Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 19:16 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
В 2012 году в рамках экспедиции на место падения Дб-3ф экипажа Гутникова, был отработан еще один самолет Пе-2 в районе Вардане. Очевидцем падения самолета был отец Алекса21 и Саня много лет сначала с отцом, потом сам пытался установить имена погибших летчиков. Останки одного из них были найдены в ходе экспедиции. Собственно говоря с этого самолета и начался путь Александра в поисковое движение.
И вот сегодня Сашкина мечта осуществилась, имя погибшего и обстоятельства гибели установлены.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 19:26 #2

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
Вот донесение о безвозвратной потере. Судя по всему он был призван из запаса и находился в распоряжении командования ЧФ, а пока судьба его решалась - летал воздушным стрелком в экипаже Пе-2.



Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 19:37 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Саша прыгает и скачет! dance Искренне рад за него, и за то, что найдено имя еще одного погибшего летчика.
Фотографии сделанные Саней с работ на МП у меня есть, историю я знаю, что забыл - набросает Саша. Сделаю краткий материал в журнале КП.
Женька, спасибо тебе за архивные поиски! sovok
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 19:41 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
Та, нема за шо! Курите на здоровье!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 19:46 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Теперь, как я разумеваю, подключится наша Галя, для поиска родных. Хорошо бы, были живы и здоровы.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 19:52 #6

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
Уже подключилась.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 20:36 #7

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
Учетная карточка на Пирогова

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 20:37 #8

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
А вот с местом захоронения в документах неувязочка. Вот выписка из Книги Памяти г. Ленинград
40 АП ВВС ЧФ входил в состав Севастопольской авиагруппы, которая существовала в период с 25.05.42 г. по 01.07.42 г. Самолет взлетал из Крыма, и поскольку не вернулся с боевого задания, то имя погибшего летчика увековечили по месту базирования полка.


Последнее редактирование: 17 март 2015 21:01 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 20:54 #9

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2183
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Жека пишет:
Вот донесение о безвозвратной потере. Судя по всему он был призван из запаса и находился в распоряжении командования ЧФ, а пока судьба его решалась - летал воздушным стрелком в экипаже Пе-2.




На "возд. стр. бой." сначала не обратил внимания - а потом уже осознал что это буква "М", получается всё правильно: возд. стр.- бомб. - как в карточке!

Надо готовить памятный знак, готов рассмотреть варианты!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 21:27 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Ну а что тут рассматривать? Приезжай на денек - сделаем. Еще бы попробовать раздобыть фото, и обратиться в местную молодежку - чтобы приняли памятный знак на уход.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 17 март 2015 21:28 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 22:36 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
На сайте журнала поискового движения, опубликована статья: Теперь мы знаем твое имя
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 23:49 #12

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
СКР "Шквал", прикрытие которого было последним боевым заданием Пе-2.





Сторожевой корабль "Шквал" был заложен на Николаевском судостроительном заводе 24.10.1927 г. (завод.№ С-187), спущен на воду в 1930 г., приемный акт подписан 05.03.1933 г.

СКР прошел кап.ремонт с марта 1939 г. по 24.05.1942 г. в Севморзаводе (в октябре 1941 года был уведен из Севастополя на Кавказ для завершения ремонта).

20 и 25 июня 1942 года доставлял грузы в осажденный Севастополь.
(даты совпадают с боевым заданием Пе-2, указанном в архивной справке)

Поврежден в Новороссийске 2 июля 1942 г. при авианалете. На следедующий день ушел в Поти на ремонт, а середины июля начал эскортировать транспорты ЧФ между портами Кавказа.

13 августа 1942 г. сел на мель у Кабардинки, откуда на следедующий день был снят двумя буксирами.

Участвовал в артобстреле Феодосии совместно с эсминцем "Незаможник" 14 октября (выпущено 59 снарядов) и 20 декабря (выпущено 64 снаряда) 1942 года.

С 24.12.1942 г. - вновь в ремонте до конца февраля 1943 года. 06.03.1943 г. марта обстрелял Анапу (выпущено 32 снаряда). Далее СКР вновь эскортировал черноморские конвои и участвововал в обеспечении проводки эскадры ЧФ в освобожденный Севастополь 05.11.1944 года.

