Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

СБ в Атакайской щели

СБ в Атакайской щели 10 мая 2015 20:10 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2357
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
9 мая отрабатывали информацию, поступившую от наших Новороссийских коллег о месте падения советского самолета в Атакайской щели на границе Крымского района и Новороссийского административного округа.
На месте падения найдены останки одного из членов экипажа и установлен номер одного из моторов М-103 № 023-1863. Сам самолет идентифицирован как бомбардировщик СБ
Просмотрел все материалы за 42-43 г.г. по 367 СБАП, который воевал в наших местах на данном типе самолетов. Ближайший похожий номер 023-1862. Мотор с этим номером поступил в полк в конце ноября 1942 года. Искомого номера мотора в документах полка не обнаружено.
Велика вероятность того, что найденный самолет мог входить в состав 40 или 63 АП ВВС ЧФ, которые имели на вооружении самолеты типа СБ.

















Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Benja70, alex green 1945, Фёдор, Protas

СБ в Атакайской щели 10 мая 2015 20:30 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7529
  • Спасибо получено: 3529
  • Репутация: 186
Мои фото и рассказ - вот тут.

И видео о нашем выезде:

История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: alex green 1945, Фёдор, Protas

СБ в Атакайской щели 11 мая 2015 23:01 #3

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1952
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 41
Жека, поковырявшись в архивных бумажках, нашёл несколько вариантов, да и СИФ тоже поет про 40 БАП ВВС ЧФ. Короче, если лётчик один, то по 42-году есть два варианта:
1) пилот 2 АЭ ст. л-нт Ляшенко Григорий Яковлевич, орден Кр.Зн., погиб 31.08.42 г.
2) возд. стр-бомб. 2 АЭ мл. л-нт Овчаров Виктор Константинович, погиб 02.10.42 г.

или
мл.л-нт Сахненко Николай Григорьевич, пилот 3 АЭ и возд. стр.-бомб. 3 АЭ ст. л-нт Свердлов Иван Ульянович, орден Кр.Зн., погибли 24.08.42 г., НБЗ из района НЕБЕРДЖАЕВСКОЙ.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Жека, alex green 1945, Фёдор, Protas

СБ в Атакайской щели 12 мая 2015 07:22 #4

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2357
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Направление падения строго со стороны Неберджаевской. Подготовил запрос в ЦВМА, посмотрим, что там скажут.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

СБ в Атакайской щели 24 июнь 2015 18:18 #5

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2357
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
В качестве анонса: получил ответ по самолету из архива. Самолет СБ № 4-121 из состава 40 АП ВВС ЧФ, нбз 05.07.1942 г.
Пилот мл. л-т Севастьянов и штурман мл. л-т Гаврилов - погибли, стрелок сержант Шморгунов - ранен.
Подробности позже.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender, Benja70, Алекс21, alex green 1945, Фёдор, Protas

