Седьмого июня, в воскресенье, в ходе исследований участка для проведения водопровода ТГВ Крымск-Новроссийск, сотрудники Ростовской археологической организации ЗАО «ОКН-проект» наткнулись на останки военных. То, что бойцы наши было сразу понятно по фрагментам обуви, амуниции, каскам.
В тот же день были очищены от земли останки шести человек, в толще еще нетронутого участка виднелись кости и каски еще нескольких. На сегодняшний день извлечены останки восьми бойцов.
Первоначально главный археолог «ОКН-Проект» Виктор Валентинович Трубников высказали предположение, что воины остались на тех местах, где их застал взрыв. На это указывало положение тел – бойцы лежали навзничь. Позже он пришел к выводу, что воины все-таки были захоронены, их положили в окопчик и прикопали землей. Кроме гранаты, рядом с телами не было обнаружено никакого оружия, всего вероятнее его собрали.
Ростовские археологи говорят, что с извлечением останков военного периода встречаются в работе нечасто, основная их задача установить, можно ли начать строительство на данном участке, нет ли на обозначенной территории следов объектов культурного наследия, предметов, представляющих археологический интерес.
7, 8 и 9 числа останки находились на Скале, чуть выше микрорайона «Надежда». Археологи закутывали их на ночь пленкой, как могли, обеспечивали сохранность. В понедельник представители Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кавказ» по акту забрали их для дальнейшего торжественного перезахоронения. Протоиерей Сергий Потапов (помощник благочинного Крымского округа по взаимодействию с казачеством) совершил на месте нахождения останков панихиду о вождях и воинах, за Веру и Отечество жизнь свою положивших. При этом присутствовали представители казачества и комитета по делам молодежи администрации Крымского района.
Пока останки находились на месте их обнаружения, можно было оперативно организовать сюда экскурсии для школьников и студентов. Разве это не повод для проведения патриотического мероприятия по изучению историю одного конкретного боя Великой отечественной войны, проходившего совсем рядом, в черте города? Молодежь могла бы загореться желанием включиться в поиск данных об этих бойцах и о событиях, предшествовавших их гибели.
С вопросом, можно ли идентифицировать воинов, я обратилась к исполняющему обязанности руководителя Краснодарской краевой общественной поисковой организации «Кавказ» Н. Н. Клименко.
- Николай Николаевич, будет ли проведена седмедэкспертиза найденных останков?
- Судмедэкспертизу проводят в случаях, когда ее результаты смогут помочь в дальнейшем установлении личности. В данном случае примерные данные о возрасте и поле не даст зацепку для дальнейшей идентификации. Найденный немецкий перочинный ножик с надписью «Шепин И.А Куйбышев 10.I. 1942 год» тоже не может в этом помочь,
последний хозяин мог его найти, купить, он мог быть ему подарен и так далее.
- Что будет с останками до захоронения?
- Они будут храниться в специальном помещении на Молдаванском кладбище. Традиционно это мероприятие у нас проходит осенью. На сегодняшний день со дня последнего захоронения, которое состоялось 9 октября прошлого года) поисковиками обнаружены останки 43 советских воинов. Идентифицировать можно лишь одного из них. Если удастся установить пол этого, найденного под Саук-Дере, бойца, предположительно связиста (или связистки), появится зацепочка для дальнейших поисков. Сейчас мы как раз этим и занимаемся.
- Судя по останкам, найденным в районе Скалы – маленькие черепа, тонкие кости – они могли принадлежать очень молодым воинам.
- По размеру костей, без специальных исследований, судить об этом сложно. Люди и в зрелом возрасте бывают низкорослые, могут иметь маленький размер черепа и узкую кость.
- Ни одного из найденных восьми бойцов передавать на судмедэкспертизу вы не планируете?
- Даже если мы получим анализ их ДНК, сравнить его будет нес чем, баз ДНК военного времени не существует.
- Будут ли продолжены поиски? Ростовские археологи сказали, что дальше в толще земли проявились ступени, ведущие вниз, предположительно в блиндаж.
- Да, и, возможно, что там могут находиться боеприпасы. Но эта территория расположена за забором частной краевой организации. Мы подготовили официальное письмо на имя руководителя этой организации с просьбой разрешить нам провести поисковые работы на принадлежащем им участке.
- Дальнейшие раскопки будет вести ваша организация?
- Да. У нас есть маршрутное предписание на проведение полевых поисково-разведывательных работ на территории Крымского района. Как только получим доступ на территорию, сможем приступить к работе.
- Будете держать нас в курсе событий?
- Конечно.
- Если общественность проявит интерес к ходу поиска, вы сможете параллельно раскопкам вести просветительскую работу, на месте показывать находки, рассказывать о событиях, которые здесь проходили во время Великой Отечественной войны.
- Да. Наша деятельность предполагает проведение такой работы.
- Спасибо.
Автор Лариса Сафронова, редактор газеты Электрон.