Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Ил-2 №63

Ил-2 №63 21 сен 2015 14:39 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Поскольку этот самолет еще не установлен, дал название теме по номеру на нашей карте.
Обсуждение возможной принадлежности штурмовика и его пилота велись ранее в теме Поиск Варвары Ляшенко.
Тем, кто не участвовал, рекомендую с ней ознакомиться.
Краткая история такова. МП обнаружено группой Жени, проведены предварительные раскопки.
Найдены фрагменты останков летчика, детали парашютной системы, подошва от ботинка маленького, 35-го размера.









Позднее, раскопки были продолжены нашим Федором. Существенной находкой была часть крышки трамблера, увы, без номера самолета.

В минувшие выходные, мы приступили к третьим, капитальным раскопкам.



Таким мы застали место падения.



Начали расчистку воронки от осыпавшейся земли и ее расширение.





Позднее, к нам в помощь присоединились трое ребят, привезенных Сашей Шепелевым.
После обеда - еще двое от новороссийской поисковой группы.
Раскоп расширялся, земля просеивалась, срывался верхний слой почвы за пределами воронки.



В юго-западной части раскопа, среди обломков бронекапсулы, Паша обнаружил останки летчика. Корни дерева, очень сильно мешали очистке и извлечению, пришлось делать это пофрагментно.



Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender, Benja70, alex green 1945, Фёдор, Protas, АмаZонка, Anton_T, serg141-9, Владимир*

Ил-2 №63 21 сен 2015 14:45 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189




Из дополнительных находок - еще две пряжки от парашюта, на останках - значок парашютиста.





Узлов и фрагментов, содержащих номер самолета, в этот раз обнаружено не было.

Результаты по последней работе на месте раскопок следующие.
Скорее всего, штурмовик падал со стороны Верхнебаканской. Хотя, не исключено и прямо противоположное направление. (Со стороны Крымска) .Разлет обнаруженных фрагментов, оплавышей, наибольший в северо-восточном направлении от МП.



Падал под острым углом, детали самолета материк не пробили, залегание не глубже полутора метров, воронка вытянута, в длину около четырех метров, в ширину около двух. Схема даст представление.



В разлете фрагментов фактически на поверхности много мелких оплавышей, деталей самолета. Пожар на месте падения был не большой, очевидно, топливо в баке было почти выработано. Мелкие костные фрагменты, практически не поддающиеся идентификации, за исключением небольшого фрагмента черепа.
Двигатель разобран прямо в воронке, попадались фрагменты поршневых колец, шпильки крепления головки к блоку. Обнаружен только небольшой фрагмент блока, и ранее, Федором – часть крышки трамблера. Крупные металлические фрагменты отсутствуют. Самолет растащен в послевоенные годы.
При раскопках, удалось извлечь небольшие и крупные куски бронекапсулы.
Теперь по останкам летчика. Скелет фактически полный. Нет нижней части голеней и ступней, частей черепа и грудной клетки. Лежал на глубине немногим более метра, среди обломков бронекапсулы. Вытянут вдоль воронки. Зачистить на месте не удалось, из за большого количества крупных корней дерева, выросшего на МП. На теле, кроме значка парашютиста и пуговиц, не обнаружено ничего.
Нет табельного оружия или его фрагментов, пряжек подвесной системы, ремней и портупеи, остатков шлемофона и внутреннего переговорного устройства. Поскольку самолет упал на оккупированной территории, очевидно, с летчика все снято немцами. Возможно, он ими был и прикопан.
Оценивая то, что найдено и собрано Женей, Федором в предыдущие раскопки, и нами – пряжек, замков, парашютной системы – на одного человека.
Так же, найдены фрагменты одного ботинка (подошва обнаружена ранее Женей). Ботинок не армейский, кожа белая или желтая, заклепок под шнурки с каждой стороны четыре. Фотографии сделаю после раскладки останков на поисковом баннере.
Оценивая найденное, скорее всего, останки принадлежат пилоту штурмовика. Стрелок–радист либо выпрыгнул с парашютом, либо при ударе был отброшен вместе с хвостовой деревянной частью самолета, (хотя удар и не был сильным), либо его вообще не было. В раскопе и вокруг, не обнаружено ни единого костного фрагмента, «пересекающегося» с останками летчика.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender, Жека, Benja70, Алекс21, alex green 1945, Фёдор, serg141-9

Ил-2 №63 21 сен 2015 16:09 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Найденный знак парашютиста пока в очистке. Номер на нем есть. Вот аналогичные значки у Вари Ляшенко и ее курсантов.



