Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3

Як-1, район Гунайки

Як-1, район Гунайки 10 окт 2014 23:35 #21

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
Это разные ступицы винта. Причем не важно, передняя "наша" часть, или задняя.
Специально обозначил совершеннейшие различия.





А вот чужое фото "нашей" ступицы в сборе, так сказать.



Прочувствовал разницу?

А теееееперь... Дивимся на фото ступицы из темы Як-7Б №3569 из недавней экспедиции Жеки:



Что мы видим? А видим апппсалютную идентичность ступиц!!!
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 11 окт 2014 14:19 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 11 окт 2014 00:37 #22

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
И вообще, есть у меня возражения против версии что это самолет Зинкевича, потеря 10 октября 42 года.
Почему? А потому что самолет, точнее двигатель, несомненно был разобран.
Об этом говорит анализ обнаруженных фрагментов. Раскрученная ступица винта. Пять вкладышей - три коренные, два - шатунные. Да и еще ряд фрагментов, явно демонтированных.
Как мы знаем, самолет упал почти по касательной к земле, двигатель сильно не пострадал.
То есть - несомненный "донор". Да и разбить двигатель так, чтобы повылетали вкладыши - это уж надо вовсе - в труху и страшнейший удар. И то, маловероятно.
Но 10 октября в тех местах вовсю уже шуровали немцы, соответственно наши ремкоманды тут ни при чем.
Есть слабая вероятность, что движок разбирали после декабря 1942 года, когда немцев погнали с этого района, но вероятность дохлая, так как зимой, в горах, под приличным слоем снега, кто бы этим занимался? А весной бои откатились уже далеко, и вовсе уж тухлые шансы на то, чтобы кто-то загонял в лес механиков.
Металлоломщики, как военные так и поствоенные исключены. Собирался цветмет. Я понимаю еще развинчивание ступицы, для добычи алюминиевых лопастей, но развинчивать шатуны да коренные крышки - нонсенс. Раскручивание коренных и шатунных крышек нужно только в одном случае - для извлечения коленвала, как изнашиваемой, а посему, дефицитной и дорогостоющей запчасти.
Так что, принимая во внимание эти соображения, самолет упал до занятия немцами этого района.
Про ступицы. Как известно, к каждому типу мотора серии "М" на Яках, "прикручивался" свой, присущий только данному типу мотора винт. Соответственно, и ступица. Винт соответствовал оборотам, мощности, крутящему моменту каждого типа движка. (И грубо - типу самолета). Установка на мотор другого типа винта была не допустима - падали летные характеристики.
Я не могу утверждать что наша находка не Як-1, а Як-7, ведь на эти машины ставились одни и те же двигатели, и их модификации.
Однако, пока у нас нет (а его может и не быть!) однозначного номера самолета, номера и типа мотора, может, поработать документально в направлении Як-7, потеря август-сентябрь? Либо уж более поздняя, 1943 года, но не боевая, а аварийная. Тогда и факт разборки мотора попадает "в жилу".
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 11 окт 2014 01:31 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 11 окт 2014 14:05 #23

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
В 14 посте этой темы, есть фильм о сборке Як-1 на Саратовском заводе.
На пятнадцатой минуте фильма хорошо видна ступица винта и ее установка.



Внешний вид ступицы на фото и видео, полностью соответствует ступице Як-1 Волкова, но не соответствует нашей.
Поскольку фильм 42-го года, нельзя говорить о самолетах ранних модификаций, уже военное производство которых началось с 1941 года.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 11 окт 2014 15:11 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 11 окт 2014 15:20 #24

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
И еще. Если вот этот номер:


Есть номер серии (что очень вероятно), то, применительно к Як-1, 136-я серия выпускалась с... мая 1943 года! tych
Однако, с октября 1942 года, на Як-1 ШКАСы были заменены на УБСы, что не соответствует нашему боекомлекту. Не ужели, все таки, мы имеем Як-7А?
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 11 окт 2014 15:24 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 11 окт 2014 15:43 #25

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
И вообще:
Як-1Б Шибик





Як-1Б Мигунова



Як-1Б Кабардинка



Як-1Б Крученная



На всех фото мы видим одну и туже ступицу винта. Отличную от нашей.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 11 окт 2014 18:43 #26

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
Чем дальше в лес, тем ну его нафиг. ohoho
Вот ступицы винтов известных самолетов:
Мурманский Як-1, извлеченный из озера, потеря 1943 года:



Як-1 Науменко Василия Тимофеевича (нашего земляка, с Темрюка), потеря август 42-го



А это фото Миши777, Як-1, потеря 1941 года.



