Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.

Непокоренные

Непокоренные 23 июнь 2015 21:29 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2558
  • Спасибо получено: 4590
  • Репутация: 175
В одной из своих книг, посвященных участию 3-го истребительного авиационного корпуса в боях на Кубани, я достаточно подробно рассказал о судьбах всех пилотов Корпуса погибших на территории Краснодарского края, но буквально на днях, благодаря помощи коллег поисковиков, были установлены новые обстоятельства судьбы еще одного пилота, более 70 лет числившегося навернувшимся с боевого задания из района Крымская 29.04.1943 года.
Этот день ознаменовал начало второго этапа так называемого Кубанского воздушного сражения, подлившегося с 29.04.43 г. по 03.05.1943 г. В этот период времени все усилия Красной армии на Кубанском плацдарме были сосредоточены на прорыве обороны противника в районе ст. Крымская.
Пилоты 3 ИАК уже успели приобрести боевой опыт в ходе первого этапа сражения в период с 19 по 24 апреля 1943 года в боях над Малой Землей, хотя и оплатили этот бесценный опыт жизнями многих своих боевых товарищей.
29 апреля советские войска перешли в решительное наступление, которое сопровождалось ожесточенными воздушными боями.
Из журнала боевых действий 265 ИАД за 29.04.1943 г.:
«В 06:15 взлетели 12 Як-1 812-го ИАП капитана Ф.К. Свеженцева. Вскоре в район прикрытия пришли Bf-109. В результате встречи капитан Свеженцев сбил два «мессершмитта», командир звена А.Г. Костенко, старшина И.Д. Кукушкин и старший сержант И.Н. Мартыненко сбили по одному Bf-109. Группа вернулась без потерь и произвела посадку в 07:32 на своем аэродроме. Через час взлетели восемь «Яков» капитана И.Д. Батычко. В групповом бою капитаном Батычко, лейтенантом Крамаренко и старшиной Кукушкиным был сбит один Bf-109, другого уничтожил мл. лейтенант Адамчук. Параллельно этому бою разгорелась еще одна стычка истребителей 402-го ИАП, в составе которого летел только что назначенный командиром полка майор Д.Е. Николаенков. Проведя серию атак по Bf-109, истребители разошлись. Результатом боя стали сбитые Николаенковым два «мессершмитта». В этом бою самолет Николаенкова был подбит. Пилот посадил горящий и израненный истребитель на заросли камыша. Машина, погрузившись в тину, перестала гореть. Майор Николаенков потерял сознание. Вскоре летчик был обнаружен подоспевшими пехотинцами, которые и оказали ему первую помощь, вытащив полуживого летчика из притопленного и разбитого самолета. В бессознательном состоянии он был доставлен в госпиталь.
В 10:35 на взлет пошла следующая группа истребителей 812-го ИАП. Итогом этого вылета стал сбитый лейтенантом Крамаренко юго-восточнее Крымской Fw-190.
В 12:35 второй раз за день на взлет пошла десятка «Яков» капитана Батычко. На высоте 2500 метров в 13:15 истребители 812-го полка заметила подход к линии фронта двух групп по 20 Ju-87 под прикрытием шести Bf-109.
Батычко дал команду прикрывающей группе из четырех Як-1 связать боем немецкие истребители, а своей ударной группой в составе шести Як-1 стремительно атаковал ближайшую к передовой линии группу бомбардировщиков и с короткой дистанции сбил Ju-87. Остальные беспорядочно начали сбрасывать бомбы и уходить, но другие «лаптежники» продолжали лететь в сторону Крымской, образовав растянутый полукруг. Было ясно, что ведущий группы противника не сбит, и сейчас главное — уничтожить командира бомбардировщиков.
Ближе всех к нему находился лейтенант С.И. Крысов, который длинной очередью из всех точек расстрелял противника, и Ju-87 взорвался. Это произвело большое впечатление на остальные экипажи. Пикировщики, освободившись от бомб над своими войсками, быстро покинули поля боя. Вторая группа так же развернулась на обратный курс. Еще по одному Ju-87 сбили Патраков, Балабанов, Луговой. В этом бою были сбиты три «Яка» и погибли лейтенант Г.В. Крамаренко, лейтенант А.Г. Костенко и старшина И.Д. Кукушкин»
Место падения самолета старшины Кукушкина и останки пилота были обнаружены нами еще в июне 2012 года в районе хутора Семенцовский Крымского района. Судьба двух других пилотов, пропавших без вести в этом бою, до недавнего времени оставалось неизвестной. И вот в немецких архивах удалось найти следы лейтенанта Костенко. Оказывается в этот день он не погиб, а будучи тяжело ранен попал в плен.
Из Протокола допроса лейтенанта Костенко:
«Лейтенант Костенко, 23 года, холост, из Кременчуга. В РККА с конца 1940 года, пилот с 01.9.41 г., лейтенант с 20.6.42 г. Служил в 534 иап в Хабаровске. Незадолго до Нового года (1943) личный состав сдал матчасть (И-153) и был переброшен в Кузнецк, где переучивался на Як-1 нового типа (пушка и крупнокалиберный пулемет вместо двух пулеметов). Пилоты за скорость, маневренность и огневую мощь считают Як-1 лучшим русским истребителем.
Для переучивания имелось 7 Як-1. Далее был сформирован 812 иап, получили новые Як-1 на заводе в Саратове. После нескольких учебных полетов 16.04.43 г. перебазировались в р-н Москвы, через несколько дней получили приказ перебазироваться в Красноармейскую (10 км сев. Славянской). Полк в составе 30 самолетов перебазировался без потерь. С 20.04.43 по 28.04.43 г. были потеряны 12 машин, из остальных 18-ти к утру 29.04.43 г. боеготовы 10.
29.04.43 г. вылет во главе с комполка майором Ереминым. Задача – прикрыть войска, наступающие на Крымскую. Кроме того – следить, не подходят ли к немцам подкрепления в Крымскую. Командир эскадрильи – капитан Свеженцев.
P.S. Из-за тяжелых ранений туловища и тяжелых ожогов рук и лица, пилот далее не может давать показания»
Дальше был лагерь для военнопленных летчиков Люфтваффе-2 в Литцманнштадте (сегодня Лодзь) и огромное желание бежать, вернуться в часть дальше громить врага. Позже Костенко перевели в лагерь Stalag VIIA Moosburg, откуда 17.02.44 г. он, вместе с другими пленными советскими летчиками, был отправлен в концлагерь Дохау. Во время транспортировки они совершили побег. Достоверно не известно, сколько человек участвовало в побеге и удалось ли кому-нибудь из них сбежать. Только в книге поступлений концлагеря Дахау зафиксировано в тот же день поступление 31 беглеца, в том числе лейтенанта Костенко. Все они были размещены в бараке № 27 и, как следует из пояснительной записки, 22.02.1944 г. были убиты в крематории лагеря выстрелом в затылок.
Фашисты смоги отнять жизни у этих мужественных людей, но не смогли сломить их волю и стремление к Победе!





Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец, Bender, Алекс21, alex green 1945, Фёдор, Protas, АмаZонка, andreyttg

Непокоренные 23 июнь 2015 21:46 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7845
  • Спасибо получено: 3801
  • Репутация: 189
Спасибо, Женя. Вот так, спустя десятилетия, благодаря общей работе разных людей, всплывают имена и судьбы...
Зачем ты вернулся? - Страшно стало...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека