Урочище Адыхеко

Урочище Адыхеко 03 дек 2014 15:48 #1

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3323
  • Спасибо получено: 1144
  • Репутация: 136
Сегодня я раздобыла-таки давно искомую статью Н. Каменева "Урочище Адыхеко". Она лежит среди первых номеров "Кубанских областных ведомостей" за 1866 год в Краснодарской Пушкинской библиотеке. Сами газеты уже истлели, но своевременно были записаны на плёнку, которую можно просматривать на специальном аппарате в читальном зале. Копирование в любом виде запрещено. Поэтому я привожу здесь эту интересную статью не точно, но очень близко к тексту.

Напомню непомнящим, что урочище Адыхеко - это местность в районе нынешнего поселка Тхамахи.

Урочище Адыхеко.

В округе Псекупского полка, недалеко от станицы Тхамахинской находится
урочище Адыхеко, среди которого пробегает река с тем же названием,
впадающая с правой стороны в Шебш. С незапамятных времен урочище это
пользовалось особенным уважением горцев, заключая в себе "Тхачиг"
- "Божья земля", молитвенное место, священная роща.

Предание горцев о введении молитвы под открытым небом не лишено интереса.
Тем более, что в нём кроется возможность указать происхождение слова
"Адыге" (самоназвание местных племен).

В Анатолии, в окрестностях Синопа, жило неизвестное по происхождению
племя, почитавшее Тлепша - бога огня и Мезитха - бога лесов. Немногочис-
ленное, но богатое племя это управлялось старейшинами, которые, подобно
греческим жрецам, обладали знанием таинств природы, доступным только
адептам. когда в Анатолии началось распространение магометанской веры,
Пророк послал к Синопу полководца своего Хазрет-Али. Придя к Синопу, он
собрал всех старейшин и предлагал им уверовать в единого Бога. В ответ
старейшины только молчали. Разгненвавшись, Хазрет-Али хотел вынуть меч
и изрубить непокорных, но меч словно прирос к ножнам. Тогда он направил
на старейшин своего обычно верного и послушного коня, но тот не двинулся
с места. Решив, что Аллаху неугоден этот народ, Хазрет-Али уехал ни с чем.
В благодарность за чудесное избавление от насильственной перемены веры, ста-
рейшины устроили моление богу лесов под открытым небом.

Спустя много лет, в Анатолии разразилась война между христианами и
магометанами. Представители вышеназванного племени решили покинуть свою землю
и переселиться частью на Крымский полуостров, а частью - на северные склоны
Кавказского хребта. Для своего жительства последние избрали Тхамахинскую воз
вышенность и урочище Адыхеко. По берегам Черного моря в те времена жило мно-
гочисленное племя "Гоаiе" (так у автора). Они торговали и процветали,
завязали дружественные отношения с вновь прибывшими переселенцами, оценили их мудрость
и вскоре приняли и их богов, совершенно слившись с ними в культурном и
религиозном отношении. Название урочища так и переводят "Адыхеко" -
"колыбель адыгов".

Приглашаю любознательного читателя указать на какие-либо исторические факты,
может быть мгновенно возникшие из памяти, для положительного разъяснения: кто
были эти синопские выходцы, внесшие на Кавказ поклонение Тлепшу и Мезитху? Ведь
в числе народов, населяющих Кавказ, нет подобного названия (адыге), а присуще
оно только живущим в этих местах, на северо-западном склоне, племенам, причем
они очень гордятся своим именем. Горцы считают, что это пришлое племя
происходящим, как писал Шора Нагимов, от древних Антов, родственников славян.

Шапсуги, у которых было распространено это предание, чествовали священные рощи,
особенно Тхамахинскую. Здесь они собирались для молитвы об избавлении
от магометанской веры, которая уже начала насаждаться среди них
турками. Моления
сопровождались закланием баранов, развешиванием на деревьях оружия, одежды и
разноцветных тряпочек. Деревья тщательно охранялись, под страхом смерти
запрещалось брать что-либо из пожертвованного, а уж тем более отламывать сучья.
Отломанный сук священного дерева грозил смертью самому святотатцу, а срубленное
целиком - всей его фамилии. Когда магометанство уже широко распространилось по
черкесским племенам, то наряду с посещением мечети, горцы не забывали помолиться
и в роще, чем вызывали крайнее недовольство духовенства.

Когда под натиском русских приближалось окончательное покорение Кавказа, об-
манутые обещанием поддержки от Турции, черкесы стали массово принимать
магометанство. Тогда собравшийся в Тхамахинской роще народ решил вырубить свя-
щенные деревья под посевы. Вскоре в урочище Адыхеко заколосились хлебные поля,
зацвели сады и умножились аулы. Но предание о наказании за вырубленную рощу
продолжало жить среди населения.

Посреди урочища возвышался курган, в котором якобы был похоронен некто
Гену с несметными богатствами. Судя по деревьям, растущим сейчас на нем, древность
кургана не подлежит сомнению. Но он замечателен и тем, что в последнее время
стал местом собраний народа, уничтожившего священную рощу. Муллы указывали народу
на Коран, говоря, что в книге нет ни слова о почитании деревьев и наоборот, Аллаху
угодно было вырубление рощи. Ибо именно от неё происходили всякие несчастья пос-
леднего времени. Однажды на одно из таких собраний пришел старик и поведал о своем
сне, в котором Гену восстал из кургана и предрёк гибель аулам и изгнание народу,
посягнувшему на святыню.

