• Страница:
  • 1
  • 2

Священники на Кавказской войне

Священники на Кавказской войне 06 нояб 2014 22:46 #1

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
Давно меня интересовала эта тема, и после очередного о ней упоминания я решила собрать здесь материалы по участию духовенства в боях и мирной жизни во время Кавказской войны. Это оказалось непросто, так как церковная жизнь в эти лихие годы была сосредоточена в основном, в Ставрополе и Осетии, где христианство принималось охотно местными жителями, да и было там относительно безопасно. В наши же края, на "передовую", священство ехало неохотно. Казачьи поселения подолгу оставались без церковных служб и пастырского слова, что незамедлительно дало свои отрицательные плоды в виде морального разложения и уклонения в раскол.

Другое дело было в царской армии, где специально назначались полковые священники, в обязанности которых входили службы, исповедь и причастие, а так же помощь в лазаретах. Некоторые полковые священники были удостоены государственных наград. Интересно было бы узнать истории их подвигов. Вот список некоторых награжденных, несших службу в наших укреплениях:

За военные подвиги были награждены Золотыми Наперсными Крестами на Георгиевской ленте следующие военные пастыри Кавказской Армии (Отдельного Кавказского корпуса):

— Протоиерей Ставропольского пехотного полка о. Иаков Путинцев, за подвиги в походах на Кавказ, начиная с 11 ноября 1854 г. и кончая 1 июля 1862 г.;(не наш ли это Шебшский отряд?)
— Священник 76-го пехотного Кубанского полка о. Александр Леонтовский, за подвиги с кавказскими войсками при покорении горцев 1861 -1863 гг.;
— Священник того же Кубанского полка о. Иоанн Костянский, за отличие в сражениях с абреками в 1862 г.;
— Священник Кавказской армии о. Василий Скитский, за подвиги с горцами в 1862 и 1863 гг.;

Статья
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK, Горец

Священники на Кавказской войне 08 нояб 2014 23:04 #2

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
И еще несколько героических священников, которых удалось разыскать.

Военные священники, награжденные золотыми наперсными крестами на георгиевской ленте:

1.Священник драгунского Таганрогского полка о. Стефан Алексеев, за подвиги в 1810 г. в делах с Кубанскими горцами.
2.Священник Черноморского линейного № 1 батальона Александр Иванов, за подвиги 26 мая 1840 г., при взятии Абинского укрепления на Кавказе.
3.Священник Апшеронского пехотного полка Даниил Попруженко, за подвиги в походах 1843 г. в Кавказской экспедиции.
4.Полковой священник Захария Борисов, за примерное мужество и неустрашимость в делах против Кавказских горцев в 1845 г., особенно 5 июня.
5.Протоиерей Егерского генерал-адъютанта князя Чернышева полка о. Иоанн Санжаревский, за подвиги при защите укрепления Куринского.
6.Священник пехотного Генерал-фельдмаршала князя Варшавского, графа Паскевича-Эриванского полка о. Стефан Осташкин, за отличие в сражении с горцами 25 июля 1846 г. при штурме завалов, устраненных ими на хребте Тяня.

Сведения о составе их подвигов очень скудны. Об о. Александре Иванове, полковом священнике Абинского укрепления, известно лишь то, что " во время героической обороны в мае 1840 года с крестом в руках во все продолжение штурма находился между рядами солдат" (Фелицын). Горцы, вдохноленные успехами 1840-го года по взятию черноморских укреплений, предприняли тогда две попытки взять Абинскую крепость, но потерпели поражение.

Гораздо больше известно о священнике, пришедшем на смену о. Александру Иванову - иеромонахе Паисие (Сипченко), который с 1838 по 1851 год разделял тяготы службы с гарнизоном Абинского, а затем и Георгие-Афипского укреплений, даже побывал в плену у горцев под Туапсе. За добросовестный и, так сказать, творческий подход к своим обязанностям, о. Паисий был награжден золотым наперсным крестом и орденом Св. Анны.
(Статья с сайта ККВ).
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Священники на Кавказской войне 08 нояб 2014 23:41 #3

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
Номер 4-й, протоиерей Захария Борисов, упоминается в "Воспоминаниях" Князя Дондукова-Корсакова как "Тифлисской пешей дружины священник", раненный в числе других участников геройского взятия завалов на подступах к столице Шамиля, аулу Дарго. (Вероятно, по интернету гуляет растиражированная опечатка.. tych Указанный штурм состоялся 5 июля, а не июня). Но исправлять не спешу, 5 июня того же года состоялось "дело" у горы Анчимеер, где героический батюшка тоже мог отличиться. Так что вопрос открыт.

