Все самолеты в темах этого раздела привязаны к нашей Карте мест падений самолётов
Точки отмечены предельно точно, с указанием координат GPS в каждом информационном окошке. Дополнительная информация в виде фото, документов и видео, по мере накопления добавляется к карточкам самолётов. По многим самолётам еще проводится работа, ведутся раскопки, сбор материалов. И вы, присоединившись к нашей команде, можете поучаствовать в ней.
  • Страница:
  • 1
  • 2

Як -1 на службе люфтваффе

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 12:08 #1

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
В ходе работы с архивными документами мне многократно приходилось сталкиваться с различными эпизодами, выходящими за рамки простого воздушного боя. Пожелтевшие от времени листы архивных дел донесли до нас сквозь года не только ведомости учета самолетов и моторов, не только наградные листы с описанием подвигов наших летчиков и списки не вернувшихся с боевых заданий, но и примеры совершенно обидных неоправданных потерь. Безусловно, большая часть этих документов посвящена боевой работе и полна примеров героизма наших пилотов и говорить о них можно бесконечно долго, но сейчас мне хотелось бы остановиться на одном малоизвестном широкому кругу читателей случае, произошедшем в апреле 1943 года и воплотившем в себе примеры как героизма и храбрости, так и трусости, ставших следствием рокового стечения обстоятельств.
16 апреля 1943 года, после начала операции «Нептун», Ставкой Верховного главнокомандования было принято решение о переброске на Кубань крупной авиационной группировки. 17 апреля 1943 года истребители Як-1 291-го ИАП, входившие в состав 3 ИАК, вылетели с аэродрома Россошь в Ростов-на-Дону. Далее их маршрут должен был лежать через Тихорецк на аэродром Старонижнестеблиевская Краснодарского аэродромного узла. Однако на маршруте лидировавший эскадрилью Яков штурман Пе-2 старший лейтенант Каримов, не смотря на вполне сносные метеоусловия, потерял ориентировку и привел свою группу во второй половине дня 17 апреля, вместо Ростова в ещё занятый немцами Таганрог.
Вероятнее всего наши самолеты вышли на немецкий аэродром "Таганрог-Вест", нынешний "Таганрог-Центральный", расположенный на западной окраине города. Летное поле второго аэродрома "Таганрог-Зюйд" (в настоящее время заводской "Таганрог-Южный") располагалось у самого берега Таганрогского залива, и спутать его с Ростовом просто невозможно. Напротив, "Таганрог-Вест" находился рядом с широким Миусским лиманом, который, заходя на посадку с запада или северо-запада, вполне можно принять за Дон. Ничего не подозревающая эскадрилья встала в круг над вражеским аэродромом и истребители начали заходить на посадку:
Из приказа заместителя наркома обороны, маршала авиации А.А. Новикова № 0318 от 27 апреля 1943 года "О неудовлетворительном лидировании самолётами Пе-2 1-го БАК истребителей 3-го ИАК":
"Несмотря на открытый противником артиллерийский огонь из ЗА (зенитной артиллерии), 3 самолёта Як-1 во главе с командиром эскадрильи 291-го полка Егоровым произвели посадку в Таганроге и попали в руки врага. 3 самолёта Як-1 были сбиты ЗА противника на кругу аэродрома и там же горящие упали. Остальные 4 самолёта с преступником-лидером вернулись на аэродром Ростов".
По воспоминаниям лётчика 402-го ИАП Героя Советского Союза С.П. Шпунякова сходу села тройка в составе капитана Егорова Алексея Гавриловича, лейтенанта Единархова Ивана Яковлевича и ещё одного летчика сержанта Горбачева Олега Михайловича. Самолеты на стоянку не заруливали, а заглушили двигатели рядом со взлетной полосой. Видимо все произошедшее было и для немцев не меньшим сюрпризом, поэтому зенитный огонь был открыт только по следующей заходившей на посадку тройке, а к севшим "Якам" кинулись немецкие солдаты. В сложившейся ситуации помочь оказавшимся на вражеском аэродроме товарищам остальные пилоты эскадрильи ничем не могли. Боекомплект самолеты должны были получить только в Ростове.
Егоров, успевший уже выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета и в завязавшейся перестрелке был убит. Самолет Единархова в ходе перестрелки загорелся, летчик не покинул его кабину и сгорел вместе с самолетом.



