Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Ил-2 под Саук-Дере

Ил-2 под Саук-Дере 13 окт 2014 13:26 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Вчера вечером поступила информация от нашего форумчанина Фёдора. (Он вместе со своим замечательным сыном, принимал участие в раскопках ДБ).
Им, и его товарищами начаты работы на месте падения Ил-2, который отмечен на нашей карте мест падений самолетов под номером 65. Штурмовик был обнаружен и предварительно обследован Жекой со товарищи, в прошлом году.
Вот несколько фото с места падения:









Тогда, по предварительным данным, удалось установить, что экипаж погиб вместе с самолетом.
В прошедшие дни, Федором и его камрадами, были произведены вскрышные работы на месте падения. Краткие результаты таковы.
Сделан раскоп на глубину более 2.5 метра. В воронке обнаружены части бортового вооружения, бронелисты, сильно разбитый двигатель и его фрагменты.
Также обнаружены костные фрагменты члена экипажа, предположительно - стрелка.
Федором собраны характерные детали двигателя и вооружения. Сейчас они находятся в очистке, несколько позже, он выложит фотографии, и более подробную информацию по работе на месте падения.
По предварительной договоренности, как только у Федора и его товарищей появится время, мы объединим наши усилия и продолжим уже совместные работы на месте падения, для установления принадлежности самолета и имен летчиков.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 13 окт 2014 13:32 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 13 окт 2014 13:44 #2

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2296
  • Спасибо получено: 3988
  • Репутация: 166
Можно только порадоваться за коллег! Мы к своему стыду воронку на месте падения так и не нашли. Хотя точно установили, что экипаж погиб: были найдены разбитые летные очки и элементы шлемофона.
С нетерпением ждем фото.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 21:48 #3

  • Фёдор
  • Фёдор аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 138
  • Спасибо получено: 190
  • Репутация: 16
Привет всем! Воронки на месте падения не было,вот немного фотографий!Момент и место обнаружения ШКАСА, раскоп ещё не большой




Последнее редактирование: 14 окт 2014 23:37 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 22:01 #4

  • Фёдор
  • Фёдор аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 138
  • Спасибо получено: 190
  • Репутация: 16
В яме отчётливый запах моторного масла и бензина, глина не смогла его впитать многие детали имеют свой первоначальный вид( без окислов и ржавчины),сохранилась даже листва и ветки дерева, как большие, так и маленькие, видимо при падении самолёт увлёк их за собой, а благодаря большому количеству масла и топлива им удалось сохраниться.




Последнее редактирование: 14 окт 2014 23:40 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 22:10 #5

  • Aleks123
  • Aleks123 аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 3
В эти выходные нам действительно повезло.Обследуя склон один из наших соратников Андрей стал находить фрагменты обшивки,куски оплавленного алюминия.Поделился увиденным с нами,осмотрели место уже все вместе.Действительно,очень было похоже на место падения самолета.По характеру местности определили предполагаемый центр,там же попадалось больше всего фрагментов.Сначала были небольшие,потом пошли более крупные,части вооружения и двигателя.






Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 22:25 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Молодцы, парняги! Работы на месте падения, несомненно, надо продолжить. sovok
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 22:27 #7

  • Aleks123
  • Aleks123 аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 3
Надеялись,что экипаж уцелел,выпрыгнул,но увы...Кости таза,фрагмент кости ноги,парашютная система.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 22:35 #8

  • Aleks123
  • Aleks123 аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 3
И в итоге 2-х дней работы-Двигатель.Глубина около 3,5 м.Он сильно побит на мелкие фрагменты,буквально размолот.Придется очищать каждый кусок чтоб номер не пропустить,будем надеяться,что он уцелеет.К сожалению,ни одной таблички,ни фрагмента с номером пока не нашли.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 22:40 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Да, это шестерня редуктора винта.