СКР "Шквал" входил в состав 1-го Бургасского дивизона сторожевых кораблей и тральщиков Черноморского флота.

Корабль был исключен из боевого состава флота 12.11.1952 г. и переклассифицирован в корабль обеспечения боевой подготовки (мишень). 09.05.1953 г. передан ВМУ механиков флота в Одессе и переоборудован в учебное электромеханическое судно "Сура".
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 17 март 2015 23:53 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: brams

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 17 март 2015 23:59 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Вообще, конечно, странное боевое задание. Прикрытие медленно идущего, груженного сторожевого корабля пикирующим бомбардировщиком...
То и было, наверное, одной из причин выработки горючего.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 18 март 2015 11:03 #14

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
Дело в том, что дальность полета истребительной авиации типа И-16, И-153 и т.п., которая стояла на вооружении Севастопольской авиагруппы, составляла 400 км. Путь по морю от Севастополя до Новороссийска около 450 км с учетом того, что Крым уже был оккупирован немцами и корабль должен был деражить на почтительном удалении от берега вне зоны действия береговой артиллерии противника. Следовательно истребители сопровождения не могли обеспечивать прикрытие конвоя на всем протяжении пути и должны были вернуться на аэродром базирования, т.е. радиус прикрытия не мог превышать 200 км. Дальше конвой оставался без прикрытия с воздуха. В тоже время дальность полета Пе-2 без бомбовой нагрузки составляла 1200 км. "Пешка" свободно могла сопровождать конвой до порта назначения.
И еще одно: суда по тому, что останки Пирогова найдены среди обломков самолета, он даже не пытался покинуть падающую машину. Возможно при сопровождении СКР "пешка" вела воздушный бой с самолетами противника и штурман погиб, а именно роль штурмана выполнял в этом полете Пирогов. Это объясняет и потерю ориентировки экипажем, поскольку без штурмана в сумерках они могли залететь куда угодно.
Последнее редактирование: 18 март 2015 11:20 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 18 март 2015 11:23 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
Да, Женя. Версия выдвинутая тобой о воздушном бое объясняет многое.
Я тоже не мог понять, как при фактически "идеальных" условиях для того, чтобы покинуть самолет, (у которого заведомо выработано топливо) с парашютом, два члена экипажа это сделали, а третий - нет.
Такое могло произойти, действительно, если штурман был смертельно ранен или мертв.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 18 март 2015 12:22 #16

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2183
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Не забывайте о приказе Совнаркома: за невыполнение боевого задания - военный трибунал. Сопровождение СКР "Шквал" на переходе Новороссийск - Севастополь это совершенно другой район Чёрного моря.
Я присоединяюсь к версии, что штурман мог быть ранен или убит, поэтому не покинул самолёт, но считаю, что и такая версия имеет право на озвучивание: раз самолёт сбился с пути, выработка горючего над горами или морем неминуемо грозила потерей матчасти, за которую в то время сразу отдавали под трибунал. Что такое военный трибунал в 1942 году и чем он грозил невыполнившему приказ- наверное никому не надо объяснять. Может быть поэтому штурман, если он был живой, предпочёл остаться в самолёте...
Как пример этому выписка из акта:
Акт от 17 сентября 1942 года
… на предмет определения годности к дальнейшей эксплоатации самолета ЯК-1 № 3669 после аварии которая произошла 17 сентября 1942.
Самолет ЯК-1 № 3669 с мотором М-105 ПФ № 108. ...17.9.42 г. самолет сделал 2 боевых вылета... Когда на самолете вылетел старший сержант Цурко В. С., то при развороте ему показалось, что мотор имеет раскрутку, так как стрелка счетчика оборотов стояла внизу. Летчик пошел на вынужденную посадку, сильно промазал и приземлился вблизи границы аэродрома. При пробеге самолет зашел за границу аэродрома и правой плоскостью задел самолет И-15 БИС принадлежащий 32 полку Ч. Ф. самолет И-15 БИС разбит и ремонту не подлежит.
...Комиссия считает, что с-т подлежит ремонту в стационарных мастерских. Виновник аварии пилот ст. с-нт Цурко В.С. Отдан под суд военного трибунала.
(Пилот осужден и направлен в штрафную АЭ, см. л. 159-161, т. е. 5 стр. Погиб 6.10.42 г. в воздушном бою, см. л. 191)

