Этот раздел посвящен нашей вечной боли, нашей гордости, нашей памяти. Боли за тех солдат, которые лежат в полях и лесах Кубани и Кавказа.
Гордости за них - наших дедов, оставшихся лежать в земле, приняв на себя весь ужас и смерть той войны.
Памяти о них, которую мы храним - самого главного, что мы можем сделать для тех, кто не вернулся с полей сражений.
Мы будем искать и находить, восстанавливать имена, открывать забытые страницы истории сражений и битв...

Летчик Харенко А.А. 229 ИАД

Летчик Харенко А.А. 229 ИАД 03 мая 2016 21:33 #1

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8038
  • Спасибо получено: 3942
  • Репутация: 189
К нам поступило обращение:

Игорь Иванович

По сведениям ОБД Мемориал он не вернулся с боевого задания 28.05.1943 г. в районе Киевское Краснодарского края на самолете ЛаГГ-3. Харенко Алексей Анисимович. Летчик, старший сержант. 88 иап, 229 истрд, 4ВА, Северо-Кавказского фронта. Ниже ссылки на ОБД Мемориал:
www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2152385

www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73833851

Есть у Вас какие нибудь сведения о нем?

К сожалению это все, что я знаю о нем. С войны не вернулся. Была получена его мамой карточка пропавшего без вести.

Заранее огромное спасибо.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчик Харенко А.А. 229 ИАД 03 мая 2016 21:34 #2

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2673
  • Спасибо получено: 4837
  • Репутация: 177
Завтра покопаюсь в своих записях.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчик Харенко А.А. 229 ИАД 03 мая 2016 21:44 #3

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8038
  • Спасибо получено: 3942
  • Репутация: 189
Из книги "Долетим до Одера" автор Пшеняник Георгий Андреевич
28 мая в полку у нас отличился младший лейтенант П. В. Селезнев, один из
молодых летчиков. Шестерка Кубати Карданова, в которую он входил, вылетела на
отражение налета крупной группы вражеских бомбардировщиков. Наблюдатели
насчитали до 50 машин Ю-87, в сопровождении 14 истребителей Ме-109
направлявшихся к станице Киевской, где ожесточенный бой вели наши наземные
войска. Летчики окрестили самолеты Ю-87 "лапотниками" - за обтекатели
неубирающихся шасси, и впрямь напоминавшие лапти. Так вот впереди этой колонны
летела шестерка новеньких "Фокке-Вульф-190", разрекламированных фашистами.
Она, по-видимому, имела задачу вытеснить наших истребителей из района удара
"юнкерсов".

- Парой самолетов отвлечь "фоккеров" на себя! - раздался в шлемофонах
зычный голос Дзусова. - Ваша цель - бомберы. Бейте их основными силами!

Так и сделали: старший сержант В. Д. Резник и сержант А. А. Харенко
бросились на перехват истребителей. Оставшаяся четверка изготовилась к атаке
по бомбардировщикам. "Фоккеры" сначала устремились к паре Резника, а потом
переключились на группу Карданова, поняв, что главная опасность угрожает
оттуда.

- В бой с истребителями не вступать! - хладнокровно наставлял с земли
Дзусов.- Атакуйте только бомбардировщиков!

И все же летчикам пришлось принять навязанный немцами бой. В первой атаке
Селезнев сбил одного "фоккера". Остальные в злобе решили поживиться более
легкой добычей - снова вернулись к паре Резника. А та, слишком далеко
оторвавшись от основной группы, устремилась к неприятельским бомбардировщикам,
не заметив, что пять оставшихся "фоккеров" переключились на нее. Эта
опрометчивость обошлась слишком дорого. Истребители врага перехватили и сбили
оба наших самолета. Резник успел выброситься с парашютом, а Харенко погиб.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчик Харенко А.А. 229 ИАД 03 мая 2016 21:59 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8038
  • Спасибо получено: 3942
  • Репутация: 189
В эпизоде из книги Пшеняника, упоминается Кубати Карданов.

