Старые дороги Кубани

Старые дороги Кубани 26 фев 2016 15:39 #121

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4340
  • Спасибо получено: 1812
  • Репутация: 173
А вот рубил ли Джубский отряд просеку или просто строил дорогу? Об том не говорится. Наверное, все-таки просека была уже не нужна.
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 26 фев 2016 16:39 #122

  • Amphibios
  • Amphibios аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 95
  • Спасибо получено: 45
  • Репутация: 6
Марта, для информации,сегодня пришлось общаться со старожилами а. Псебе, все как один говорят о том, что например хребет Хазарова имеющий в настоящее время оголенную от растительности только верхнюю часть, "был лысым фактически до основания". То же касалось и окружающих гор,во множестве сохранивших поляны на вершинах. Речь идет о периоде между мировыми войнами,вполне могло быть, что еще раньше леса было еще меньше.
Так что возможно работы для инженерных частей было меньше чем мы думаем.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 26 фев 2016 17:17 #123

  • Горец
  • Горец аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • skyofwar.ru
  • Сообщений: 704
  • Спасибо получено: 160
  • Репутация: 20
Amphibios прав, мне тоже старожилы рассказывали о редких лесах на горах, и больших полянах на них. А Марходский хребет был до 60-70 лысым.
Анархия, Демократия, Монархия -все вредит истории. История в земле, а люди и летописи это пыль которую пускают нам в глаза.

А в первые здесь, за долгое время, и то по...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 26 фев 2016 17:52 #124

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4340
  • Спасибо получено: 1812
  • Репутация: 173
работы для инженерных частей было меньше чем мы думаем
Ну, инженерные части нужны не столько для рубки леса, сколько для наведения переправ или взрывания скал. Поэтому, думаю, с колоннами они не ходили, а занимались строительством дороги внизу.
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 26 фев 2016 18:08 #125

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
Горец пишет:
Amphibios прав, мне тоже старожилы рассказывали о редких лесах на горах, и больших полянах на них. А Марходский хребет был до 60-70 лысым.

Старожилы помнят то, что было на их веку. На Кубани до и после революции случались серьезные природные катаклизмы. Почитайте в сети. Одна из последних жестоких бурь, полностью уничтожила не то что сотни гектаров лесов, но и по самым скромным оценкам, было перемещено десятки тысяч кубометров земли, плодородного слоя, песка.
А исчезновение лесов - это тоже описываемый факт. В результате жестоких и бесплановых вырубок всего что рубилось, в период начала освоения Кавказа. Как следствие - иссушение именно хребтовых почв, со всеми последствиями.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 26 фев 2016 18:50 #126

  • ToyFun
  • ToyFun аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 553
  • Спасибо получено: 292
  • Репутация: 16
Amphibios пишет:
Марта, для информации,сегодня пришлось общаться со старожилами а. Псебе, все как один говорят о том, что например хребет Хазарова имеющий в настоящее время оголенную от растительности только верхнюю часть, "был лысым фактически до основания". То же касалось и окружающих гор,во множестве сохранивших поляны на вершинах. Речь идет о периоде между мировыми войнами,вполне могло быть, что еще раньше леса было еще меньше.
Так что возможно работы для инженерных частей было меньше чем мы думаем.
Марта не даст соврать, не далее как недели три назад у нас с нею был разговор на эту же тему. И речь шла именно о районе по которому шёл Джубгский отряд. Работая в Тхамахе имел несколько познавательных бесед с тамошними старожилами. Корни предков некоторых относятся к достопамятному 1864 году. В частности для меня неожиданным откровением оказалось что горы окружающие Тхамаху в те далёкие годы, со слов рассказчиков, были практически безлесые. Были отдельные неприкосновенные островки дубовых родовых рощ. Объяснялось просто. Переселенцы застали брошенные шапсугами огромные отары овец и другого скота. Домашняя живность вычищала, вытаптывала склоны гор вплоть до кустарника и подлеска. Вторым примером послужили несколько выходов в окрестности Джубги в сопровождении человека в детстве гонявшем коров на дальние пастбища существовавшие испокон веков. По прошествии 40-ка лет проводник лес просто не узнал. Там где были луга теперь высится лес, все тропы на которых раньше помещалось стадо шеренгой в три четыре коровы , по сути дорога, стали непроходимыми даже для одиночного путника с мачете в руках. Короче, там где пасся или ходил скот леса либо вообще не было или он был "прозрачен". Раньше об этом я как то и не задумывался-вижу то что вижу. Теперь стал обращать внимание что большинство деревьев в наших краях действительно явно моложе меня. Да и на картах больно часто Лысые горы обозначены. А какой хутор вы искали в районе Шабановского перевала? Лысый. Я не возвожу это всё в разряд догмы. Но задуматься есть о чём.
Катаклизмы имеют право быть. Вопрос в каком районе. Ответ-на Кубани. На равнине. Моя жена метеоролог во втором поколении. Её мнение что в горной местности ураган, смерч может быть. Но не настолько широким фронтом чтобы обезлесить такие площади. Да и "плохая погода" ходит , зачастую, в горах одними и теми же дорогами на протяжении веков.
" Я измеряю жизнь количеством друзей "
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 26 фев 2016 19:48 #127

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
Вполне жизнеспособно и обоснованно. И в описаниях попадалось. Но. Не везде же скот пасли, не везде его разводили, да и где взять такую прорву этих скотов?
Если говорить уже о глобальном, думаю никто не будет отрицать факт, что все реки нашей части кубани-кавказа были значительно полноводней. Вон в Шебше тонули, по Пшишу ходили катера, а недалеко от устья Туапсинки - и маленькие пароходики.
Далее. Куда вода делась? (Жидов исключим). Так же - всем известный факт. Чем меньше леса - тем выше испаряемость, меньше ручьев, родников, притоков. Это грубо.
И тогда как то не убедительно звучит - что то там, то там, все было лысое, древ не было, и только вот сейчас заросло.
А воды - убавилось...
Читая какой была долина Пшада, а это многожды описано, да в разное время, да разными источниками - это же сплошные сады и лес. И поля, конечно.
А что мы видим сейчас?
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 26 фев 2016 20:25 #128

  • Amphibios
  • Amphibios аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 95
  • Спасибо получено: 45
  • Репутация: 6
На счет брошенных отар овец, сомневаюсь, так как после проводимых зачисток они вряд ли остались. Кроме того, неоднократно читал о голоде среди черкесов на побережье.
Но трава, как мне объяснили, действительно на склонах растет "правильная" , среди местных жителей до последних времен шли драчки за участки сенокоса.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 29 фев 2016 18:11 #129

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
Сейчас я потихоньку, все старые дороги и тропы вам понахожу. По крайней мере по состоянию на 1942 год.



Только начал разгребать. Есть что то и по району Шабановское, Тхамаха. По крайней мере сразу нашел описание расположение постов заградотряда. А они привязаны к узлам троп и дорог, с указанием где и что.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Марта, Benja70, ToyFun

Старые дороги Кубани 29 фев 2016 19:16 #130

  • ToyFun
  • ToyFun аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 553
  • Спасибо получено: 292
  • Репутация: 16
Буду признателен за такие сведения. Действительно регулярно встречаю следы прошедшей войны в этих районах. Окопы, стрелковые ячейки, блиндажи и остатки БП. Хотелось бы, хотя бы для себя, иметь представление с чем сталкиваюсь, что тут было.
" Я измеряю жизнь количеством друзей "
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 29 фев 2016 20:32 #131

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
Ну тогда я выделю эти сведения в отдельную тему. Документов на этот участок получено много.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 22 апр 2016 22:35 #132

  • Nikolay74
  • Nikolay74 аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 2
  • Репутация: 0
Друзья какта тема была про укрепление георге:-афипское.так вот я там копаю,копаюесли есть вопросы с удовольствием отвечу.а еще по поводу крепости на генуэской дороги думаю есть претположение, огромное количество керамики добротной,копье ,бронзовая блесна,бронзовые слитки как монеты без чеканки.сам это место случйно нашол до принятия закона.место запахевается запахевается,но очень интересное ,убинка река убинка ,но есть претположение это старое русло афипса.вобщем както так .извеняюсь за ошибки
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Старые дороги Кубани 22 апр 2016 22:42 #133

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4340
  • Спасибо получено: 1812
  • Репутация: 173
Nikolay74, есть вопросы. Вам их куда задавать?
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 22 апр 2016 22:50 #134

  • Nikolay74
  • Nikolay74 аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 2
  • Репутация: 0
По поводу тхамахи человек спвобщемлармия там шла по старой мощенной дороги ,боевых действий небыло но немцы бомбили и судя по количеству авиационных бомб абильно
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 22 апр 2016 23:02 #135

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4340
  • Спасибо получено: 1812
  • Репутация: 173
Nikolay74 не тайна, но в одну тему все вопросы валить нельзя. Да и с письмом, я смотрю, у вас нелегко. Предлагаю поговорить в устной форме, а там уж опубликуем, как надо.
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Последнее редактирование: 22 апр 2016 23:02 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 22 апр 2016 23:15 #136

  • Nikolay74
  • Nikolay74 аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 16
  • Спасибо получено: 2
  • Репутация: 0
Да с компом у меня тяжело,я вобще первый раз так общаюсь.что значит в устной форие?форие
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 22 апр 2016 23:17 #137

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 4340
  • Спасибо получено: 1812
  • Репутация: 173
Nikolay74 да хоть по телефону. Напишите мне личным сообщением номер, если не против, завтра созвонимся.
"Факты не должны мешать нам двигаться вперёд"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 22 апр 2016 23:19 #138

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
Nikolay74 пишет:
Да с компом у меня тяжело,я вобще первый раз так общаюсь.что значит в устной форие?форие

Да ничего страшного, Николай. Форум, есть форум. Каждый пишет, как может. Все таки у нас не литературно-филологический сайт. ulybka
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Старые дороги Кубани 22 мая 2016 21:50 #139

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
В тему Заградотряды, туапсинское направление выложил интересный документ.
В нем перечисляются узлы троп и дорог, названия того времени.
Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: южный, ToyFun

Старые дороги Кубани 08 фев 2017 18:38 #140

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 9628
  • Спасибо получено: 5005
  • Репутация: 210
Вот еще выдержки из документов, говорящие о том, что очередная активная разработка старых дорог, велась в годы ВОВ:



Но когда-то, но когда то, кто-то помнил имя. Неизвестного Солдата...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Марта, ToyFun