Мужество комэска и его заместителя произвело должное впечатление и на противника. По приказу командира 111-й пехотной дивизии, занимавшей таганрогский участок "Миус-фронта", генерал-майора Рекнагеля, Егоров и Единархов были похоронены на городском кладбище с отданием всех положенных в таких случаях воинских почестей.

Как выяснилось в последствии, в этот день в плен к немцам попал еще один пилот 291 ИАП младший лейтенант Добытиев. Его самолет был сбит зенитками противника в составе второго звена, заходившего на посадку, но летчику удалось спастись на парашюте. В отличие от Горбачева мл. лейтенант Добытеев отказался сотрудничать с немцами, пережил ужасы лагерей, в 1945 году был освобожден из плена, прошел спецпроверку и был признан невиновным. Интересен тот факт, что пилот попал в плен лишь 18 апреля, при том, что был сбит 17-го. Вероятно мл. лейтенант Добытеев в течение суток пытался уйти от преследователей, пробираясь к линии фронта.

События в Таганроге стали словно предвестником тяжелых потерь, которые предстояло понести Корпусу на Кубани. Фактически еще не вступив в бой 3 ИАК недосчитался 5 самолетов Як-1б, одного Як-7б и потерял 7 человек личного состава. Именно семь, поскольку на самолете Як-7Б вместе с пилотом 15 ИАП старшим сержантом Грабельниковым летел техник-лейтенант Кондрахин. В архивных документах 111-й пехотной дивизии вермахта есть протокол допроса тяжело раненного советского техника-лейтенанта, без уточнения его фамилии, датированный 16.04.1943 г. Поскольку после этого ни в одном документе лейтенант Кондрахин не упоминается, то следует предположить, что вскорости после допроса лейтенант Кондрахин умер от полученных ранений.
О судьбе сержанта Горбачева долгое время ничего не было известно, по всем документам он и сейчас проходит как "пропавший без вести", хотя уже тогда в полку ходили упорные слухи, что он завербовался в Русскую освободительную армию генерала Власова (РОА). Используя немецкие данные теперь это можно утверждать с уверенностью. По информации немецких архивов с 1943 года Горбачев воевал на стороне фашисткой Германии в составе русской эскадрильи люфтваффе и погиб при перегоне самолета Ме-109 06.01.45 г. Такая вот непростая история мужества и предательства друзей-однополчан.
Что же касается захваченных немцами Яков, то эти «пленники» невольно тоже оказались на службе люфтваффе.

В своих мемуарах А.И. Покрышкин пишет о том, что в небе Кубани летом 1943 года ему приходилось сталкиваться с трофейными Яками, воевавшими на стороне противника. Другие летчики, участники Битвы за Кавказ вспоминают, что дабы уничтожить эти самолеты, были дни, когда Як-1 ВВС РККА запрещались вылеты, а остальным истребителям отдавалась команда уничтожать все встреченными ими Як-1 не взирая на знаки различия.
Надо сказать, что Яки Егорова и Горбачева были не единственными трофеями фашистов на Кубани. В немецких архивах есть фото советского истребителя Як-1Б с надписью на борту "Сталинскому соколу Леониду Смирнову от трудящихся Фрунзенского района г. Саратова", сделанное на аэродроме базирования авиации люфтваффе Анапа в мае 1943 года.

