Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 27 март 2015 23:06 #1

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Добрый вечер! Сегодня удалось посетить место падения нашего самолёта в Лазаревском районе г. Сочи. Проблема была в погоде - необходимо было несколько погожих деньков, чтобы просохла дорога на хребет. Доехали на уазике, буквально выползли, потом бросили нашего трудягу и попёрлись в гору.
В результате неимоверных усилий 1,5 км вверх ползли почти 2 часа. Крутовато!
Проводник привёл на место, на котором не был 45 (!) лет. Вывел с точностью -150 метров. Не дошли мы 150 метров. Но хозяин леса сегодня к нам сжалился, и мы нашли место падения с первого захода. Надеюсь фото передадут всю красоту и крутизну склона, на котором впору было бы альпинистское снаряжение.




Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 27 март 2015 23:07 #2

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Первым попался впускной клапан, поднял голову, огляделся и увидел ШВАК, зажатый деревом и прижатый к стволу другого дерева. Номеров на ШВАКЕ уйма, да и читались они без зачистки. Сохран вообще порадовал, высота где-то под 800 метров над уровнем моря.








Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 27 март 2015 23:09 #3

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Потом подтянулись ребята и сразу нашли бронеспинку - целую! (первый раз вижу целую).


Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 27 март 2015 23:10 #4

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
А потом пошла работа, определились с типом самолёта, местом падения, с направлением падения, стали собирать то немногое, что осталось после голодных 90-х, когда за копейки несли в металлолом все, что можно было унести.










Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 27 март 2015 23:11 #5

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Немного передохнув, решили прошерстить склон хребта ниже места находки ШВАКА и бронеспинки уже без МД (на таком склоне стоять сложно, не то что работать с МД). И тут же, в 1,5 метрах от места залегания бронеспинки мне улыбается УБС из листвы. Сохран дельтадревесины просто поражает! Её вокруг немеряно!




Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 27 март 2015 23:13 #6

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Напоследок решили всё-таки спуститься вниз по склону в поисках мотора, стоек шасси или редуктора, вдруг улыбнётся ещё раз!
И улыбнулось!!! При спуске вниз не так видно предметы, как при подъёме вверх. Пока мой коллега проверял слияние двух рукавов ручья я решил подняться вверх прямо по краю русла ручья. И сразу же увидел ТО, ЧТО ожидал увидеть - коленвал!










Последнее редактирование: 27 март 2015 23:15 от Алекс21.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 27 март 2015 23:18 #7

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Кольца на шестерне не осталось, проверили все положенные места: в итоге получили номер ПФ 3-1107 !!! Дальше не составило труда - по записям мотор М-105 ПФ № 3-1107 был установлен на самолёте ЛаГГ-3 № 2560, отправленному в 269 ИАП, 236 ИАД, 5 ВА в октябре 1942 года (точнее 12 октября 1942 года полк принял самолёты, 23 октября прибыл на фронт, 24 октября вступил в бой)








Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: serg141-9

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 27 март 2015 23:19 #8

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Теперь самое интересное: я проверил по приказам ЛаГГ-3 № 2560 - здесь имеется немаленькая чёрная дыра - в соответствии с приказами на списание в 1943 этот самолёт на проходит, а по 1942 году в приказах - та самая чёрная дыра :oops:
По боевым донесениям 236 ИАД у нас числится за 269 ИАП в октябре 8 потерь.
Нельзя не взять во внимание сведения местных жителей, которые утверждали, что лётчик на этом самолёте погиб и был похоронен.
Чтобы не терять время в догадках и поисках я взял да и сверил наши потери с немецкими заявками на победу. И получилось вот что. Квадрат по сетке Люфтваффе, в котором мы нашли ЛаГГ-3 - 95783, а здесь у нас единственная потеря 30 октября в 269 ИАП!