Собирайте все. Номер может быть разбит по отдельным фрагментам.
ШКАС-ов, два должно быть, пушка, да УБТ. Интересно. Ствол пушки проходил через эту самую шестерню. tych
Наверное, придется расширять и углублять раскоп. Такой удар...
Жека придет, он скажет, где на Ил-2 и какие номера были.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 14 окт 2014 22:49 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Фёдор

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 22:51 #10

  • Aleks123
  • Aleks123 аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 3
Сложность в том,что Ил упал с боезапасом судя по всему,неподалеку нашли хвост РСа,в раскопе большой осколок,возможно бомбы.Взрыв был,могло разметать на большом радиусе.Но будем стараться.Поднимем все,что возможно.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 22:56 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Да, похоже на то. Чтоб двигатель, да в такие куски... Кстати, а больше крупных фрагментов двигателя нет? Возможно, они глубже. Почва там мягкая у вас. Коленвал, шатуны - в кусочки не размолотишь.
У нас в полускальный грунт ЛаГГ на всем скаку влетел, двигатель и вооружение - на 2.5 метра. Но двигатель цел.
Или как вариант - вы не в самый центр вкопались.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 14 окт 2014 23:00 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 23:06 #12

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Алекс, Федор, глянтье, к примеру вот сюда

Такой же сильный удар, да глубокий уход в землю. И места где есть номера на вооружении.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Фёдор

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 23:17 #13

  • Aleks123
  • Aleks123 аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 15
  • Спасибо получено: 3
  • Репутация: 3
Более крупные как раз за шестерней идут,но поднять втроем не осилили,и времени уже не оставалось.В глубину еще копать нужно,А расширять раскоп уже по ходу будем смотреть.Значит двигатель перевернут.Думали,что он вошел прямо по ходу движения.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 23:30 #14

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Да нет. Редуктор просто легко откалываемый от блока двигателя узел. Как более легкая часть - остался выше. Ну а двигатель, за счет тяжести и инерции, дальше пошел.

Но в общем и целом, как всегда, вывод один, и удел наш один: Надо копать... ohoho
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 14 окт 2014 23:32 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 14 окт 2014 23:43 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Кстати, глядя на фото и описание, чисто мое мнение:
Если в воронке масло, бензин, а тем более сохранившиеся листва и ветки - версию сильного взрыва можно исключить.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 15 окт 2014 00:41 #16

  • Фёдор
  • Фёдор аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 138
  • Спасибо получено: 190
  • Репутация: 16
Ну что ж начну всё по порядку: Воронки на месте падения не было, более того место крушения практически ровное, мы уверенны, что это получилось благодаря размоине, стекая с пригорка дождевая вода замыла воронку. Неподалёку от места падения находятся немецкие землянки, видимо этим обусловлено то, что в конусе воронки нам попалась немецкая малая пехотная лопатка (на глубине примерно 1,5 метра).Это место обнаружил наш боевой товарищ Андрей, признаюсь честно искать самолёт без глубинника - дело весьма не благодарное и мы с Андреем собирались переезжать на другое место, но тут наш соратник Александр уговорил нас отправиться на место и более детально изучить предполагаемое место крушения, за что ему, огромное спасибо sovok . Придя на место начали копать двумя шурфами, затем объединились в один 1,5 на 2,5 на первых двух штыках попадались небольшие алюминиевые фрагменты обшивки, а также куски броне листа толщиной 5-6 мм и ещё пули, гильзы(целых не было все разорваны от воздействия большой температуры) и звенья пулемётных лент трёх разных калибров 7,62; 12,7 и предположительно 20 или 23. Примерно на глубине 1,5 на куске броне листа обнаружили первый фрагмент останков человека, а именно часть таза, По мере увеличения глубины раскопа конус воронки уменьшается и всё чаще стали попадаться разрозненные части алюминиевой крышки клапанов болты,шпильки, клапан с направляющей с пружинами,ролики и тяги системы управления самолётом,куски медной трубки радиатора,части парашютных стропов ,толстый обломок оргстекла со следами пожара, а также осколок фугаса(не установлен, фото имеется). На 2-ух метровой глубине резко изменился цвет и состав почвы появился запах масла и топлива (чем то напоминающий бензин и солярку одновременно) стало трудно копать глина прилипала к лопате попалось ещё два фрагмента останков человека: часть таза и обломок берцовой кости, расположены разрозненно. Значимая находка появилась на глубине 2,5 метра это был ШКАС, дальше интересней: глубина чуть более 3-ёх метров конус воронки уменьшился теперь он составляет примерно 1 квадратный метр из глины сочится масло с водой несколько крупных обломков ветвей и едва различимый остов крупной шестерни с полым отверствием посередине, решили проверить полость вала тонкой веткой (около 50 см) при дальнейшем раскапывании обнаружилось большое количество алюминиевых осколков, как тонкостенных так и более толстых,попался небольшой фрагмент поршня(отсюда делаем вывод, что погружаясь под землю коленвал сорвавшись с мест креплений продолжал вращаться разрушая блок цилиндров и головку) щестерню с валом обкопали, её размеры примерно: диаметр 250 мм; толщина 40-50 мм, диаметр вала 30-40 мм. Под шестерней на валу куски алюминиевых деталей, затем показался остов гильзы цилиндра... на этом раскопки в глубину были остановлены, так как стало ясно, что это двигатель. Мы стали раскапывать предполагаемое место расположения крыльевого вооружения чтоб иметь, как можно больше материала для дальнейшей идентификации самолёта и погибшего члена экипажа,но к сожалению ничего не было обнаружено, так как по составу грунта очевидно, что был удар самолёта, падающего почти под прямым углом о землю, с последующим мощным взрывом подвесного боекомплекта мы уверенны, что это ИЛ-2м и возможно один из членов экипажа сумел выпрыгнуть из горящего самолёта.