Фото и информация по этому нагрудному знаку.











Шансы найти в архиве РГИВА документы по найденному знаку, кому он был вручен, предельно малы.
Тем не менее, это пока единственная отправная точка для установки имени погибшего летчика.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, serg141-9

Ил-2 №63 21 сен 2015 16:30 #4

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 470
  • Репутация: 50
Вспомним, что в день гибели Вари Ляшенко из 502 ШАП погибли также капитан Сивочуб В.А. и стрелок-радист сержант Березнев П.С. Имеются также сведения, что Варя в тот день сделала три вылета, при этом во время второго вылета был убит стрелок-радист и третий вылет, ставший для нее последним, Варя совершила одна.
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 №63 21 сен 2015 17:20 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Мы с Женей вчера переписывались по этому вопросу. Не факт, что это самолет 502 ШАП, это пока только предположения.
Согласно списку безвозвратных потерь, 3 мая 1943 года, из состава 502 ШАП погибло два летчика - комэск Сивочуб, Варя Ляшенко, и один стрелок-радист Березнов.
Это позволяет предположить, что кто то из них (Сивочуб, Ляшенко) вылетели без стрелка.
Однако, Женя отметил, что в списках БВП, фамилия Березнова идет сразу за фамилией Ляшенко. И с высокой долей вероятности, так отмечена потеря одного экипажа.

Кроме этого, я написал на форум антропологов, с просьбой оказать помощь в определении принадлежности останков (мужчина, женщина). Если предварительные выводы будут в пользу останков женщины, есть договоренность с нашей судмедэкспертизой, в проведении осмотра и составления официального заключения.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70

Ил-2 №63 21 сен 2015 17:26 #6

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2628
  • Спасибо получено: 4751
  • Репутация: 177


Варвара погибла вместе со своим стрелком

Последнее редактирование: 21 сен 2015 17:32 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70

Ил-2 №63 21 сен 2015 17:53 #7

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Пока точно не удалось установить, что в боевом донесении именуется "Нов.деревня".
Однако высота 98,5, шоссейная дорога упоминаемая в боевом донесении есть на карте.
Кроме того, рядом с 98,5 есть высота 118.
В свидетельствах истребителей прикрытия, выписку из котрых я выкладывал в теме по Ляшенко (куда я их блин засунул?!) есть сведения, что самолет сбит в районе высоты 117. Такой высоты на карте РККА нет, возможно, это описка, имелась в виду высота 118.
"Нов.деревня", в этом случае, может быть учхозом у шоссейной дороге.
Не забываем, что летчики воевали по пятикилометровкам. Фрагмент такой остался в летном планшете Вари, фото я выкладывал.

От шоссейной дороги, высот 98,5 и 118 до МП менее девяти километров.
Ни коим образом, я не хочу сказать этим что обследуемый ИЛ - Ляшенко.
Просто, есть некая вероятность, что один из сбитых Ил-2 502 ШАП, вполне мог упасть в том районе.