Не ведающим тонкостей церковной иерархии довожу до сведения, что чин "протоиерей" указывает на то, что его носитель - уже немолодой, женатый священник. То есть, пока он воюет, дома ждёт семья. Конечно, семейные священники с трудом соглашались на подобное служение. Поэтому в дальнейшем на кавказскую службу стали привлекать исключительно монахов.
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 08 нояб 2014 23:45 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 11 нояб 2014 00:13 #4

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
А.Н. Дьячков-Тарасов в своём очерке "Черноморская кордонная, черноморская береговая линии и правый фланг Кавказа перед Восточною войною - в 1853 году" рассказывает об обороне Гостагаевского укрепления и между прочим, упоминает "глубокоуважаемого всем гарнизоном" иеромонаха Наума, священника церкви, находящейся в укреплении. Во время нападения горцев на укрепление 26 июля 1853 года, о. Наум постоянно находился то среди оборонявшихся казаков с крестом и со словами поддержки, то среди раненных при лазарете. За мужество и примерное исправление своих обязанностей во время обороны укрепления иеромонах Наум был награжден золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. (В приводимых выше списках почему-то не фигурирует).
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Священники на Кавказской войне 11 нояб 2014 22:36 #5

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
В Архиве Краснодарского Края хранится документ, описывающий захват в плен священника Якова Полчанинова, следствие и разданные по этому поводу оплеухи от начальства. Писан документ графом Н.И. Евдокимовым, командующим войсками Кубанской области, в 1863 году. Суть этого лишенного героизма, но характерного происшествия в следующем:

Благочинный Адагумского конного полка о. Яков Полчанинов, по долгу службы объезжая церкви своего округа, прибыв в Неберджаевскую станицу, просил тамошнего начальника есаула Стороженко дать ему на другой день конвой для сопровождения в укрепление Константиновское. Стороженко выделил священнику 35 человек конного и пешего сопровождения. ( Вообще-то и пушку было бы неплохо! crayzi ). Но по обычному разгильдяйству конные со священником и примкнувшим к нему торговцем ушли вперед, а пешая часть конвоя уже не смогла их догнать. Где-то в ущелье р. Неберджай на конницу внезапно напали горцы в количестве то ли 50, то 200 человек - мнения свидетелей разошлись. Казаки, сделав несколько выстрелов, бросились наутёк. О. Яков упал с лошади и сделался добычей горцев, которые даже не думали преследовать удиравший конвой, будучи довольны длиннополым пленником.

Казаки прибыли в укр. Георгиевское и вызвали помощь. Прискакав на место происшествия, отряд уже не застал там нападавших. Через некоторое время, как и ожидалось, горцы запросили выкуп за священника. Сделка состоялась, что описано в другом документе, "Рапорте воинского начальника Константиновского укрепления". За о. Якова было отдано 51 рубль денег, собранных казаками укрепления и сверх того, сам командир укрепления добавил свои средства, а так же пленную черкешенку с 5-ю детьми. Виновные в происшествии есаул Стороженко и трусоватые конвоиры были примерно наказаны.

Такие вот дела!
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 11 нояб 2014 23:19 #6

  • Шилов
  • Шилов аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 496
  • Спасибо получено: 67
  • Репутация: 9
Оказался не нужен поп казакам,как и черкесам kon
За горами гори, хмарою повиті,
Засіяні горем, кровію политі.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 06 март 2015 20:51 #7

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
Еще одна нитка с миру - воспоминания Филипсона о священнике, встреченном им в укр. Головинском:
Здесь я должен сказать несколько слов об иеромонахе Макарии Каменецком, личности очень оригинальной. До поступления в монахи, он был мещанином одного из городов Костромской губернии и промышлял шерстью. Он был грамотен не более, как насколько это нужно для его обиходу.

Узнав о требовании иepoмонахов на Абхазский берег, он перешел в Балаклавский монастырь Св. Георгия, посвящен там в иеромонахи и послан в укр. Головинское. Здесь он был в своей сфере. Иеромонахам Береговой Линии дозволено Синодом есть всегда мясное, крестить и венчать браки. Макарий вошел в общество офицеров, которые постоянно проводили время у него, ели и играли в карты.

Отец Макарий держал банк и постоянно получал жалованье за всю свою паству. Не смотря на то, он был бескорыстен. Все, что приобретал, уходило на гостеприимство и на пособие нуждающимся офицерам и нижним чинам. Данного кому в долг отец Макарий никогда не получал и не спрашивал.

Сам он вел жизнь трезвую, пьянства и безобразия у себя никому не позволял. Никакой церковной службы он не пропускал и при этом был очень строг: тому же мaйopy Берсеневу, во время обедни, он послал причетника сказать, что если он будет продолжать разговаривать во время службы, то он прикажет его вывести из церкви.

