к фактам. Цурко сбили на обратном пути и в квадрате 95 544, а это район п. Мирное- ур. Грязное. Обнаруженные нами обломки И-153 на г. Лысая находятся на границе квадратов 95 581 и 95 583. Теперь вспомним направление падение самолёта, установленное нами на месте падения - а это с северо-востока на юго-запад. Обратимся назад, к карте, и здесь мы видим, что квадрат 95 544 и граничит с квадратом 95 581 углами, но находится от него на СЕВЕРО-ЗАПАДЕ!, а это от направления падения почти под прямым углом. Самолёт же не шахматный конь, буквой "Г" не падает и не летает.
Мне кажется, что заслуживают рассмотрения несколько фактов:
1), Алексей говорил, что дальше по хребту, в направлении г. Хлебушко, он когда-то со своим знакомым натыкался в ручье на цилиндр воздушного охлаждения самолётного мотора, что как раз ведёт на северо-запад, и соседний квадрат 95 572 - он КАК РАЗ граничит с упомянутым выше квадратом 95 544 с севера на юг, т.е. КАК РАЗ по направлению возвращения Цурко с боевого задания. Слабая, но версия, редко когда сбитые самолёты находятся в заявленном квадрате, обычно они падают в соседних квадратах.
2) Копаясь вчера в своих бумагах наткнулся на такой факт: 17.08.1942 года в 15.41 (по берлинскому) оберлейтенант Герман Граф в квадрате 95 581 заявил победу над И-153 на высоте 400 метров. Т. е. тот квадрат, по направлению из которого падал найденный нами И-153. К сожалению пока не нашёл, кому принадлежал сбитый И-153, но, думаю, что данный факт достоин рассмотрения, как один из основных.
3) и последний, не надо забывать, с чего начиналась наша экспедиция на г.Лысая. Мы ехали подтвердить или опровергнуть факт гибели сержанта Тарелко М.К., который, согласно данным ОБД погиб на г.Лысая ( их 4-ре в Туапсинском районе, какой из них???), и похоронен в с. Индюк, а вот это уже рядом с нашей г. Лысая.
Данные к размышлению.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: alex green 1945

Воздушный штрафбат 05 авг 2014 20:26 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Ничего не сказано о пребывании в штрафной авиаэскадрильи и в наградном листе еще одного пилота – сержанта Федорова Аркадия Ивановича. Установлено, что 01.11.1942 г. уже будучи штрафником, сержант Федоров при возвращении с выполнения боевого задания по штурмовке войск противника на самолете И-153 при заходе на посадку был атакован самолетами противника Ме-109, в результате чего Федоров А.И. был ранен в ногу, а самолет сгорел.
После выздоровления сержант Федеоров был реабилитирован и направлен для дальнейшего прохождения службы в 975 ИАП. 11.01.1943 г., выполняя боевую задачу по штурмовке аэродрома противника в г. Краснодар, был сбит северо-западнее станицы Северская, ранен в голову и захвачен в плен. Спустя месяц, 25.02.1943 г. бежал из плена и вышел в расположение частей Красной Армии. После прохождения спецпроверки 01.11.1943 г. вернулся в родную дивизию, продолжил воевать и вскоре Приказом от 27.02.1944 г. № 17/н по 8-й воздушной армии 4 Украинского фронта, был награжден орденом Красного Знамени.
Вторую награду – орден Отечественной войны 1 степени, гвардии младший лейтенант запаса Федоров Аркадий Иванович получил в 1985 году.
Таким образом, в результате кропотливой работы, нам удалось установить судьбу всех пилотов 236 ИАД, прошедших через штрафную авиаэскадрилью. Помимо Сергея Игоревича Фектистова, большой вклад в эту работу внес командир нашей Сочинской группы Александр Владимирович Гартман.
Вероятно это единственная из штрафных авиаэскадрилий ВВС Красной Армии по которой установлены имена и судьбы всех летчиков и в истории которой можно поставить точку.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender, alex green 1945

Воздушный штрафбат 05 авг 2014 21:54 #5

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
УРРРа! yes!!! Есть предложение постараться найти И-153 В.С.Цурко, тем более примерный квадрат его гибели мы знаем - район с.Мирное, юго-западнее с.Садового.