В сентябре 1863 года отряд под начальством Наказного Атамана графа
Сумарокова-Эльстона, двинувшись в шапсугские земли, отбросил толпы шапсугов,
горячо встретивших его возле нынешней Ставропольской станицы, до самой
Тхамахи.
Затем, часть войск, быстро захватив Тхамахинскую рощу, приступила к постройке
редута и повалила остовы священных чинар при салютации из турецкого фальконета.

Шапсуги не умели воспользоваться выгодами пересеченной местности, ключ от нея
был в наших руках. Вот почему упорная, кровавая защита была невозможна среди
народа, у которого отнималась родина.

2 октября, Николай Каменев.
Ст. Ключевая.
"Факты не должны мешать нам"
Последнее редактирование: 03 дек 2014 16:09 от Марта.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.
Спасибо сказали: Bender

Урочище Адыхеко 03 дек 2014 16:21 #2

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8045
  • Спасибо получено: 3953
  • Репутация: 189
Класс. " И отправил Гену, всех... в гену огненную". ulybka
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Урочище Адыхеко 03 дек 2014 21:45 #3

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3323
  • Спасибо получено: 1144
  • Репутация: 136
Вопрос, конечно интересный... Что за "жрецы" принесли шапсугам Тлепша и Мезитха? Прям так и приехали из Анатолии с чемоданами? Почему в легенде указываются именно Анатолия и Синоп?

Синоп примечателен разве что тем, что а)был греческой колонией, б) там жил Диоген, в)в мусульманское время на его территории находился замок с тюрьмой, живописанная Элвием Челеби. Оттуда на Кавказ могли прийти разве что греки, но они никогда не отличались почитанием деревьев.

Возникает версия о христианских проповедниках, ведь из захваченной магометанами Византии в те времена могли быть изгнаны христиане. Многие из новообращенных народов бывают сбиваемы с толку словом "древо", которым в Евангелии называется деревянный крест, ставший потом символом христианства. Но ничего созвучного Тлепшу и Мезитху я не могу припомнить. Так что эта версия тоже кажется натянутой.

Может, действительно "древесную" религию принесли горцам славяне? Ведь в славянском язычестве существовали очень сходные с черкесскими обычаи почитания священных рощ. Но в этом случае Синоп придется признать не более, чем мешаниной в головах горцев, да и контакты славянских племен средней полосы с ними ничем пока не доказаны.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Урочище Адыхеко 03 дек 2014 22:03 #4

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8045
  • Спасибо получено: 3953
  • Репутация: 189
Честно говоря, Марта, у меня по другим выдержкам из Каменева, сложилось впечатление, что сказочник он. Околонаучный популярист.
Факты возвращения черкесов "из за бугра" в то время есть. Перечитай ту же тему "Кубань пренадлежит... Египту". Каменев вполне мог попутать национальный состав и исходную точку переселенцев.
Да и то. Чего из благодатных стран (а рядом были дружественные и мирные), скопом валить на дикий и негостеприимный Кавказ?
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Последнее редактирование: 03 дек 2014 22:06 от LeshaK.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Урочище Адыхеко 03 дек 2014 22:19 #5

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3323
  • Спасибо получено: 1144
  • Репутация: 136
Да Каменев тут не при чем. Он просто записал гуляющую легенду из уст какого-нибудь старца-шапсуга.

Я подозреваю, что почитание Тхамахинской рощи не такое уж древнее, а легенда эта не старше 1820-х годов, когда турки владели долиной Шебша и вдалбливали горцам ислам. Именно в урочище Адыхеко Магомет Амин устроил свое судилище - мекхеме, с тюрьмой. От турок черкесы и узнали про далекий Синоп, который ассоциировался у них со всей Турцией (там тоже тюрьма была gy-gy ). И как символ сопротивления насильственно насаждаемой религии родилась эта сказка.

А Каменев да, пишет красиво. Как и полагается газетному публицисту.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Урочище Адыхеко 03 дек 2014 22:24 #6

  • LeshaK
  • LeshaK аватар
  • на форуме
  • Администратор
  • Сообщений: 8045
  • Спасибо получено: 3953
  • Репутация: 189
Честно говоря, я вообще не вижу тут ничего, что могло бы пролить свет на что то, или послужить объектом исследования.
Так, обычная искаженная фактография, со сведениями, десятки раз помянутыми и у нас, да и по сети. С религией давно все понятно, с рощами тоже, да и с остальным.
Какая бы хрень не пришла в голову - всегда найдутся единомышленники!
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.

Урочище Адыхеко 03 дек 2014 22:49 #7

  • Марта
  • Марта аватар
  • Не в сети
  • Модератор
  • Сообщений: 3323
  • Спасибо получено: 1144
  • Репутация: 136
Я привела эту статью потому, что она описывает именно ту местность, которую мы сейчас лопатим. Все работы, распространенные в сети по вопросу почитания Тлепша-Мезитха-деревьев так или иначе ссылаются на Каменева. А полного текста - нигде. Вот и пусть висит.
"Факты не должны мешать нам"
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на форуме для участия в обсуждениях.