В случае тревоги или нападения
отец Макарий из первых являлся на сборный пункт в эпитрахили и с крестом. Никто не видал, чтобы он суетился или терял голову в опасных случаях. Всегда он находил случай сказать ободряющее слово своим спокойным и почти веселым тоном. Офицеры и нижние чины его очень любили и уважали.

В 1845 г. (кажется), он еще раз также отличился при нападении горцев, был посвящен в игумены и потребован в Петербург. Государь его очень обласкал и хотел сделать преподавателем и наставником в кадетских корпусах; но это не состоялось, потому что отец игумен оказался малограмотным, и очень не твердым в богословии. Его сделали настоятелем какого-то монастыря в Костромской губернии. Отец Макарий был лет 42-х, среднего роста, с живыми глазами и жиденькой темнорусой бородкой.
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 06 март 2015 20:53 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Священники на Кавказской войне 06 март 2015 20:59 #8

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 466
  • Репутация: 50
Интересный дядька, хотя и неграмотный. Многим современным попам есть чему у него поучиться. pop
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 06 март 2015 21:10 #9

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7509
  • Спасибо получено: 3524
  • Репутация: 186
Спасибо Марта, почитал с удовольствием.
Действительно, многим надо поучиться. На сайте журнала "КП" есть прекрасно сделанное видео, про поляну Смерти под Шапсугской.
Там, есть эпизод, когда священник-поисковик рассказывает о работе. Честно говоря, просто убило озвученное им отношение. Что русских солдат мы мол выкапываем и перезахораниваем, а немцев - бросаем.
Священник, мля. Перед богом все равны, а перед ним - нет.
Простите за отступ от темы.
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 18 март 2015 22:44 #10

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
Вот видите, поисковая работа даже священников портит.. dam!

Не совсем в тему, но вроде как к слову. В Египте, где в 4 веке был самый расцвет монашества (не такого, как сейчас, а настоящего, пещерно-пустынного), в некоторых монастырях существовал обычай не хоронить умерших по-христиански, а бросать на съедение зверям. Делалось это обычно по просьбе самих умиравших, считавших себя настолько грешными, что даже недостойными человеческого погребения.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 18 март 2015 22:58 #11

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
В противовес священникам, находящимся в "боевых точках" КВ, живущее в более спокойных условиях екатеринодарское и ставропольское духовенство находилось в "расслабленном" состоянии. В Архиве мне попалась статья, написанная священником екатеринодарского Свято-Дмитриевского храма (ныне не существующего) Максимовым, который занялся разбором документов, хранящихся в церковной канцелярии. О. Максимов (имени не указано) рассчитывал написать о подвигах своих предшественников, служивших в Дмитриевской церкви задолго до него, но вынужден был констатировать только нелицеприятные факты о мздоимстве, любочестии и любви к роскоши, которые были свойственны архиереям и многим "городским" протоиереям в то время как их собратья бедствовали в укреплениях или нищенствовали на бедных приходах вновь устраиваемых казачьих станиц. ("Известия ОЛИКО")
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 24 март 2015 14:40 #12

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
В казачьих станицах было принято "выбирать" кандидата в священники из своей среды. Этот обычай шел еще со времен переселения казаков на Кубань, когда духовенство не захотело идти вслед за ними в неведомое будущее. Поскольку "среда" казаков была не особо духовна и образована, то и священники из них получались соответствующие. Но иногда случались очень удачные "попадания". Вот такой портрет истинно казачьего священника описывает Ф. Щербина:

" В молодости о. Григорий, или как его называли казаки, отец Юрий, хоть и был грамотен и умен, но любил выпить. Во время кутежей два раза пропил несколько общинных лошадей. И вот куренная община решила обратить казака-забияку в священники, дабы он остепенился. Так и поступили казаки и не ошиблись в расчетах.

При случае, в обществе казаков, о. Юрий никогда не строил из себя смиренника,а принимал участие в веселой компании, но зато в церкви на службе он установил у казаков за собою репутацию самого строгого ревнителя веры и закона Божьяго. О. Юрий был очень своеобразной личностью, на всё смотрел с самобытной точки зрения. Если он замечал в храме, что кто-то стоит в неподобающей позе или смеется, то выходил на амвон и громко делал внушение, кем бы ни являлся нарушитель. Бывали случаи, когда в храме раздавалось грозное приказание о. Юрия церковному сторожу вывести смеющуюся дивчину и привязать её веревкой к колокольне. И сторож немедленно исполнял приказ старого священника, приговаривая: "не скаль зубов, не дразни сатану!".