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 21 сен 2015 17:56 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 №63 21 сен 2015 18:04 #8

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2628
  • Спасибо получено: 4751
  • Репутация: 177
В период с 07.50 по 08.00 две группы по 6 Ил-2 наносили удар по цели 1, и одна группа 6 Ил-2 в это же время наносила удар по цели 10. Итого 18 самолетов-вылетов. А в этот день 502 шап произвел 36 самолето-вылетов. Значит помимо основной задачи, были и другие вылеты. Надо выяснить куда летали?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Benja70, Protas

Ил-2 №63 21 сен 2015 18:13 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, Фёдор

Ил-2 №63 21 сен 2015 18:15 #10

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2628
  • Спасибо получено: 4751
  • Репутация: 177
К сожалению ведомостей с номерами выданных знаков не сохранилось.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 №63 21 сен 2015 18:57 #11

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 470
  • Репутация: 50
Может быть у родственников Ляшенко сохранилось свидетельство на знак.
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 №63 21 сен 2015 19:12 #12

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Это длинный путь. Подождем результатов короткого - установление принадлежности останков.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 №63 21 сен 2015 19:28 #13

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2628
  • Спасибо получено: 4751
  • Репутация: 177
Мне кажется нужно просто всем вместе собраться и еще раз тщательно отработать место падения.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: alex green 1945, Protas, serg141-9

Ил-2 №63 21 сен 2015 19:40 #14

  • Жека
  • Жека аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 2628
  • Спасибо получено: 4751
  • Репутация: 177
Мир не без добрых людей! Вот выписка из боевого донесения.
"3.5.1943 цель полета на боевое задание. Подбит ЗА противника Самолет Ил-2 № 8050 командир звена ЛЯШЕНКО Варвара Савельевна в районе Нижне-Баканская по докладам экипажей сбит огнем ЗА. Самолет загорелся и приземлился в районе высоты 118, состояние самолета неизвестно".
Ляшенко действительно в этом вылете была без стрелка. В этом же донесении говорится, что капитан Сивочуб нбз в экипаже с Березневым.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender, Benja70, Алекс21, alex green 1945, Фёдор, Protas

Ил-2 №63 21 сен 2015 20:36 #15

  • Фёдор
  • Фёдор аватар
  • Не в сети
  • Завсегдатай
  • Сообщений: 160
  • Спасибо получено: 198
  • Репутация: 17
И всё же для полной уверенности нам необходимо ещё раз собраться на месте крушения и по возможности по-максимуму "зачистить" воронку! sovok
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: serg141-9

Ил-2 №63 21 сен 2015 20:41 #16

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Несомненно, Федя!
Женя, очень ценная информация. Передай благодарность от нас добрым людям.
"Загорелся и сел" - очень похожая картина. Но это тоже, лишь дополнительные сведения.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 №63 21 сен 2015 23:14 #17

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Фрагмент одной пары обуви. Наружняя часть черная кожа, внутренняя - белая. Оба слоя кожи очень тонкие. Отверстий под шнурок с заклепками - четыре. Это не обрыв, по всему краю детали идут следы шва.
Пусть меня убьет мой бог, но это обувь либо женская, либо вообще - детская.





И простите вовсе уж за мистику, но близким я говорил, что Варя могла возить с собой в самолете детскую игрушку, я это иногда видел. Или детский ботинок.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Anton_T

Ил-2 №63 22 сен 2015 10:35 #18

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Старые обувщики - еще та кладезь! sovok
Представленные фрагменты - части одной туфли. Именно туфли, а не ботинка.
Это шнурковая часть и задник. Белая кожа - внутренняя мягкая выстилка боковин и задника. Туфель маленького размера. Конструкция одинакова как для мужчин, так и для женщин.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 №63 22 сен 2015 19:14 #19

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 470
  • Репутация: 50
LeshaK пишет:
И простите вовсе уж за мистику, но близким я говорил, что Варя могла возить с собой в самолете детскую игрушку, я это иногда видел. Или детский ботинок.
Ребенку Вари тогда было год-два.
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Ил-2 №63 22 сен 2015 20:10 #20

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7919
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Ну, что видел. Я это, понимаешь, не заказываю. ulybka
Экспертиза останков назначена на понедельник. Раньше никак.
А пока мы с Галей пытаемся разыскать сына Вари - Александра Орехова, или его дочь - Варвару.
Пока безрезультатно.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 22 сен 2015 20:12 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Модераторы: Жека