Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

Як-1, район Гунайки

Як-1, район Гунайки 05 окт 2014 20:52 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Сегодня была вторая часть Марлезонского балета по горным дебрям. Первая была вчера, когда мы с Иваном Ивановичем, моим проводником, бодрым 87-и летним стариком о котором я написал в своем блоге, совершили разведывательный выход.
Как всегда, с опережением времени встречи, ни свет не заря, ко мне в Туапсе прибыла группа горных танцоров в составе Алекса21, Брамса и просто Димы. Не дав мне дохлебать вожделенного кофею, мы загрузились в мой средний танк ("чи-хо", по японски), да двинули к Гойтху, забирать нашего Ивана Ивановича.
Он поджидал нас на базе у Андрея Дундукчана, в распрекрасной горно-лесной местности.
База была суровенькой! dead



Заметьте, не какими ни будь там не известно чьими, а именно немецкими. Не иначе потомками свирепых псов вермахта, больше семидесяти лет назад, метившими наши русские заборы.
Многокилометровый переезд к точке выхода, и мы уже в лесу. В лесу, с размахом устроилась осень, да утыкала сырые пеньки опятами.





Полтора часа по волокам, оврагам да промоинам, и мы в районе первого самолета, известного Ивану Ивановичу. Им оказывается уже обследованный в прошлом году самолет Гота. Был такой смешной немецкий "кукурузник".



За прошедший год он дополнительно растащен - исчез двигатель. Наверное немцы на запчасти сперли.
Ну а мы, промоинами идем к самолету второму. Повсеместно попадаются следы войны. К примеру - это дивно сохранившееся немецкое вьючное седло.





Мы с Брамсом и Димой чешем дно оврага с ручьем, на предмет алюминиевых фрагментов. Где люминь - там и самолет. Аксиома... А Саша с Иван Иванычем, идут параллельно и выше по склонам.



Перекуривая в ручье, из далека-далека, слышим трубный глас Саши. Орет - значит нашли! Наконец, вопли в лесу стихают. Саша вспомнил, что у него есть рация, и мы слышим нормальную, человеческую речь из нашей.
Подтягиваемся к месту. А там - уже первые фрагменты, добытые нашим громогласным.



Расстеленная куртка - не скатерть с яствами, но тем не менее, мы рады, увидев такую самобранку!
Появляются фрагменты с номерами. Ну а мы, скинув рюкзаки, тут же врываемся в землю на месте падения.



Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 06 окт 2014 18:05 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender

Як-1, район Гунайки 05 окт 2014 21:07 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Алюминий, куча труб с моторамы и центроплана. Что мы нашли? Выдвигается версия, что это И-153 "Чайка". Значит, ее копаем. Похоже!
Но! Тут Дима с Брамсом извлекают из земли центральную часть винта - держатель лопастей.





Упс! У "Чайки" то, винт двухлопостной! А тут - три! ЛаГГ или Як! Версия ЛаГГа отметается буквально через пол часа раскопок. Нет дельтадревесины, совершенно не те фрагменты каркаса фонаря. Як! И ранних модификаций.



А из земли выкапываются все новые подтверждения не звездообразного мотора, а V-образного рядника.


Расплющенный цилиндр.


Планетарка.


Шестерня редуктора (чижаленная - жуть)!!!
Ну и другие характерные фрагменты.











По словам Ивана Ивановича, на месте был почти целый двигатель, да "пулеметы". Двигатель уже давно обогатил алчных лесовиков, да кончил свою историю в металлоломном промысле. Вооружения - тоже нет. Попадается боезапас - 7,62 пулеметный, да 20-мм снаряды от Швака. Мало. Боезапас видать расстрелян.
Общая картина - самолет падал со стороны Октябрьского, удар об землю был скользящим. Частично и не сильно горел. Воронки нет, все фактически не глубже полуметра. Со слов Андрея, который собирал местные свидетельства, этот Як таранил эту самую Готу. По этому, они лежат в 700-х метрах друг от друга. Что ж, может и так, может найдется документальное подтверждение.
По номерным деталям, информации - ждем Алекса21.
Громадное спасибо Ивану Ивановичу, с честью выдержавшего наш 10-километровый Марлезонский балет. О его коленцах - говорит жутко изломанная красная линия на моем навигаторе.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 05 окт 2014 21:34 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 05 окт 2014 22:31 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Забыл добавить одно фото. Истребитель был с радиостанцией. Об этом говорит уцелевший пакет пластин из аккумулятора, питавшего рацию.

Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 05 окт 2014 22:35 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Номера в студию!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 05 окт 2014 22:37 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Обнаруженные Саней номера - в конце видео о нашей сегодняшней экспедиции.

Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 05 окт 2014 23:20 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец

Як-1, район Гунайки 05 окт 2014 23:09 #6

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Сильвупле!


Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Bender

Як-1, район Гунайки 06 окт 2014 00:35 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
На первом фото видны характерные трубы каркаса, из тех что были обнаружены. А также угловые элементы остекленения фонаря. А под номером 13 на втором фото - те самые две одинаковые детали стоек.



Очень много фотографий конструкции и внешнего вида самолета Як, узлов, деталей - в нашей Библиотеке
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 06 окт 2014 00:54 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 06 окт 2014 11:52 #8

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Помыл несколько фрагментов, на обломке АКБ вылез номер 74, сначала думал что 44, но потом под лупой разглядел - перекладина у 7 начертана чётко.


Ещё немного фото








Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец, Bender

Як-1, район Гунайки 07 окт 2014 10:30 #9

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Хорошо, когда сидишь без интернета, только бумажки, карты, донесения, сводки... Короче, путём сравнительного анализа документов, имеющихся в моём распоряжении, мне сегодня ночью удалось установить, предполагаю на 99,9 %, что найденный нами Як-1 принадлежит действительно 518 ИАП. Сбит он был в воздушном бою 10 октября 1942 года, пилот - сержант Зинкевич Г.А. Номер самолёта, опять же предположительно, 4868, мотор М-105ПА № 1870.
Остаётся ещё раз совершить выезд на место и постараться подтвердить мои выводы, или их опровергнуть.
В этом же бою был сбит ЛАГГ-3 из этого же полка, который нашли недавно наши коллеги и они его копают, номер тоже удалось по архиву установить, будем ждать подтверждения или опровержения моих выводов.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender

Як-1, район Гунайки 07 окт 2014 16:02 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Помыл несколько фрагментов, на обломке АКБ вылез номер 74, сначала думал что 44, но потом под лупой разглядел - перекладина у 7 начертана чётко.

Нет, Саша. Тут ты ошибся. Обработал фото фрагмента АКБ. Номер на самом деле 44.



Та самая "палочка" на первой цифре - более позднего происхождения, не соответствует линиям, которыми выцарапаны цифры.
Ну, и как мы говорили, поскольку аккумуляторы от РС сдавались в техчасть на обслуживание и зарядку - на них техник-механик, за которым был закреплен самолет, вполне мог выцарапать его бортовой номер. (Мой, мол, с моего самолета), дабы избежать путаницы.

Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 07 окт 2014 16:24 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender

Як-1, район Гунайки 07 окт 2014 16:19 #11

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Уже и самолёт нарисовал! Ну ты даёшь!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 07 окт 2014 16:24 #12

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
А цифра 136 рядом со штампом ОТК на фрагменте капота - ни что иное, как номер серии самолетов, выпускавшимся одним единственным заводом №292 (г.Саратов). Выпуск был закончен на 192-й серии, в 1944 году. Большинство сборочных деталей Як-1 несли на себе такие трехзначные номера серии.
301-й завод вновь заработал в (не нашем случае) - в 1943 году.

Самолет я не нарисовал. Это реплика. А, к примеру, на реальном Як-1 №44 "желтый" воевала в составе 296 ИАП лётчица Лидия Литвяк.

Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 07 окт 2014 16:35 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 07 окт 2014 16:41 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Кстати, как известно, номерам на самолетах придавалось значение. Иногда самолет именовался по летчику или экипажу. Иногда - по бортовому номеру.
А дополнение "желтый", "белый", "красный" - обозначало цвет краски, которым был выведен номер на фюзеляже.
Как знать, может где-то, в мемуарах, донесениях, сохранившихся воспоминаниях и есть фраза: "А на 44-ом летал такой-то...".
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 07 окт 2014 17:29 #14

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Фильм 1942 года рассказывающий о производстве Як-1 на Саратовском заводе.



Очень хорошо видны характерные узлы и детали.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 07 окт 2014 17:44 #15

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
LeshaK пишет:
Кстати, как известно, номерам на самолетах придавалось значение. Иногда самолет именовался по летчику или экипажу. Иногда - по бортовому номеру.
А дополнение "желтый", "белый", "красный" - обозначало цвет краски, которым был выведен номер на фюзеляже.
Как знать, может где-то, в мемуарах, донесениях, сохранившихся воспоминаниях и есть фраза: "А на 44-ом летал такой-то...".

Встречал в архивных документах: голубая "2", белая "7". Можно такие обозначения встретить в мемуарах.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 10 окт 2014 19:32 #16

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Гм! tych А кто знает ответ вот на такой вопрос: А были ли у Як-1 ранних выпусков разными держатели лопастей винта? Та самая втулка, которую хорошо видно на фото и видео с этого самолета?
Дело в том, что дорабатывая информацию по карте мест падений, я обратил внимание на такую же деталь с Як-1 Волкова. Там в карточке, кроме статичных фото, идет слайд-шоу остальных фотографий с места падения.
Так вот, невооруженным взглядом видно, что они - разные!
Яки выпускал до 1943 года всего один завод. Модификации, конечно, были. Но не ужели такая отработанная деталь могла иметь различное исполнение? Или мы имеем дело с иной модификацией, а то и моделью Яка?
Если надо, фото втулки с Волковского истребителя, я могу продублировать тут, в теме.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 10 окт 2014 21:15 #17

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
Для общего развития. Вот такая забавная картинка попалась в архивных документах 278 ИАД. Пилот предложил модернизировать самолет.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender

Як-1, район Гунайки 10 окт 2014 21:34 #18

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Ну и где обещанное? Фото ступиц винта с Яка Волкова и что мы нашли? Где? photo
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 10 окт 2014 22:07 #19

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Вот с Волковского Як-1. А наша - выше в теме, да в видео.



Видно, что у нашей ступицы расстояние между "ушками" с отверстиями для стяжки меньше, отверстие под вал - треугольное. Да и части в которые вставляются лопасти - меньше по высоте.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 10 окт 2014 22:10 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 10 окт 2014 22:17 #20

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2181
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
На мой взгляд различия минимальные, просто ракурс снимков разных, поэтому и кажется что они разные.
Последнее редактирование: 10 окт 2014 23:18 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
Модераторы: Жека