Ступицы везде одинаковые "наши".
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 11 окт 2014 19:10 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender

Як-1, район Гунайки 11 окт 2014 19:49 #27

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
Все, закончены винтомоторные страдания.
Значит так. Наша ступица - от винта ВИШ-61П (винт изменяемого шага).
Применялся на самолетах Як-1, Лагг-3 и Як-7 с мотором М-105П (ПА).

Ступица большего размера - от винтов ВИШ-105СВ
Применялись они на самолетах Як-1, Як-7Б, Як-9 и Лагг-3 с мотором М-105ПФ.

Информация взята отсюда



И проверена по другим источникам.
Таким образом, равнозначно, наш самолет может быть и Як-1 и Як-7, с мотором М-105ПА
Винтомоторная группа состоит из мотора М-105П (примерно с 36-й серии - М-105ПА, а с 179-й серии - М-105ПФ) водяного охлаждения и трехлопастного винта - автомата ВИШ-61П. На Як-1б устанавливается винт ВИШ-105 типа СВ и Д-50. Последний имеет деревянные лопасти и не применяется в боевых условиях. Винт закрыт легкосъемным коком, снабженным храповиком для запуска от автостартера. Кок винта самолетов завода ╧ 301 и первых серий завода ╧ 292 храповика не имел и крепился 21 винтом и тремя болтами. Кок винта ВИШ-105 имел более обтекаемую форму, чем у ВИШ-61П, без выдавок. Патрубок нагнетателя мотора выведен в носок левого зализа. На машинах завода ╧ 301 и Як-1б он отличается размерами и формой.

Почти наверняка, наш самолет 136 серии. И по винту, и по серии, он имел мотор ПА.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 11 окт 2014 20:34 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 11 окт 2014 20:08 #28

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
Подводя итог, выходит вот что.
Учитывая винт, нашим самолетом является Як-1 или Як-7 выпуска до октября 1942 года с мотором ПА.
136-я серия говорит не в пользу Як-1. (май 43-го).
Боекомплект соответствует вооружению Як-1 выпусков до октября 1942 г, ранним Як-7.
Учитывая факт разборки мотора на месте падения, авария произошла до октября 1942 года.
С небольшой вероятностью - после декабря 1942 года.
Вроде все.

ПыСы. кстати, на ступице, выбивался номер и тип винта.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 11 окт 2014 20:23 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека

Як-1, район Гунайки 11 окт 2014 22:05 #29

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Лёха, всё это хорошо, но забыл одну ВЕСЧь, в Гойтх немцы вошли 21 октября около 18 вечера 1942 года, потеря Як-1 из 518 ИАП, пилот сержант Зинкевич Г.А. произошла 10 октября. В 3-4 км по прямой строго на восток от этого Яка лежат обломки ЛАГГ-3 № 2518 из 246 ИАП, пилот ст. с-нт Поздняков К.К., сбит в воздушном бою 07 октября 1942 года, аналогичная картина разбора мотора на месте, да собственно говоря практически во всех других случаях находок мест падений самолётов на нашей территории до занятия её немцами.
Ты забыл, что аэродромная команда работала и днём и ночью, находя места падений самолётов и снимая все возможно-целые запчасти с них для последующего ремонта повреждённых самолётов. Ибо снабжение запчастями во второй половине 1942 года САМов и ПАРМов, находящихся глубоко в тылу, было из рук вон - т.е. плохим. А что говорить об БАО на аэродромах? Вот и скитались по всем хребтам и ущельям в поисках запчастей.
Як-1 это или Як-7 разберёмся на месте в следующий раз. (Потеря Як-7б № 820101 из 628 ИАПа у нас проходит как единичная. По словам нашего историка, на нем летал Калараш).
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 12 окт 2014 03:01 #30

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
А причем тут Гойтх? Когда наш район - между долиной Гунайки и северо-восточными отрогами Каратаянского хребта. Который был захвачен немцами уже 5 октября. 7 октября - уже прочно ими удерживался. Последние бои за села 1-2-я Гунайки были 3 и 4 октября. Лишь 14 октября нашими была предпринята попытка контрударом освободить долину Гунайки, но она кончилась провалом, толком и не начавшись.
Не знаю, что там по вопросу разбора самолета Позднякова, но по этому району - вообще, грех такое говорить. Линия Оплепен-Гунай-Гейман и этот район к 5 октября уже были заняты немцами. Так что кто там мог 7-го раскручивать ЛаГГ Позднякова - так то враки.
И причем здесь потеря Як-7Б, кода у этого самолета иное вооружение и мотор?!
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 12 окт 2014 03:50 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 15 окт 2014 23:36 #31