06.10.42г. Uffz. W.Köhne п.Мирное 4./JG52 I-153 95 544:tiefflug В.С.Цурко, погиб 05.30 Film C. 2035/Anerk: Nr. X

"В результате этого за истекший период полк(267 ИАП) притерпевает следующие потери.
6.10. в 6.10 при штурмовке войск пр-ка в р-не х. Веселый, Кабардинская, группа И-153 на обратном маршруте была атакована 2 Ме-109. В результате в/б ст. сержант Цурко не вернулся на свой аэродром. [Вписано:] Летчик погиб, самолет разбит."

Может быть кто-то из наших знакомых имеет сведения об местах падений самолётов в том районе???
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 06 авг 2014 18:42 #6

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Лёха, лесники, егеря, охотники в том районе знакомые есть??? Может знает кто что-нибудь?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 06 авг 2014 18:57 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Саша! Выясняю, уточняю, работаю.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 10 авг 2014 01:02 #8

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Принято, мой дарагой! czar
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 09 сен 2014 20:38 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Жека! А насколько я понял, летчики попадали не только в воздушный штрафбат, но и в обычные, полевые штрафные роты и батальоны.
Почему? Ведь учитывая постоянное выбытие пилотов, острую нехватку летного состава, такое решение военно-полевых судов, мягко говоря, было не обдуманным.
Единственное, чем я могу это объяснить - так называемом "синдромом летной усталости".
Это когда летчик наотрез отказывался участвовать в боевых вылетах, в следствии психологического надлома.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 10 сен 2014 16:46 #10

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Штрафные подразделения существовали в составе только трех воздушных армий. Остальные пилоты попадали в обычный штрафбат.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 11 сен 2014 15:20 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
28 июля 1942 года Сталин подписал знаменитый приказ №227, получивший название "Ни шагу назад".

"Верховное Главнокомандование Красной армии приказывает: сформировать в пределах фронтов и армий штрафные батальоны и роты, куда направлять провинившихся в нарушении дисциплины по трусости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины".

В приказе упоминались и штрафные авиаэскадрильи, которые в конечном итоге были созданы. Однако принципы формирования и задачи штрафных эскадрилий оказались совершенно другими, чем в наземных частях.

До недавнего времени на документах о штрафных авиационных подразделениях стоял гриф "Секретно", но теперь можно совершенно определенно сказать, кто и зачем создавал штрафные эскадрильи. Как они повлияли на ход войны? Что происходило с летчиками, попавшими в небесный штрафбат?

В фильме приводятся рассекреченные документы и свидетельства летчиков-штрафников.

Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 19 апр 2015 17:45 #12

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Сегодня я получил письмо от племянницы одного из пилотов штрафной авиаэскадрильи 236 ИАД - Рохманюка Григория Филипповича. Она прочла статью и прислало фото и рисунок своего дяди. Возможно когда-нибудь у нас будут фото всех пилотов этого подразделения, а пока начнем с лейтенанта Рохманюка.















Последнее редактирование: 19 апр 2015 17:49 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Алекс21, alex green 1945, Фёдор

Воздушный штрафбат 16 мая 2015 20:56 #13

  • Promargo
  • Promargo аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 1
  • Репутация: 0
Жека, доброе время суток! Огромное спасибо за сведения о Манычкине Андрее Васильевиче. Это первый муж моей мамы, он погиб в 1951 году. Я выросла с портретом этого человека на стене, память о нем мы храним все эти годы. А теперь еще сведения о нем. Спасибо. Если у Вас есть что-то еще сообщить о Манычкине Андрее Васильевиче, то я буду очень благодарна. Мой адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Воздушный штрафбат 17 мая 2015 20:30 #14

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Фото лейтенанта Манычкина любезно предоставленное из семейного архива

Последнее редактирование: 17 мая 2015 20:31 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Алекс21, alex green 1945, Фёдор, Protas

Воздушный штрафбат 24 июнь 2017 14:31 #15

  • Asker
  • Asker аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 717
  • Спасибо получено: 577
  • Репутация: 40
Фронтовое фото Дикого М.П.

За фото Огромное Спасибо Александру Галактионову,правнуку Андронова Анатолия Георгиевича,служившего в 236 ИАД.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Жека, Benja70, Алекс21, serg141-9

Воздушный штрафбат 24 июнь 2017 15:06 #16

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Спасибо, Саня!
Все доселе известные фото Дикого относятся к послевоенному периоду. Это первое времен войны.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека