• Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • ...
  • 8

Старые дороги Кубани

Старые дороги Кубани 16 янв 2015 21:52 #1

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
Поскольку в деле составления исторической карты мне вздумалось посвятить несколько точек (а может, и отдельный раздел?) истории наших дорог, то в этой теме я рассчитываю собрать информацию по этому поводу.

Первым делом я обращалась к официальным сайтам разных автодорожных кампаний, где история строительства, казалось бы, должна быть освещена наиболее полно. Но "исторические" данные на этих ресурсах ограничивались только современностью. Надеюсь на помощь читателей в собирательстве информации, а автодорожники пусть потом себе скопируют gy-gy .

Существующие ныне автомобильные дороги Кубани имеют разное происхождение. Одни проложены полностью в годы колонизации края, другие проходят по отдельным участкам более древних дорог, третьи обустроены уже в советское время "по целине". Попробую начать с первых.
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 16 янв 2015 21:59 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 16 янв 2015 22:29 #2

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
Шоссе Майкоп - Гойтхский перевал - Туапсе

Отличная, на мой веловзгляд, живописная дорога с разнообразным рельефом, прорезающая предгорья. Начало ей было положено Даховским отрядом, прошедшим этим направлением к берегу Черного моря в 1864г. Об экономической важности этого пути, его строительстве и традиционно-российском недофинансировании (воровстве) пишет г-н Верещагин А.В. в труде "Влияние сухопутных и морских сообщений на колонизацию Черноморского прибрежья Кавказа" 1885г:
Дорога эта, протяженіемъ 135 верст, соединяетъ земледельческую, заселенную
равнину Майкопскаго уезда Кубанской области, и районъ торговой
деятельности ростово-владикавказекой железной дороги, съ ближай-
шимъ къ нимъ морскимъ пунктомъ - туапсинскимъ рейдом Чернаго
моря, чрезъ Гойтхскіи перевалъ главнаго хребта Кавказскихъ горъ.

Разработка этой дороги начата съ 1866 года и
производилась постепенно; по настоящее время (1885г) окончены вчерне зем-
ляныя и скальныя работы почти по всему протяженію пути, произве-
дена шоссировка наиболеее топкихъ местъ дороги на мелкихъ участ-
кахъ и устроено несколько мостовъ чрезъ более значительныя реки,
въ изобилии пересекающие линію дороги.

...отъ Туапсе до Чилипсинскаго поста, шоссирова
ніе этой дороги не можетъ представить затрудненій уже потому, что
на всемъ этомъ протяженіи она пролегаетъ вдоль рекъ Туапсе и
Чилипсинки, изобилующихъ твердымъ булыжнымъ камнемъ и имею-
щихъ въ откосахъ своихъ ущелій ломки, весьма хорошаго зеленаго
песчаника.

Примечательно, что Шаумяновский перевал вообще нигде не упоминается, хотя дорога проходила и через него. Видимо, его тогда и за перевал не считали. А на сегодняшний день он самый сложный на всём пути.
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 16 янв 2015 22:31 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 16 янв 2015 22:35 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
У меня есть жуткие подозрения, что часть той самой дороги, изначально пробитая Даховским отрядом по пути старых черкесских троп, не шла вообще через современный Шаумянский перевал.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 16 янв 2015 23:15 #4

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
Гейман, может, и не шел..
А в Военно-Статистическом обозрении за 1900г дорога Майкоп-Туапсе уже названа "лучшей в крае" и дано подробное её описание. Шаумянский перевал называется Елизаветовским и дорога идет через него. Видимо, такое несерьезное к нему отношение объясняется тем, что Шаумянский перевал не относится к ГКХ.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 11:53 #5

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
"1895 год апрель началось строительство шоссейной дороги Майкоп-Туапсе. Первоначально трасса дороги намечалась через ст. Курджипскую и Прусскую. Но казаки станицы Прусской не дали разрешение на прокладку автотрассы через их земли, ссылаясь на то, что земля им пожалована в вечное пользование." (статья от Центральной библиотеки Майкопа)
Вот так вот..

И еще. Оказывается, дорога Майкоп-Туапсе - прямо-таки сестра Индотелеграфа! klass! В девяностых годах 20-го века состоялось международное соглашение о прокладке транспортного коридора Хельсинки - Индия, частью этого коридора является наша дорога в районе Шаумянского перевала. Всвязи с международной задумкой, в 2000 году началось строительство тоннеля под Шаумянским перевалом, была установлена арка и пройдено 300 м из планируемых 4 км. Затем то ли проект заглох, то ли деньги украли, строительство остановилось до 2011 года, когда о тоннеле снова вспомнили и выделили 40 млн рублей. Идут ли дела сегодня - не знаю. (источник - газета Туапсинские новости).


"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 17 янв 2015 12:28 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 16:48 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Меня давно мучал вопрос, почему гору над долиной Гунайки назвали именем генерала Геймана? Хотя эта гора находится далеко от дороги Хадыженск-Туапсе.
Скорее всего, это является еще одним подтверждением, что изначально, войска Даховского отряда пробивали дорогу не через Шаумянский перевал.
Я поработаю в этом направлении.
Кроме того, еще в войну была дорога от Хадыженска к Гейману и долине Гунайки. И ей пользовались как вьючной. Не была ли она той самой, пробитой войсками Кавказского корпуса?
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 17 янв 2015 16:50 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 20:28 #7

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
Взять в архиве дело Даховского отряда.. tych
LeshaK, в какие года асфальт проложили?
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 20:45 #8

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Сорок лет назад он точно уже лежал. Я хорошо помню первые путешествия в лес с родителями, в ту сторону.
Дорога от поворота на Георгиевскую на Туапсе меняла свое расположение. Первоначально она шла по левому берегу реки Туапсе. Она еще сохранилась кое где.
Когда она перестала быть езжей - не знаю.
Но в годы войны дорога на этом участке уже шла по правому берегу, местами значительно выше существующей.
Я даже делал фото ее сохранившихся участков, с одним из мостов. Что интересно - мост был трехслойный. То есть на первый, деревянный мост был сделан более свежий бревенчатый настил, а потом уже чуть в стороне и над ним выложен каменный. В дырах каменного моста хорошо была видна старая бревенчатая кладка.
Дорога эта была грунтовой. С одной стороны гора - с другой - обрывы. Вдоль обрывов стояли бетонные конусы-пирамидки, ограждая обрыв.
Не могу найти фото, а я делал.
Сейчас этого, последнего сохранившегося участка дороги уже нет. В конце того года его срыли, строя очередную базу. Очень жаль. Старый мост красиво смотрелся на склоне крутой горы.

Так же, после Шаумяна в направлении Туапсе, так же сохранился участок этой же дороги, грунтовой. Сейчас он в лесу. Когда у нас начнутся поисковые работы на высоте 388 я его запечатлю. photo
По словам старожила, на одном из ее поворотов, еще стоит памятник председателю Шаумянского сельсовета, убитого бандитами из засады на дороге в тридцатых годах.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 17 янв 2015 20:46 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 21:43 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Вот фото дороги Туапсе-Майкоп, 1914 года.
Это участок вдоль Туапсинки, у Мессожая. На заднем плане дымит старый цементный завод, построенный купцом (от фамилию забыл!), еще до революции.
Сейчас здание завода еще сохранилось.
Дорога - грунтовая, очень узкая.

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 17 янв 2015 22:00 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 21:51 #10

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
И еще одно фото этой дороги - улица Богдана Хмельницкого, это выезд из Туапсе.
Интересно, что за автобус на фото? По нему можно приблизительно определить год, когда сделан снимок.

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 22:30 #11

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
Отличное фото. Там просматриваются и рельсы?
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 22:32 #12

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
На предыдущем? Да.
А на последнем фото, как раз то место, где ты пару дней назад стояла на остановке. ulybka
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 22:43 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Автобус на фото - ЗИС-154 или 155.
Выпускался с 1949 по 1957 год. Значит означенная дорога еще в 60-х была грунтовой.

Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 22:50 #14

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
На второй фотке непонятно, грунт это или асфальт..
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 23:02 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Грунт, грунт. Тогда все площади сплошняком асфальтом не закатывали.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 23:10 #16

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Вот, к вопросу о Шаумянском перевале.
Пятиверстовка 1877 года:



Ясно видны все коленца дороги через Шаумянский перевал.

А вот фрагмент карты движения Даховского отряда в 1864 году.



Путь проложен вдоль Пшиша. Надо бы уточнить, что такое "п.Тухский" (и "Мирный", заодно).
Я попробую наложить это на современную карту. Где пост Гойтхский, мне доподлинно известно.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 17 янв 2015 23:26 #17

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 7915
  • Спасибо получено: 3842
  • Репутация: 189
Надо опять вчитываться в историю Даховского отряда. Но насколько я помню, там очень здорово и подробно описан Гойтхский перевал. И больше никаких других.
А коли шли они по Пшишу (самый логичный путь тогда, вдоль реки), то выходили они не через перевал, а через современный Октябрьский, аккурат недалече от Геймана.
И на картах тех лет, нет никакого поселения на месте Шаумяна. Елисаветпольское появляется только в 1877 году. А дорога через перевал - срезала крюк от современной (и тогдашней) Навагинской, до укрепления Гойтх.
Так что, мнится мне, что самая первая дорога от Хадыжей до Туапсе не шла через перевал.
А перевальная дорога была разработана позже.
Причем, перевал Елизаветинский (у современного Садового), уже был известен, и был на картах. Так как через него, вдоль Елизаветки, проходила Челепсинская линия.
Это был учаток от современного Садового, до урочища Третья Рота, у тропы на Семиглавую.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 18 янв 2015 09:03 #18

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 470
  • Репутация: 50
По-моему тут все понятно, если названия постов соотнести с географическими названиями. Тогда пост Мирный находился в районе Куринской (балка Мирная), а пост Тухский в районе Навагинской (речка Тук). Кстати, эти притоки Пшиша находятся как раз на той его стороне, где располагались посты (согласно схеме).
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Последнее редактирование: 18 янв 2015 09:06 от Bender.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Старые дороги Кубани 18 янв 2015 12:30 #19

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
Не пойму, как Чилипсинская линия шла.. ne-a
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 18 янв 2015 23:05 #20

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3277
  • Спасибо получено: 1044
  • Репутация: 130
Пока выясняется невыясненное, можно обратиться к другим дорогам, более древним.
Хотя, мне попалась статья, где о нашей дороге пишется следующее:
В Закубанских предгорьях путь по долине Пшиша, через Гойтхский перевал к устью Паука и Туапсе также был известен в древности. Вдоль него повсеместно стояли аулы и цвели сады населявших эти горы адыгов (черкесов), попавших в эпоху колонизации под протекторат Турции. В 1791 г...Путь через Гойтхский перевал, по долинам Туапсе и Пшиша, становится одним из главных каналов снабжения воюющих с Россией горцев оружием и боеприпасами.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • ...
  • 8