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46


Решил и я внести свою лепту: нашёл у себя в архиве фото верхней части ступицы ЛАГГ-3 № 2518 с г. Гейман, найденной этим летом, ОТТЧЧЕнь похоЖЖЖа!
Последнее редактирование: 16 окт 2014 00:01 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 15 окт 2014 23:44 #32

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Сегодня решили докопать Як-1, в 9.30 мы уже были на месте, не доехали до него 400 метров. Оказывается со стороны р. Кемедере оччень даже проежаемммая дорога, по руслу речки... В итоге тот островок, который остался недокопанным в первый визит и хранил все остальные "нужные" обломки. Были найдены шильда с номером самолёта 45 85 и обломок мотора с номером 1209.



Последнее редактирование: 16 окт 2014 00:08 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 15 окт 2014 23:48 #33

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Кроме того перелопачена масса земли, обломки разложены по кучкам, сделаны замеры..











Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 15 окт 2014 23:50 #34

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
по просьбе спеца по Якам С.Кузнецова сделал замер ступицы винта
Последнее редактирование: 16 окт 2014 00:26 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 15 окт 2014 23:53 #35

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Кроме этого выкладываю несколько интересных, на мой взгляд, фрагментов












Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 15 окт 2014 23:55 #36

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
и ещё несколько фото





Последнее редактирование: 16 окт 2014 00:09 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Як-1, район Гунайки 16 окт 2014 00:05 #37

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
Кррррасота! Молодцы, Сашка! Всего второй заход - и результаты. Браво. klass!
Значит, все таки, не Зинкевич. Ждемс.

А к чему замеры было делать? И так ясно, что это ступица ВИШ-61П. Они были только в двух вариантах - железная и алюминиевая.
Если было любопытство - надо было почистить. Яж писал.На ней выбивался тип и номер винта.

Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Последнее редактирование: 16 окт 2014 00:34 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 16 окт 2014 13:33 #38

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9564
  • Спасибо получено: 4954
  • Репутация: 208
Уважаемые форумчане! Поскольку темы по каждому отдельному самолету привязываются к конкретной точке на карте мест падений самолетов, то они должны являться информационными, отражать результаты работ и поисков.
Большая просьба воздержаться от постов, засоряющих темы, слабо относящимся к работе по каждому самолету, излишних обсуждений. Для этого есть общая тема "Крылья войны".
Тему почистил.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як-1, район Гунайки 16 окт 2014 23:49 #39

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Невероятно! НО ФАКТ! rock Нашел следы мотора 1209!

Архив 236 ИАД:

Д. 68. «Донесения чрезвычайных происшествий. Начато 1 июня 1942 г. Окончено 31 декабря 1942 г. На 405 л».
Л. 36-36об
Летчик младший лейтенант Наумов Борис Васильевич. Армавирское авиаучилище. Боевое задание. Тип и № самолета и мотора: ЛАГГ-3 № 2410 М-105ПФ №1209. 23.8.42 в районе совхоз «Победа». Вынужденная посадка. Виновник происшествия: летчик. Какие повреждения получил: а/ экипаж: нет. б/ самолет: Разбит на 100 %. в/ мотор: Разбит. Самолет: Ремонту не подлежит. Подлежит списанию. Мотор: снят и отправлен в ремонт. Причина происшествия: При возвращении с боевого задания израсходовано горючее.

Вышеуказанный ЛАГГ-3 числился в 269 ИАПе, а переставили мотор на Як-1 в этом же полку, одна эскадрилья в 269 ИАПе летала на Як-1! yes!!!
Вот это даааа! А мы ищем этот самолёт в 518 ИАПе!!!

Буду искать по потерям.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Як-1, район Гунайки 16 окт 2014 23:59 #40

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2486
  • Спасибо получено: 782
  • Репутация: 46
Опять что-то невероятное! Самолёт ЛАГГ-3 № 2410 с М-105ПФ № 1209 списан приказом по 5 ВА от 08 января 1943 года № 06 как утерянный при боевой работе!
А мотор после ремонта переставляют на самолёт другой марки и он продолжает летать! Пока уже на Як-1 он действительно не превращается в груду мелких кусочков.
Дассс! Бардакссс!!!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
Модераторы: Жека