К Июню 1943 года заместитель командира эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка (229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) Капитан К. Л. Карданов совершил 550 боевых вылетов, уничтожил и вывел из строя 2 танка, 127 автомобилей, 7 орудий, 13 зенитных точек, сотни солдат противника. В 90 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 12 самолётов.

Карданов Кубати Локманович - "Мой позывной "Кабарда"
Я вылетел группой в количестве 6 ЛаГГ-3 в указанный район для прикрытия наземных войск. По маршруту до цели набрал высоту 3000 метров. Подлетая к району прикрытия, установил связь с наземной станцией наведения. В это время на станции наведения находился Генерал - майор авиации И. М. Дзусов. Генерал отдал по радио приказание не давать немецким истребителям связать нас боем, так как основная задача заключалась в том, чтобы не допустить немецких бомбардировщиков до цели или в крайнем случае не давать вести прицельного бомбометания.

Чтобы на виду у немцев не кружиться шестёркой, я приказал паре старшего сержанта Резника уйти в сторону, набрать превышение в 500 метров и находиться в стороне солнца, не теряя меня из поля зрения. С остальной четвёркой я ходил по большому кругу на высоте 3000 метров вдоль линии фронта. Через несколько минут я заметил 6 приближавшихся точек.

Немецкие зенитчики дали залп из одной батареи в мою сторону, этим они навели на мою группу своих истребителей. Шестёрка истребителей FW-190 шла плотным строем на большой скорости. Эту группу, как потом выяснилось, немцы выслали специально для расчистки воздуха, с задачей связать мою группу боем и дать возможность бомбардировщикам спокойно отбомбиться по расположению наших войск.

За истребителями шли немецкие бомбардировщики численностью до 50 Ju-87 с прикрытием 14 истребителей Ме-109. Завязался воздушный бой 6 ЛаГГ-3 с 5 FW-190, 14 Ме-109 и 50 Ju-87.

Паре старшего сержанта Резника я приказал: "Атаковать сверху". Он, имея запас высоты примерно 75 - 100 метров, вынужден был принять лобовую атаку. В это время Генерал И. М. Дзусов по радио отдал приказание: "Не вступать в бой с истребителями, а атаковать бомбардировщиков".

Обстановка вынудила принять бой с истребителями. При первой атаке сбили одного FW-190, а 3 FW-190, резко развернувшись, прошли надо мной. Оставшаяся пара FW-190 ушла вверх и сразу же с полуранверсмана атаковала пару старшего сержанта Резника. В результате с первого захода были сбиты оба наших истребителя. Сержант Хоренко погиб, а старший сержант Резник раненый выпрыгнул на парашюте. Пара самолётов старшего сержанта Резника была сбита потому, что после первой удачной атаки она увлеклась и, не осмотревшись, сразу кинулась на бомбардировщиков, не обращая внимания на истребителей противника. К тому же эта пара (вопреки моим указаниям) слишком далеко находилась от общей группы, которая не могла вследствие этого своевременно оказать ей помощь. Эта недисциплинированность привела к потере одного лётчика и 2-х самолётов.

Группа Ju-87 подлетела к нам. Я сблизился вплотную с "Юнкерсами" и с лозунгом "За Сталина !", переданным по радио, перешёл в атаку. При первой атаке мы сбили 2 бомбардировщика Ju-87. После этого мы вошли в строй "Юнкерсов", чем лишили немецких истребителей возможности атаковать нас, так как они боялись поразить своих бомбардировщиков.

Воспользовавшись замешательством истребителей, мы быстро парами развернулись и ушли под строй немецких бомбардировщиков, чтобы не находиться под обстрелом стрелков Ju-87. Я со своим напарником сбил одного бомбардировщика в момент выхода из пикирования, а другая пара атаковала снизу и сбила ещё одного бомбардировщика. Затем вторая пара безрезультатно атаковала пару Ме-109 и развернулась для сближения со мной. Я снова парой атаковал 2-х Ме-109 и пошёл на сближение со своей парой.