Согласно архивных документов ЦАМО командир авиационной эскадрильи 148 ИАП 287 ИАД капитан Смирнов и трое пилотов его эскадрильи: младший лейтенант Свиридов, лейтенант Цирихов и сержант Дронов не вернулись с боевого задания 6.05.43 г. из района станицы Неберджаевская. Однако впоследствии было установлено, что в этот день капитан Смирнов совершал боевой вылет на другом самолете, в связи с технической неисправностью своего Яка. Разгадку этой тайны мы снова нашли в архивах противника. Як-1Б – подарок "Сталинскому соколу Леониду Смирнову от трудящихся Фрунзенского района г. Саратова" (бортовой номер 2) достался немцам 11 мая 1943 г., когда на аэродром Анапа совершил посадку летчик 148-го ИАП старший лейтенант М.В. Шкомплектов. Словаки, базировавшиеся в Анапе, захватили пилота в плен. О причинах посадки самолета на аэродроме противника достоверно ничего не известно. Согласно документов ЦАМО, после окончания войны Шкомплектов был репатриирован в Советский Союз. Уже в конце 90-х годов, в одном из своих интервью словацкий пилот JG 52 Ян Режняк так описал этот случай:
«Один раз русский пилот приземлился в Анапе и выскочил из самолёта около нас. Выскочил из кабины и сразу говорит, что хочет воевать вместе с нами. Немцы его допрашивали. Было лето, а он там сидел в длинных кожаных рукавицах. Я не понимал зачем, но потом осмотрел самолёт изнутри и сказал, что он - герой, что вообще летал на таком самолёте. Я посидел в самолёте и у меня были все руки в крови, поэтому были рукавицы, там торчало чёрт знает что. Покрышкин потом в своей книге написал, что якобы он заблудился с новеньким самолётом когда летел с завода. Это неправда, специально перелетел к нам».
В личном деле Шкомплектова, находящемся на хранении в архиве, вырвано фото. На единственном фото Шкомплектова, которое нам удалось разыскать в немецких архивах, он еще в советской форме сидит за столом с пилотами JG 52.

В личном деле Шкомплектова есть такая запись.

Захваченный самолет передали истребительной эскадре люфтваффе JG 52. После опробования 12 мая его перегнали в Тамань, а затем в Керчь. Эта машина также использовалась фашистами в боях, так как по докладам советской стороны отмечалось применение противником самолета Як-1 со звездами и желтой надписью от кабины до хвоста. Впоследствии истребитель отправили в Германию, где его показали высшему командованию люфтваффе на выставке трофеев 3 сентября 1943 г. в Рехлине, а затем выставили для всеобщего обозрения в г. Мекленбург. Дальнейшая судьба самолета неизвестна.
Впервые Як-1 с отличительными белыми полосами на крыльях, за которые в последствии наши воины прозвали его «полосатым дьяволом», появился в районе ж/д станции Абинская. Тогда одиночному самолету со странной раскраской никто не придал значения, но в последствии стали замечать, что его появление всегда предшествует налету авиации противника. Командование заподозрило неладное и поручило пилоту 4 ИАП 287 ИАД старшему лейтенанту И.В. Шмелеву выследить и уничтожить самолет-предатель. Спустя 5 дней, в конце апреля 1943 года в воздушном бою в районе Геленджика приказ командования был выполнен, «полосатый дьявол» объятый пламенем упал в горы. Эта история подробно описана в рассказе Сергея Андрианова «Схватка с «Бубновым тузом».
Надо отметить, что в последствии Яки со специфическими опознавательными знаками еще не раз будут доставлять хлопоты нашим летчикам и фигурировать в их боевых донесениях. Так в оперативной сводке 265 ИАД № 39 от 28.05.43 г. значится:
«В период 19.00 – 19.10 в районе ю-з Киевская Н=3000 м ст. лейтенант Рубахин был атакован 1 Ме-109, в хвосте у которого находились 2 Як-1 с красными коками и белыми надписями на фюзеляже, с красными звездами и без номерных знаков. Правая плоскость имела полосатую окраску, левая зеленую. Самолеты Як-1 находились в непосредственной близости от атакующего Рубахина Ме-109, но огонь по нему не вели. Старший лейтенант Рубахин доложил, что указанные 2 Як-1 преследовали до нашей территории Пе-2 и вели по ним огонь. После того, как Пе-2 отразили атаку Ме-109 и двух Як-1, наблюдаемые Рубахиным 2 Як-1 вместе с Ме-109 ушли в западном направлении. Ст. лейтенант Рубахин считает, что самолет не вернувшегося с боевого задания мл. лейтенанта Ишханова был сбит указанными выше 2 Як-1».
Последнее редактирование: 01 нояб 2015 18:16 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Bender, Benja70, Фёдор, Protas

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 17:31 #2

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1951
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 41
Жека, крутые, блин, у тебя архивные сведения. Читаешь - не оторвёшься. А случаем этого "полосатого дьявола" в районе Геленджика не находили? Про лётчика с него ничего не известно? Занятно было БЫ его найти, тем более, что номера самолётов-моторов, по моему известны:
..." Самолёты Як-1б № № 05119, 21117, 27127, 32117, 10415, с моторами М-105 ПФ № № 4-2134, 4-2433, 4-2527, 4-1769, 4-3425, как утерянные 291 ИАП при перелёте, заблудившие на аэродром противника из боевого состава полка исключить"...
Может быть где-то мелькали схожие номера? Круто было бы ренегата обнаружить.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 17:52 #3

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Алекс21 пишет:
Жека, крутые, блин, у тебя архивные сведения. Читаешь - не оторвёшься. А случаем этого "полосатого дьявола" в районе Геленджика не находили? Про лётчика с него ничего не известно? Занятно было БЫ его найти, тем более, что номера самолётов-моторов, по моему известны:
..." Самолёты Як-1б № № 05119, 21117, 27127, 32117, 10415, с моторами М-105 ПФ № № 4-2134, 4-2433, 4-2527, 4-1769, 4-3425, как утерянные 291 ИАП при перелёте, заблудившие на аэродром противника из боевого состава полка исключить"...
Может быть где-то мелькали схожие номера? Круто было бы ренегата обнаружить.
Ты просто читать мои мысли! Сам давно хочу этот Як найти, но пока не судьба.
А вообще если быть совсем точным, то немцам в Таганроге достались Як-1б № 05119 с мотором М-105 ПФ № 4-3425 Егорова и Як-1б № 32117 с мотором М-105 ПФ № 4-2527 Горбачева. Остальные были разбиты и уничтожены.
Последнее редактирование: 01 нояб 2015 18:44 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:01 #4

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1951
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 41
Есть идея: Надо заряжать Колдуна - пусть копает инфу по МП, м.б. что-то и выплывет, а в наших архивах по месту падения ничего нет?
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Горец

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:06 #5

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Женя, спасибо!
Хоть кое что знал и читал, но воедино собранную тобой информацию прочитал с большим интересом. Такие публикации надо оформлять статьями. Уверен, что даже не специалистам, а просто людям, интересующимися забытыми и неизвестными страницами войны - твой рассказ будет очень интересен.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:22 #6

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Собственно говоря пока все, что знал по этой теме, выложил в этой теме. Можно взять прелюдию из темы про Горовцова и получится готовая статься в журнал КП.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:26 #7

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
А теперь обратите внимание на два фото одного и того же самолета Як-1б на аэродроме люфтваффе в Анапе.


Внимательно посмотрите на хвостовое оперение: на снимке где самолет со звездой, между килем и остальным хвостовым оперением четко просматривается щель, которая проходит вертикально через всю звезду. На втором фото на свастике этой щели нет. Отсюда вывод, что немецкая символика нанесена в фотошопе и не самым качественным образом.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:26 #8

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
На "КП" про Горовцева еще вчера появилась статья, с фотографией трофейного Як-1. Ее уже не дополнишь.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:28 #9

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
LeshaK пишет:
На "КП" про Горовцева еще вчера появилась статья, с фотографией трофейного Як-1. Ее уже не дополнишь.
Я имею ввиду новую статью о трофейных Яках в люфтваффе.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:32 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Так и поступим, Жека. Материал действительно, собран уникальный.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:34 #11

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1951
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 41
Прочитал Сергея Андриянова "Схватка с "Бубновым тузом", там про полосатого дьявола эпизод - ничего ценного, жаль!ne-a
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:36 #12

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Ничего, может и этого дьявола когда-нибудь найдем.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:40 #13

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Дополнительно карточки военнопленных на Добытеева