И вот этот приказ:

Последнее редактирование: 18 март 2015 12:24 от Алекс21.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 18 март 2015 12:49 #17

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
Еще такой нюанс: средняя скорость СКР "Шквал" 40 км/ч, путь от Севастополя до Новороса займет около 11 часов. Максимальное время нахождения в воздухе "пешки" не более 3-х часов. Если экипаж сопровождал СКР при выходе из Севастополя, то за 3 часа "Шквал" мог переместиться только до района траверса Ялты. Это делает маловероятной версию о попадании найденного Пе-2 в район Сочи. Более логичной и правдоподобной представляется версия того, что экипаж Пирогова должен был сменить на сопровождении другой, ранее вылетевший экипаж, который уже выработал запас топлива и должен был возвращаться на аэродром базирования. В этом случае "пешке" пришлось бы искать конвой в открытом море на большом удалении от берега. И эти поиски могли завести его в район Сочи. При этом нельзя исключать и версию о встрече с самолетами противника. Расстояние от Севастополя до Сочи примерно 700 км. Раз самолет израсходовал топливо, значит должен был еще налетать где-то 500 км. Возможно все это время пытался найти в море СКР. Поиски происходили вдали от берега вне видимости береговой черты, что вполне могло привести к потере пространсвенной ориентации.
Последнее редактирование: 18 март 2015 12:52 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 18 март 2015 13:06 #18

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7849
  • Спасибо получено: 3802
  • Репутация: 189
"Шквал":

8 июня в 5.40 прибыл из Поти в Туапсе с ТЩ «Искатель», находясь в охранении ТР «Белосток». 10 июня перешел из Туапсе в Новороссийск, конвоируя с ЭМ «Незаможник» ТР «Грузия». В тот же день в 23.00 вышел с «Незаможником» из Новороссийска и 12 июня в 11.28 прибыл в Поти. 19 — 20 июня перешел из Поти в Новороссийск, а 21 июня в 23.45 вместе с ТЩ «Мина» и двумя СКА прибыл в Севастополь, доставив пополнение защитникам города. 22 июня в 1.00 ушел из Севастополя и в 23.45 вернулся в Новороссийск.
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Последнее редактирование: 18 март 2015 13:10 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 18 март 2015 13:14 #19

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2559
  • Спасибо получено: 4593
  • Репутация: 175
Отличная дополнительная информация! По сути своей все выводы остаются на своих местах, с той лишь разницей, что он искал в море конвой идущий не из Севастополя, а в Севестополь. Скорее всего от Новороса конвой сопровождали самолеты Новороссийской военно-морской базы и в море они должны были передать сопровождение самолетам Севастопольской авиагруппы.
Если считать расстояние и время в пути, то получается, что во время взлета "пешки" в 19.05 конвой должен был находиться в открытом море ровно на полпути в Севастополь.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Пе-2, мл.лейтенант Пирогов Н.Т. 18 март 2015 13:19 #20

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 2183
  • Спасибо получено: 659
  • Репутация: 43
Нашёл я подтверждение, доставка грузов в осажденный Севастополь осуществлялась небольшими конвоями. Одиночным кораблем, который доставлял грузы в город и забирал обратно раненных и гражданских был только лидер "Ташкент" - из-за его высокой скорости ( около 77, 7 км/час). Он вечером выходил из Новороссийска, к полуночи приходил в Севастополь, там разгрузка и погрузка занимала от 2 до 4 часов и ещё по темноте он выходил в море, чтобы уйти подальше от берега под покровом темноты. Остальные грузы, до полной блокады, доставлялись конвоями.
Вот интересный материал: www.tinlib.ru/istorija/vozdushnaja_bitva...pol_1941_1942/p3.php
Из него выписка:
К числу принимаемых мер командующий отнес сопровож­дение конвоев в море бомбардировщиками Пе-2 и усиление борьбы с авиацией противника на аэродромах.
Последнее редактирование: 18 март 2015 13:33 от Алекс21.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: Жека