СБ в Атакайской щели 24 июнь 2015 19:53 #6

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2357
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
По документам архива было установлено, что мотор М-103А № 023-1863 был установлен на самолете СБ № 4-121, входившем в состав 40 авиационного полка пикирующих бомбардировщиков 63 бомбардировочной авиационной бригады ВВС Черноморского флота.
5 июля 1942 года в 21:20 экипаж младшего лейтенанта Севастьянова Александра Ивановича на самолете СБ № 4-121 вылетел на боевое задание для нанесения бомбового удара по войскам противника в районе Ялты. В 24:00 экипаж дал последнюю радиограмму: «Задание выполнено - возвращаюсь».
Дальнейшая судьба экипажа известна со слов стрелка-радиста Шморгунова Василия Ефимовича, прибывшего в часть.
В районе цели зенитным огнем был выведен из строя правый мотор и ранен летчик. Возвращаясь с боевого задания на одном моторе ночью над горами самолет зацепил плоскостью дерево. В 12 км от станицы Нижнебаканская самолет упал и сгорел. Летчик младший лейтенант Севастьянов Александр Иванович и штурман младший лейтенант Гаврилов Дмитрий Степанович погибли, стрелок-радист экипажа младший сержант Шморгунов Василий Ефимович получил ушибы.
Приказом начальника Командного управления ВМФ СССР от 02.12.1942 г. № 0421 младшие лейтенанты Севастьянов А.И. и Гаврилов Д.С. были исключены из списков части как погибшие при катастрофе самолета.
Севастьянов Александр Иванович, родился 19.10.1916 г. в ст. Луганская Донецкой области. По окончании Военно-морского авиационного училища им. И.В. Сталина с августа 1941 года по июль 1942 года проходил службу в должности пилота в частях ВВС Балтийского и Черноморского флотов.
Гаврилов Дмитрий Степанович, родился 10.11.1920 г. в с. Натальино Саратовской области. По окончании Военно-морского авиационного училища им. Левневского с июня 1941 года по июль 1942 года проходил службу в должности воздушного стрелка-бомбардира в частях ВВС Черноморского флота.
Удалось установить судьбу и третьего члена экипажа младшего сержанта Шморгунова. Вероятно, потеря боевых товарищей, произвела настолько сильное впечатление на Василия Ефимовича, что он ушел в запой и не сумев справиться с этой проблемой спустя при месяца после катастрофы был приговорен судом военного трибунала к 7 годам исправительно-трудовых лагерей с формулировкой «за пьянство и хулиганство».








Дополнительно прошу обратить внимание на тот фокт, что напротив фамилии Севастьянов в донесении о безвозвратных потерях утоит отметка "похоронен", напротив Гаврилова такой отметки нет. Возможно, что нами были обнаружены останки именно штурмана Гаврилова.
Последнее редактирование: 24 июнь 2015 20:03 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender, Benja70, Алекс21, alex green 1945, Фёдор, Protas

СБ в Атакайской щели 24 июнь 2015 22:12 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7529
  • Спасибо получено: 3529
  • Репутация: 186
Выходит все таки, что самолет развалился на части. Только так я могу объяснить два факта - слишком малое пятно обломков на месте работы и обнаружения останков, и то, что по документам похоронен только один летчик. Скорее всего, второе тело, просто не было найдено, либо было сильно фрагментировано и находилось среди горящих обломков отлетевшей части самолета.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 24 июнь 2015 22:14 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

СБ в Атакайской щели 24 июнь 2015 22:19 #8

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2357
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Скорее всего именно так и было.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

СБ в Атакайской щели 25 июнь 2015 11:40 #9

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2357
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Удалось найти фото личного состава 40 АП ВВС ЧФ, сделанное в июне 1942 года. Где-то среди прочих на фото присутствует экипаж Севастьянова.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, Bender, Benja70, Алекс21, alex green 1945, Фёдор, Protas, АмаZонка

СБ в Атакайской щели 27 июнь 2015 23:04 #10

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1952
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 41
Сидящий слева с двумя орденами "Красного Знамени" - возможно капитан Дмитриевский В.В. командир 3 АЭ 40 БАП, погиб 01.08.42г.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

СБ в Атакайской щели 15 сен 2015 15:57 #11

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2357
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Фото погибшего экипажа. Любезно предоставлены ЦВМА, за что им в очередной раз огромное спасибо!!!

Последнее редактирование: 15 сен 2015 16:44 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец, Bender, Benja70, Алекс21, Фёдор, Protas, АмаZонка

СБ в Атакайской щели 28 янв 2017 22:18 #12

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • на форуме
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1952
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 41
Удалось побывать в архиве и получить некоторую информацию, которой с удовольствием поделюсь, так сказать добавлю мелкие штрижки. В документах бросилась в глаза такая деталь: ...упал наш самолёт, экипаж ТРЕБУЕТ помощь...
Слово "требует" написано большими буквами и обведено несколько раз с сильным нажимом карандаша. Потом, уже в 00.35 следующего дня сделана запись, что доложили комиссару полка: летчик и штурман похоронены в ст. Нижнебаканской.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец, serg141-9
Модераторы: Жека