и Шкомплектова

Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Benja70, Protas

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:44 #14

  • Benja70
  • Benja70 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 523
  • Спасибо получено: 41
  • Репутация: 9
Честно сказать огромного желания самолетов служивших немцам икать не испытываю и не вижу смысла!Они ведь наших ребят косили!!
Размышления над прошлым могут послужить руководством для будущего... У.Черчиль.
Последнее редактирование: 01 нояб 2015 19:54 от Жека.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:52 #15

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1951
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 41
Ну, да, косили, и наши использовали трофейное оружие, чтобы их косить! И тем ценнее будет артефакт...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 19:55 #16

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
Benja70 пишет:
Честно сказать огромного желания самолетов служивших немцам икать не испытываю и не вижу смысла!Они ведь наших ребят косили!!
Тут речь идет о документальном подтверждении факта использования люфтами наших самолетов. Найти самолет Егорова или Горбачева под Геленджиком было бы бесспорным аргументом!!!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 01 нояб 2015 20:01 #17

  • Benja70
  • Benja70 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 523
  • Спасибо получено: 41
  • Репутация: 9
Этот факт был подтвержден и немцами и нашими документально а МП искать..... вот как-бы так !
Размышления над прошлым могут послужить руководством для будущего... У.Черчиль.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 02 нояб 2015 10:18 #18

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7512
  • Спасибо получено: 3526
  • Репутация: 186
Фото мне прислал Алексей Пекарш, а я уже провел "расследование".



Фото это с известного аукциона ebay. Отсутствие щели на кресте, объясняется некачественной обработкой в фотошопе, с целью убрать ваттермарк.
Продавец morlilein находится в Германии, на аукционе в основном выставляет военные фото. Всего им продано более 6000 товаров, подделок среди них нет, отзывы о продавце только положительные.
Представленное фото продано в 2012 году.
Если внимательно посмотреть, то фото представленное в этой теме выше, полностью, вплоть до царапин на негативе совпадает с фото morlilein, за исключением удаленной ваттермарк продавца.

Дополнительно, Алексей сообщил, что кресты, как опознавательные знаки, наносились на трофейные самолеты, предназначенные для перегонки в Германию.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 02 нояб 2015 10:47 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 02 нояб 2015 11:50 #19

  • Алекс21
  • Алекс21 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • здесь мне хорошо
  • Сообщений: 1951
  • Спасибо получено: 534
  • Репутация: 41
Этот факт был подтвержден и немцами и нашими документально а МП искать..... вот как-бы так !


Как бы так и есть - в документах - ЕСТЬ, а на местности - НЕТ! Сколько раз уже встречался с такой дилеммой в натуре, и не я один. А когда находишь в натуре - это и есть самое главное доказательство того, "ЧТО БЫЛО!" а не плоды различных вымыслов, оставшихся на бумаге.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Як -1 на службе люфтваффе 02 нояб 2015 18:35 #20

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2350
  • Спасибо получено: 4101
  • Репутация: 170
LeshaK пишет:
Фото мне прислал Алексей Пекарш, а я уже провел "расследование".



Фото это с известного аукциона ebay. Отсутствие щели на кресте, объясняется некачественной обработкой в фотошопе, с целью убрать ваттермарк.
Продавец morlilein находится в Германии, на аукционе в основном выставляет военные фото. Всего им продано более 6000 товаров, подделок среди них нет, отзывы о продавце только положительные.
Представленное фото продано в 2012 году.
Если внимательно посмотреть, то фото представленное в этой теме выше, полностью, вплоть до царапин на негативе совпадает с фото morlilein, за исключением удаленной ваттермарк продавца.

Дополнительно, Алексей сообщил, что кресты, как опознавательные знаки, наносились на трофейные самолеты, предназначенные для перегонки в Германию.
Очень даже может быть! Явно видна работа в фотошопе, а вот о причинах этого творчества можно было только догадываться.
Одно время я плотно изучал эту тему и собрал несколько фото Яков 3 ИАК, доставшихся немцам.




А это Як-9 3-го ИАК после вынужденной посадки. Фото сделано на аэродроме Багерово в Крыму в 1943 году.
На вооружении 3 ИАК было всего несколько самолётов этого типа и при желании его можно вычислить.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец, Bender, Benja70, Фёдор
  • Страница:
  • 1
  • 2
Модераторы: Жека