30.10.42 Oblt. Gerhard Barkhorn (п Вишневка) 4./JG 52 LaGG-3  95 783: at 1.000 m. 11.50 Film C. 2035/I Anerk: X k

Берём во внимание боевое донесение 269 ИАП за 30.10.42 г.:

6. Воздушные бои за 30.10.42 года.
а/ В период 9.30 – 10.50 на Н- 600-800 в составе 7 ЛАГГ-3 непосредственно сопровождали штурмовиков 5 Ил-2 в районе цели Котловина. Не доходя до цели и в районе цели выше облаков экипажи наблюдали 2 Ме-109 и 2 Ме-110, которые в бой не вступили. После выполнения задачи не вернулся один экипаж – старшина НИКОЛАЕВ, очевидно подслежен и подбит противником. [Из таблицы на л. 186: «ничего не известно».] Остальные экипажи падения самолета не наблюдали. Потеря 1-ЛАГГ3 и командир звена старшина НИКОЛАЕВ.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender, brams, Фёдор, АмаZонка

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 28 март 2015 20:01 #9

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Местные говорят "летчик похоронен". Есть предположения - где? Ведь не столь важен самолет, как сам человек.
Судя по практической целости вооружения, бронеспинки, тело не должно было сильно пострадать при ударе самолета о землю.


Совершенно верно написал - и если заметил, в нашей боевой сводке дается высота 600-800 метров, у гансов - 1000 метров. Место падения находится на отметке около 700 метров над уровнем моря. Т.е. падал он с небольшой высоты, плашмя, в доказательство: сбитые при падении деревья, отсутствие воронки, практически целое вооружение, которое при ударе самолёта об землю страдает в первую очередь.
Тело было извлечено целиком, т.к. от парашютной аммуниции ничего не найдено. Не стал писать ранее, но в меховой куртке лётчика (со слов местного жителя) ходил потом один абориген в посёлке. Т.е. захоронено оно было, но где? Пока остаётся загадкой. Архивы НКВД вряд ли завтра будут рассекречены, а местных очевидцев уже никого нет - поумирали. Сейчас один человек заинтересовался этим событием, постарается раскопать какую-нибудь информацию.
Последнее редактирование: 28 март 2015 20:08 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 28 март 2015 21:58 #10

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1866
  • Спасибо получено: 514
  • Репутация: 41
Ну вот, пришёл дядя с толстой папкой и всех нас поставил в угол!

Лётчик 269 ИАП, старшина Николаев Н.Ф., сбитый в воздушном бою 30 октября 1943 года в районе Вишнёвки - ОСТАЛСЯ ЖИВ!!!

Вот почему мы не нашли его могилу, ни упоминания о ней в памяти местных жителей! А про солдат НКВД в каждом посёлке так говорят.
По словам С.И. Феоктистова ( он обещал найти этот документ - только одна строчка) дело было 30 октября - последний день месяца, лётчик не вернулся из полёта в срок, дело закрыли и в архив!
А он попал после приземления в санчасть и прибыл в авиаполк спустя несколько дней, ну и как воскресшего его отправили на какие-то курсы...

Во блин повороты судьбы duma duma duma
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 28 март 2015 22:09 #11

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Ого! А в ОБД до сих пор - "пропал без вести".
Отличная информация в дополнение темы.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 29 март 2015 10:32 #12

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Все таки странно получается. После катастрофы ЛаГГ, имя Николаева Николая Филипповича больше нигде не появляется. Ни в списках потерь, ни в награждениях.
В книге Памяти Тверской области, откуда он родом, так и проходит - как пропавший без вести. Выходит, он не вернулся в родные Березки?
Убит позднее? Или все же с НКВД было все не так? Затаскали, к примеру?
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 29 март 2015 10:45 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7370
  • Спасибо получено: 3457
  • Репутация: 185
Нет, точно жив остался наш Николай. Да еще и прошел всю войну!

История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

ЛаГГ-3 № 2560, старшина Николаев Н.Ф. 29 март 2015 10:54 #14

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2296
  • Спасибо получено: 3988
  • Репутация: 166
Наш старшина Николаев за годы войны наград не имел.
Есть его полный тезка (и даже год рождения совпадает), награжденный Красной Звездой, но тот был танкистом.
При этом старшина запаса Николаев получает в 1985 году Отечку 1-й степени. Это было возможно в двух случаях:
1. Если в период ВОВ награждаемый уже был награжден боевыми орденами (мы точно знаем, что не был);
2. Инвалид ВОВ.
Во всех остальных случаях в 1985 г. награждали Отечкой 2-й степени.
Таким образом, остается только второй вариант. Он же объясняет почему старшина Николаев больше не участвовал в боевых действиях. Полученное им ранение было настолько серьезным, что он получил инвалидность и был комисован.
Последнее редактирование: 29 март 2015 10:54 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Алекс21, serg141-9
Модераторы: Жека