После этого мы собрались в звено, и я отдал по радио приказание не отрываться ни в коем случае друг от друга. Немецкие истребители всячески старались разбить нас попарно и бить поодиночке, но мы держались в общей группе и вели активный оборонительный бой, так как против моей четвёрки было 14 Ме-109 и 5 FW-190.

Атаковывая мою группу попарно, немцы заставляли меня вести горизонтальный бой, что было крайне невыгодно, так как это стесняло маневр группы и свободу её действия. Бой на горизонтальном маневре не позволяет занимать выгодное положение для последующей атаки, влечёт за собой быструю усталость лётного состава и, наконец, не даёт возможности сблизиться с противником и вести прицельный огонь.

Несмотря на численное превосходство противника, я со своей группой сбил 4 бомбардировщика Ju-87 и 1 истребитель FW-190, потеряв 2 самолёта и одного лётчика. Учитывая, что бой велся на самолётах ЛаГГ-3, которые по своим лётно - тактическим данным несколько уступали Ме-109 и FW-190, можно сказать, что это был тяжёлый и поучительный бой.

Можно сделать следующие выводы:

1. Ни при каких условиях не следует разбивать группу, а стараться сохранять её в заданном эшелонированном боевом порядке.

2. Ни в коем случае не терять высокого морально - боевого духа, своим примером поддерживать его у подчинённых. Дерзкие, стремительные и всесторонне продуманные действия, как правило, приносят победу.

3. Отсутствие огневой поддержки (вследствие неправильного маневра и отрыва от основной группы) ведёт к расстройству группы в целом и к неорганизованному бою, приводящему к напрасным потерям.

4. При чёткой организации и управлении боем возможны успешные действия истребителей в бою с численно превосходящим противником.

5. Большая группа истребителей для боя с небольшим патрулем неэффективна, так как во время боя самолёты мешают друг другу. В этом случае следует выделять для боя часть истребителей, остальной частью усилить бой путём ввода отдельных пар, звеньев в решающие моменты.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 03 мая 2016 22:04 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Benja70, serg141-9

Летчик Харенко А.А. 229 ИАД 04 мая 2016 17:05 #5

  • Жека
  • Жека аватар
  • на форуме
  • Модератор
  • Сообщений: 2673
  • Спасибо получено: 4837
  • Репутация: 177
По 229 ИАД за май 1943 года сведения у меня крайне скудные. Пока могу сказать, что этот месяц дивизия потеряла 8 самолетов ЛАГГ-3. Номера самолетов есть, номеров моторов нет. Привязки самолетов к пилотам тоже нет.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Летчик Харенко А.А. 229 ИАД 05 мая 2016 14:29 #6

  • igor ivanovich
  • igor ivanovich аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 1
  • Репутация: 0
Спасибо Вам огромное. Хот что то. Знать бы приблизительно время этого боя. Можно было бы ориентировочно определить место его гибели. Высота основной группы ( 4 ЛаГГ-3) известна приблизительно 3000 метров. Исходная позиция основной группы - район патрулирования - Киевское, вдоль линии фронта кругами. Исходная позиция их пары - выше на 70-100 метров от основной и в пятне солнца. Солнечный диск движется с востока на запад. По дате (28.05.1943 г.) и времени боестолкновения можно вычислить угол места солнечного диска, а следовательно и приблизительно исходную позицию их пары до атаки - это либо юго-восточнее, в ранние часы дня, либо южнее-днем, либо юго-западнее - вечером, населенного пункта Киевское. Вероятнее всего это было , так как немцам, для наземной подготовки, постановки задачи, взлета (по 1 машине на полосе, а их было 50), построения боевого порядка, перелета до цели, бомбометания и обратного перелета нужно было приблизительно 5 - 5,5 часов. JU-87 (максимальная скорость 408 км/ч) были укомплектованы: 2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков «Иммельманн» с местом дислокации на май месяц 1943 г. в Харькове ( расстояние от Харькова до Киевское 566 км, максимальная дальность полета JU-87 = 1165 км). Рассветает в это время в районе 4-5 часов утра. Вот и получается, что бой был от 9 до 11 часов.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Модераторы: Жека