Последнее редактирование: 15 окт 2014 01:32 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender

Ил-2 под Саук-Дере 15 окт 2014 00:54 #17

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Фёдор, спасибо за обстоятельный рассказ.
Немецкая саперка - скорее всего след "работы" трофейщиков или подростков, сразу после войны. Чтобы немцы в воронках от самолетов копались... А наши - милое дело. Сколько уже читал и слышал рассказов-воспоминаний, как "на самолетах пистолеты искали".

А за вращение авиационного двигателя после удара, когда он уходит в землю, это заблуждение. Я много читал о более поздних, современных анализах с мест катастроф винтомоторных самолетов. Дело в том, что у таких моторов, совершенно нет маховика. А значит начисто отсутствует инерционность вращения коленвала. Любой удар, любое торможение редуктора - коленвал сразу прекращает вращение, тем более учитывая моментальное пропадание зажигания и подачи топлива.
Так что размолачивание двигателя - это просто следствие сильного удара, но не работы мотора, уходящего на трехметровую глубину.

На третьем фото - часть патрубка либо системы охлаждения, либо наддува.
Осколок на первом фото не походит на бомбовый или РС. Скорее "залетуха" минная.

И еще одно. По картине удара - скорость самолета была громадная. Вряд ли кто то из экипажа успел покинуть штурмовик.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 15 окт 2014 01:15 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Фёдор

Ил-2 под Саук-Дере 15 окт 2014 01:14 #18

  • Фёдор
  • Фёдор аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 138
  • Спасибо получено: 190
  • Репутация: 16
При более детальном осмотре пулемёта, было обнаружено: две помятые отстрелянные гильзы, которые застряли в подвижной системе крепления пулемёта, третья гильза была в канале для выброса отстрелянных гильз ещё 10 целых в ленте были в барабане ШКАСА. Управление огнём пулемёта было электрическим и он продолжал вести огонь до последней секунды "жизни" самолета (стрелок вёл огонь или же провода замкнуло от пожара)Повреждения ствола пулемёта в двух проекциях первый изгиб ствола круто вверх говорит о большой мощности взрыва под ним второй изгиб ствола влево от удара об землю. пулемёт ещё не до конца очищен найдено два одинаковых клейма ( С 69 ) одно на рычажке, другое возле ствола и газоотводной трубки. Помогите с определением места номера оружия, прилагаю фото если можно, то поставте стрелочку.



















Последнее редактирование: 15 окт 2014 01:18 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 15 окт 2014 01:20 #19

  • Фёдор
  • Фёдор аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 138
  • Спасибо получено: 190
  • Репутация: 16
Вот ещё вещь найденная на большой глубине с латинскими буквами я уверен, что его не копали.




Последнее редактирование: 15 окт 2014 01:22 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 под Саук-Дере 15 окт 2014 01:21 #20

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Федя, белым и черной стрелкой обозначены места, где надо искать номер:

История - это то, что было...
Последнее редактирование: 15 окт 2014 01:22 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Фёдор
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Модераторы: Жека