Когда о. Юрий отправлял богослужение, в церкви стояла благоговейная тишина. Оригинал-священник и служил по-своему. Славянский текст он читал по-малоросски утверждая, что сам Христос говорил по-украински. Но едва ли можно было найти более религиозного и нравственного человека, чем о. Юрий. Казаки обожали его и на станичных сходах его совет оказывался решающим."
("Казачье выборное духовенство в Черномории", журнал "На Кавказе" 1902г).
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Священники на Кавказской войне 24 март 2015 14:44 #13

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7509
  • Спасибо получено: 3524
  • Репутация: 186
"Да... Были люди, в наше время... Не то, что нынешнее племя!" pop
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 24 март 2015 20:58 #14

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
Ныне какие люди, такие и pop pop ... Сейчас вас попробуй веревкой к колокольне привяжи! Бузить начнете, милицию вызывать gy-gy
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 24 март 2015 21:29 #15

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7509
  • Спасибо получено: 3524
  • Репутация: 186
Конечно будем жаловаться! А то пока попы вязать нас к колокольне будут - исцарапают невидимыми часами! gy-gy
История - это то, что было...
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 02 апр 2015 14:18 #16

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
Нашелся священник 74 ставропольского пехотного полка! rock
Читая многочисленные книжки и документы по участию сего полка в боевых действиях на Шебше и Адагуме, я стала думать, что в нем и вовсе не было священника. Оно было бы и понятно, и в то время далеко не все были религиозны, особенно среди отцов-командиров.

Но листая толстенную рукописную книгу с делами предоставляемых к наградам участников Адагумского отряда, лист через двадцать, я случайно открыла и дело "штатного священника ставропольского полка о. Иоанна Васильевича Б.. (фамилия неразборчиво). Батюшка прошагал с полком двадцать с лишним лет, имел за это орден Св. Анны, бархатные скуфью и камилавку, набедренник (церковные награды), Крест на какой-то ленте (уточню). Набор весьма скромный по сравнению с другими его духовными собратьями. Возможно, это объясняется тем, что о. Иоанн был семейным и не постоянно присутствовал на позициях. Тем не менее, в прошении командира Адагумского отряда Генерала Бабича для него испрашивается "сан протоиерея" за "участие в делах против горцев лично", "пример храбрости и самоотверженности", подаваемый священником "не только в исполнении пастырских обязанностей".
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 03 апр 2015 22:41 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: LeshaK

Священники на Кавказской войне 02 апр 2015 17:06 #17

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • Не в сети
  • Администратор
  • Сообщений: 7509
  • Спасибо получено: 3524
  • Репутация: 186
Оно было бы и понятно, и в то время далеко не все были религиозны, особенно среди отцов-командиров.
ecc ecc
Ты случайно, не спутала императорскую армию, с краснопузыми?
У каждого полка, была своя полковая церковь. В штате каждого полка, был священник.
Почитай штатную роспись по полкам.
Не религиозны? Ну тогда, в 19-ом веке, наверняка верили в Эдисона и Сименса.
История - это то, что было...
Последнее редактирование: 02 апр 2015 17:08 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 02 апр 2015 18:09 #18

  • Bender
  • Bender аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • "Почём опиум для народа?"
  • Сообщений: 1090
  • Спасибо получено: 466
  • Репутация: 50
Все были марксисты... valyaka
"Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда, в результате может вообще ничего не остаться" Е.Лец
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 02 апр 2015 18:14 #19

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
Вот как раз только что прочитала.. При Ставропольском полке в годы Кавказской войны состояла походная церковь Св. Архангела Михаила. Видимо, при ней и служил о. Иоанн. После покорения Кавказа и еще какой-то войны с Турцией полк был переброшен в Россию, где в его рядах числился уже другой священник. Значит, "наш" остался на Кавказе! sovok

Насчет "нерелигиозны" - не пустое заявление и с краснопузыми не путаю. Читала воспоминания Филипсона о Вельяминове, где он отмечал, что "Вельяминов в церковь не ходил и обрядов не соблюдал". Не то, чтобы атеист, но и не вполне православный. Так же и в казачьих поселениях не всегда была церковь по причине раскола, царившего среди первых поселенцев на Кубани.

п.с. Атеизму уже очень много лет, и появился он задолго до 1917 года. С возникновением человечества, как минимум. ne-a
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 03 апр 2015 22:41 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Священники на Кавказской войне 02 апр 2015 18:21 #20

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3056
  • Спасибо получено: 860
  • Репутация: 120
и еще: по штатному расписанию, конечно, у каждого полка была церковь. Но как выясняется, не все священники находились при полках в укреплениях. А я стараюсь собрать в этой теме сведения именно о "боевых" священниках.

Теперь надо поискать такового героя в Даховском отряде.. tych
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
  • Страница:
  • 1
  • 2